?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лики святых представляют много образцов подвижнической жизни. Это благоверные князья и цари, воины и мученики, сонмы преподобных и святителей. Среди них отсутствуют брачные пары, которые можно представить в качестве образца супружеского подвига.
За две тысячи лет не нашлось супружества, прославленного в святцах как образец покровителей и хранителей таинства брака.
В Евангелии мы находим святые супружества. Святое семейство, Захарию и Елизавету. В этих примерах супружества не раскрыто содержание семейного подвига. Они указывают на возможность святости в супружестве, но оставляют сокровенным её конкретное содержание. Потребность в образце супружеского подвига становится очевидной, когда в качестве примера святого супружества в русских святцах предлагается супружество преподобных Петра и Февронии.
Князь Петр был сыном Юрия Владимировича и вступил на княжеский престол в 1203 году. Летопись рассказывает, что он заболел мучительной болезнью: его тело покрылось струпьями. Ни доктора, ни знахари не оказали ему помощи. Во сне князю открылось, что его излечит крестьянская девушка по имени Феврония из Рязанской деревни. Князь послал за Февронией. Она ответила, что князь должен приехать сам. Князь исполнил её требование. При встрече Феврония обещала исцелить князя, если он женится на ней.
Перед князем встала дилемма. Муромские бояре не хотели видеть княгиней простую крестьянку. Петр обещал жениться. Феврония приготовила мазь и помазала струпы. Исцелившись, Петр не выполнил обещание. Феврония предвидела вероломство князя и не помазала один струп. Через время струпы снова покрыли тело князя. Князь снова обратился к Февронии и женился на ней. Бояре изгнали князя и обрекли на скитания вместе с молодой женой. Феврония поддерживала в испытаниях и утешала князя. Гнев Божий вскоре постиг Муром, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Петр и Феврония благополучно правили Муромским княжеством до конца жизни. Они остались бездетными, приняли монашеский постриг и скончались в один день и час. Тела их погребены в одном гробе.
Возникает вопрос: почему образцом семейного подвига служат бездетные монахи? Почему Православие не прославило семейный подвиг и не явило лик подвижников, духовная жизнь которых состоялась в семье?

Comments

( 163 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
livejournal
14 июл, 2012 20:01 (UTC)
Церковь не прославила семейный подвиг.
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в «Церковь не прославила семейный подвиг.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Церковь не прославила семейный подвиг. [...]
fater_varus
14 июл, 2012 20:09 (UTC)
На мой взгляд семья последнего российского самодержца являет именно образец и пример христианской семьи и семейного подвига. Праздник свв Петра и Февронии как-то искусственен,как праздник семьи. Этакая неудачная замена дня святого Валентина.
roman_i_darija
14 июл, 2012 20:45 (UTC)
семья последнего российского самодержца
ничего, что они увлекались всякими экстрасенсами, не говоря уже о таких невинных увлечениях, как карты и прочее? что главой семьи была то ли Александра феодоровна, то ли Распутин? а скользкая история с Кшесинской? Что вообще образцового Вы с христианской точки зрения Вы нашли в этой семье?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
bagdasarov_lj
14 июл, 2012 20:21 (UTC)
То, что они были бездетными это такая же гипотеза, как и то, что у них были дети. Я думаю, что если бы детей не было вовсе, то взбунтовавшиеся бояре не упустили бы случая попрекнуть этим княгиню, а этого в житии нет. Тем более, что бездетность считалась законным поводом для княжеского развода в Древней Руси. Поэтому дети, скорее всего, были.
В эпоху Грозного Петр с Февронией как раз и были прославлены как идеальное воплощение православно-аскетической семьи, как она описана в Домострое.
Другое дело, что этот образец совсем не то, что сейчас может быть реанимировано. И что семья считалась менее христианским уделом, чем монашество.

Edited at 2012-07-14 20:23 (UTC)
ne_mov
14 июл, 2012 20:23 (UTC)
"Князь Петр был сыном Юрия Владимировича и вступил на княжеский престол в 1203 году. Летопись рассказывает, что он заболел мучительной болезнью: его тело покрылось струпьями."
Насколько я помню, не Летопись рассказывает обо всём этом, а Житие. Как раз именно исторически из Летописи неясно, кто из князей мог послужить прообразом Петра из Жития. Ни к одному из известных Летописи князей, привычное нам описание жизни кн. Петра не подходит.
adelgeim
15 июл, 2012 12:33 (UTC)
Летописи у меня нет. Сведения я почерпнул из жития, котороена летопись ссылается. Благодарю за уточнение.
bloggv
14 июл, 2012 20:39 (UTC)
Отче, а может и не стоило Церкви особо этот подвиг прославлять? Не в том дело, что семейная жизнь такого прославления не достойна, а в том, что Ветхозаветная Церковь это давно сделала. Зачем нам велосипед изобретать? Есть пример Авраама и Сарры - отца и матери всех верующих. Если же в семье не всё в порядке, есть пример пророка Осии.

Edited at 2012-07-14 20:39 (UTC)
roman_i_darija
14 июл, 2012 20:47 (UTC)
прекрасный пример!:)
--- Есть пример Авраама и Сарры - отца и матери всех верующих.

Вы забыли ещё и Авгарь упомянуть:)
roman_i_darija
14 июл, 2012 20:42 (UTC)
---не нашлось супружества, прославленного в святцах как образец покровителей и хранителей таинства брака.

что покровители и хранители таинства брака? типа Гименея?

---Потребность в образце супружеского подвига становится очевидной, когда в качестве примера святого супружества в русских святцах предлагается супружество преподобных Петра и Февронии.

нам кажется, что от таких примеров скорее встает потребность во Христе, а не в заменяющих Его божках.
anariel_rowen
14 июл, 2012 20:53 (UTC)
Потребность в божках никуда не денется от того, что она считается нехорошей. Кто это сказал, что женщине нужен кто-то, чтобы взывать в родовых муках? И все в таком роде.
В смысле, отсутствие в пантеоне некой религии\некоего народа неких предстоятелей за некую важную функцию (в нашем случае - супружестве) говорит о том, что с данной функцией у данной общности не все в порядке. Что абсолютная правда применительно к современной российской семье.
(без темы) - roman_i_darija - 14 июл, 2012 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anariel_rowen - 14 июл, 2012 21:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 14 июл, 2012 21:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - anariel_rowen - 15 июл, 2012 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bloggv - 14 июл, 2012 21:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 14 июл, 2012 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bloggv - 15 июл, 2012 03:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 15 июл, 2012 08:08 (UTC) - Развернуть
livejournal
14 июл, 2012 20:42 (UTC)
Церковь не прославила семейный подвиг.
Пользователь sophie_shulman сослался на вашу запись в «Церковь не прославила семейный подвиг.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Церковь не прославила семейный подвиг. [...]
gmorder
14 июл, 2012 20:54 (UTC)
Потому что трактуют библию люди.
bars_999
14 июл, 2012 21:25 (UTC)
...-видимо грешили по многу...сексом не ради рождения детей грешили, друг на друга гневались, жёны мужей не уважали как то вначале Бог после Муж а уж после Жена, ну деток неслушных лупили, и т.д. и т.п.




Edited at 2012-07-14 21:26 (UTC)
rybka
14 июл, 2012 21:36 (UTC)
не знаю отче ,но глупо как то прославлять монашество в браке
livejournal
14 июл, 2012 21:53 (UTC)
Церковь не прославила семейный подвиг.
Пользователь chahal сослался на вашу запись в «Церковь не прославила семейный подвиг.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Церковь не прославила семейный подвиг. [...]
unim
14 июл, 2012 22:47 (UTC)
этим вопросом очень мучился Василий Розанов. а как вы сами отвечаете на этот вопрос?
(Удалённый комментарий)
mashenka_sench
15 июл, 2012 00:29 (UTC)
Отец Павел, Петр и Феврония - никакие не покровители православного брака. Они просто святые. Просто история чисто романтически красивая, вот и придумали этот праздник - просто народно-государственный. Не церковный.
А примеров благочестивого супружества у нас полно. Петр и Феврония - в том числе. Но вообще-то есть еще Кирилл и Мария Радонежские. Да та же Царская семья - как они друг друга любили, в буквальном смысле до гроба. А есть прославленные по одиночке святые, которые тоже являют собой образ идеальных супругов - царица Феодора, которая вымолила из ада мужа-еретика, святые - матери святых: святая Моника (мать блж. Августина), святая Эмилия (мать св. Василия и его братьев и сестер - кстати, не понимаю, почему их отец не прославлен) и т.д.
fater_varus
15 июл, 2012 03:16 (UTC)
Бяда в тем,што ентот "народно-государственный" (уж тут что-то одно) усиленно деють церковным.
(без темы) - a_marko - 15 июл, 2012 19:59 (UTC) - Развернуть
simeonus
15 июл, 2012 05:55 (UTC)
Тоже об этом думал. Мне кажется, такая ситуация сложилась от того, что в церкви власть у монахов. Они и навязывают такое отношение к браку и к христианству вообще.
boddhi
15 июл, 2012 06:04 (UTC)
"Почему Православие не прославило семейный подвиг и не явило лик подвижников, духовная жизнь которых состоялась в семье?": потому что Церковь прославляет тех, духовная жизнь которых состоялась в Церкви, кто поработал во славу и на благо Церкви. Из тех святых, кто был канонизирован Русской Церковью до 1917 г. около 80% -- это преподобные, а мирян праведных всего несколько.
cryss_hawkeye
15 июл, 2012 18:41 (UTC)
>а мирян праведных всего несколько.
Известных. А неизвестных?)
(без темы) - boddhi - 15 июл, 2012 19:00 (UTC) - Развернуть
romanolga kashpir
15 июл, 2012 06:06 (UTC)
брак есть знак и одновременно реальность отношений ме
Почему Православие не прославило семейный подвиг и не явило лик подвижников, духовная жизнь которых состоялась в семье?

По той же причине, по которой не прославляется крещальный подвиг или евхаристическое таинство: семьей начинается всё, и брак есть икона отношений, где сама Церковь мыслится как часть, - семья и брак есть служение общечеловеческое и литургическое, а потому дающее начало и заключающее в себе все образы подвижничества и превышающее меру всякого подвижничества.

Такой ответ можно предложить основываясь на богословии семьи и брака приснопоминаемого Сергея Аверинцева в его слове http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=915&art_id=7794 , в котором он, в частности, говорит:

Самое телесное как знак и одновременно реальность незримого духовного: это дефиниция христианского таинства. Омывающая крещальная вода — знак и одновременно реальность незримого духовного омовения. Телесное вкушение святых даров — знак и одновременно реальность приобщения Неотмирному. Брак апостол Павел тоже называет таинством, даже «великим» таинством (Еф 5, 32); и это самое высокое, что можно сказать о браке. Головокружительно высокое. И он добавляет: «говорю же я применительно ко Христу и Церкви». Смысл этих слов, не всегда удобопонятных для современного человека: в своей высшей точке брак есть знак и одновременно реальность отношений между Христом и церковью. «Мужья, любите жен своих, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».
mixmaxov
15 июл, 2012 06:46 (UTC)
Думаю, что основной причиной является противоречие между духовными и экономическими интересами церкви. Основные её "богатства" держатся на дешевом монашеском труде. (в том числе и к в клире) "Проповедь" подвига семьи, постановка этого "подвига" (кстати Иоанн Златоустый ставил его выше монашеского)выше монашества, сильно бы сократила приток одиноких в монастыри. Но, думаю именно сейчас, самим монахам, стоит задуматься о том, чтобы было больше семей и больше рождаемость, иначе и им грозит "опустошение".
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
orthodox_mouse
15 июл, 2012 08:30 (UTC)
Да, грустно.
Сравнительно недавно видел на одном из форумов совершенно серьезное обсуждение темы: действительно ли православному нельзя бить жену, и что делать, если это "ну просто необходимо"? Смирять же надо, и пусть убоится мужа своего... Причем на аргументы людей нормальных следовал примерно такой ответ: отстаньте с вашей интеллигентской и гуманистической моралью, апостолы интеллигентами не были, и вообще - преклонение перед женщиной есть язычество.
А потом искренне удивляемся - отчего это нас вредные атеисты не любят?
(Удалённый комментарий)
(без темы) - orthodox_mouse - 15 июл, 2012 11:59 (UTC) - Развернуть
salty_grapes
15 июл, 2012 09:48 (UTC)
Я думаю, что ответ кроется в словах Писания: неженатый заботится о Господнем, а женатый о том, чтоб угодить жене. Счастье в браке мешает супругам вдвоем стать святыми:) Для того, чтобы стать святым, женатому человеку нужно перестать заботиться о том, чтоб угодить жене, а это означает с кровью оторвать от себя свою любимую половинку, сделать больно либо себе и ей, либо жене (и детям).
(Удалённый комментарий)
(без темы) - salty_grapes - 15 июл, 2012 10:04 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - salty_grapes - 15 июл, 2012 10:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - adelgeim - 15 июл, 2012 13:05 (UTC) - Развернуть
bloggv
15 июл, 2012 10:37 (UTC)
Писание многократно призывает нас подражать не только Христу.
adelgeim
15 июл, 2012 13:10 (UTC)
"Подобны мне бывайте, как я-Христу". Подражая святым, мы, в конечном итоге, всегда подражаем Христу, ибо "един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца".
vlnyj_obschnnk
15 июл, 2012 12:46 (UTC)
По слову Иоанна Лествичника и мирские "всё доброе, что только можете делать - делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте и будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царства Небеснаго".

И что нам за нужда, есть ли, нет ли в сонме святых семейные пары?!.. Но о том душа должна болеть, чтоб "в святые зачислили", а чтобы спастись во Христе Иисусе. :)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 15 июл, 2012 16:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
livejournal
15 июл, 2012 16:05 (UTC)
Почему Церковь не прославила семейный подвиг?
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Почему Церковь не прославила семейный подвиг?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Церковь не прославила семейный подвиг. [...]
cryss_hawkeye
15 июл, 2012 18:40 (UTC)
А по той же причине, почему у нас монашеский епископат.
Саму идею монашества продвигают те, у кого прибыль на этой идее строится.
livejournal
15 июл, 2012 21:04 (UTC)
Почему Церковь не прославила семейный подвиг?
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Почему Церковь не прославила семейный подвиг?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Церковь не прославила семейный подвиг. [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 163 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner