?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя – митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей – архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия и секретаря епископа Брянского и Севского Александра, заседая в Москве, в исторической резиденции Московских митрополитов, 23 октября 2012 года с 12.00 по 12.30, по делу № 02-02-2012,
в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о Церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29.06.2012 г., рассмотрев во второй инстанции без участия сторон и иных лиц, участвующих в деле, путем исследования имеющихся материалов дела на основании соответствующего доклада секретаря Общецерковного суда (статья 55 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви), апелляционную жалобу клирика Псковской епархии протоиерея Павла Адельгейма и членов приходского собрания прихода храма Святых Жен Мироносиц города Пскова на решение Псковского епархиального суда от 3 июня 2011 года о почислении протоиерея Павла Адельгейма за штат Псковской епархии и об исключении нескольких мирян из состава приходского собрания, РЕШИЛ:
1. Признать, что в производстве рассматриваемого дела в епархиальном церковном суде Псковской епархии был допущен ряд процессуальных нарушений. Поставить эти нарушения на вид епархиальному архиерею Псковской епархии и членам епархиального церковного суда Псковской епархии. Просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поручить управляющему делами Московской Патриархии вызвать председателя епархиального церковного суда Псковской епархии для проведения разъяснительной беседы.
2. Отметить, что в рассмотрении изучаемого дела епархиальным церковным судом не было необходимости, поскольку вопросы, связанные с исключением членов приходского собрания из состава последнего, входят в компетенцию епархиального архиерея или приходского собрания. Поскольку решение было в итоге принято епархиальным архиереем, действовавшим в рамках своих полномочий, отмене Общецерковным судом оно не подлежит.
3. Решение епархиального церковного суда от 3 июня 2011 года с предложением о почислении за штат протоиерея Павла Адельгейма не было утверждено епархиальным архиереем, в связи с чем рассмотрению в апелляционном порядке Общецерковным судом оно не подлежит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 56 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви данное решение Общецерковного суда обжалованию не подлежит. Источник, Сайт московской патриархии:
http://www.patriarchia.ru/db/text/2577477.html
"Положение о церковном суде РПЦ МП".
Статья 56. Решение Общецерковного суда второй инстанции.
1. Общецерковный суд второй инстанции вправе:
•оставить решение епархиального суда без изменения;
•принять новое решение по делу;
•отменить решение епархиального суда полностью либо в части и прекратить судебное производство по делу.

ОЦС нарушил "Положение". Его решения не позволено обжаловать, и остаётся свидетельствовать о неправосудности ОЦС перед Богом и церковью. "Судите судом праведным" (Ин.7,24)
1. Признав "ряд нарушений допущенных Епархиальным судом", ОЦС не отменил, не изменил, не принял новое решение, как требует п.1 ст.56, но "отметил, что в рассмотрении изучаемого дела епархиальным церковным судом не было необходимости". Такое решение ОЦС п.1 ст.56 не предусмотрел. Оно выводит ОЦС за пределы права, установленного "Положением".
2. Утверждение резолюций епархиального архиерея не входит в компетенцию ОЦС. ОЦС вышел из пределов правового поля "Положения" и Устава РПЦ, превысив свои полномочия.
3. ОЦС уклонился от рассмотрения 12-ти апелляций по существу и не обосновал утверждение о том, что "епархиальный архиереей действовал в рамках своих полномочий". Устав указывает только одно условие, при котором архиерей выводит членов из Приходского собрания: "При отступлении от канонических правил и установлений РПЦ". Такое отступление не установлено. Это подтверждает содержание Резолюции архиерея, которая указывает причиной увольнения "несогласие с Уставом", выразившееся в голосовании. Члены Приходского собрания уволены за уставную деятельность, к которой их обязывает ст.26 Устава Прихода. Вопреки утверждению ОЦС, архиерей вышел за рамки своих полномочий и наказал членов Прихода, не установив правонарушения.
ОЦС не выполнил прямую задачу: не рассматрел апелляционную жалобу по существу, в том числе на резолюцию архиерея. ОЦС не обосновал отказ от рассмотрения апелляции по существу и исключил обжалование.
Решение ОЦС ставит под вопрос авторитет церковного правосудия.

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
doroshick
10 ноя, 2012 03:41 (UTC)
"исключил обжалование"
Возможность аппеляции к Богу (т.е. в высшую инстанцию) таки остается...
adelgeim
10 ноя, 2012 10:16 (UTC)
аппеляция к Богу
Бог придёт судить нас, но ОЦС не несёт ответственность перед Богом.
doroshick
11 ноя, 2012 15:29 (UTC)
Re: аппеляция к Богу
Да, это верно. Ответственность перед Богом несут люди, а не организации как таковые. Кстати, ОЦС ведь не снял ответственность с правящего митрополита епархии.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
10 ноя, 2012 10:23 (UTC)
Справедливость искать не нужно. Она открыта нам в заповеди Христовой:
"Не делайте другим того, чего себе не желаете;
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ними".
(Удалённый комментарий)
infin56
10 ноя, 2012 06:59 (UTC)
Ох, даже и не хочу вспоминать народные русские пословицы, "ворон ворону...""Рука руку...". И как сказал один человек " ну с логикой у тебя всё в порядке, но пора бы уже и духовное зрение иметь,,,"
Батюшка, а у Вас с духовным зрением всё в порядке, а вот с логикой,...?
То что случилось, было понятно с самого начала,...так было при всех властях. ( Ну разве что ВЫ хотели показать всему миру, истинную суть происходящего?,..дык это давно всем людям понимающим известно)
Вы апеллируете к людям, которые живут не в Вашем мире, это ровно также если бы Вы обращались к пустому горшку с проповедью. Он ( горшок) сделан из другого материала, он может быть красивым, раскрашенным, или наоборот, но надо понять , что ОН из другой материи...
jan1302
12 ноя, 2012 05:09 (UTC)
Понятно с самого начала.
Логика здесь на втором месте. Говорить с горшком - это диагноз. О.Павел обращается к людям. Пусть маленькая, но теплится надежда на понимание. Пусть маленькая, но остается вера в пробуждение совести у этих людей. Письмо показало, что у некоторых, облеченных властью, нет желания понять и нет совести.
infin56
12 ноя, 2012 05:18 (UTC)
Re: Понятно с самого начала.
Ему показало это сейчас, мне давно...И разве человек без совести не есть пустой горшок? ...Так что я всё верно сказал, там уже не люди...
Гоголь как то говорил о "кувшинных рылах", что по сути как раз и есть те самые горшки...
(Удалённый комментарий)
infin56
13 ноя, 2012 19:42 (UTC)
Re: Понятно с самого начала.
Горшок конечно можно было сравнить с гробами раскрашенными наполненные внутри мерзостью...
Кстати сам думал ровно о том же. что горшки конечно же не пустые, но полны не Духом святым.
genrih_faust
10 ноя, 2012 07:01 (UTC)
Лучше, знаете, помолитесь за вот этого ребёнка...
http://www.vesti.ru/doc.html?id=954656

Христос Вас скорее услышит и простит, чем вся эта полусветская, по сути, борьба с властями. Это всё от гордыни, всё эти поиски правды. Простите.
adelgeim
10 ноя, 2012 08:36 (UTC)
Re: Лучше, знаете, помолитесь за вот этого ребёнка...
Конечно, помолюсь. Но отказываться от стояния за правду совесть не позволяет, и Христос благословляет: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся; блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное".
genrih_faust
10 ноя, 2012 12:11 (UTC)
У меня призыв - глянуть с другой стороны...
Есть судьба Церкви, а есть Ваша человеческая судьба. Вам что-то показывают таким образом. Правда истинная в чём-то другом, понимаете? Я верю, что Святым Духом ведомы ВСЕ участники тяжбы. Что-то каждый из этого выносит. Только организация консервативна и борется за свою целостность, а у Вас время для другого появилось, Дух Святой, допустите, что лучше видит, куда и что направить. В творящемся беззаконии тоже есть элемент Воли Божьей.
doroshick
11 ноя, 2012 16:11 (UTC)
Re: У меня призыв - глянуть с другой стороны...
Но ведь аппеляция была о чем? Простите, но при чем здесь "время для другого" у батюшки, если речь идет об исключенных без оснований из приходского собрания прихожанах?
jan1302
12 ноя, 2012 05:16 (UTC)
Re: У меня призыв - глянуть с другой стороны...
C таким призывом можно далеко зайти. Преступник, убивший человека, выполнял волю Божью? Что могут показывать члены ОЦС? Дулю. Ибо, поставленные соблюдать Церковные каноны, нарушают свои же правила.Они не могут быть ведомы Духом Святым, ибо идут против Него.
doroshick
12 ноя, 2012 06:35 (UTC)
Re: У меня призыв - глянуть с другой стороны...
А что это за понятие такое - "судьба Церкви"?...
И откуда взялось положение "Есть Ваша человеческая судьба"? Ведь это уже прямое обращение к понятиям язычества...
adelgeim
12 ноя, 2012 13:02 (UTC)
Re: У меня призыв - глянуть с другой стороны...
Это фатализм, которому в христианстве места нет. Мы верим не в судьбу, в Промысел Божий и человеческую свободу.
genrih_faust
12 ноя, 2012 21:51 (UTC)
Старанное разделение по отношению к словам...
Судьба - это нечто совокупное, по результатам бытия, в сём мире, Возможная судьба Церкви освящается, например, в "Апокалипсисе", или он перестал быть канонической книгой? А Судьба человека - это умение следовать Воле Божьей в своей настоящей жизни или нежелание ей следовать, а Промысел организует человека к его спасению, даже если он упрям, например, отодвигая от него то, к чему он так стремится в своём эгоизме... А Судьба - результат. Биография...

Вот Вы регулярно искренне молитесь за Ваших обидчиков и несправедливо исключивших Вас и других из собрания? Я думаю, молитва более эффективна бывает, чем обращение в инстанции, по крайней мере - одно другое не исключает. Может, Вы всё делаете, но общая ситуация - на стороне тех, кто не справедлив. Это тоже имеет отношение к Воле Бога, который может испытывать, или знать, почему ТАК оставить лучше, я вот о чём. Человеческое отношение к происходящему - да, не справедливо, а сверху - может так для всех в целом - лучше. Поучительнее.
doroshick
14 ноя, 2012 19:59 (UTC)
Ситуация на чьей-либо стороне быть не может. Ситуация - она просто есть, такая, какая есть, независимо от чьих-либо сторон. Вы вероятно под словами "общая ситуация" имели в виду другое, имели в виду "общее преимущество"? Но тогда уже возникнет вопрос, о каком именно преимуществе Вы толкуете?
Ведь в человеческих отношениях победивший другого человека нередко оказывается потерявшим.
baeval
12 ноя, 2012 20:34 (UTC)
Re: Лучше, знаете, помолитесь за вот этого ребёнка...
Батюшка, благословите... Духовных, душевных и физических сил.

vaysburd
10 ноя, 2012 08:54 (UTC)
:(((
Ситуация с церковным судом в точности повторяет ситуацию со светским. Судов в России нет. И, похоже, при существующем режиме не будет. Их придется создавать с нуля. Впрочем, этому режиму осталось существовать месяцы. Бог даст, доживем.
adelgeim
10 ноя, 2012 10:19 (UTC)
Вы оптимист, но я не могу додуматься, на чём Ваш оптимизм держится.
adelgeim
12 ноя, 2012 13:16 (UTC)
Указанный текст говорит об ощущениях и интуициях. Никаких конкретных признаков не указывает. Этого слишком мало для вывода о сроках, т.б. таких кратких. Вон один лама в Кредо.ру пророчествует о конце света 21.12.2012 года. Слава Богу, Христос предупредил нас, чтобы не верили "во времена и сроки, которые Отец положил в своей власти".
vaysburd
12 ноя, 2012 16:59 (UTC)
Разумеется. Вот моя интуиция и подсказывает мне, что время близко. Я ведь не называл конкретной даты. Да и что будет после тоже непредсказуемо. Это зависит от многих еще не совершенных поступков, в т.ч. наших.
nikolay12_3_3
10 ноя, 2012 17:59 (UTC)
А кто придёть та взаместо нонешних? Если вы провидец, то просветите.
Чо покупать то? Соль, спички, макароны, как обычно?
vaysburd
10 ноя, 2012 18:38 (UTC)
Если будем ждать, кто придет, то придет нечто гораздо худшее, чем то, что есть. Господь дает нам шанс взять все в свои руки. Если опять упустим, на зеркало неча пенять.
fi1618
12 ноя, 2012 03:44 (UTC)
Глупости про перемену власти
Деспотия не уйдет сама собой, поскольку соответствует желанием рабов, кои составляют подавляющее большинство населения этой страны.
Здесь проблема в том, рабы требуют тотальной власти, основанной на страхе, нет ни одной сферы частной жизни, куда бы не лезли рабы со своими рабскими предрассудками. Эта власть абсолютного, всепроникающего насилия большинства, над меньшинством.
Вы всерьез полагаете, что психология рабов в этой стране переменилась. Не смешите.
vaysburd
12 ноя, 2012 07:36 (UTC)
Re: Глупости про перемену власти
Я живу в этой стране 50 лет. И вижу, насколько она переменилась.
А революции никогда не делает большинство. Большинству всегда пох. Но активное меньшинство должно накопить достаточно сил. Этот процесс в последнее время идет так быстро, как не было даже в 1989-91гг.
fi1618
12 ноя, 2012 11:49 (UTC)
Re: Глупости про перемену власти
При рабском большинстве, все вырождается в древневосточную деспотию. Собственно, на современном этапе, этот процесс запустил, демократический господь ЕБН, вбросив на референдум суперпрезидентскую конституцию, а ВВП только использовал на полную катушку полномочия. прописанные в бездействующей Конституции. Только всего, что будет новый путь по кругу. Рабы не могут построить свободную страну, не могут принести свободы другим, а только посадить на шею очередного деспота.

Вчерашний раб, усталый от свободы,

Возропщет, требуя цепей.
vaysburd
12 ноя, 2012 16:55 (UTC)
Re: Глупости про перемену власти
Да плевать мне на рабов! Построим свободное общество без них. А рабам придется либо становиться свободными, либо валить в бунтустан.
fi1618
13 ноя, 2012 02:46 (UTC)
Re: Глупости про перемену власти
Вы всерьез, что ли считаете себя умнее и могущественнее Римских цезарей, которые не смогли решить этой задачи. Так вот, эпоха принципата, когда сенат имел значение--состоял из свободных людей, сменила эпоха доминта, когда сенат, стал оформителем решений принцепса--стал состоять из рабов.
Рабство победило.
Ну дай, Вам, как говориться, Бог:)!!!
vaysburd
13 ноя, 2012 06:56 (UTC)
Re: Глупости про перемену власти
Шутите! Я и не думал рассчитывать в этом деле на свои силы. Просто я верю в Бога и уверен, что Он хочет видеть нас свободными. А значит это получится, немотря на все наши немощи.
livejournal
10 ноя, 2012 19:29 (UTC)
.. остаётся свидетельствовать о неправосудности ОЦС пе
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «.. остаётся свидетельствовать о неправосудности ОЦС перед Богом и церковью. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Решение ОЦС по делу №02-02-2012 [...]
fi1618
12 ноя, 2012 03:37 (UTC)
Все проще.
Как первым, так и вторым решением Епархиального суда клирика Павла Адельгейма рекомендовано выгнать за штат.
По первому решению все ясно.
По второму решению для архиерея была проблема, еще раз миловать, это не удобно и выгнать нельзя, скандал.
Поэтому нашли соломоново решение, архиерей может игнорировать второй суд, в отношении Адельгейма и не налагать резолюцию на него. Изгнанных вторым судом членов приходского собрания, выгнать указом без ссылок на всякие решения.
fi1618
12 ноя, 2012 04:01 (UTC)
Благоглупость №1 ОЦС
Что там написано, это повод для юмора и санкция на дальнейший произвол.
"Признать, что в производстве рассматриваемого дела в епархиальном церковном суде Псковской епархии был допущен ряд процессуальных нарушений. Поставить эти нарушения на вид епархиальному архиерею Псковской епархии и членам епархиального церковного суда Псковской епархии."
Любопытно, в каких это нарушениях обвинили епархиальный суд и что на вид поставят "бедному" архиерею, какие выводы он должен из всего этого сделать, кого и за что наказать?
Все проще, это санкция творить тоже самое, конкретно ведь не указано, что нарушено.
fi1618
12 ноя, 2012 04:20 (UTC)
Все бы ничего
Но как быть вот с этим письмом?

http://adelgeim.livejournal.com/98266.html

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ
241000, г. Брянск, Кремль, Покровская Гора, д.5 тел.фахс (4832)74-14-07 тел. (4832) 74-00-97
Е-mail:Bryansk_ortodox@mail.ru www.bryansk-eparhia,ru
№51 16 апреля2012г.
Его Высокопреподобию, протоиерею Павлу Адельгейму, клирику Псковской епархии
Ваше Высокопреподобие!
Членами Общецерковного суда Русской Православной Церкви была обсуждена были обсуждены поступившие от Вас и от бывших членов Приходского собрания прихода святых Жен Мироносиц города Пскова апелляционные заявления, касающиеся решение епархиального суда Псковской епархии от 3 июня 2011 года.
Члены Общерковного суда ознакомились с экспертной справкой Юридической службы Московской Патриархии, в которой сообщается, что:
• члены Приходского собрания относятся к числу мирян, состоящих на церковных должностях;
• согласно п. 4 ст. 53 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), Общецерковный суд второй инстанции оставляет апелляционную жалобу без рассмотрения в случае несоблюдения условий обжалования решения епархиального суда, предусмотренных пунктом 5 статьи 48 Положения;
В соответствии с абз. 4 пункта 5 ст. 48 Положения, «решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея об освобождении обвиняемого лица от должности обжалованию не подлежат».
Исходя из вышеизложенного члены Общецерковного суда полагают, что поступившие от Вac и бывших членов Приходского собрания прихода святых Жен Мироносиц города Пскова апелляционныя заявления рассмотрению Общецерковным судом не подлежат.
Прошу Вас проинформировать остальных заявителей.
+ А л е к с а н д р
Секретарь Общецерковного суда, Епископ Брянский и Севский

Интересно, с чего бы это мнение ОЦС резко поменялось?
Кто тебя сам себя!
adelgeim
12 ноя, 2012 06:54 (UTC)
Re: Все бы ничего
На это письмо я ответил Епископу, что оба его утверждения не обоснованы: Первое утверждение ошибочно и произвольно, так как не ссылается на норму. Второе утверждение не имеет отношения ко мне, ибо резолюция архиерея не освободила меня ни от какой должности. Поняв, что пиьмо Брянского епископа выстрелило в небо, ОЦС ответил спустя полтора года, нарушив все сроки апелляционным решением, которое не содержит мотивировочной части и на руки мне не выдано. Понятие "церковный суд" становится нарицательным, как издевательство над идеей суда и права и пренебрежение к человеческой личности.
fi1618
13 ноя, 2012 02:48 (UTC)
Re: Все бы ничего
Вы, что, всерьез думаете, что Ваше письмо к Александру, изменило его позицию?:)
adelgeim
13 ноя, 2012 05:32 (UTC)
Re: Все бы ничего
Александр ответил, что Ц.суд что у нас нет права на апелляцию, но они ответили. Значит позиция изменилась, хотя нам это ничего не даёт.
Svetlana Tihomirova
13 ноя, 2012 18:09 (UTC)
Статья 24. ФЗ-125 Трудовые правоотношения в религиозных организациях
1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
2. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником.
3. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
4. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностными лицами организации являются только её работники, то есть лица, которые состоят в трудовых отношениях с данной организацией, с которыми заключены трудовые договоры.
Dmitry Dobronravov
13 ноя, 2012 21:04 (UTC)
Батюшка, позвольте, попробовать внести ясность. Может быть аргументом сочтете.

1. "ОЦС не отменил, не изменил, не принял новое решение" - Суд в соответствии с п. 1 ст. 56 оставил решение епархиального суда без изменения. А каком нарушении Положения Вы говорите? Нарушения пункта 1 НЕТ! Решение епархиального суда оставлено без изменения. Вы, кажется, не полностью трактуете статью.

2. "Утверждение резолюций епархиального архиерея не входит в компетенцию ОЦС" - Решения Митрополита суд не утверждал, а только отметил, что "Поскольку решение было в итоге принято епархиальным архиереем, действовавшим в рамках своих полномочий, отмене Общецерковным судом оно не подлежит". То есть в рамках своих полномочий Суд не вправе отменять решения епархиального архиерея. Вот о чем идет речь. А о чем Вы говорите, когда утверждаете, что ОЦС "утвердил" решение архиерея?

3. Суд не должен обосновывать свои утверждения, в особенности касательно полномочий архиереев. К тому же, Вы сами пишете, что Устав гласит: архиерей выводит членов из Приходского собрания при отступлении от канонических правил и установлений РПЦ. "Несогласие с Уставом" - это, по моему, и есть отступление от установлений РПЦ. Поэтому вывод напрашивается только такой - Епархиальный архиерей действовал в рамках своих полномочий. Правонарушение с точки зрения юридической определенно нарушено - нарушение установлений РПЦ.

А вообще все точки над И расставлены. Не мы с Вами судить поставлены, Слава Богу. И мне кажется, Вы трактуете решение Суда исключительно в свою пользу и утверждаете о нарушениях, хотя если вчитаться подробно, то все абсолютно в соответствии с нормами Положения.
adelgeim
14 ноя, 2012 07:53 (UTC)
Отвечать Вам не имеет смысла. В чём-то Вы правы, поскольку мой текст поспешен и я допустил ошибку. С Вами нет смысла спорить, ибо все Ваши рассуждения предвзяты и опираются на положение: "Патриархия во всём права, в чем не права, смотри пункт первый".
Dmitry Dobronravov
14 ноя, 2012 21:11 (UTC)
Батюшка, с Вами с первого комментария и не думал спорить. Я только рассуждаю и отмечаю вещи не вполне логичные, а также неоднозначные утверждения и Ваши заявления.

Я рад, что Вы со мной где-то согласились.
adelgeim
15 ноя, 2012 16:23 (UTC)
Принуждение и насилие не могут быть терпимы в Церкви. Судьба нашего прихода-одна из множества церковных трагедий, которые происходят повсеместно в РПЦ. Прочтите: Мгла gasloff.livejournal.com Можно ещё привести много сносок о злодеях в сане.
Христос предупредил, что придут хищные волки в овечьих шкурах. Слышен волчий вой и множество растерзанных овец. И кровь их вопиет к Богу.
fi1618
14 ноя, 2012 08:15 (UTC)
Вы правы, конечно,это решение без решения, поскольку ОЦС только вправе, но не обязан принимать решения. Это вопреки правовой догме, суд не вправе уклониться от решения. Можно только оценивать последствия решения без решения.
Насчет того, что суд не должен обосновывать свои решения, то это спорная позиция, поскольку в этом случае, суд может стать источником права, что означает перетекание властных полномочий от соборов, синода, патриарха в пользу суда.
насчет правонарушения, несогласия с уставом, то где прописан данный состав? Без закона нет его нарушения, Римское право.
(Удалённый комментарий)
( 48 комментариев — Оставить комментарий )