?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Позитивы и негативы.

Господин Dmitry Dobronravov спрашивает: «почему Вы не берете в расчет позитивные достижения в Вашей епархии? Посмотрите, как много построено храмов и монастырей». Он просит ответить отдельным постом.
Количественный рост храмов и монастырей мало говорит о возрождении христианской жизни, её влиянии на общество и переменах в общественном сознании. Основная задача христианства не в создании материальных ценностей и церковного имущества. Дело Христа в спасении человека, его возрождении для жизни с Богом и по–Божьи.
Хорошо, что храмы строятся. Каждый храм привлекает прихожан, но не решает вопрос об их причастности к жизни храма, их бесправии, от которого страдает приходская жизнь. Образцом приходской и монашеской жизни для меня служит устройство церкви, принятое Священным собором 1918 года. Участие народа и управление своим приходом, отношения с епископатом там получили церковное решение. В РПЦ эти отношения искажены. Вы видите поверхность церковной жизни и упускаете её глубину. Как и кем строится, реставрируется, ремонтируется храм?
Не епархиальными средствами, не архиерейскими заботами.
Заботами частных энтузиастов (священников и мирян) храмы созидаются на средства федерального и регионального бюджета, на средства спонсоров и фирм, выполняющих заказ гражданской власти. Епархия получает миллионы ежегодно на реставрацию и ремонты храмов и монастырей, распределяет и расходует средства по своему усмотрению. Отчёты не предоставляются, информация закрыта, возможны только случайные сведения. Открывается путь злоупотреблениям.
Известна передача огромных территорий и выделение фантастических сумм из бюджета Елеазаровскому монастырю. Местные жители ходят в удалённые храмы, а в монастырь не хотят ходить. Почему?
За созданием известных мне храмов и приходов стоят поломанные судьбы священников и несправедливо обиженных мирян, которые их создавали. Сведения открытые, частично освещённые в прессе. Известны десятки храмов и приходов, за создание которых люди поплатились своей судьбой: изгнанием, запрещением, вынужденным уходом из церкви. Известны случаи самоубийства священников и монахов. Церковная администрация не расследует факты. «Негатив» перевешивает количественные успехи, ибо Христос пришёл не храмы строить, а спасти человека, который дороже храма.
Каждый храм кроме духовного, имеет коммерческое значение. Говоря циничным языком коммерции, появляется новая торговая точка, приносящая значительный доход, размер которого знает настоятель, распоряжается им безотчётно, отдавая архиерею дань. Без прозрачной бухгалтерии церковная жизнь коммерцизуется, меняются её приоритеты. Отсюда возникают «мерседесы» священников и роскошное архиерейское бытие. Роскошная жизнь епископов не обоснована церковными документами. По умолчанию она признана необходимой прерогативой архиерейского статуса. Епископам подражают благочинные и настоятели крупных приходов и монастырей. Молодые священники с завистью смотрят на их достижения, с нетерпением ждут свой кусок пирога. Это и есть «негатив», вызывающий возмущение и протест церковного и гражданского общества.
В монастырях хорошо кормят, они приносят ещё больше дохода епископу и епархии, но тормозит основная задача- не организована духовная жизнь, нет духовников, ограничена возможность исповеди и причащения. Своеволие насельников и волюнтаризм начальства порождает немирные отношения. Я не живу в монастыре, говорю со слов людей, которым доверяю.
Никакой миссионерской, катехизаторской, духовной работы в Псковской епархии не видно. Имитация деятельности выражена созданием десятков комиссий при Епархии, которые пишут отчёты и ставят галочки. В советское время это называли «показухой».
Приходы приобретают вестник «Благодатные лучи» в принудительном порядке и выкидывают в мусор упаковками, поскольку народ не покупает. Журнал рассказывает, где служил митрополит Евсевий, размещает его портреты в храме, на пейзаже и проч. Читать там нечего.
Иконописной школы в Мирожском монастыре нет. Есть инок, пишущий иконы на заказ. Памятники св. Ольге приобретены городом на бюджетные средства.
Православная школа регентов при храме св. Жен Мироносиц до сих пор не числится в отделе образования и катехизации МП, хотя уже 20 лет выпускает профессиональных регентов и певчих, даёт полное среднее и церковное образование, с семи лет вводит детей в атмосферу общинной жизни: богослужение и молитва, исповедь и св. Причастие. Последние 4 года школа ведёт образовательную деятельность без лицензии. Позитив или негатив?
Заслуживает внимания замечательный священник игумен Роман Загребнев. В своей деревне Заянье он организовал хоспис для тяжело больных прихожан и стариков. Действительно, издаёт ежемесячную газету «Заянский листок». Написал множество книг про епархию, про священников, особенно про своего духовника отца Николая Залитского. Думаете, архиерей ему помогает? После смерти о.Николая архиерей запретил о. Романа в священнослужении за книгу, написанную об о. Николае. Это потрясло 70-летнего старика. Отнялись ноги, долгое время провёл в С-Петербургской больнице. Тут и позитив и негатив.
Позитив представляет Псково-Печерский монастырь. Из разных источников слышно о реальной работе, обеспеченном богослужении, о культурной и социальной работе, благотворительности. Объёма и конкретного содержания этой деятельности я не представляю.
В церковной жизни не видно жертвенного служения пастырей и заботы о народе Божием. Епископ, который определяет приоритеты, предъявляет священникам не церковные, а коммерческие требования. Возникает вопрос о рентабельности прихода. Разрушается структура богослужения, его обеспеченность чтением, пением, облачением, благоговейное отношение к святыням, утратила значение проповедь.
Последствия этих «негативов» выявятся скоро и отразится, в том числе, на материальном благополучии.
Пока священные начальники не смотрят в будущее, но грядут неизбежные перемены.

Comments

( 63 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
livejournal
8 ноя, 2012 13:36 (UTC)
Позитивы и негативы.
Пользователь minorowsky сослался на вашу запись в записи «Позитивы и негативы. » в контексте: [...] Павел, всегда очень точно описывает нашу действительность. Оригинал взят у в Позитивы и негативы. [...]
(Удалённый комментарий)
livejournal
8 ноя, 2012 13:44 (UTC)
Позитивы и негативы.
Пользователь svetlaya2 сослался на вашу запись в записи «Позитивы и негативы. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Позитивы и негативы. [...]
minorowsky
8 ноя, 2012 13:44 (UTC)
Прямо 40-е годы 17-го века...
adelgeim
8 ноя, 2012 13:47 (UTC)
Прямо 40-е годы 17-го века..
Расскажите подробнее, что знаете. Такие параллели очень интересны.
priest_mikhail
8 ноя, 2012 13:50 (UTC)
Всё точно. Так и есть.
livejournal
8 ноя, 2012 13:52 (UTC)
Правда-матка от псковского батюшки
Пользователь yegozza сослался на вашу запись в записи «Правда-матка от псковского батюшки » в контексте: [...] ировать... в общем, как минимум, весьма познавательно:) Оригинал взят у в Позитивы и негативы. [...]
gmorder
8 ноя, 2012 14:19 (UTC)
Толку строить храмы, если там нет Христа. Зачем принимать монашество без веры? Бог милостив, но чует мое сердце, и у него терпение лопнет. Вообще, делать бизнес на вере это самое низкое, что можно придумать. Не зря ОН выгнал торговцев из храма.

"для меня служит устройство церкви, принятое Священным собором 1918 года." - это тот самый Собор, который принял Собрание постановлений и установлений, в котором это:

1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возарста, установленного для вступления в брак...

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

19. Во всех светских государственных школах ...преподавание Закона Божия... обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях: содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны.

22. Имущество, принадлежащее Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию... государственными налогами.

24. Православная церковь получает из средств Государственного Казначейства... ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей.
http://asnecto.livejournal.com/359728.html

забавно, что документ 1918 года
adelgeim
8 ноя, 2012 19:17 (UTC)
устройство церкви
У меня шла речь о внутреннем устройстве церкви. Вы цитируете модель церковно-государственных отношений. Отцам собора было слишком трудно сразу отрешиться от модели отношений, которая складывались на Руси столетиями. Их понимание оставалось традиционным и не могло выйти из наезженой колеи. Модель не состоялась при советской власти. Теперь церковное руководство не сможет осуществить такую схему. Это утопия.
Svetlana Tihomirova
8 ноя, 2012 14:43 (UTC)
Спасибо Вам, отец Павел!Спаси Господи! Жизненных сил и любви.
Грустно, что архиереи не исполняют главную заповедь о любви, данную Христом.
adelgeim
9 ноя, 2012 07:31 (UTC)
Архиереи и любовь.
Обличение архиереев у святых составляет отдельную тему. Обличали их праведники от святого И.Златоуста до преп. Серафима Саровского, и очень сурово. Архиереи несут высокое служение, для которого им не хватает нравственных сил. Не дотягивая до пастырей, они становятся обыкновенными администраторами-бюрократами, осуществляющими исполнительную власть и отличаются от прочих чиновников только золотыми шапками, облачениями, бриллиантами - пустой мишурой. Главную драгоценность-Любовь Христову- мало кто умеет сохранить и ценить на этом служении, как, впрочем, и все мы-обыкновенные люди-тоже не умеем.
frgeorgio
8 ноя, 2012 14:47 (UTC)
Не будучи знаком с иг. Романом из Заянья, читал его книги. Не касаясь его личности и стиля, Бог с ним со стилем, содержание удручает до изумления.
"Будете принимать ИНН и паспорта - не спасетесь" (с)
Монахини, которых он постриг, распространяют эти страшилки вместе с книгами, где околоцерковные фантазии и суеверия называются Св. Преданием...
adelgeim
8 ноя, 2012 19:40 (UTC)
содержание удручает до изумления.
Содержание книг о.Романа меня не заинтересовало. Мне импонирует его энергия, направленная на пастырство, как служение любви, забота о человеке и просвещении, насколько в его силах. Он трудится не за прибыль, и это вызывает уважение.
pofigisticus
8 ноя, 2012 16:35 (UTC)
спасибо Вам, отец Павел за честные слова!
livejournal
8 ноя, 2012 16:41 (UTC)
No title
Пользователь pofigisticus сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] ного человека - отца Павла Адельгейма. Просто хорошие и правдивые слова... Позитивы и негативы. [...]
livejournal
8 ноя, 2012 16:43 (UTC)
Позитивы и негативы.
Пользователь evon_i сослался на вашу запись в записи «Позитивы и негативы. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Позитивы и негативы. [...]
severova
8 ноя, 2012 20:49 (UTC)
Спасибо, отец Павел!
livejournal
8 ноя, 2012 21:02 (UTC)
Позитивы и негативы.
Пользователь ivanserov сослался на вашу запись в записи «Позитивы и негативы. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Позитивы и негативы. [...]
Владимир Ильющенко
8 ноя, 2012 23:14 (UTC)
Отличная статья. Спасибо. Написана очень красиво! В результае "позитива и негатива" люди постепенно начали разграничивать религию и церковь. При этом понимая, что православная церковь у нас одна и из какой чаши пить им не выбирать (золотой или деревянной).
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 63 комментария — Оставить комментарий )