?

Log in

Previous Entry | Next Entry

По милости Божьей, братья, мы вступили в Рождественский пост. Этот путь навстречу рождающемуся на земле Христу Спасителю: «Христос рождается-славите, Христос с небес-встречайте! Христос на земле-возноситесь, пойте Господу вся земля!»
В церковных книгах Рождество Христово называется «малая Пасха». Есть великая Пасха – Воскресение Христово. Есть малая Пасха-Рождество.
Как к Воскресению Христову ведёт Великий Пост «Великая четыредесятница», так к Рождеству Христову ведёт "малая четыредесятница"-Рождественский пост. Рождество Христово и следующие за ним праздничные дни до самого Крещения называются святыми днями, в просторечии, «Святки». Чтобы встретить праздничные дни светло, с чистым сердцем, чтобы встреча с Богом состоялась, нужно готовиться к встрече. Для приготовления Церковь указывает несколько средств.
Во-первых, изменяется состав пищи. Мы отказываемся от скоромной пищи и едим растительную пищу. Изменение пробуждает нужду в духовной пище. Насыщает не только телесная пища. «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Духовная пища тоже питает. Телесная пища питает тело, духовная пища питает дух. Изменение пищи происходит в каждом посту по-разному. Великий пост–строгий: рыбу едят всего дважды за сорок девять дней, а в течение Рождественского поста рыбу едят часто. Едим рыбу всегда по субботам и воскресениям, в средние и малые праздники, когда служим полиелей и великое славословие. Такие праздники часто случаются в Рождественском посту. На практике допускаем упрощение: едим рыбу ежедневно, кроме среды и пятницы до 2 января (по-новому стилю). Последние 5 дней перед Рождеством храним строгий пост, как в Страстную седмицу.
Великим постом не каждый день едят варёную пищу, воздерживаются даже от растительного масла. В течение Рождественского поста такого запрета нет. Особенно строгое воздержание соблюдают в сочельник, последний день Рождественского поста. Поздно вечером в сочельник после окончания богослужения вкушают «сочиво»-пшеницу, сваренную с мёдом. Пост и вся христианская жизнь проводится с рассуждением. Невоздержанность в пище и удовольствиях вредит духовной и телесной жизни. Духовное обновление начинается с телесного подвига. Но человеческие немощи требуют снисхождения к больным и старым. При больном желудке, диабете, других заболеваниях и старческой немощи пост ослабляется. Воздержание должно учитывать советы врача. Целью поста является не подрыв здоровья, а обуздание похоти, которое вводит в берега стихию естественной жизни. Это первое средство, готовящее нас к встрече со Христом.
Богослужение являет второй путь, которым готовит Церковь к встрече Рождества. Как первые лучи, освещая землю, предшествуют восходу солнца, так перед праздничным событием появляется в богослужении всё больше рождественских текстов. В день Введения во храм Божьей Матери мы услышим рождественские ирмосы: «Христос рождается, славите! Христос с небес – встречайте!»
Рождественские тексты занимают всё больше места в стихирах и тропарях.
В праздник Андрея Первозванного поют рождественские стихиры, повествующие о рождении Христа от Девы, о пещере и Вифлееме, о пастырях и волхвах. Богослужение всё больше наполняется рождественским содержанием. Особенными являются две последние недели. Одна называется «неделей праотец», а другая – «неделей святых отец». Эти дни посвящены воспоминанию о предках Богомладенца. Праотцами называют древних предков Спасителя: Авраама, Исаака, Иакова и других праведников. В «неделю святых отец» вспоминаются самые близкие предки Иисуса Христа – праведный Иосиф Обручник и братья Господа, праведные Иаким и Анна- родители Девы Марии.
В сочельник совершается особенное богослужение. Накануне читают Царские часы, в которых читают особые псалмы, паремии, Апостол и Евангелие, поют рождественские стихиры и тропари. Божественная литургия совершается тоже особым чином. Если в сочельник служится Литургия Василия Великого, то в день Рождества служат Литургию Иоанна Златоуста. И наоборот. Богослужение-это второй путь, которым Церковь постепенно подводит к событиям Рождества.
Третий путь–воспоминание о праведниках. С начала Рождественского поста мы празднуем память пророков: Наума, Аввакума, Софонии, Авдия, Даниила и трёх отроков, т.е. тех пророков, которые возвещали рождение Сына Божья в Вифлееме, говорили о времени и знаках Рождества.
Празднуется память многих святых апостолов. В начале Рождественского поста память апостола Филиппа, апостола Андрея Первозванного, апостолов Матфея и Луки. Апостолы были свидетелями исполнения пророчеств о воплотившимся Сыне Божием. Мы чтим их память, ибо они принесли весть о Богоявлении. Господь назвал их «светом миру и солью земли».
Мы чтим память святителей, продолживших подвиг апостолов в новое время и в Российской земле: Филарета Московского, Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Григория из Ниссы, Амвросия Медиоланского.
Рождественским постом мы празднуем память святых великомучеников: Меркурия, Екатерины, Анастасии, и Варвары. Мы чтим их память и дивимся верности и мужеству. Как могли они вынести жестокие муки и принять смерть за Христа? Они пренебрегли своими юными жизнями на земле, чтобы встретиться со Христом в вечности. Они стали гигантами духа. Какая сила помогла им созреть духом? Сила родившегося Христа Спасителя. Они были такими же людьми, жили на той же земле, их бороли те же страсти и немощи, но они облеклись силой родившегося Спасителя мира и победили. Почитая их память, празднуем явление благодатной силы, преображающей и возрождающей человека для вечности. Указывая на святых, Церковь укрепляет наш дух: «Если не хватает сил победить страсти, не отчаивайся. На то и родился Христос, чтобы обрести и спасти погибшего».
Четвёртый путь, которым готовит нас Церковь к встрече Рождества Христова–Священное Писание. За Божественной Литургией, за утренними и вечерними богослужениями мы читаем Евангелие, Апостол, Ветхий Завет. Они открывают смысл пришествия в мир Христа Спасителя. Бог пришёл на землю, чтобы возвести человека на небо. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.
Важнейшим приготовлением к встрече Рождества является причащение Тела и Крови Христовых. В течение поста мы собираемся с мыслями и внимательно пересматриваем свою жизнь, исповедуем Богу грехи, просим прощения за всё, что сделали недостойного, чтобы расти в меру возраста исполнения Христова и через Причастие телесно соединиться со Христом. Принимая плоть и кровь Христову, мы соединяемся не только духом, но становимся с Ним единым организмом.
Все пути ведут нас, подобно евангельским пастырям и волхвам, принести достойные дары Богомладенцу: сердце, очищенное от страстей; совесть, свободную от похоти; волю, отвергшую грех. Если потрудимся в течение Рождественского поста, воспользуемся благодатными средствам, которые даёт святая Церковь, то вместе с ангелами прославим родшегося Господа: «Слава в вышних Богу! И на земле мир, в человецех благоволение».

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
myshka_maus
1 дек, 2012 08:25 (UTC)
спаси БОГ
livejournal
1 дек, 2012 09:17 (UTC)
Приближается Рождество.
Пользователь gennadiiholkin сослался на вашу запись в записи «Приближается Рождество.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Приближается Рождество. [...]
(Удалённый комментарий)
sharchilev
1 дек, 2012 18:40 (UTC)
Спасибо за пост!
(Удалённый комментарий)
belokrylaya
5 дек, 2012 20:12 (UTC)
Даже ели изнемогли от снега )).
И где такая красота находится? Напоминает что-то знакомое, но не могу сообразить, где.

Edited at 2012-12-05 20:12 (UTC)
Dmitry Dobronravov
5 дек, 2012 09:14 (UTC)
Спасибо, отец Павел! Замечательный пост о проведении Рождественского поста, о том что нужно делать, о чем забывать нельзя.

Спаси Господи!
livejournal
9 дек, 2012 20:41 (UTC)
Приближается Рождество.
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Приближается Рождество.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Приближается Рождество. [...]
( 9 комментариев — Оставить комментарий )