?

Log in

Previous Entry | Next Entry

По слову Тертуллиана, «кровь мучеников - семя христианства». Действительно, через жертву этих людей церковная жизнь в нашей стране постепенно налаживается: построены и ещё строятся храмы, мы можем слышать проповедь, отдать ребёнка в воскресную школу, купить Писание, узнавать Предание и церковную историю.
Тем не менее, как Вам кажется, ощутима ли сейчас в жизни церкви преемственность в отношении опыта новомучеников и исповедников? И в чём она выражается?

Евангелие в провинции доступно. Всё остальное – опасная полуправда. Создав единственную церковную школу в Пскове, 16 лет защищал её от архиерея. Он отнял школу. Перспективы у неё нет. Интересы прихожан вне богословия. Прагматическое миросозерцание погружено в обрядоверие и язычество. Проповедь существует, как исключение. Нередко вместо проповеди слышишь неосмысленное блеяние. Не уверен, что это называется «возрождением» в итоге мученических подвигов. В церковном сознании живёт романтическая мечта о подвиге. Самоотречение не идёт дальше намерений. Массовое стремление к мученичеству в наши дни не наблюдается.
Само слово «новомученики» говорит о неисчерпаемости крестного пути, которым идут ученики Христа. В церковной агиографии сложились лики «мучеников» и «исповедников», жизнью и смертью прославивших Бога. Христос предупреждал, что Его ученики будут гонимы: «как Меня гнали, будут гнать и вас». Никакая эпоха не лишает христиан подвига. Меняются формы, сохраняется неизбежность креста. Не все христиане принимали подвиг мученичества. Многие отрекались, после возвращались.
Три века проливал Рим кровь мучеников. Терпением и любовью они победили Рим, ибо с нами Бог. Церковь претерпевала гонения еретиков и императоров. Сама становилась гонительницей. Евдоксия с собором архиереев дважды осудили святого Иоанна Златоуста, низложили, изгнали, замучили до смерти. Архиерейские соборы осудили святых Афанасия и Григория Богослова, преп. Максима исповедника и папу Мартина. А тюрьмы: монастырские и при архиерейских домах? Мучеников не перечесть. Гонительницей становится церковь с маленькой буквы - церковные чиновники, решающие личные проблемы за счёт Христа и Церкви.
Если говорить об истории мученичества в России 20-го века, преемственность клонится к «смягчению» форм мученичества. Эпоха, охватившая столетие, знает несколько периодов. Сперва коммунисты расстреливали, сжигали, топили, сажали на кол, сдирали кожу. Такие откровенные признания приходилось читать и слышать.
Позже отправляли на смерть в концентрационные лагеря, типа СЛОН, обрекая на мучительную смерть. Позднее возникли сибирские лагеря, где люди умирали долго, десятилетиями. Одни были мучениками за Христа, другие умирали за политические убеждения, большинство сами не знали, за что их мучают. Там же погибали обычные уголовники. Жизнь в этой лагерной мешанине была сама по себе мучением.
Наступила эпоха гонений без «высшей меры» и лагерей. Принуждали отрекаться, угрожая тюрьмой или «только» лишением работы. Уполномоченные Совета по делам религий при СМ СССР лишали клириков регистрации, наделяя «волчьим билетом». А как кормить детей? Как воспримет жена потерю работы, необходимость переквалификации? Распадается семья, ломаются судьбы. Это несомненное исповедничество, если хватит решимости взять крест.
Теперь наступила новая эпоха, не менее страшная. Гонения, как метастазы советской идеологии, разрушают церковь изнутри. Формы почти не отличаются от предыдущей эпохи. Сменились гонители. Теперь палачами стали архиереи. Сложно совмещать служение пастыря и палача. Архиереи отказались отвечать за убийство Христа: «Нам не достоит никого предать смерти». Пилат вынес смертный приговор, пусть отвечает.
Швыряя клириков с прихода на приход и лишая служения, меньше всего думается о пользе РПЦ, Устав которой оправдывает произвол. Целесообразность снимает вопрос о виновности клирика. Разрушая его духовную и материальную жизнь, лишая средств существования семью, детей, отнимая у общины пастыря, «мнится службу приносити Богу». 12 раз за 10 лет перемещают священника. Что можно создать на месте голом? Если двукратный переезд равноценен пожару, клирик горит шесть раз каждые 10 лет. Такое уничтожение фатально даже для муравейника.
А приход, в котором ежегодно меняют отца, чем виноват? Представьте, что мать ежегодно приводит в дом нового «папу». Как это отразится на семье и психике детей? Архиерей не обеспечивает жилищем: «Устраивайся, как хочешь. Я создаю тебе проблемы, решай их сам». Если расправа вызвана расхождением в богословских и этических взглядах, клирик становится исповедником или погибает как мученик.
Подлинная Церковь с большой буквы живёт параллельно. Она исполнена святости. «В ней нет скверны или порока». В ней пребывает Христос и верные, ищущие не карьерного роста, а подвига. Эту Церковь не одолеют врата ада. Слава Церкви не в торжестве силы и власти, а в уничижении.
«Искус дан тебе суровый:
благословить свои оковы,
в темнице простираясь ниц,
и правды восприять Христовой
от грешников и от блудниц.
И как молитвенные дымы,
темны и неисповедимы
твои последние пути,
и не допустят с них сойти
сторожевые серафимы».
Это не другая Церковь, и не та же самая. Граница проходит через человеческое сердце. Когда именем Христа человек творит насилие над человеком, разрывая не швейный хитон и хуля Духа Святого, возникает преемственность мучеников. Обе преемственности параллельны: мученики и мучители вместе обнаруживают в церкви свои духовные корни.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
yu_mon
12 окт, 2009 15:53 (UTC)
Как Вы правы!..
Только ничего, к сожалению, не изменится.
nataliabaranova
12 окт, 2009 16:10 (UTC)
Статья на похожую тему: "О покаянии в Русской Православной Церкви за грехи, совершенные в истории. По текстам российских новомучеников, исповедников, духовных писателей ХХ века"http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2306 .
lanfranco
12 окт, 2009 17:33 (UTC)
"мученики и мучители вместе обнаруживают в церкви свои духовные корни"

Это - правда.
Я уже очень давно не имею "своего" прихода, не погружаюсь в приходскую жизнь, но как только хоть с каким приходом на время сближаешься, сразу видишь одну и ту же картину. Мученики и мучители. Что на родине, что за рубежом. В биографии о. А.Меня сказано, что он, будучи диаконом, ограждал молодую, еще почти неверующую жену от походов в церковь, чтобы не отвратить ее от веры картиной приходских склок. Хотелось бы другого, но со своей семьей вынужден поступать так же. Лучше пусть молятся дома или ходят хоть к католикам, но не окунаются в наши родные "православно"-бытовые мерзости. А вам спасибо и низкий поклон!
fi1618
12 окт, 2009 18:50 (UTC)
Власть архирея
Да отец Павел!
Власть архирея в церкви это примерно то, что сказал Людовик XIX: "Государство-это Я!",--чем и вошел в историю. Т.е. архирей сам по себе является источником власти и права, а следовательно, всякие уставы и канонические правила бессмысленны. Это очень похоже на армейский юмор: "1. Начальник всегда прав 2. Если начальник неправ, смотри п. 1". Вот, примерно к этому, с заменой слова "начальник", на слово "архирей", можно свести весь устав. Но тогда власть архирея столь соблазнительна, то ... дальше и так понятно. Сможет ли РПЦ осознать эту проблему, вот в чем вопрос?
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner