?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня встречаются два праздника: предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы и неделя перед Воздвижением животворящего Креста. Дева Мария единственная в роде человеческом и Её служение исключительно: "Единая Единого Христа вводящи во вселенную" (тропарь праздничного канона).
Бог избрал Пресвятую Деву понести величайшую радость и величайшую скорбь. Радость материнства всегда неразлучна со скор6ью. Дети болеют и умирают. Рождение ребёнка связано с риском потерять его. В этом трагедия обладания любой ценностью. Не рискует потерять лишь тот, кто не имеет. Пока не имеешь, не знаешь ни радости обладания, ни скорби утраты. Узнаёшь то и другое, лишь прио6ретая.
Матерь Божия приняла радость материнства, на которую с рождения легла тень креста: "И Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк.2,25). Сегодняшнее сочетание праздников выражает очевидную связь между радостью и скорбью материнства: рождением и крестом.
Мать отождествляет себя с младенцем: болеет его болью и радуется его радостью. В отождествлении суть материнской любви. Любовь выражает отношение к другому вплоть до отождествления себя с другим: "возлюби
6лижнего твоего как сам се6я" (Мф.19,19; Исх.20,12; Лев.19,18; Вт.5,16). Эпитеты "материнская", "братская", "супружеская" любовь определяют направление служения. Суть служения неизменно одна и та же. Любовь имеет широкий диапазон от случайного сочувствия, мимолётной нежности до глубокого внутреннего отождествления, которое чаще всего встречается в самоотверженной и жертвенной материнской любви. "Крепка как смерть любовь" (Песнь.П.8,6).
Что же происходит с человеком в наши дни? Не вырождаемся ли мы? Нас перестало удивлять отречение матери от своих детей. Отречений так много, что они выходят за рамки исключительного события и становятся заурядным явлением. Угасает одно из самых естественных, и вместе, священных чувств, которым Бог наделил человеческую природу-материнская любовь. Естественным мы называем чувство, которое имеет корень в природе человека. Оно нуждается в заботе, возгревании, упражнении. Чувством нужно жить, иначе оно высыхает и умирает. Стремление к комфорту и удовольствиям любой ценой, зацикливает личность на себе самой. Человек утрачивает сочувствие. Чужая боль и чужая нужда не волнуют его. Сердце каменеет. Эмоциональная тупость-симптом шизофрении. Безразличие к чужому страданию ведёт к одержимости, о которой повествует Евангелие. Утрата естественных чувств расчеловечивает человека и превращает его в демона. "Господи, из6ави меня от окамененного нечувствия" (Молитва 7 на сон грядущий). Спасение от одиночества, жестокости, равнодушия Христос указывает в самоотвержении, милосердии, сострадании: "Кто хочет душу (жизнь) свою спасти, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретёт её" (Мф.I6,25). Христос учит нас самоотвержению словом и делом "потому что и Христос, что6ы привести нас к Богу, однажды пострадал за наши грехи, праведник за неправедных" (Петр.3, 18).
Когда мы обращаемся к Богу со своими нуждами, нам кажется, что для Владыки Вселенной исполнить нашу прось6у сущий пустяк: Бог всё может! Это языческое понимание всемогущества, 6езразличного к До6ру и Злу, пронизывает нашу гуманистическую культуру.
Творчества! - любой ценой. Вдохновения! - лю6ым духом. Сво6оды! - от чего? для чего? – лишь бы полной. Такой же 6езсмысленный максимализм мы склонны приписывать Богу. Когда мы просим Бога разрешить в нашу пользу жизненную коллизию, молитва нам кажется волше6ной палочкой, наделённой магической силой. Мы за6ываем, что решение коллизии имеет не только практический, но нравственный смысл. Бог не только всемогущ. "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!" (Ис.6,3). Божественное всемогущество имеет своим пределом святость. Бог не всё может: Он не может творить зло, грех. Божественное всемогущество имеет лишь положительный знак.
Каждая встреча святого Бога с грешником - уничижение, которое Бог принимает как Крест. Божественная любовь открывается через отождествление Бога и человека. Через отождествление происходит восстановление падшей природы, отождествление однажды для всех совершилось в воплощении. Оно совершается многократно для каждого через Крещение, Миропомазание, исповедь, Причащение. Что6ы спасти грешника "Христос умер за грехи наши" (1Кор. 15,3). Чтобы помочь грешнику, Христос должен отождествить Себя с нами: принять наш грех, войти в нашу греховную жизнь и преодолеть её со6лазн, страдание, отчаяние вместе с нами: "Как Сам претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь" (Евр.2,18). "Когда молимся, когда приступаем к таинствам, мы ищем отождествления. Оно может спасти нас и может погу6ить. Одно отождествление восстанавливает падшую природу и приводит грешника к спасению. "Аз раны Господа Моего Иисуса Христа на теле моем ношу" (Гал.6, 17). "Я сораспялся Христу" (Гал.2,19). "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5,24).
Но отождествление может иметь противоположный итог: "они снова распинают Сына Божия и ругаются Ему" (Eвp.6,6), - говорит апостол Павел о тех, кто хочет жить во Христе и услаждать себя грехом. Компромисс в духовной жизни невозможен. "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6,24). Когда Христос пре6ывает в нас, мы не должны грешить. Каждый грех вбивает гвозди в раны Христовы. Грех привлекает нас. Он даёт незаконное наслаждение. Но в лучшие минуты жизни мы сознаём, как отвратителен грех и ужасаемся себя самих. Каково же святому Богу отождествляться с нами? Каждый наш грех вторично возводит Христа на Крест. Поэтому ап.Павел предупреждает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает" (1Кор.11,27-З0).
Апостол Павел указывает существенную причину наших недугов. Смертельная опасность грозит нам, когда мы пытаемая отождествиться с Богом, не порвав с грехом. Решимость порвать с грехом очищает наше сердце от страстей. Когда мы приносим в своём сердце эту жертву Богу, мы обретаем нравственное право при6лизиться к животворящим таинствам. Нельзя совместить благодать и грех. Попытка отождествить святыню и грех ведёт к заболеванию: "оттого многие из вас немощны и немало умирает". При6лижаться к Богу можно только с одной целью: ради личного нравственного прео6ражения. Оно возможно только через отвержение греха.
Две тысячи лет назад вокруг Креста собрались ученики и враги Христовы.
Одни сраспинались ему, другие его распинали. Мы сегодня собрались у креста не для того, чтобы оказаться в числе распинателей Христовых.
Мы пришли научиться у Пресвятой Девы Марии, как сораспяться Христу на земле, чтобы соцарствовать Ему в вечности.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
ar_chitect
20 сент, 2009 18:55 (UTC)
Спасибо вам, отец Павел.
belokrylaya
20 сент, 2009 19:52 (UTC)
Спасибо за Ваши проповеди.
kinda_me
21 сент, 2009 06:26 (UTC)
ого! Спасибо! точнее - Спаси Бог!
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner