?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В посёлке Писковичи Псковской епархии есть почитаемая икона Божией матери, по имени «Грузинская». Её принесли в Храм апостола Матфея в незапамятные времена. С тех пор день её почитания 4 сентября по новому стилю является главным праздником храма и празднуется более торжественно, чем Престольный праздник. Псковский архиерей ежегодно приезжал в этот день почтить "грузинский" образ Богоматери.
Подлинную икону украли в 60-е годы. Вместо неё был написан неискусный образ, на который обращено почитание. В 1985 году ленинградский иконописец Евгений Перл написал замечательный образ Богоматери «Грузинская". Лучезарный образ пронизан лёгкостью и светом. Но народ сохранил почитание неискусного образа. Его выносят в день праздника на крестный ход, как главную святыню храма. Определяющей оказалась не эстетика, а привычка.
Церковный календарь знает два различных порядка богородичных праздников. Один порядок праздников, основан на скупых свидетельствах Священного Писания и более подробных свидетельствах церковного предания о земной судьбе Божией Матери. Это события Рождества, Благовещения, Сретения, Введения во храм, Успения. Эти иконы отмечают события земной судьбы Той, Которая избрана из дочерей земли послужить спасению человеческого рода. Эти иконы открывают образ смиреной Девы, послужившей Промыслу Божию материнской любовью. Превечное Слово воплотилось в утробе Пресвятой Девы, в Вифлееме родился Иисус. Дева Мария понесла все материнские скорби и заботы о Сыне. Она радовалась Его рождению и скорбела у Голгофского креста и гроба. Эти события открывает нам Пресвятую Деву, как самую смиренную из дочерей земли, избранную Богом для исключительного служения.
Другой порядок праздников – многочисленные явления Её икон. В этих явлениях Она открывается как Царица неба и земли, «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Икон Пресвятой Богородицы - множество. В настоящее время мы знаем около 300 икон. Каждая из них свидетельствует о встрече Пресвятой Богородицы с человеческой судьбой или судьбой целого народа. Пресвятая Богородица открывается нам в своих иконах, как Ходатаица перед Богом о народах или судьбе обычного человека, призвавшего Её имя.
История иконы начинается не с написания. Историю написания иконы мы знаем предположительно. Когда, где и кем написана икона, мы знаем в редких случаях. Рождение иконы обычно покрыто тайной. Художники не подписывали свои иконы. Икона считается написанной не художником, а церковью. Она выражает церковное предание. Мы не знаем, когда была написана та или иная чудотворная икона.
История иконы начинается с её явления. Каждое явление совершается по особому действию промысла Божия и движению сердца самой Пресвятой Богородицы. В этом смысл явления иконы в конкретное время: она приходит, когда особенно нам нужна. Одна из икон Божией Матери называется «Грузинская». Каждая икона Божией Матери носит имя. Название иконы отражают наше отношение к ней или место её явления. Мы называем её «Заступницей рода христианского», «Взысканием погибших», «Радостью всех скорбящих», «Отрадой и утешением». Иногда название выражает наши чувства к Богоматери, иногда указывает историческое событие, с которым связано явление иконы: «Владимирская, «Казанская», «Смоленская»…
Грузинская икона Божией Матери тоже имеет условное название. Почему Грузинская? В 1622 году шах Аббаз напал на Грузию и разорил её. Множество древних святынь грузинской церкви было вывезено в Персию. Там продавали христианские святыни и пленников из Грузии. В 1625 году приказчик ярославского купца Лыткина увидел на персидском базаре икону. Икона ему понравилась, и он её приобрёл. В ту ночь Пресвятая Богородица явилась купцу во сне и сказала: «Ты приобрёл великое сокровище, пожертвуй его в Красногорский монастырь Архангельской губернии». Проснувшись, Лыткин недоумевал о смысле услышанных во сне слов. Какое сокровище, причём тут Красногорский монастырь, где это сокровище он купил? Всё объяснилось, когда приехал приказчик и привёз икону. Лыткин вспомнил сон и выполнил повеление Божией Матери: отвёз икону в Архангельск и передал в Красногорский монастырь. Икону хранили с благоговением. Перед ней горела неугасимая лампада, служили молебны, пели акафисты.
В 1654 году в Москве началась моровая язва. Много людей умерло. Святейший Синод распорядился привезти Грузинскую икону из Красногорского монастыря и пронести по улицам Москвы. Губительная язва остановилось. Благодарные москвичи оставили икону в Москве и построили для неё часовню.
В Алексеевском монастыре на окраине Москвы болели несколько сестёр. Они скорбели, что монастырь далеко за городской чертой, и они не могут приложиться к иконе и попросить исцеления. Ночью одной из монахинь явился во сне инок и сказал: «Не скорбите, что не можете приложиться к Грузинской иконе. Список этой иконы хранится в пещере вашего монастыря. Инокини недоумевали: где искать икону? Никакой пещеры в монастыре они не знали. Потом их осенило: глубокий ризничный шкаф построен наподобие пещеры. Там хранилось много ветоши, о которой давно забыли. В шкафу сестры обнаружили икону, омыли, очистили от сора, которым икона была завалена, поставили на почётное место и совершили перед ней молебен. Больные сёстры исцелились.
Иконы Божией Матери делятся на несколько типов. Первый тип – это иконы, называемые «Одигитрия», по-русски «Путеводительница». Образцом являются Смоленская и Тихвинская иконы. По их типу написаны многие иконы. На этих иконах Пресвятая Богородица предстаёт как державная Царица, Владычица и Хранительница мира.
Второй тип икон называются «Умиление». Классический образец такой иконы–Владимирская Богоматерь. В этой иконе подчёркнуто материнское тепло и нежность, близость между Матерью и Младенцем.
Есть иконы, на которых Младенец изображается не на руках, а отдельно в круге, на груди Богоматери. Икона называется «Знамение». Без Младенца изображена Богоматерь на иконе Покрова, который она простирает над молящейся церковью. Без Младенца изображена Матерь Божия на иконе, перед которой молился и преставился преподобный Серафим Саровский, икона «Милующая».
Каждая икона относится к тому или иному типу. Каждая икона изображает одну и ту же пресвятую Богородицу, к которой мы обращаемся со своими молитвами. Для молитвы существенным является не тип иконы, а Та, Которая на ней изображена. Матерь Божия через явление икон и молитвы хранит нас на жизненном пути. Она является нашей защитницей и помощницей в смертный час.
Когда человек умирает, приглашают священника и читают «отходную» молитву. Отходная–это умилительный канон Пресвятой Богородице. Мы молимся в этот страшный для человека час отхода в вечную жизнь, чтобы Пресвятая Богородица оградила от страшных демонских ликов и образов, которые могут испугать человека, ввергнуть в уныние, малодушие и отчаяние. В минуту смерти человек особенно нуждается в помощи Пресвятой Богородицы. Христиане окружают себя иконами. Большинство из них – иконы Пресвятой Богородицы. Они напоминают нам о промысле Божием и великом материнском сердце, печалующемся в мире. Это сердце - Матерь Божия. Она вмещает человеческие нужды и хранит нас на жизненном пути.

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
2_red_cat_2
20 авг, 2012 14:38 (UTC)
Спасибо, чудесно, с такой любовью Вы рассказали об иконе.
rsaask
20 авг, 2012 14:46 (UTC)
Присоединяюсь к предыдущему комментарию! Огромное Вам спасибо и многих лет жизни.

Edited at 2012-08-20 15:45 (UTC)
te_poo
20 авг, 2012 17:41 (UTC)
Искренняя Вам благодарность за этот рассказ.
ksenia_stranger
21 авг, 2012 01:47 (UTC)
Почитание икон.
"Но народ сохранил почитание неискусного образа. Его выносят в день праздника на крестный ход, как главную святыню храма. Определяющей оказалась не эстетика, а привычка."
Это часто бывает. Когда-то написала по просьбе вл.Хризостома свв. Димитрия и Георгия в Собор, народ их отверг, поскольку перед старыми молились во время войны и слишком многое было с теми иконами связано.
Были правы, и нам порой дороги вытертые бумажные иконки.
Бывало и в Москве, к изумлению наших просвещенных священников-эстетов.

Edited at 2012-08-21 01:48 (UTC)
livejournal
21 авг, 2012 06:31 (UTC)
Священник Павел Адельгейм: ""Грузинская" икона Бо
Пользователь tatpiaf сослался на вашу запись в «Священник Павел Адельгейм: ""Грузинская" икона Божией Матери."» в контексте: [...] одит, когда особенно нам нужна." Оригинал взят у в "Грузинская" икона Божией Матери. [...]
( 5 комментариев — Оставить комментарий )