?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Не судите"

«Всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым» (2Кор.5,10)- пишет апостол Павел. Каждый человек предстанет перед судом Божиим, чтобы дать ответ за прожитую жизнь. Мы предстанем перед Богом в час своей смерти, а в конце человеческой истории решится вечная участь каждого. За каждым богослужением мы «просим христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом».
Какой же «добрый ответ» можем мы дать Богу? Молиться мы ленимся, каяться не умеем, довериться Промыслу Божию не решаемся, «ближних» своих не любим. Праведники выбирали для себя путь, повторяющий земную судьбу Спасителя. Путь мучеников по земле был окроплён их кровью. Преподобные подвигами подражали Гефсиманской молитве Христа, когда «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, каплющие на землю» (Лк.22, 44). Они измождали тело постом и бдением, подражая ранам Христа, учась терпению, смирению и покаянию. Ничего подобного о мы о себе не скажем. Чем же питать нашу надежду на прощение грехов? Какой крест избрать для себя, чтобы хватило сил понести его?
Господь указывает простой и лёгкий путь к спасению: «не судите, и вас не осудят» (Мф.7,1). Он не требует от нас мученичества, не требует безмолвия, юродства или столпничества. Христос заповедует: «не судите и не будете осуждены». Обещание Христа непреложно. Книга «Лавсаик» рассказывает как умирал один из иноков в монастыре. В час смерти лицо старца озарила радость. «Разве ты не боишься дать ответ Богу?» - спрашивали его братья. «Не боюсь, ибо в жизни никого не осудил. Христос верен Своему обещанию, и не осудит меня».
Что значит «не судить?». Это слово понимается не однозначно. С грехопадения Адама человек призван различать добро и зло, следовать доброму и отвергать злое. Этот принцип определяет содержание этики. Как различаем и осуждаем грех в себе, так обязаны различать в другом. Видеть совершающийся грех и признавать его грехом не является грехом осуждения. Чёрное нельзя назвать белым. Грех должен быть осуждён всегда и везде, а грешника судить не наша задача. Первая трудность- различить грешника от его греха и не смешать осуждение греха с пониманием человеческой немощи.
Признав зло злом, мы встречаемся со второй трудностью: сказать об этом или не сказать? Своим детям или ученикам мы обязаны указать на их недостойный поступок. Постороннему человеку указывать мы не обязаны, но при некоторых обстоятельствах Христос допускает: «свидетельствуй о зле» (Ин.18, 23). Прежде, чем сказать, надо обдумать как сказать. Сказать можно всё, нужно только облечь слова в правильную форму, что бы свидетельство принесло плод.
Ещё большего размышления требует публичное высказывание, чтобы свидетельство не оказалось пустым оскорблением или клеветой.
Безусловно грехом осуждения является злословие, пустое «перемывание косточек» своего соседа, сослуживца и прочих, не приносящее никому никаких плодов. Это грех, который следует приносить на исповедь. Часто он встречается среди бабушек, праздно сидящих на лавочках у подъезда, на кухонных втречах, при перекурах от безделья и душевной пустоты.
Спасает от осуждения только одно средство: уклоняться от празднословия. Отец Сергий Желудков обычно приходил побеседовать на разные темы, которые его волновали, но как только разговор переходил на конкретного человека, сразу поднимался, говорил : «ну, мне пора» и надевал своё тяжёлое пальто. Надо учиться молчать, когда сказать нечего.

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
22 июн, 2012 14:29 (UTC)
"Не судите"
Пользователь balytnikov сослался на вашу запись в «"Не судите"» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
livejournal
22 июн, 2012 14:55 (UTC)
"Не судите"
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в «"Не судите"» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
avia_gorizont
22 июн, 2012 16:33 (UTC)
А что такое "довериться Промыслу Божию (не решаемся)" ? Пустить все на самотек?
adelgeim
22 июн, 2012 17:23 (UTC)
довериться Промыслу Божию
Это не "самотёк", а готовность принять из рук Божиих свою судьбу. Христиане верят в личные отношения с Богом. Промысл Божий может действовать в истории, и может действовать в личной судьбе.
livejournal
22 июн, 2012 18:53 (UTC)
Для себя на память
Пользователь rockunomia сослался на вашу запись в «Для себя на память» в контексте: [...] Originally posted by at "Не судите" [...]
slavinamira
22 июн, 2012 19:10 (UTC)
Спаси Господи, Батюшка, все предельно ясно, дай Бог силы и трезвения следовать этому!
lu_lik
22 июн, 2012 23:04 (UTC)
Спасибо, батюшка.
думаю, что так как Вы описали, как вставал и уходил о.Сергий, вот так же от нас отходит Дух Божий, когда мы обмываем кому-то косточки...
mancubus_test
23 июн, 2012 04:03 (UTC)
Спасибо за интересную статью.
alexeisem
23 июн, 2012 07:29 (UTC)
Не судите Господь говорит к тем, кто не разумеет чего или кого или за что судит, а разумеющим сказал - судите судом праведным.

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23, 23).

1~Петр~4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подверглись суду по человеку плотию, жили бы по Богу духом.
adelgeim
25 июн, 2012 10:43 (UTC)
судите судом праведным
Суд совести опирается на этические нормы. Он обличает грех. Есть суд, регулирующий общественные отношения, карающий преступления. Он опирается на существующие в этом обществе законы. Это принципиально разный смысл и задачи суда. Евангельские цитаты допускают неоднозначное толкование.
livejournal
23 июн, 2012 15:39 (UTC)
Надо учиться молчать...
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Надо учиться молчать...» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
яздесь коллайдер
24 июн, 2012 04:18 (UTC)
Все славяне гнилые, ненастоящие христиане. Читая в Библии слова «человек грешен», вы эти слова сразу поворачиваете на соседа, который живет выше вас или через дорогу, на его жену и детей, на священника в своем селе, который по вашему делает что-то не по вере. Тогда как эти слова надо читать «я грешен». И все. Любые попытки в себе повернуть на других надо беспощадно пресекать и в продолжение этого жить по правилу – во всем что случилось в мире виноват только я один. Об этом библейская заповедь «не суди». «Не суди» потому что тебе никогда не видно отношения другого с Богом. Заповедь «не укради» не для сохранения собственности, милостыню ты даешь не для спасения нищих. Укравши ты себя уничтожаешь, не нищий тебя должен благодарить а ты нищему должен быть благодарен что дал тебе возможность понять что ты милосерден. Заповеди Божьи это не юридические нормы, которые ты должен заучить и одно из предназначений христианской веры в том, чтобы ты Заповеди Божьи сам переоткрыл в себе.
adelgeim
25 июн, 2012 10:31 (UTC)
яздесь коллайдер
Заповеди Божии-это нравственные нормы, имеющие божественный авторитет, и должны быть ориентиром в наших отношениях с Богом и людьми. Основная задача заповедей: научить человека рзличать добро и зло.
alexeisem
25 июн, 2012 20:10 (UTC)
У меня сегодня умерла мама 87 лет, все рассуждения кончились, осталась одна молитва.... Прошу и ваших молитв о рабе Божьей Лидии.
Упокой Господи!
adelgeim
25 июн, 2012 22:15 (UTC)
Обязательно помолюсь о рабе Божией Лидии. Да примет её душу Господь в свои вечные кровы и упокоит со святыми.
(без темы) - alexeisem - 29 июн, 2012 01:39 (UTC) - Развернуть
infin56
26 июн, 2012 13:39 (UTC)
Отсюда http://www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm
Но главный вопрос, который хочется поставить уставщичеству, это о том, как он отвечает на обе заповеди Христовы о любви к Богу и о любви к людям. Есть ли в нём место для них? Где в нём человек, к которому снизошел Христос? Если предположить, что в нём зачастую выражается своеобразная любовь к Богу, то всё же трудно увидеть, каким путем идет оно к любви к людям. Христос, отворачивающийся от книжников и фарисеев, Христос, идущий к грешникам, блудницам и мытарям, вряд ли является Учителем тех, кто боится запачкать чистоту своих риз, кто целиком предан букве, кто блюдет только устав, кто размеряет всю свою жизнь по уставу. Они чувствуют себя духовно здоровыми, потому что исполняют все предписания духовной гигиены, а Христос сказал нам, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. В самом деле, - сейчас имеются у нас две цитадели такого православия, православия традиционного, уставного, святоотеческого и отеческого, - Афон и Валаам. Мир отрешенных от нашей суеты и грехов, мир верных слуг Христовых, мир Боговеденья и созерцания. Чем этот мир святости болеет сейчас? Как он смотрит на раздирающие нас современные беды, - на новые учения, на ереси, может быть, на нужду, на гибель, на гонение Церкви, на мучеников в России, на попрание веры во всём мире, на оскудение любви? Что всего больше тревожит эти острова избранных, эти вершины православного духа? Перед ними, как самое главное, самое насущное, самое злободневное, стоит вопрос о новом и старом стиле в Богослужении. Это то, что раскалывает их на партии, то, за что они проклинают инакомыслящих, то, что определяет меру вещей. Трудно говорить применительно к этому вопросу о любви, - она как-то вне нового и вне старого стиля. Но можно, конечно, сказать, что Сын Человеческий был Господином субботы, и нарушал эту субботу именно во имя любви. А там, где ее нарушить не могут, - там не могут этого сделать, потому что нету этого во имя, нету любви. Уставщичество являет себя тут как рабство субботе, а не как путь Сына Человеческого. И поистине есть что-то угрожающее и зловещее в том, что именно на Афоне и на Валааме, в вековых центрах православной подлинной духовности, человек может найти ответ только на один вопрос из всех поставленных жизнью, - по старому или по новому стилю должна жить Церковь. Вместо Бога живого, вместо Христа распятого и воскресшего не имеем ли мы тут дела с новым идолом, который в новом язычестве являет себя спорами о стилях, уставами, правилами, запретами, торжествующей над Сыном Человеческим субботой? Страшно идолопоклонство в миру, когда оно предает Христа во имя государства, нации, социальной идеи, маленького буржуазного комфорта и благополучия. Еще страшнее идолопоклонство в Церкви, когда оно подменяет любовь Христову блюдением субботы.
( 38 комментариев — Оставить комментарий )