?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианин призван жить с Богом и по-Божьи, достойно звания христианина. Так в жизни христианина возникают две жизненные задачи. Во-первых, знать Бога. Во-вторых, служить Ему.
Чтоб Бога знать, быть должно Богом.
Но чтоб любить и чтить Его,
Довольно сердца одного.*
Понятие о Боге имеет два источника. О первом источнике учитель церкви Тертуллиан говорит: «душа по природе христианка». Человек создан по образу Божию, и стремление к Первообразу укоренено в его природе: «Как олень стремится к источнику вод, так жаждет Бога душа моя»,- говорит псалмопевец Давид.
Наша интуиция выявляет неосознанное стремления души к Богу:
«Образ Твой, мучительный и зыбкий
я не мог в тумане разгадать.
Господи, сказал я по ошибке,
сам не думая того сказать.
Божье имя, как большая птица,
вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
и пустая клетка позади». **
Зрячим источником богопознания является Откровение Бога о Самом Себе. Христос говорит: «Никто не знает Сына, токмо Отец. И Отца никто не знает, токмо Сын, и кому хочет Сын открыть». Евангелие открывает Бога, молитва вводит христианина в опыт созерцания Бога. Символ Веры излагает христианское понятие о Боге. Так Бог открывает человеку всё, что необходимо знать, чтобы пребывать в Боге.
Символ Веры- не молитва. Это христианское понятие о Боге, из которого, как из корня, вырастают все христианские понятия и вся полнота христианской культуры. Из понятия о Боге Отце, Сыне и Духе вырастает христианская европейская культура, которая отличается от всех других: мусульманской, буддийской, иудейской, еллинской. Раскрывается смысл слов Христа: «Всё Мне предано Отцом Моим».
Путь к Богу в христианстве лежит через Единородного Сына Его. Христос призывает всех к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». При этом Господь указывает средство, которое необходимо употребить христианину: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и найдёте покой душам вашим».
Иго, которое нужно понести- крест Христов. Так объясняет стихира из чина погребения: «Крест, яко ярмо вземше». Символически мы всегда носим на груди нательный крестик, но несение креста должно стать содержанием жизни.
Тогда Христос становится Соучастником нашего подвига, и мы вместе с Ним несём крест, узнавая в опыте христианской жизни, что «бремя Его легко», если понести вместе со Христом, приняв как дар Божий, приводящий в жизнь вечную.

* Крылов И.А.
** Мандельштам О.Э.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
adelgeim
30 июн, 2012 13:53 (UTC)
События взволновавшие и волнующие
По первому делу, Легойда формально прав: пока осуждённых нет, не за кого Патриарху ходатайствовать. Лукавит он, что РПЦ не требовала их осуждения. Выступления церковных чиновников, например, неоднократные выступления прот. Чаплина опубликованы. Кажется, в тюрьму к девушкам никто из священников так и не пошел? Так что разговор о покаянии тоже лукавый. Перед кем они в тюрьме могут каяться? РФ и РПЦ никак не могут договориться, что делать, вот девушки и сидят.
Не знаю, чем вызвана вспышка второго дела. Вроде костер погас, но кто-то его снова раздувает, зачем? Самое разумное для Патриархии было бы не ввязываться в полемику, чтобы всё утихло. Это наименьшие потери.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
2 июл, 2012 20:36 (UTC)
Re: События взволновавшие и волнующие
Увы, попрежнему "покой нам только снится". Бродит точило и осенью может расплескаться.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
ivankravtsov
2 июл, 2012 18:48 (UTC)
Потрясающе.
Проникся.
Хотя, Символ Веры, разве понятие ТОЛЬКО о Боге?
adelgeim
2 июл, 2012 20:33 (UTC)
ТОЛЬКО о Боге?
О каждом из трёх Лиц святой Троицы, о Церкви, едином крещении, воскресении мертвых и жизни будущего века.
ivankravtsov
3 июл, 2012 03:36 (UTC)
Так точнее. Спаси Бог)
03october
2 июл, 2012 20:45 (UTC)
Благодарю Вас , отец Павел, за проповедь- всегда с Вами все просто и ясно. вы привели самые любимые мои строки Мандельштама, очень мне близки они с самого начало моего пути в храме. Такой образ тумана, куда надо идти, и клетки, в которую иногда так хочется вернуться, да еще накрыться и запереться изнутри, до сих пор меня посещает.. Читаю проповеди, любимых авторов- все замечательно, когда до исполнения доходит, утром дети не слушают или грубят- все исчезает, ни молитвы, ни силы воли, ни терпения не хватает, гневу воля, и все. И еще до сих пор меня смущает фраза " яко кроток и смирен сердцем" , по-мирски мы привыкли думать, что кроткий и смиренный человек об этом сам не скажет,- говорю себе, что Он Господь, и мог дать пример и т.п. , а смущение остается. Помогите пожалуйста это преодолеть. благодарю.
adelgeim
2 июл, 2012 21:57 (UTC)
Кроток и смирен сердцем.
Христос ставит перед нами максимальную задачу: "будите совершенны, яко Отец ваш небесный совершен". Можно достичь божественного совершенства? Но Христос не ставит задачу, которую человек не может исполнить. Задача поставлена максимальная, а осуществляет её каждый в свою меру. Стакан, ведро, цистерна вмещают строго определённую меру. Эта мера у каждого своя, и задача каждого из нас наполнить свою меру до краёв. Христос, Сын Божий -совершен как и Его Отец. Об этом свидетельствует Он Сам и апостол: "смирил себя даже до смерти, смери же крестныя, тем же и Бог Его превознёс".
Христос констатирует факт о Себе Самом, скромность умалчивающая была бы ложью, как говори ли подвижники , "смирение паче гордости". Христос-Свидетель истины.
03october
3 июл, 2012 06:20 (UTC)
Re: Кроток и смирен сердцем.
Благодарю Вас, все понятно. помощи Божией и сил Вам!
tatpiaf
3 июл, 2012 14:12 (UTC)
Благодарю, о Павел, за слово проповеди. "Символ Веры излагает христианское понятие о Боге. Так Бог открывает человеку всё, что необходимо знать, чтобы пребывать в Боге," - согласна, что необходимо знать... Но ведь не достаточно же? И даже если интуиция выявит "неосознанное стремления души к Богу", путь к Богу ведь может для человека не состояться. Хорошо, если как у Н, Лескова : "До Бога додумался, до Христа - дочитался"... А если человеку достаточно интуитивного стремления к Богу, но выражать его - молитвой - личной, церковной не считает важным. Или свое представление об этом назовет "молебном" и смотрите, люди добрые, как я прыгаю...
Я вообще-то не про форму молитвы хотела спросить Вас, о. Павел, а про то, можно ли и - нужно ли помогать человеку переходить от неосознанно-интуитивного стремления - к сознательной вере? Спрашиваю, поскольку в минувшее воскресенье по выходе из храма Господь послал собеседника, вопрошавшего, скорее - настаивавшего на том, что есть стремление души к Богу и - хорошо, и - достаточно... Отвечала, из собственной веры исходя, но, кажется - неубедительно. Слов для передачи веры - не нашла... Проповедь, как Ваша, могла бы быть действенной, но ведь он в храм не заходит, ему достаточно его стремления...
Так что прошу молитв - Татьяна. А случайный собеседник - Евгением Васильевичем представился.
adelgeim
3 июл, 2012 19:49 (UTC)
стремления души к Богу - достаточно...?
Для кого? Кто не видят необходимости в осознанной вере, говорит:"Что-то есть.." и не связывает себя этическими нормами, которых требует Тот, Кто есть-достаточно. Многие, получив бытие и дар свободы от Бога, не видят нужды благодарить Его, как в истории о 10 прокаженных. Для христиан жизнь вне Церкви недостаточна. Мы крестились во Христа и обещали любить и служить Ему. Для нас необходимо молитвенное и евхаристическое общение. Без него христианской жизни быть не может. Кому Христос Спаситель не нужен, может искать свои пути. Бог даёт ему такую свободу, а за последствия он расплачивается сам. Никто не осуждает его за такой выбор. Дай Бог ему не разчароваться.
livejournal
9 июл, 2012 14:47 (UTC)
29.06.2012 - о. Павел Адельгейм: "Всё предано Мне Отцом Мои
Пользователь tatpiaf сослался на вашу запись в «29.06.2012 - о. Павел Адельгейм: "Всё предано Мне Отцом Моим"» в контексте: [...] выбор. Дай Бог ему не разчароваться." Оригинал взят у в "Всё предано Мне Отцом Моим" [...]
semiliranda
18 июл, 2012 20:42 (UTC)
Благословите, отче!

Я правильно понимаю, что крест - это не любая трудность, т.к. если к каждой проблеме относиться, как к кресту, то и решать её абсурдно, будто крест бросать.

Мне приходит на ум слово "скорбь", но в сегодняшнем понимании скорбь - это скорее внутреннее состояние, которое может быть вызвано как разрешимыми, так и неразрешимыми трудностями. Возможно, в святоотеческой литературе под скорбью понималось что-то другое, какая-то объективная и неизбежная утрата, жизненная трагедия. Тогда, может быть, только такие вещи и можно связывать с понятием крест?

Edited at 2012-07-18 20:43 (UTC)
( 16 комментариев — Оставить комментарий )