?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Солея в православии".

Сопоставление «солеи» с «православием» мне кажется некорректным, как например, «значение якоря в истории кораблестроения». Якорь нужен на корабле для практических целей, но не имеет тесной связи кораблестроением.
В храме пол обычно расположен в двух уровнях. Пол Алтаря приподнят над полом храма от 0,1 до 1,5 м. Часть алтарного пола выступает полосой на 1-2 м. за пределы Алтаря. Этот выступ алтарного пола перед иконостасом называют «солея».
В правом и левом окончании солеи иногда устраивают «клиросы» (место, где стоят певцы и чтецы). Центральная часть солеи выдвигается ещё на 1,5 – 2 метра и закругляется. Закруглённая площадка перед Царскими вратами называется «амвон». Это место действия. Сюда выходят на «Вход», здесь читают Евангелие, Апостол, паремии. С амвона диакон произносит ектеньи, а священник - молитвы и проповедь. На амвон выносят святой Потир для причащения народа. Практическое применение солеи и амвона не вызывает вопросов. Проповеди в храме говорят не только с амвона.
В храмах устраивали небольшие балконы справа и слева на высоте трёх метров в виде рюмки. Оттуда читались Апостол, паремии, произносились проповеди. В Кафедральном соборе Пскова имеется такая рюмочка. С неё я неоднократно говорил проповеди.
Солея существует не во всяком храме. В Румынии я видел храмы, в которых приподнятая часть пола не выходит за грань иконостаса. В храме святых Жен Мироносиц г. Пскова солея приподнята над полом на 0,02 м. не огорожена и не препятствует мирянам войти на солею. Подниматься на солею в одних храмах не принято, в других храмах это неизбежно, поскольку там стоят подсвечники и народ ходит ставить свечи, прикладывается к «местным» иконам, там же совершается чин "воцерковления" после Крещения.
Внутреннее устройство православного храма имеет историю. Кроме практического применения каждый элемент храма осмысливался и приобретал духовный смысл. Ему усваивалось символическое значение, которое в разные периоды истории или разные моменты богослужения могло меняться. Символика храма неоднозначно объясняется разными авторами. Богаче смыслами символика значимых частей храма: Алтаря, Престола, Горнего места, иконостаса и других. О символике можно спорить: амвон или Горнее место в Алтаре изображают то «место равне», с которого Иисус Христос произносил Свою нагорную проповедь?
Общепринятую символику солеи объяснить затрудняюсь. Нет под рукой подходящей книги, например св. Симеона Солунского «Expositio de divino Templo». Найти и предложить свое символическое истолкование несложно. Частные объяснения бывают удачными и получают право на существование, но увлекаться символическими объяснениями не следует. Меня как-то попросили объяснить символическое значение батарей водяного отопления в Алтаре. Все объяснения имеют пределы.
В древности Жертвенник и Сосудохранилище находились вне Алтаря. Евангелие и сосуды переносили на Жертвенник и на Престол из Сосудохранилища. "Вход" тогда имел практическое значение. Когда Жертвенник и Сосудохранилище переместили внутрь Алтаря, «Вход» утратил практическое значение, стал символом идеи выхода Спасителя на проповедь. Солея приобрела практическое назначение, когда «Малый вход» его утратил и сохранил только символическое значение «пути на служение благовестия». Евангелие берут с Престола, выносят через северные двери из Алтаря, проходят по солее, вносят в Алтарь через Царские врата и снова кладут на Престол. В этом действии нет практического смысла, и выполнять его удобнее по солее.
Предлагая объяснить духовное значение солеи, Вы хотели, вероятно, подчеркнуть недопустимость пляски на солее, совершённой женщинами, приговорёнными за это к лагерному сроку. Танцевать не положено не только на солее, но в любой части храма, даже на паперти. Духовный смысл солеи здесь не при чём. Храм предназначен для молитвы и богослужения, созерцания и богомыслия. При этом «вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им, написано: «дом Мой, домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Ис.56,7; Иерем. 7,11; Мф.21,12-13).
Заботясь о духовной чистоте храма, Христос совершил храме погром . В наших храмах свечной ящик и шум вокруг него, заглушающий иногда богослужение, Иисус Христос наверное тоже осудил. Но денежный ящик, к великому сожалению, оспаривает первенство у Алтаря и становится в храмах самым значимым и вожделенным местом. Как бы не придали ему символическое и духовное значение…
Возмущали общественное сознание и пророки. За это многие их них умирали насильственной и мучительной смертью. Современники их недолюбливали и осуждали. А мы исповедуем, что посылал их Бог.
Возмущали общественную совесть юродивые, за что современники их и чтили, и били. Они будили общественную совесть, препятствуя, как соль, гниению общества.
"Но ясновидцев, как и очевидцев, во все века сжигали на кострах" - пел В. Высоцкий. Так же неоднозначно относится к ним общество в наше время: одни сажают в тюрьму, другие представляют к премии.
Перфоманс в ХХС обнаружил болевую точку нашего общества. Существенна не личная мораль или побуждения этих женщин, но выявление общественного заболевания противоестественной симфонией, которая однажды уже разрушила наше общество. Взрыв реакции на перфоманс подтвердил его духовную значимость, а заодно выявил лицемерие и жестокость, которые превратились в норму обществеенной жизни.

Comments

( 39 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
magda_zitta
27 окт, 2012 12:43 (UTC)
Спасибо, отец Павел. То, о чем Вы говорите, для меня не новость, но так приятно просто почитать слова разумного человека. Когда-то меня грело то, что в России вхраме любого города я чувствовала себя как дома, потому что там были люди, с которыми мы говорили на одном языке. А сейчас... кажется, я совсем перестала понимать этот язык, или же язык изменился до неузнаваемости.
adelgeim
27 окт, 2012 17:27 (UTC)
Вы совершенно правы язык так изменился, что это отразилось на взаимопонимании.
(Удалённый комментарий)
livejournal
27 окт, 2012 13:01 (UTC)
"Солея в православии" (ликбез)
Пользователь roma987 сослался на вашу запись в записи «"Солея в православии" (ликбез)» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Солея в православии". [...]
chahal
27 окт, 2012 13:09 (UTC)
Отец Павел, личная мораль и побуждения пророков и юродивых для вас тоже не существенны?

Edited at 2012-10-27 13:09 (UTC)
adelgeim
27 окт, 2012 13:21 (UTC)
Личная мораль очень существенна в личной жизни на пути к Богу. Побуждения пророков и юродивых, как у всех людей, не всегда совпадали с волей Божией, кокретно выраженной в заповедях. Иногда они противились Богу, и в своём противлении исполняли волю Его. Духовная жизнь полна антиномий.
(без темы) - chahal - 27 окт, 2012 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adelgeim - 27 окт, 2012 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chahal - 27 окт, 2012 17:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adelgeim - 27 окт, 2012 20:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chahal - 27 окт, 2012 21:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chahal - 28 окт, 2012 08:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adelgeim - 28 окт, 2012 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chahal - 28 окт, 2012 09:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adelgeim - 28 окт, 2012 22:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeserov - 31 окт, 2012 20:41 (UTC) - Развернуть
excurs
27 окт, 2012 13:33 (UTC)
"Евангелие берут с Престола, выносят через северные двери из Алтаря, проходят по солее, вносят в Алтарь через Царские врата и снова кладут на Престол. В этом действии нет практического смысла, и выполнять его удобнее по солее."

Почему бы Евангелие не хранить пусть и в Алтаре, но не на Престоле? Тогда появился бы небольшой практический смысл переноса Евангелия на Престол. Конечно, лучше нести его, например, из приходской библиотеки, но это сочтут уже за какое-то крайнее обновленчество :)
Но ещё более меня угнетает ситуация на Преждеосвященной Литургии, когда Св. Дары перенося сначала с Престола на Жертвенник, а потом с Жертвенника снова на Престол. Вот уж формализм! Да и на сколько сократился бы сам чин, если бы мы признали очевидное и начинали службу с момента переноса Даров на Престол.
klangtao
27 окт, 2012 15:12 (UTC)
Как вариант...
...Евангелие можно было бы после выноса на утрени оставлять на аналое (тетраподе), а на Входе вносить в алтарь. Хотя какая-то осмысленность. И Блаженны на Входе петь обязательно с положенными тропарями, чтобы раскрывалась не вторичная, от головы привязанная символика воспоминания о вЫходе Спасителя на проповедь, а естественная символика входа в Царство Божие, происходящего здесь и теперь.

А вот ризницу и сосудохранилище таки стоило бы перенести в западную часть храма. А в предбаннике к ним - и канунник для заупокойных приношений, и стол для просфор, и проскомидийный жертвенник, на котором и совершать проскомидию (вернее, протесис)...

Мечтать, конечно, не вредно :-(
(без темы) - adelgeim - 27 окт, 2012 17:38 (UTC) - Развернуть
livejournal
27 окт, 2012 14:07 (UTC)
&quot;Солея в православии&quot;.
Пользователь evmeny сослался на вашу запись в записи «"Солея в православии".» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Солея в православии". [...]
prostoman
27 окт, 2012 14:41 (UTC)
хм-м
я, конечно, далек от православия( извините), но Веру сравнил бы именно с якорем, а всё остальное мудрствование вокруг - с кораблестроением
adelgeim
27 окт, 2012 17:42 (UTC)
Вы не далеки от истины. Крест Христ ов в древности изображался как якорь, что можно видеть на многих древних храмах. Под крестом виедн полумесяц, это и есть изображение якоря.
ssoodd
27 окт, 2012 21:32 (UTC)
Спасибо, отец Павел.
aunt_poger
27 окт, 2012 21:49 (UTC)
"Предлагая объяснить духовное значение солеи, Вы хотели, вероятно, подчеркнуть..."
Отец Павел, а к кому Вы обращаетесь? Или это Вам кто-то задаёт вопрос, а дальше идёт ответ?
adelgeim
28 окт, 2012 08:04 (UTC)
Да, у нас был в предыдущем посту разговор с комментатром chahal. В том посту остался его вопрос, и я обещал ответить отдельным постом.
livejournal
28 окт, 2012 19:26 (UTC)
&quot;Солея в православии&quot;.
Пользователь alr_pol сослался на вашу запись в записи «"Солея в православии".» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Солея в православии". [...]
livejournal
29 окт, 2012 09:46 (UTC)
&quot;Солея в православии&quot;.
Пользователь akyn_akynov сослался на вашу запись в записи «"Солея в православии".» в контексте: [...] Originally posted by at "Солея в православии". [...]
Dmitry Dobronravov
29 окт, 2012 20:33 (UTC)
Отец Павел, благословите!

Сердечно благодарю Вас, что Вы откликнулись на мое прошение поведать читателям Вашего блога (мне в первую очередь) о значении устройства православного храма. Очень интересно и доступно написано о солее и амвоне. Надеюсь многими Ваша миссия услышана.

Батюшка, простите, если я правильно понял Вашу мысль, то поясните, пожалуйста, Вашу точку зрения о том, что танцующие в храме женщины являются скорее современными юродивыми, чем кощунницами. Просветите, кто еще в истории Церкви, стал почитаемым как юродивый, танцуя и выкрикивая нецензурную брань на солее, которая является "частью алтарного пола", т.е. продолжением алтаря - самого святого места в храме?

И еще один вопрос, Батюшка: скажите, пожалуйста, что дает основание думать и полагать, что в обществе существует "заболевание противоестественной симфонии"? На основании чего такую симфонию возможно "идентифицировать"?

Простите, за еще вопрос: скажите, отец Павел, какую пользу для моей грешной души мог дать произведенный перформанс? Чего я мог не заметить или не понять? "Взрыв реакции на перфоманс подтвердил его духовную значимость" - что это за духовная значимость для православных христиан?

Спаси Господи, и простите меня!
adelgeim
30 окт, 2012 13:20 (UTC)
Чтобы объяснить свою позицию, мне надо начинать разговор "от печки". В комментариях это не получится. Чтобы понять ситуацию мне самому, потребовалось целый год писать книгу. На каждый из Ваших трёх вопросов надо писать отдельный пост. Не думаю, что для вас это актуально. Из Вашего первого комментария мне было очевидно, что эти вопросы последуют, почему я ответил не кратким комментарием, а отдельным постом. Если Вы действительно интересуетесь моей позицией, я её не скрываю, почитайте другие посты ЖЖ. Коротко отвечу. Когда к единству принуждают насилием и ложью, возникает протест. Он выливается в адекватные и неадекватные формы. Эти формы бываю разными в различные эпохи. Если Вы не видите слияния структуры РПЦ с государством, не видите неофициального влияния и проникающей все структуры клерикализации, нет смысла Вам на это указывать. Перфоманс указывал именно на это, а Вы не заметили.
Похожая история была, по преданию, с блаж.Василием, московским юродивым. Он разбил икону Богоматери камнем, его били за это. Выяснилось, что на доске был сперва изображён диавол, а поверх него доска была записана образом Богоматери.
указать факты - jan1302 - 31 окт, 2012 06:43 (UTC) - Развернуть
livejournal
30 окт, 2012 11:13 (UTC)
Священник Павел Адельгейм: "Денежный ящик оспаривает п
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись в записи «Священник Павел Адельгейм: "Денежный ящик оспаривает первенство у Алтаря"» в контексте: [...] а заодно выявил лицемерие и жестокость, которые превратились в норму обществеенной жизни. Источник [...]
slavinamira
30 окт, 2012 21:33 (UTC)
Дорогой о.Павел, спаси Господи, Ваши посты как глоток живой воды среди трясины лицемерия и лжи, в которую мы погружаемся стараниями власть предержащих!
Lubov Petrova
10 ноя, 2012 03:35 (UTC)
Слава Богу, - есть мыслящие здраво в среде священнослуж
ГОРЯЧИЙ СТИХ

Если "ЗА" PUSSI-Riot?- Я,- тоже!
Лучший жемчуг,Царица,-тебе!
Златый Крест,на Иисуса похожий,-
Родшей въехавшего.... на ишачьем горбе!

Pussi-Riot!-И моё нетерпенье
К фарисейству,вонзившему Ложь!
Pussi-Riot,-"Се,-лампад их горенье!
Масло Правды!"-не нож!

Их Жених,-Иисус,даже если,
Обвинённые"Церьковь предать",-
Музицируют,-в стиле ЭЛВИСА Пресли!-
Всех рискнули Любовью ОБЪЯТЬ!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 39 комментариев — Оставить комментарий )