?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Брак и рождение детей.

Не странно ли? Все христиане, все православные. Беседуем о понятных вопросах: брак, семья, дети – а понятия разбегаются в противоречия, которые одни не могут объяснить, а другие –понять. Учусь понимать чужую позицию, не раздражаясь на оппонента. «Должны быть ереси между вами, чтобы выявились искуснейшие»- советует апостол Павел.
О деградация института брака говорят и считают, институт брак устарел, пора вводить новые формы отношений между полами. С библейских позиций, брак является конституционным принципом, сохраняющим природу человека. Разрушение брака уничтожит нравственное качество человека, убьёт личность. Человек останется животным существом, но потеряет в бытии место, которое отведено Богом. Эту мысль можно выразить на безрелигиозном языке. Но принцип не будет обоснован безусловным авторитетом.
Брак остаётся в числе первых задач, данных Богом человеку. Никуда не деться от слов «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему». Физиологическая и духовная близость Адама и Евы имеет библейское обоснование: «взял одно из ребр его…и создал из ребра, взятого у человека жену». Адам опознал сопричастность Евы своему телу: «Вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой (евр. «взятое от мужа»), ибо взята от мужа своего»; «Прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.1-3). Христос подчёркивает эту заповедь: «Прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк.10,7).
Далее указана библейская иерархия семейных уз и нерасторжимость брака: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей». Христос объясняет развод жестокосердием иудеев: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их... Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Рождение детей тоже обосновано заповедью Бога, данной человеку: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Тесная связь обоих принципов имеет богооткровенное обоснование. Библия не объясняет способа соития, хотя иногда косвенно указывает неправильное употребление органов (Напр. история Онана).
Церковный чин венчания в молитве указывает «обоим один уд сопряжением» (Требник). Церковь просит для супругов целомудрия в браке. Венчание- не обряд, а одно из семи Таинств Церкви, в котором действует сила Святого Духа, соединяющая в духовное и плотское единство супругов. Тело может быть святым и прославленным, и плотское соединение связано с единством духа. Плотская связь не является издержкой брака. Она определяет способ телесного соития, который необходим для рождения детей по замыслу Творца. Зачатию и рождению нет альтернативы. Они совершаются так, как совершаются. Соответственно устроен Богом организм человека, а плод чрева при этом благословен. Таинство брака освящает такой способ соития, а не иной. Выбор человеку не предложен. Не человек придумал, Бог благословил. Так рождался каждый человек. Так рождались все святые: пророки, мученики, преподобные. Все родители святых, прославленные церковью. Способ соития вызывает не отвращение, а смех. Многие из телесных отправлений совершаются втайне, потому, что ставят человека в смешное положение, заставляющее стыдится себя самого. Юродивые провоцировали народ посмеяться над ними, показывая как недалеко отстоит человек от животных в телесных потребностях, дабы поумерили гордость свою. Так Бог устроил человека, чтобы не возгордился своим величием, а имел повод посмеяться над собой.
Комментаторов смущают слова: «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», полагая, что рождение человека неизбежно связано с греховной нечистотой. Что греховно: зачатие или рождение? То и другое? Понятие нечистоты и греха совершенно различно в сознании Ветхого и Нового Заветов. Возникающее противоречие законно. Это не антиномия, а иное сознание: было скверной, стало благословением.
Молитва на венчании говорит: «Твоя воля есть законное супружество и из него рождепние детей». Если брак свят, что греховно? Благословляя на соитие, церковь просит целомудрия супругам.
«Грех есть беззаконие»- пишет апостол Павел, объясняя, что «Грех» и «беззаконие» являются синонимами. Беззаконие означает поступок, нарушающий закон. Какой закон нарушает брак, сам являющийся богоустановленным законом. Очевидно, такое понимание брака ошибочно.
Первородный грех многое изменил в творении Божием. Физиологический процесс связан с похотью, и без неё мы не представляем себе соитие. Мы не можем сказать, имела ли место похоть до грехопадения, поскольку до грехопадения не рождались дети. Возможно похоть, с которой смотрит человек на женщину «во еже вожделети ея», является грехом потому, что прелюбодеяние нарушает брак.
Как бы мы не истолковали утверждение: «в беззаконии зачат и во грехе рождён», зачатие и рождение ребёнка в браке является благословением Божиим. Это библейский и церковный взгляд на брак и деторождение.
Скорей всего похоть в браке востребована и освящена, а похоть вне брака-греховна. Одно и то же действие может иметь разный нравственный смысл.
Второе возражение комментаторов касается воздержания в период поста. Апостол советует мужу и жене не удаляться друг от друга, разве как по согласию и на время для поста и молитвы. Следует обратить внимание, что грех может означать скверну и мерзость перед Богом. Это грехи, запрещённые заповедью, нарушающие нравственные принципы.
Есть грехи, не нарушающие нравственные принципы. К ним относится воздержание. Прихожане спрашивают: «Варю постом мясной суп для мужа и детей, которые не постятся. Если попробую суп, это-грех?»
Из вопроса очевидно, что мясная пища воспринимается, как скверна, нарушающая святость поста. Но пища не может быть «скверной», что свидетельствует Христос. Мы постимся не потому, что скверна мясная пища, как для иудея свиное мясо, а ради воздержания, обуздания и установления границ своим инстинктам. Человек не должен поступать по велению инстинкта, но должен владеть собой, сохраняя свободу и господствуя над своими страстями.

Comments

( 34 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
livejournal
22 июл, 2012 19:11 (UTC)
Брак и рождение детей
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Брак и рождение детей» в контексте: [...] Оригинал взят у в Брак и рождение детей. [...]
livejournal
22 июл, 2012 19:32 (UTC)
Брак и рождение детей.
Пользователь strashny_son сослался на вашу запись в « Брак и рождение детей.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Брак и рождение детей. [...]
roman_i_darija
22 июл, 2012 19:44 (UTC)
---«Должны быть ереси между вами, чтобы выявились искуснейшие»- советует апостол Павел.

употреблять здесь слово "ересь" - значит вводить современного читателя в заблуждение. Разумеется, ап. Павел имел ввиду допустимое разномыслие, а не недопустимое, которое и называется сейчас ересью.
adelgeim
22 июл, 2012 21:40 (UTC)
Мы обсуждаем не догматы веры, а общехристианские вопросы нравственности, в которых ереси не может быть по определению, а разномыслия вполне очевидны.
roman_i_darija
22 июл, 2012 21:45 (UTC)
Гнушение браком и мясом - это отношение к созданному Богом миру как к скверне, и вполне может являться ересью. Однако, слово "ересь" в Вашем варианте перевода могут стать соблазнительными и вне зависимости от контекста данного обсуждения.
adelgeim
22 июл, 2012 21:56 (UTC)
Гнушение браком и мясом нарушает апостольское правило и является нарушением канона, которое не является ересью, т.е. нарушением вероучительного догмата. Каноны и догматы определялись соборами но не смешивались. В данном случае я употребляю греческое слово не в терминологическом значении. Это различие "чтущий да разумеет".
livejournal
22 июл, 2012 19:56 (UTC)
Не гнушаться, а веселиться ;)
Пользователь alniks сослался на вашу запись в «Не гнушаться, а веселиться ;)» в контексте: [...] Читая Брак и рождение детей [...]
vikyakov
22 июл, 2012 22:48 (UTC)
Где бы ты ни был - будь с Богом
По-моему, все разговоры о том, где ближе к Богу, в браке или монастыре, похожи на примерку чужих судеб. Где родился – там и пригодился, где оказался – там и показался. Человеку дано право выбора, но в определенных пределах. Не может человек сказать: не хочу, де, быть человеком, хочу быть рыбою морскою! Иначе – путаница по Чуковскому: свинки замяукали, кошечки захрюкали… Судьбу не выбирают, как не выбирают крест.
Теперь, с колокольни опыта и прожитых лет, уверен: близость человека к Богу не определяется ни монашеством, ни браком, ни священным саном, ни местом в иерархии, ни… стоит ли перечислять? Везде – и в миру, и в монастыре – мы видим праведников и грешников.
Чем же определяется? Честностью и последовательностью в намерении, слове и деле на пути к Господу. О. Павел обозначил главный признак христианского брака точно, кратко, глубоко – единство духовное и телесное. Посягательство на это единство, скажем, супружеской изменой, - есть антихристово дело. Можете назвать телесное единство сексом – наздоровье. Думаю, неверно считать, что цель брака – деторождение, а верно: деторождение – результат единства. Каким именно будет секс – дело ваше, «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14, 22). Как-то к монаху во время поста приехали гости с гостинцами, в которых оказался сыр. «Батюшка, а что с сыром-то?» - «Да ешьте, кто хочет. Только не тащитесь потом с этим на исповедь».
Церковь прославляет тех, кто на виду. Есть множество сомнительных канонизаций, например, политически целесообразных (это – к теме церковь и государство). Но есть масса святых, оставшихся вне поля зрения комиссий по канонизации, но не вне Христа. Будь верен Богу, отдай Ему свое сердце, насколько отдашь – настолько ты ему и близок. Будет ли Он смотреть, в браке ты или нет, архиерей или нищий на паперти?..
Главное, чтоб:
«Гуси начали опять
По-гусиному кричать,
Кошки замурлыкали
Птицы зачирикали,
Лошади заржали,
Мухи зажужжали…»
(Удалённый комментарий)
vlassermann
23 июл, 2012 04:41 (UTC)
Спасибо.
истинно, и постной пищей объестся доводится сверх необходимого.
fi1618
23 июл, 2012 06:34 (UTC)
Если по библии...
"С библейских позиций, брак является конституционным принципом, сохраняющим природу человека."
В истории ветхого завета праотцы имели много жен. Авраам, Иаков, рекордсмен Соломон, который имел 700 жен и 300 наложниц.
В дальнейшем все шло путем ограничений. Но счастливым ли от этого становился человек. Христианство пришло к моногамии. Современное человечество имеет потребность в многоженстве. И потребность проявляется в институте развода, в неравных браках, когда мужчина в возрасте женится на молодой.
Как бы там ни было, как не ограничивай, все равно "вода дырочку найдет".
Вопрос насколько целесообразны все эти ограничения. Вот из-за этих ограничений речь и идет о кризисе института семьи.
Пользуясь, фетишем семьи, творились и творятся страшные грехи и несправедливости.
Например в советское время, бабы писали в парткомы и профкомы примерно следующее: «Мой муж негодяй, верните мне мужа!», сколько карьер талантливых людей загублено, сколько серости и негодяев, формально, не нарушивших «святость» семьи, пробилось во власть.
Неужели моногамная семья самоцель? Откуда это?
fi1618
23 июл, 2012 06:57 (UTC)
Все ли правильно в православии?
"Комментаторов смущают слова: «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», полагая, что рождение человека неизбежно связано с греховной нечистотой. Что греховно: зачатие или рождение? То и другое? Понятие нечистоты и греха совершенно различно в сознании Ветхого и Нового Заветов. Возникающее противоречие законно. Это не антиномия, а иное сознание: было скверной, стало благословением."
Вот и я о том же. Почему, утреннее правило, содержит 50-й Псалом, который вбивает в голову беззаконие супружеских отношений? В тоже время молитва на венчании либо прослушается, либо не поймется, либо забудется. Зато, антиномия из ветхого завета про беззаконие супружеских отношений, живет и побеждает.
Не надо только теологуменов, про первородный грех связанный с фразой «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», это все лишь частное мнение.
Все ли правильно в православии?
adelgeim
23 июл, 2012 11:27 (UTC)
Re: Все ли правильно в православии?
Развод и неравный брак не доказывают, что «современное человечество имеет потребность в многоженстве». Можно сделать другой вывод: современный человек не видит необходимости держать в узде свои инстинкты. Кто счастливее, имеющий 700 жен и 300 наложниц или имеющий одну жену? – ответ, скорей всего, не будет однозначным. «Целесообразность ограничений и кризис института семьи» оцениваются современным сознанием тоже неоднозначно.
Не вижу, какие «страшные грехи и несправедливости» следуют из «фетиша семьи». Моногамная семья следует как из установления союза Адама и Евы, так и из повторения этого принципа в Новом Завете. Христианство признаёт только моногамную семью.
Из текста «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» можно сделать вывод о греховности супружеских отношений. Это может быть связано с беспорядочностью отношений в Ветхом завете, на которую вы указываете. Ветхий Завет имел свои ограничения, требования, условия, которые не вписываются в новозаветное учение о браке, семье и рождении детей. О разводах Христос сказал: « по жестокосердию вашему позволил Моисей. В начале же было не так». 50-ый псалом нельзя акцентировать только на сказанных словах. Он гораздо шире. Кроме этих слов там много ценных суждений о взаимоотношениях с Богом. Эти слова тоже неоднозначны и требуют правильной оценки.
В Вашем тексте есть неточность. Первородный грех- не теологумен, не частное мнение, а вероучительный догмат.
fi1618
23 июл, 2012 11:59 (UTC)
Re: Все ли правильно в православии?
1. В вашем ответе прослеживается желание причесать всех под одну гребенку. Но, на вкус и цвет товарища нет. Что христианину хорошо, мусульманину смерть.
2. Действительно есть такие слова про развод, но ведб Соломон не разводился, просто эти вопросы решались внутри большой семьи, без всяких разводов.
3. Тогда почему, вопреки вероучительному догмату, без всяких комментариев, все усвоили 50 й Псалом с этой фразой.
adelgeim
23 июл, 2012 20:48 (UTC)
Re: Все ли правильно в православии?
1. Ответ христианина не может быть иным, но не претендует быть нормой для мусульманина. У него своя норма, как и у прочих, кто не связывает свою свободу христианскими нормами.
2. Ветхозаветные принципы иудеев отличались от христианских. В Ветхом завете действовали другие нормы.
3. Слова псалма могут не отражать смысл догмата, принятого, спустя 1500 лет после написания псалма. Новый Завет пересмотрел некоторые положения Ветхого Завета.
alexeisem
24 июл, 2012 03:54 (UTC)
В вопросах семьи я добрый старый консерватор, святое семейство показано нам в Библии, семья и прежде всего для женщины это основа основ, а кто будет с этим спорить, того "загрызу" любовью..))
genadyj
24 июл, 2012 08:34 (UTC)
Простите братья и сестры, что пишу не по обсуждаемой здесь теме, но думаю, что вопрос, затрагиваемый мною тоже немаловажен и актуален. А суть его в том - как правильно относиться к архипастырям, видя с их стороны такие поступки. Пример первый - настоятель Киево-Печерской лавры
ведет себя как светский олигарх. Про дорогущую машину и откровенное хамство в адрес журналистов на ютубе с десяток роликов. А вот один из последних о загородных хоромах http://glavcom.tv/video/3050.html
Пример второй - глава украинской православной церкви митрополит Владимир, человеку почти 80-лет совсем недавно СМИ сообщили о том, что ему была сделана операция по установке кардиостимулятора стоимостью 7,5 тысяч долларов. Операция прошла успешно и владыка приступил к исполнению своих обязааностей. Вроде бы ну что тут крамольного - сделали операцию, фирма бесплатно предоставила кардиостимулятор, хирурги бесплатно ее провели, название фирмы и клиники прозвучало в СМИ, все прошло успешно, какие могут быть вопросы или претензии?
Вот наверно только у таких паршивцев как я возникают какие-то нехорошие мысли по этому поводу. И суть вот в чем - ну если бы так вели себя светские люди, не имеющие прямого отношения к церковной власти то в этом не было бы ничего необычного и нелогичного. Пороки мира сего стары как мир и узнаваемы. Может я неправильно понимаю суть веры православной и прошу меня в этом поправить или просветить, но на сегодняшний день мое представление о вере таково - "Все от Него, все к Нему и все с Ним" - цитата Иоанна Крестьянкина. Человек, который давал монашеские обеты - нестяжания, безбрачия и отвержения своей воли не должен владеть дорогими автомобилями, особняками и праздновать свои юбилеи с участием эстрадных звезд таких как Стас Михайлов и Таисия Повалий. А иначе чем он отличается от светских чиновников высокого ранга? Разве только тем, что одет в рясу? Чему он может научить свою паству? Если все от Бога и болезни в том числе, то зачем вставлять кардиостимулятор? Не является ли это противлением Божией воле? Генная инженерия и современная медицина с помощью стволовых клеток для тех у кого тугой кошелек могут значительно продлить ресурс жизни физического тела и с каждым годом знания и возможности в этой области возрастают. Правда большинству населения это не по карману. Как современный христианин должен относиться к тенденциям времени?
(Удалённый комментарий)
adelgeim
26 июл, 2012 17:41 (UTC)
Да, я помню эту историю, когда два милиционера разгромили могилы на Мироносицком кладбище. Накануне 9 мая была разгромлена могила орденоносного ветерана ВОВ, внучка которого состоит в Псковском мемориале и ходит в наш храм. Мы много лет знакомы, и она тогда обратилась ко мне за помощью. Милиционеров (один был следователь) к ответственности не привлекали.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
26 июл, 2012 21:24 (UTC)
Трудно сказать чем руководствуются оба священника в антирелигиозных действиях. "Спилил освящённый крест", и сам в этом признаётся! Зачем это нужно священнику? Невозможно понять этот абсурд. Как у "Чонкина" в колхозе, сперва разогнали стихийно собравшийся народ: "почему собрались без распоряжения начальства?" Потом начали бегать, сгоняя его на собрание по указанию начальства. Можно сказать только, что создаётся новая идеология. Православие, как государствообразующая религия, сплавляется с национализмом, хозяйством и другими элементами государства, вытесняя дух христианства, подчиняя одной задаче: оправдывать и славить начальство.
(Удалённый комментарий)
livejournal
26 июл, 2012 13:38 (UTC)
Где бы ты ни был - будь с Богом
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в «Где бы ты ни был - будь с Богом» в контексте: [...] Кошки замурлыкали Птицы зачирикали, Лошади заржали, Мухи зажужжали…» Из комментария [...]
genadyj
27 июл, 2012 07:12 (UTC)
Суд Божий
Профессор Осипов утверждает, что Бог никого не судит. Человек сам, сослагаясь с той или иной страстью обрекает себя на страдания, а не Господь посылает его в геенну огненную. По мнению Осипова этот "механизм", если можно так выразиться, именно так и работает. А в ситуации с "Пусями" представители церковной власти берут на себя право судить и в этом, на мой взляд принципиальное расхождение с профессором Осиповым. Собчак Ксения недавно написала, что позвонила протоиерею Дмитрию Смирнову, а тот не стал ее слушать, а только прокричал "Гори ты в аду" и бросил трубку. Не знаю конечно было ли так на самом деле, но то, что церковь публично обвиняет "Пусей" во многих смертных грехах не укрепляет дух самой церкви. Почему вообще представители церкви в лице протоиереев берут на себя право делать заявления от имени всей Церкви? Здесь я пожалуй соглашусь с мнением Осипова о суде Господнем.

Edited at 2012-07-27 07:13 (UTC)
vikyakov
27 июл, 2012 13:02 (UTC)
Re: Суд Божий
"Кто не со Мной - тот против Меня".
И вновь все крайне просто: Господь хочет всем спастись, всем хочет вечной жизни. Если мы не хотим этого вместе с Ним - мы Его противники. Что касается священника Дмитрия Смирнова и его пожелания Собчак, скорее всего так и было. Слушал недавно интервью с ним на ТВ "Союз" (где он, кстати, назвал участников митинга на Болотной "болотными кикиморами") - жуть берёт! Кто-то из них, придворных священников МП, заговорил уже о применении в исключительных (??!!) случаях смертной казни.
До Христа ли им...
genadyj
30 июл, 2012 05:57 (UTC)
Re: Суд Божий
Что касается смертной казни, то тут не все так однозначно - типа если ты за смертную казнь значит против Бога ( священство и ранее например до революции считали, что смертная казнь нужна как барьер для необузданых страстей и как возможность покаяться и оплакать грехи перед смертью). Например Степан Разин, как свидетельствует история, очень искренно и гарячо каялся перед казнью. У всех просил прощения. А если бы было как сейчас пожизненное, то была бы надежда выйти на свободу и эффекта раскаяния, как говорят психологи, могло и не быть. В конце концов войны происходят тоже по промыслу Божию и Он-то понимает, что немало при этом уйдут из жизни молодыми.
vikyakov
30 июл, 2012 21:00 (UTC)
Re: Суд Божий
Всё, кажется, правильно Вы говорите, и все же не вижу возможности согласиться. Во-первых, священство до революции далеко не идеально. Надобно помнить, что тогда тоже было время объятий церкви с государством, и на это нельзя не делать историческую поправку. Смертная казнь и христианство несовместимы, в этом я - уж извините - глубоко убежден. Откуда мы знаем, когда, где и в который день жизни падшую душу может посетить и воспламенить покаяние? И воспламенит ли вообще. Степан Разин?.. По Вашему выходит, что надо человека приговорить к казни, чтоб покаялся. А ну как не сработает? А сработает наверняка не всегда.
Есть промысел Божий, но есть и попущение Божие, дабы люди что-то поняли и обратились. Войны по промыслу? Вряд ли. Скорее, по попущению. Ведь попустил же Он дьяволу лишить всего, кроме жизни, верного и великого слугу Своего Иова. И опять же - во славу Свою!
Что касается смерти молодых... Что ж, гибнут и младенцы, и старцы, - это факт. Но сложилось во мне убеждение (не гуманистическое, и не сентиментальное, извините), что Господу совершенно неважно, сколько человек проживет, важно как. Архимандрит Зинон как-то сказал: "Бог не сентиментален, он человеколюбив".
genadyj
31 июл, 2012 06:42 (UTC)
Re: Суд Божий
Ну тогда согласно вашему критерию Европа самая богоугодная часть земли, ведь там смертная казнь давно укже отменена и заслуга в этом католической церкви - самой духовной и богоугодной. Вам понраву такая логическая цепь нравственных убеждений?
vikyakov
31 июл, 2012 20:45 (UTC)
Re: Суд Божий
«И сказали утюги:
Мы Федоре не враги».
Мне католики не враги. Если расхождение именно на эту тему – диалога нет.
Первое. Отношение к смертной казни, по-моему, не самый решающий показатель богоугодности. Утверждение «Казнить можно» – это против моей совести, и совсем даже не потому, что православный. Я против не потому, что православие против, а потому, что это противно мне.
Я в православии рожден, крещен, и не вижу причин что-то в этом менять. Если кто-то рожден и крещен иначе – я не вижу причин его за это ненавидеть. Если кто-то мусульманин или буддист – значит, на то воля Божья, и не мне ее менять.
Второе – о нравственном выборе. Я его не вижу в выборе между Православием и Католичеством. Я его вижу в выборе между добром и злом, различать которые заповедал нам Господь
genadyj
1 авг, 2012 07:00 (UTC)
Re: Суд Божий
Разговор начался с того, что вы написали со знаками вопроса и восклицания по поводу предложения представителями православной церкви вернуть смертную казнь. А я вам попытался разъяснить, что между Православием и смертной казнью нет никаких идеологических расхождений и привел пример из истории этого вопроса. Не надо путать личные взляды с вероучительными вопросами. Так можно дойти до того что нельзя брать в руки оружие и защищать родину. А зачем Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на войну с татарами - ведь там много народу полегло и т. д.
vikyakov
31 июл, 2012 20:50 (UTC)
Re: Суд Божий
Перечитал еще раз Ваш комментарий и увидел: богоугодная часть земли - это, уж простите, ни в какие ворота.
Наталья Чернавская
27 июл, 2012 21:53 (UTC)
Здравствуйте, отец Павел! С интересом прочитала у Вас о семье. Старики, которых я застала в живых, и старообрядцы, и мои родные бабушки – по образу жизни и нравов христианами были более крепкого посола, нежели я и мои ровесники, не сравнить. Слом произошёл на поколении моих родителей, примерно Ваших ровесников: урбанизация, аборты. Это не пустяк, а цивилизационный слом. Если у моих пра и просто бабушек, у всех, которых я знаю, было, самое меньшее, пятеро детей, а у поколения моих родителей и моего норма – один - двое, о чём говорить?
И вот моя любимая цитата: "Надо прямо сказать, что до сего дня монашество являет нам единственную в своем роде, на опыте проверенную, тысячами примеров подтвержденную -
практическую «удачу» христианства. Это, конечно, совсем не значит, что теоретически она исключает возможность других удач, отрицает другие пути: но в нем явлен несомненный успех хотя бы одного пути... В течение веков, над всем христианским миром возвышался и светил лик Преподобного.
В этом лике, изможденном постом, бдением и подвигом, омытом слезами
покаяния, просветленном «умным видением», само тело преобразившим в дух, бесчисленные поколения христиан видели несомненное доказательство реальности нового неба и новой земли, тоску по которым Евангелие навсегда привило человеческой душе..." Это из третьей главы
"Исторического пути православия" о. Шмемана - "Победа христианства".
По-моему, никакого противопоставления монашества и семьи в русской культуре не было, одно питало другое, и идеал был один - евангельский, но можно было выбрать тот путь, который ближе лично тебе. Выходя замуж, женщина-христианка готова была рожать и хоронить всех данных ей Богом детей, а не хотела - так и не выходила, а шла в монастырь. Но постепенно, в высших сословиях перед революцией, а в народе - уже при советской власти, после войны и снятия сталинского "моратория" на аборты, такое понимание и готовность были утрачены, брак стал пониматься как "любовь", чему в немалой степени содействовала литература, взявшая за образец западный роман о перипетиях отношений несчастных влюблённых (Тристан с Изольдой или Абеляр с Элоизой). И возврат к христианскому пониманию брака - в массах - сейчас невозможен, поскольку многодетная семья - не меньший подвиг, чем монашество.
a_tanj
1 авг, 2012 07:32 (UTC)
Дорогой отец Павел, благословите!
С днем рождения Вас! Сил Вам и неиссякаемого источника радости всей Вашей семье!
( 34 комментария — Оставить комментарий )