?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Не судите"

«Всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым» (2Кор.5,10)- пишет апостол Павел. Каждый человек предстанет перед судом Божиим, чтобы дать ответ за прожитую жизнь. Мы предстанем перед Богом в час своей смерти, а в конце человеческой истории решится вечная участь каждого. За каждым богослужением мы «просим христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом».
Какой же «добрый ответ» можем мы дать Богу? Молиться мы ленимся, каяться не умеем, довериться Промыслу Божию не решаемся, «ближних» своих не любим. Праведники выбирали для себя путь, повторяющий земную судьбу Спасителя. Путь мучеников по земле был окроплён их кровью. Преподобные подвигами подражали Гефсиманской молитве Христа, когда «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, каплющие на землю» (Лк.22, 44). Они измождали тело постом и бдением, подражая ранам Христа, учась терпению, смирению и покаянию. Ничего подобного о мы о себе не скажем. Чем же питать нашу надежду на прощение грехов? Какой крест избрать для себя, чтобы хватило сил понести его?
Господь указывает простой и лёгкий путь к спасению: «не судите, и вас не осудят» (Мф.7,1). Он не требует от нас мученичества, не требует безмолвия, юродства или столпничества. Христос заповедует: «не судите и не будете осуждены». Обещание Христа непреложно. Книга «Лавсаик» рассказывает как умирал один из иноков в монастыре. В час смерти лицо старца озарила радость. «Разве ты не боишься дать ответ Богу?» - спрашивали его братья. «Не боюсь, ибо в жизни никого не осудил. Христос верен Своему обещанию, и не осудит меня».
Что значит «не судить?». Это слово понимается не однозначно. С грехопадения Адама человек призван различать добро и зло, следовать доброму и отвергать злое. Этот принцип определяет содержание этики. Как различаем и осуждаем грех в себе, так обязаны различать в другом. Видеть совершающийся грех и признавать его грехом не является грехом осуждения. Чёрное нельзя назвать белым. Грех должен быть осуждён всегда и везде, а грешника судить не наша задача. Первая трудность- различить грешника от его греха и не смешать осуждение греха с пониманием человеческой немощи.
Признав зло злом, мы встречаемся со второй трудностью: сказать об этом или не сказать? Своим детям или ученикам мы обязаны указать на их недостойный поступок. Постороннему человеку указывать мы не обязаны, но при некоторых обстоятельствах Христос допускает: «свидетельствуй о зле» (Ин.18, 23). Прежде, чем сказать, надо обдумать как сказать. Сказать можно всё, нужно только облечь слова в правильную форму, что бы свидетельство принесло плод.
Ещё большего размышления требует публичное высказывание, чтобы свидетельство не оказалось пустым оскорблением или клеветой.
Безусловно грехом осуждения является злословие, пустое «перемывание косточек» своего соседа, сослуживца и прочих, не приносящее никому никаких плодов. Это грех, который следует приносить на исповедь. Часто он встречается среди бабушек, праздно сидящих на лавочках у подъезда, на кухонных втречах, при перекурах от безделья и душевной пустоты.
Спасает от осуждения только одно средство: уклоняться от празднословия. Отец Сергий Желудков обычно приходил побеседовать на разные темы, которые его волновали, но как только разговор переходил на конкретного человека, сразу поднимался, говорил : «ну, мне пора» и надевал своё тяжёлое пальто. Надо учиться молчать, когда сказать нечего.

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
22 июн, 2012 14:29 (UTC)
"Не судите"
Пользователь balytnikov сослался на вашу запись в «"Не судите"» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
livejournal
22 июн, 2012 14:55 (UTC)
"Не судите"
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в «"Не судите"» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
avia_gorizont
22 июн, 2012 16:33 (UTC)
А что такое "довериться Промыслу Божию (не решаемся)" ? Пустить все на самотек?
adelgeim
22 июн, 2012 17:23 (UTC)
довериться Промыслу Божию
Это не "самотёк", а готовность принять из рук Божиих свою судьбу. Христиане верят в личные отношения с Богом. Промысл Божий может действовать в истории, и может действовать в личной судьбе.
avia_gorizont
22 июн, 2012 17:28 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
А чем ждать не проще самому свою судьбу делать? На Бога надейся, а сам не плошай - как известно.
adelgeim
22 июн, 2012 17:37 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а можете строить свою судьбу сами, как Вам понравится.
avia_gorizont
22 июн, 2012 17:41 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Так для чего тогда вы говорите о доверии Богу, если подтверждаете, что можно и самому строить свою судьбу?
adelgeim
22 июн, 2012 19:58 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Уже ответил: Вы свободны поступать как хотите. Каждый из нас делает свой выбор.
avia_gorizont
22 июн, 2012 20:11 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Хорошо, зайду с другой стороны, что принципиально нового дает это доверие? Можно на личном примере, почему вы сделали свой выбор.
adelgeim
23 июн, 2012 09:07 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Доверие лежит в основе всех личных отношений, как с Богом, так и с людьми. Подумайте, как Вы выбираете себе друга, жену, партнёра. Выбираете того, кому доверяете. Почему именно этому, а не другому? Причины не столько внешние, сколько внутренние-симпатия, общие интересы, интуиция... Избранный не всегда оправдывает доверие, возможны ошибки и разочарование, но выбирать приходится, если есть потребность в общении. Так доверяемся мы и Промыслу (заботе) Божиему, хотя нам бывает трудно принять путь, которым нас Бог ведёт. Иногда не согласны, спорим, ропщем. Выбираем вседа сами, мы свободны в своём выборе, чтобы потом ни на кого не жаловаться.
avia_gorizont
23 июн, 2012 10:17 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Спасибо, я уловил вашу мысль. Задаю корректирующие вопросы.
1) Но выбирая жену или друга, прежде чем довериться, я вижу кому довериться, т.е. я вижу реальное существо. Общаюсь с ним, присматриваюсь к нему во время каких-то совместных дел и только потом я понимаю что он мне подходит или не подходит. А Бога никто не видел. Более того, у всех какой-то свой Бог - кто как сумел его себе представить. Так кому мы на самом деле доверяем, где правильно настроенный эталон? А то ведь внутренний компас может давать серьезную погрешность от разных магнитных аномалий в голове.
2) В чем отличие "доверять промыслу" от нежелания решать свои проблемы - проще говоря лени? По моим наблюдениям последнее характерно для многих верующих.

adelgeim
23 июн, 2012 23:34 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Как о человеке, так и о Боге могут быть верные или ошибочные представления. Мы видим телесный образ, о внутреннем мире можем лишь предполагать с некоторой вероятностью. Апостол Павел пишет:"Кто знает о человеке, что есть в человеке? Только дух человека, живущий в нём. Так и Божие никто не знает, только Дух Божий". Наши представления о человеке не всегда совпадают с реальностью. Человек также непостижим, как и Бог. Его внутренняя жизнь погружена в тайну. Мы сами себя знаем не вполне. При внимательном наблюдении нам открываются новые стороны и качества, которых прежде в себе не знали. Тем более это касается других людей. Мы ошибаемся и разчаровываемся в людях. Бога не выбирают. Он один, другого не может быть по определению. Знать о Нём можно в той мере, в какой ОН открывает Себя в объективном Откровении и в личном опыте общения.
2.Доверие Промыслу-это подвиг веры человека, принявшего ответственность за своё доверие, а лень и страх самому решать свои проблемы возникает от безответственности.
avia_gorizont
24 июн, 2012 05:36 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Ясно. Спасибо за ваши ответы.
mancubus_test
23 июн, 2012 04:04 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
У меня другой вопрос возник -
как мне узнать, доверился ли я Промыслу Божьему?
adelgeim
23 июн, 2012 09:21 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
На этот вопрос только совесть может ответить. При ответе на такой вопрос человек может обманываться. Там, где есть вера, неизбежны сомнения, ибо вера - всегда риск, на который мы идём сознательно. Риск может оправдаться или нет. Поэтому вера-подвиг, который заслуживает награды. Разобраться в своём собственном внутреннем мире не просто. Нужны опыт, наблюдение и рассуждение.
mancubus_test
25 июн, 2012 18:16 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Отец Павел, я немного не о том. Риска для себя я никакого не вижу, так как не просто верю (это немного не то слово), а знаю о присутствии Бога в своей жизни, как и в жизни любого другого человека. Этому предшествовало множество того, что я сам назвал бы "личными знамениями", то есть некие последовательности событий, которые, будучи рассказанными, ничего никому не докажут, но привели меня окончательно к тем мыслям и тому восприятию, которое сейчас есть. То есть я ощущаю Бога как некую объективную реальность, когда мне что-то нужно, я прошу Его, и благодарю за любые события, которые происходят - не за так называемые "хорошие", а за весь мудрый план (который и называется, как я понимаю, Промысел Божий) относительно своей, в частности, жизни. У меня нет потребности осознавать этот план (да я и не могу этого сделать), поскольку я убежден в его мудрости и целенаправленности. Поэтому и благодарю постоянно, правда только мысленно. К тому же так называемый "риск" - это возможность что-либо потерять, а те же самые знамения убедили меня в полной пустоте и незначительности жизни без Бога, то есть и с этой точки зрения я ничем не рискую, и никакого блаженства (о котором говорит следующий оратор) в жизни без Бога не вижу.

И награды здесь мне тоже не надо. Награда уже есть - зная о Божьем Промысле, я перестал бояться и беспокоиться о чем-либо в своей жизни. Появилась какая-то особая уверенность и свобода, которой раньше никогда не было, и которая, как я теперь понимаю, единственно возможна. Это помогает мне во всем - повседневных делах, работе, и т.п. И это и есть награда, которая только и может быть здесь. К тому же я понимаю, что Бог меня щадит и не дает мне каких-то сверхъестественных испытаний, за что Ему опять же огромное спасибо.

Вопрос в другом. Во-первых, полностью поменявшись внутренне (как мне кажется), я абсолютно не поменялся внешне - я подвержен вредным привычкам, курю, пью, сквернословлю (иногда даже кощунствую), меня сложно назвать человеком правильным и положительным. Некоторые внешние изменения конечно есть - я навсегда покончил со злостью, завистью и подобными вещами (и в разговоре, и в делах), я просто не вижу повода их чувствовать, что бы ни происходило вокруг, и это тоже Бог охраняет, как я думаю, за что ему опять спасибо, но это кто-то замечает, а кто-то нет. Людям (кому могу) я об этом рассказываю и стараюсь убедить, правда круг общения такой, что в основном все воспринимают это как некую временную шалость, пытаются спорить, но безуспешно ) В церкви за свою жизнь я был может пару раз и безо всяких мыслей (как в музее примерно, как многие бывают), но сейчас точно знаю (как будто кто-то говорит об этом), что мне нужно туда зайти для того, чтобы просто постоять (обычаев я не знаю вообще, хотя и крещеный в детстве), правда всё никак не получается, но будет, и скоро, если того Бог захочет.. Вопрос вот в чем - мне кажется, что я для чего-то предназначен Богом, но не пойму для чего, и даже не пойму, как я могу это понять. Может, я недостаточно доверяю Промыслу Божьему? При всём этом я доверяю и согласен со всем, что будет, но отсутствие действий с моей стороны меня как-то смущает..

Edited at 2012-06-25 18:17 (UTC)
adelgeim
26 июн, 2012 03:37 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Каждый христианин получает в крещении дар Святого Духа, как апостолы в день пятидесятницы. Не может быть без-дарного христианина. Этот дар необходимо хранить и растить, как в притчах о талантах и минах. Одни
приумножили свой талант, а другой не хотел рисковать, зарыл в землю и потерял, что получил. Пока росток мал, не видно, что получится, когда он расцвет. Если не беречь, засохнет. Так и дар Духа необходимо растить в подвиге. Приходится себя ковать, как железо, огнём и молотом. Так выковывали себя святые. Бросить пить и курить, не сквернословить и шаг за шагом, молясь Богу о помощи, шагать по ступенькам выше и выше к Царству Божию. Ходить в церковь-не повинность, а радость и помощь. Без причащения Тела и Крови Христовых, как без солнца в темноте подвала, росток не будет зелёным, но чахлым и бледным. Положить начало жизни в Боге, а дальше...расти и расти до неба. Для Царства Божия предназначен каждый человек в своём качестве:"Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира"-скажет Христос в день Страшного Суда.
fi1618
26 июн, 2012 14:39 (UTC)
Потребность в причастии
"Ходить в церковь-не повинность, а радость и помощь. Без причащения Тела и Крови Христовых, как без солнца в темноте подвала, росток не будет зелёным, но чахлым и бледным."
Для меня, как раз, тяжкая повинность ходить в церковь и выстаивать службы, думая про себя, когда все это кончиться.
Нет, иногда, бывает конечно, потребность поплакаться перд иконой, а так--повинность.
Нет у меня потребности в причастии, делаю это, потому что так все советуют, но причаститься самому потребности нет и никогда не было. Не вру.
adelgeim
26 июн, 2012 19:46 (UTC)
Re: Потребность в причастии
Радость молитвы, радость творчества, радость материнства-они приходят как плоды труда и его усилий. Помощь приходит тоже к тому, кто трудится. Невозможно помочь тому, кто не созидает свою молитву.
belokrylaya
26 июн, 2012 20:19 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Не может быть без-дарного христианина.

Какая неожиданная мысль. Смакую её в дополнение к мысли, что не может быть богооставленного человека - даже в полном отчаянии всегда что-то дано, даже горькое - даром, но человек не бывает оставлен ни с чем.

Edited at 2012-06-26 20:25 (UTC)
fi1618
25 июн, 2012 04:45 (UTC)
Re: довериться Промыслу Божию
Бессмысленно доверяться или не доверяться промыслу Божию, он объективно существует, наше субъективное отношение к промыслу Божию ничего не изменит. Вопрос в вере в существование промысла Божия т.е. в Бога и что мы из ничтожества мы воззваны для блажентсва, а не для вечной муки
fi1618
24 июн, 2012 13:48 (UTC)
Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а може
"Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а можете строить свою судьбу сами, как Вам понравится."
Сдается,что доверятьтся промыслу Божию или строить свою судьбу самому, данные тезисы никак между собой не связаны, и, с точки зрения формальной логики, не находятся в отношении ни противоположности , ни противоречия. Проблема в том, что феномен "судьбы" или "промысла Божия" не зависит от наших действий или бездействия. Ситуацию иллюстрирует поговорка: "Кому быть повешенным, тот не утонет."
Феномен промысла Божия абсолютен, он знает нашу судьбу от небытия до пакибытия (пакибытие--новое бытие, век грядущий). Как бы мы не барахтались, наше предвидение весьма и весьма ограничено. Вы идете на работу, ничего плохого не предвидете, а на голову падает метеорит и личная судьба решена.
Нельзя сравнивать несравнимые категории, срещивать ежа и ужа.
Но, из того факта, что категории промысла Божия и категории личного предвидения несравнимы и несопоставимы, следует, что две крайние позиции, основывающиеся на формальной логике:
1.Ничего не делание (что на роду написано так и будет)
2. Позиция Тантала: "Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого.",--попытка обмануть промысел Божий,
Никак не связаны из за ложной посылки, что промысел Божий и собственное разумение есть связанные категории.
adelgeim
25 июн, 2012 10:19 (UTC)
Re: Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а мо
Если мы вступаем во взаимоотношения с Личностью, которая любит нас и готова позаботиться о нас, совсем не безразлично, согласен я довериься или нет. Бог признаёт нашу свободу. Бог существует не только объективно, Он вступает в личные отношения с человеком. Если бытие безлично, Промысла не может быть и судьба человека фатальна. Христиане-не фаталисты, мы верим в Промысел Божий и судьбу свою созидаем вместе с Богом. Разумеется, это проблема веры, и может быть обоснована только личным опытом и свидетельством. У фаталиста другая вера, и она имеет право существовать, как любое переживание человека.
fi1618
25 июн, 2012 10:55 (UTC)
Re: Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а мо
Тем не менее, вы не будете отрицать, что описанная ситуация с метиоритом, когда незавимо от человеческой воли прерывается его жизнь, не вписывается в рамки личных взаимоотношений Бога и человека. Шел человек, верил, созидал вместе Богом, и трах бах метеорит и конец. Естественно, даже в этом, предельном случае, в пику, можно выстроить богословскую теорию про грешную натуру, что мол она послужила причиной, в каждом даже святом можно грехов накопать, что будет "Первым есмь аз" грешником. Не проще ли другое, (все,гениальное просто, правда, наоборот, не всегда верно), такова была задумка Бога изначально.
adelgeim
25 июн, 2012 16:05 (UTC)
Re: Вы -свободный человек, и можете довериться Богу, а мо
Вас увлекает проблема предопределения, которая, вам кажется несовместимой с идеей свободы. Умирает каждый человек, а когда и какая смерть его посетит, мы не знаем. Это в ведении Бога. Как бы я не был свободен, смерть завершит мой путь на земле. Только в этом смысле существует предопределённость, но я бы избежал этого термина, чтобы не вносить путаницу, и назвал её закономерностью, действущей в падшем мире. Моя свобода не физическая, а духовная, свобода совести. Физическая жизнь с её пределами и качеством мне не подвластна. Её определяет Бог. Но моё отношение к бытию для Бога значимо. Физически я беспомощен и перед смертью и перед болезнями и перед страданиями- это всё последствие грехопадения.
livejournal
22 июн, 2012 18:53 (UTC)
Для себя на память
Пользователь rockunomia сослался на вашу запись в «Для себя на память» в контексте: [...] Originally posted by at "Не судите" [...]
slavinamira
22 июн, 2012 19:10 (UTC)
Спаси Господи, Батюшка, все предельно ясно, дай Бог силы и трезвения следовать этому!
lu_lik
22 июн, 2012 23:04 (UTC)
Спасибо, батюшка.
думаю, что так как Вы описали, как вставал и уходил о.Сергий, вот так же от нас отходит Дух Божий, когда мы обмываем кому-то косточки...
mancubus_test
23 июн, 2012 04:03 (UTC)
Спасибо за интересную статью.
alexeisem
23 июн, 2012 07:29 (UTC)
Не судите Господь говорит к тем, кто не разумеет чего или кого или за что судит, а разумеющим сказал - судите судом праведным.

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23, 23).

1~Петр~4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подверглись суду по человеку плотию, жили бы по Богу духом.
adelgeim
25 июн, 2012 10:43 (UTC)
судите судом праведным
Суд совести опирается на этические нормы. Он обличает грех. Есть суд, регулирующий общественные отношения, карающий преступления. Он опирается на существующие в этом обществе законы. Это принципиально разный смысл и задачи суда. Евангельские цитаты допускают неоднозначное толкование.
livejournal
23 июн, 2012 15:39 (UTC)
Надо учиться молчать...
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Надо учиться молчать...» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Не судите" [...]
яздесь коллайдер
24 июн, 2012 04:18 (UTC)
Все славяне гнилые, ненастоящие христиане. Читая в Библии слова «человек грешен», вы эти слова сразу поворачиваете на соседа, который живет выше вас или через дорогу, на его жену и детей, на священника в своем селе, который по вашему делает что-то не по вере. Тогда как эти слова надо читать «я грешен». И все. Любые попытки в себе повернуть на других надо беспощадно пресекать и в продолжение этого жить по правилу – во всем что случилось в мире виноват только я один. Об этом библейская заповедь «не суди». «Не суди» потому что тебе никогда не видно отношения другого с Богом. Заповедь «не укради» не для сохранения собственности, милостыню ты даешь не для спасения нищих. Укравши ты себя уничтожаешь, не нищий тебя должен благодарить а ты нищему должен быть благодарен что дал тебе возможность понять что ты милосерден. Заповеди Божьи это не юридические нормы, которые ты должен заучить и одно из предназначений христианской веры в том, чтобы ты Заповеди Божьи сам переоткрыл в себе.
adelgeim
25 июн, 2012 10:31 (UTC)
яздесь коллайдер
Заповеди Божии-это нравственные нормы, имеющие божественный авторитет, и должны быть ориентиром в наших отношениях с Богом и людьми. Основная задача заповедей: научить человека рзличать добро и зло.
alexeisem
25 июн, 2012 20:10 (UTC)
У меня сегодня умерла мама 87 лет, все рассуждения кончились, осталась одна молитва.... Прошу и ваших молитв о рабе Божьей Лидии.
Упокой Господи!
adelgeim
25 июн, 2012 22:15 (UTC)
Обязательно помолюсь о рабе Божией Лидии. Да примет её душу Господь в свои вечные кровы и упокоит со святыми.
alexeisem
29 июн, 2012 01:39 (UTC)
СПАСИ ГОСПОДИ, БАТЮШКА ПАВЕЛ!
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН, ВЕРУЮ, ВСЁ У ВАС РАЗРЕШИТСЯ ВО БЛАГО! ИСТИННО!
infin56
26 июн, 2012 13:39 (UTC)
Отсюда http://www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm
Но главный вопрос, который хочется поставить уставщичеству, это о том, как он отвечает на обе заповеди Христовы о любви к Богу и о любви к людям. Есть ли в нём место для них? Где в нём человек, к которому снизошел Христос? Если предположить, что в нём зачастую выражается своеобразная любовь к Богу, то всё же трудно увидеть, каким путем идет оно к любви к людям. Христос, отворачивающийся от книжников и фарисеев, Христос, идущий к грешникам, блудницам и мытарям, вряд ли является Учителем тех, кто боится запачкать чистоту своих риз, кто целиком предан букве, кто блюдет только устав, кто размеряет всю свою жизнь по уставу. Они чувствуют себя духовно здоровыми, потому что исполняют все предписания духовной гигиены, а Христос сказал нам, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. В самом деле, - сейчас имеются у нас две цитадели такого православия, православия традиционного, уставного, святоотеческого и отеческого, - Афон и Валаам. Мир отрешенных от нашей суеты и грехов, мир верных слуг Христовых, мир Боговеденья и созерцания. Чем этот мир святости болеет сейчас? Как он смотрит на раздирающие нас современные беды, - на новые учения, на ереси, может быть, на нужду, на гибель, на гонение Церкви, на мучеников в России, на попрание веры во всём мире, на оскудение любви? Что всего больше тревожит эти острова избранных, эти вершины православного духа? Перед ними, как самое главное, самое насущное, самое злободневное, стоит вопрос о новом и старом стиле в Богослужении. Это то, что раскалывает их на партии, то, за что они проклинают инакомыслящих, то, что определяет меру вещей. Трудно говорить применительно к этому вопросу о любви, - она как-то вне нового и вне старого стиля. Но можно, конечно, сказать, что Сын Человеческий был Господином субботы, и нарушал эту субботу именно во имя любви. А там, где ее нарушить не могут, - там не могут этого сделать, потому что нету этого во имя, нету любви. Уставщичество являет себя тут как рабство субботе, а не как путь Сына Человеческого. И поистине есть что-то угрожающее и зловещее в том, что именно на Афоне и на Валааме, в вековых центрах православной подлинной духовности, человек может найти ответ только на один вопрос из всех поставленных жизнью, - по старому или по новому стилю должна жить Церковь. Вместо Бога живого, вместо Христа распятого и воскресшего не имеем ли мы тут дела с новым идолом, который в новом язычестве являет себя спорами о стилях, уставами, правилами, запретами, торжествующей над Сыном Человеческим субботой? Страшно идолопоклонство в миру, когда оно предает Христа во имя государства, нации, социальной идеи, маленького буржуазного комфорта и благополучия. Еще страшнее идолопоклонство в Церкви, когда оно подменяет любовь Христову блюдением субботы.
( 38 комментариев — Оставить комментарий )