?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Слово о Кресте.

Мы слышали, братия, призыв Господа Иисуса Христа взять свой крест: «кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядёт». Что означает слово «крест»?
В устах Господа Иисуса Христа слово «крест» означало служение, связанное с подвигом. Это служение может иметь разное содержание. Во-первых, крестом называют внешние скорби.
В жизни каждому человеку приходится нести болезни и труд, сносить оскорбления и клевету.
Эти скорби образуют для человека, крест испытания и подвига. Один человек несёт свои скорби с терпением и смирением. Другой стремится вывернуться из-под креста и уклониться от скорбей. Трудности неизбежны, невозможно спрятаться от скорбей и испытаний. Так возникает ропот и недовольство своим крестом, обида на судьбу и хула на Бога.
Есть, братия, иной крест - внутреннего подвига. Это крест покаяния, перемены своего внутреннего содержания. Этот крест оказывается еще более трудным, нежели крест внешних скорбей. Мы привыкаем смотреть на себя через призму самолюбия, и самодовольства. Если человек посмотрит на себя сквозь покаяние, осознает всю нечистоту своей души, увидит свои страсти: жадность, зависть, похоть, раздражение и гнев, которые не умеет преодолевать, он исполняется величайшей скорби. Одних скорбь приводит к покаянию, а других погружает в уныние или ожесточение.
Есть, братия, еще третий крест - самоотверженной любви и преданности Богу. Его несут избранники Божии, кого мы называем святыми праведниками. Во имя величайшей любви и преданности Богу, человек отвергается себя, переступает через себя на пути к Царству Божьему: «кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядёт»- призывает Христос. Это крест самоотверженного и совершенного служения Богу.
В Святом Евангелии мы находим прообразы всех трёх крестов. Прообразом креста внешних скорбей был крест, который понёс Симон Киринейский. Когда Иуда предал Господа, его привели сперва на суд к архиереям. Всю ночь продолжался допрос. Архиереи вынесли смертный приговор, но не имели права его исполнить и утром привели Христа на допрос к Пилату. Допросив Христа, Пилат не нашёл в Нем вины, заслуживающей смерти. Оттягивая вынесение приговора, Пилат послал Христа на допрос к Ироду, прибывшему на праздник пасхи в Иерусалим. Ирод тоже не нашёл в Нем вины и, облачив в светлые одежды, вернул Пилату. Воины вновь привели Христа к Пилату, и он вынес Ему смертный приговор. Воины повели осуждённого во двор для бичевания. Затем, на обессилевшего в страданиях Христа воины возложили тяжелый крест, и страшная процессия двинулась из пределов Иерусалима на Голгофу.
Впереди шел Господь, неся свой крест, Его окружали воины, за ними шли плачущие женщины, Иоанн Богослов и толпа народа. Сказалась ночь, прошедшая без сна и сутки без пищи. Человеческие силы изнемогли, и Христос стал падать под крестом. Видя, что осуждённый не может нести крест, воины остановили шествие. В это время с поля возвращался Симон Киринейский. Это был человек крепкого телосложения. Воины остановили его и возложили ему на плечи крест Христов. Симон проходил мимо случайно, и встреча со Христом произошла неожиданно. Когда воины возложили на Симона крест, он безропотно принял крест и покорно понес на Голгофу. Симон не знал Христа. Он понес крест по послушанию промыслу Божьему, который совершился над ним.
Каждый человек принимает внешние скорби и испытания, подобно Симону Киринейскому. Промысел Божий ведет нас своими путями, и мы не можем предугадать эти пути, не умеем понять их смысл. Принимая промысел Божий с надеждой, мы покоряемся Ему и несем свой крест с терпением. Это и есть крест внешних скорбей. Мы принимаем и несем его по послушанию Промыслу Божьему.
Когда шествие поднялось на Голгофу, Господа распяли на кресте. Рядом с ним распяли двух разбойников. Как и Христос, оба претерпевали физические страдания. Один из них, в муках и ожидании неминуемой смерти, вдруг понял, какую нелепую жизнь он прожил. Мысленным взором он охватил прошлое и осознал, как много натворил зла, оставив в жизни следы, которое люди вспомнят с ужасом. Сожаление о недостойной жизни пробудило в разбойнике покаяние. Ужасно раскаяние, которое не может ничего изменить. Хорошо, когда пробуждается совесть и человек может исправить свою жизнь, послужить и Богу и людям. Другое дело, когда ничего не можешь изменить. Остается мучительная смерть и безнадежность. Но разбойник не впал в отчаяние. Он вдруг узнал в Распятом Владыку жизни и смерти, Который может изменить его вечную судьбу. В поздний час жизни он обратился ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство». Христос принял его покаяние : «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Это звучит непонятно для окружающих. Как может разбойник, войти в рай? Слова Христовы исполнены глубокого смысла. Разбойника больше нет. Произошла перемена, которая называется покаянием. Она возрождает грешника. Рядом со Христом умирает на кресте мученик, преодолевший покаянием нечистоту своего сердца.
Человеку непросто покаяться. Иногда говорят: «Подумаешь, согрешил! Поди, покайся и забудешь». Это глубокое духовное заблуждение человека, который не понимает, что значит покаяние. Кто приносит покаяние, не возвращается к прежним грехам. Он начинает жить новой жизнью. Пережитое покаяние, переоценка внутреннего содержания не остаётся без плода. Покаяние меняет человека. Это, братия, и есть второй крест-покаяния и внутреннего преображения.
Есть, братия, и третий крест, который понёс Сам Господь Иисус Христос. Это Крест величайшей любви и самоотвержения. Этот Крест исполнен такого величия, что о нем лучше не говорить, а лишь молча созерцать его великое достоинство. Вот, братия, три креста, о которых нам говорит сегодня Евангелие: крест внешних скорбей, крест внутреннего покаяния и возрождения. И величайший крест самоотверженной любви и верности Богу.
Есть, братия, ещё один, четвертый крест, от которого да избавит нас Бог. Это крест второго разбойника, крест бесплодных страданий. Когда страдания, скорби, испытания не приводят человека к покаянию, а ведут к ожесточению и богохульству. Да избавит нас Бог от этого креста. Кресты, о которых говорит нам сегодня Святое Евангелие – это образы служения, которое необходимо принять человеку, чтобы преобразиться и войти в вечную жизнь. Завершая повесть о крестах, евангелист говорит: «Есть некоторые от здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Царство Божие, начинается не за горизонтом земной жизни. Царство Божие начинается на земле - там же, где начинается подвиг несения креста. Царство Божие завершает путь, который проходит христианин с терпением и любовью по земле, чтобы принять венец жизни, уготованный Богом любящим и ищущим Его.

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
25 окт, 2012 16:50 (UTC)
Слово о Кресте.
Пользователь strashny_son сослался на вашу запись в записи «Слово о Кресте.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Слово о Кресте. [...]
livejournal
25 окт, 2012 17:33 (UTC)
Слово о Кресте.
Пользователь talya_ko сослался на вашу запись в записи «Слово о Кресте.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Слово о Кресте. [...]
bogoslovorg
25 окт, 2012 18:34 (UTC)
Спаси Вас Господи, Батюшка!
nikolaosz
25 окт, 2012 21:09 (UTC)
спавибо отец Павел!
Алексей Котиков
26 окт, 2012 06:59 (UTC)
регулярно читаю Вас, о. Павел. Спасибо!
livejournal
26 окт, 2012 08:45 (UTC)
Слово о Кресте.
Пользователь roma182 сослался на вашу запись в записи «Слово о Кресте.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Слово о Кресте. [...]
Вера Игнатьева
26 окт, 2012 14:11 (UTC)
Спасибо, о.Павел
http://www.liveinternet.ru/users/eko-mysli/profile/
здесь можно послушать и почитать проповеди нашего батюшки
livejournal
27 окт, 2012 04:36 (UTC)
проповедь о. Павлла
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «проповедь о. Павлла» в контексте: [...] Оригинал взят у в Слово о Кресте. [...]
genadyj
29 окт, 2012 09:01 (UTC)
Крест
Спасибо за проповедь, отец Павел. А к какому типу креста вы относите судебную тяжбу с епархией?
adelgeim
29 окт, 2012 15:10 (UTC)
Re: Крест
Ко всем трём. В противостоянии с неправдой епархии, обличаемой её собственными установлениями и гражданскими законами, крест внешних скорбей очевидно связан со скорбями внутренними и требует жертвенной решимости в стоянии за Соборность Церкви. Епархия отвергает Евангельский принцип призыва к свободной совести и принимает недопустимый в церкви принцип принуждения и насилия над совестью.
genadyj
30 окт, 2012 07:49 (UTC)
Re: Крест
Я никак не могу уловить (понять) механизм, если можно так выразиться, взаимодействия Божией воли и человеческой. Принято все перепитии жизни объяснять выражением - "На все воля Божия". Вот Максим Исповедник - это пример стойкости и совести или это пример несмиренной гордыни и непослушания, выразившийся в его выражении: "Даже если весь мир будет причащаться с патриархом, я с ним не причащусь". Где грань, отделяющая героизм от несмиренности и не желания покоряться обстоятельствам, которые проистекают из воли Божией. Мы же часто произносим фразу - все от Него, или как Иоанн Крестьянкин расширил это выражение - "Все от Него все к Нему и все с Ним. Где критерии протеста, устанавливающие его праведность?
ivk22
30 окт, 2012 11:46 (UTC)
Re: Крест
вопрос сложный,если практически, то если имеешь духовника,то спросить его,если не совсем доверяешь,то не спрашивать.молить Бога о решении и вразумлении.очень часто нет ответа,почему? значит есть что то важное в душе что надо исправить,человек почти всегда не знает что в нем плохо,только иногда по вторичным признакам (блуд,пьянство и т. д.)можно о чем то догадаться.главное,подчеркну,главное винить только себя и все,смириться до земли в этом суть.еще скажу совершенно точно что нет такого вопроса Богу на который не будет дан ответ,даже такой - не твое дело,но будет дан и,как ни странно,несмотря на такой вроде как жесткий ответ,придет утешение и успокоение.
в критический момент будет дано указание,ясное и точное,уж поверьте. все просто на самом деле, но если хотите знать механизм,то вот вам самый короткий путь - стараться соблюдать заповеди,как можно чаще каяться на исповеди и по возможности причащаться и все.знание придет само,проверено на личном опыте.
любите механизмы? ну вот поясняю - при наших гордыне и зле мы ведь разворотим все,если будем много знать,этож понятно.поэтому и воздвигнута эта противопожарная и противовзрывная стена). ну как котельную изолируют).когда человек кается,гордыня постепенно уходит а знания приходят.Бог не ограждает нас от знаний а защищает от самих себя!все просто) всего доброго)
Сергей Новосад
4 мар, 2013 08:59 (UTC)
Re: Крест
Мне кажется в бесстрастности... В высоком духовном состоянии, отцы говорили, и это им не вредило!
Сергей Новосад
4 мар, 2013 08:57 (UTC)
Спаси Боже!!!
( 15 комментариев — Оставить комментарий )