?

Log in

Previous Entry | Next Entry

2.В чём особенность веры и молитвы российских новомучеников и исповедников в 20 в? Это особая укоренённость в церковном Предании, знание Священного Писания, богослужения и устава, это особая этическая и аскетическая культура или что-то ещё?

Российские мученики и исповедники 20-го века были хранителями церковных традиций и пеклись об обновлении церковной жизни, которое предпринял Священный Собор 1917-18 года. Верность и мужество, во всякую эпоху основаны на личном отношении ко Христу. Только во имя любви ко Христу возможно принести себя в жертву чистую, живую и благоугодную Богу. Ученики спросили преп.Пимена Великого:
- как мы потрудились для Бога? Преподобный ответил:
- мы исполнили заповеди.
- а что сделают те, которые придут после нас?
- их делание будет в половину нашего.
- а те, что придут после них?
- они вовсе не будут иметь делания. Но они понесут скорби и превзойдут нас в терпении.
Любовь, терпение, мужество, верность – ценны во все времена. Они открывают замысел Божий о человеке, являют его сущность. Разными могут быть формы. Сущность молитвы не зависит от формы и содержания текста. Задачей является встреча с Богом. Слова молитвы выражают богословские и этические позиции молящегося. Жизнь без храмов в катакомбах, а то и в лагерях требовала значительного упрощения ритуала. Исповедники не ставили задачи обновлять богослужебные традиции. Условия их жизни не позволяли. Они были хранителями духа.
Архим. Борис Холчев любил и знал богослужебный устав, следовал Типикону. Его проповеди посвящены Евангелию, святоотеческому учению и традиционному подвижничеству. Он говорил на понятном языке традиционные слова, которые для современного слуха всегда звучали как откровение. В тексте ектении заменял слова. За богослужением он часто читал канон, всегда меняя строй предложений и некоторые слова. Псалмы адаптировал к современному пониманию. Например,«отыми от мене понос», о.Борис произносил «поношение». Катехизацию проводил за три встречи, и крестил. Его «Огласительные беседы» опубликованы.
Церковную структуру о. Борис называл «колесница Киприана-Никодима». Когда прот. Петр Гнедич согласился пойти на службу к митр. Никодиму, архим. Борис огорчился. Спустя неделю, о. Петр умер. Архим. Борис сказал: «Бог пожалел о.Петра, и не дал впрячься в колесницу Киприана-Никодима».
Великим постом был такой случай. Проходило общее соборование в храме. Прочли четвёртое Евангелие и помазали народ, когда принесли от архиерея распоряжение:«прекратите Таинство, уполномоченный запретил». Архим.Борис был потрясён: «как можно прервать Таинство?» Он подчинился архиерею, но сказал: «надо уходить заштат».

3.Что представляется самым важным и ценным в опыте новомучеников и исповедников?

Их верность Христу и церковным идеалам до смерти, духовно-нравственная цельность, и при этом абсолютная незлобивость. Они были верны традициям, и не желали зла гонителям. МП заточила архиеп. Ермогена в Жировицкий монастырь. Там он провёл 20 лет, и умер. До последних дней он отстаивал интересы Церкви, которые понимал не в духе МП. Одним из главных гонителей был Управляющий делами МП архиеп. Алексий Ридигер. Патриархия отравляла жизнь, как могла. Ему препятствовали совершать Евхаристию. В последние годы он боялся потерять равновесие, когда оставался один в пространстве храма. Он был высокого роста и боялся упасть. Его не надо было поддерживать. Надо было только стоять рядом. В монастыре не нашлось монаха, чтобы послужить ему.
Он жил под надзором. Это была тюрьма. Ссылались на КГБ, но проявляли собственное усердие. Посетители проникали к нему вопреки воле начальства. Деятельность была ограничена. У него была стенокардия, одышка. Ему было тяжело подыматься по лестнице на верхний этаж. Он подолгу стоял на лестничной площадке, выравнивая дыхание. Разве нельзя было разместить его на первом этаже? Патриархия не проявила ни малейшей заботы о нём. Его имя до сих пор не встретишь в изданиях МП. Архиепископ Ермоген Голубев выброшен из памяти МП. А тело его до сих пор остаётся нетленным. Это ответ Божий на осуждение Праведника.

Comments

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
ryabchikhin
13 окт, 2009 20:31 (UTC)
Аминь.
iso_graf
13 окт, 2009 21:22 (UTC)
У меня, отче, к Вам остался только один вопрос: что вы делаете в МП?
adelgeim
14 окт, 2009 20:54 (UTC)
что вы делаете в МП?
Совершаю священническое служение, к которму призван, и получил дар Святого Духа. На всяком месте и во всякое время, пока Бог продлевает мою жизнь, буду служить Ему. Служил при советской власти, служил в тюрьме и лагере, как было возможно, и теперь служу с надеждой на предстательство и покров Пресвятой Богородицы. И верю, что судьба моя и служение находятся не в человеческой воле, а хранимы Промыслом,
ведающим времена, и сроки, и пути человеческие. И Вам желаю спасения от Бога.
iso_graf
15 окт, 2009 10:45 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Простите, это вам Дух Святой велит собирать сплетни о почивших и разносить их по всему свету? Это Дух Святой велит вам ненавидеть церковь, в которой служите? Сомневаюсь.
И насчет тюрьмы: я много общался с о. Иоанном Крестьянкиным и о.Дмитрием Дудко, которые посидели не меньше вас. Они никогда не бахвалились своим сидением и не украшали себя ореолом мученичества. Они не дерзали поносить целую церковь "церковь-никодима-киприана", а очень достойно служили в ней, спасая многие души. Вы же только смущаете души неутвержденных, сеете сплетни, неприязнь и старческое ворчание:"все мрак, да мрак".
И Бог вам судия.
i_z_o
15 окт, 2009 11:56 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
ещё одно сообщение в таком тоне "уважаемый",
и вы забанены навсегда (все претензии к i_z_o)
iso_graf
15 окт, 2009 14:07 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Баньте, потеря невелика. Это в вашем духе. Прямых вопросов вы боитесь, вам нужно создать видимость полного "одобрям-с", что общественность горячо поддерживает заблудившегося протоиерея, чем толкаете бедного о. Павла по пути Глеб Иваныча Якунина.
chitinets
15 окт, 2009 15:38 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
А мне кажется, не надо банить изографа. Пусть рисует.) Он просто по-своему любит о.Павла: искренне считая, что таким «наставлением на путь истинный» «спасает» о.Павла. Что ж, Господь и намерения целует, если только ими не вымощена дорога в ад…
ryabchikhin
15 окт, 2009 13:55 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Респект вам за такие знакомства, при встрече будем снимать перед вами шляпы :) Только о.Павел, в отличие от того же о.Димитрия, не сломался, не прогнулся и не клялся на "голубом глазу" в любви к советской власти и её боевому оружию - КГБ, как это делал ваш знакомец.
iso_graf
15 окт, 2009 14:09 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Шляпу при себе оставьте. Не вам судить, кто прогнулся, а кто нет.
ryabchikhin
15 окт, 2009 14:10 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Видимо, вам судить :)
iso_graf
16 окт, 2009 11:22 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Зря вы думаете, что предвзято отношусь к о. Павлу. Я его лично знаю, бывал на богослужении, дружен с его дух. чадами. Мне не нравится его "политическая" деятельность, по поводу ее и высказываюсь, может быть, резко иногда, но таков уж характер. Я не признаю "священных коров" и принципа непогрешимости. А уж кто прав - судить, действительно, не нам. У всех Судия Один.
ryabchikhin
16 окт, 2009 11:36 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Отчасти вы правы, считая позицию о.Павла политической, но правы лишь в той мере, в которой сама РПЦ МП сегодня является подразделением госаппарата. Этот факт, надеюсь, вы отрицать не станете, он слишком очевиден. В этой связи даже пойду дальше ваших суждений,и предположу, что и вас, и о.Павла в РПЦ МП тревожит одно и то же, т.е. именно наличие светской политики и неразрывно связанной с ней госбюрократии в церкви. Если вы действительно человек искренний и принципиальный, то разве о.Павла нужно винить в превращении церкви в идеологический придаток государственного аппарата, в обслугу чиновных потребностей. По-моему, сегодняшнюю ситуацию с МП, как ни парадоксально, наилучшим образом характеризуют слова К.Маркса: "Религия - опиум для народа".
iso_graf
16 окт, 2009 12:15 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Я знаю множество людей спасавшихся в МП во времена советские, знаю многих спасающихся и теперь. Церковь не может быть идеальной на этой земле. С древнейших времен были епископы, которые прогибались перед императорами, царями, тиранами, а были исповедники, которые обличали, боролись. Иногда первые достигали святости, а вторые - нет, потому что раздражение иногда разрушает душу до основания. Светская власть никогда не отпустит жизнь церковную на самотек. И нет большей глупости или идеализма, если хотите, считать, что реальная церковная жизнь должна совпадать с той, что прописана в уставе. Такого не было никогда и никогда не будет.
С другой стороны, христианину не подобает ныть, жаловаться на время и тяжелые условия жизни, на злого владыку и настоятеля-самодура. У христианина есть заповедь - терпеть.
И уж последнее дело петь песню: в Церкви все не так! Есть много чего, что мне не нравится в сегодняшней церковной жизни. Но еще больше мне не нравится то, что есть во мне. Вот это, последнее, я и пытаюсь из себя выдавить. Это трудно, болезненно, неприятно. Но я знаю, что Господь будет судить не потому, как я правильно оценивал состоянии МП, а по моему сердцу.
А отца Павла мне просто жаль. Думал, что он сильнее...
ryabchikhin
16 окт, 2009 12:47 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Хэх... Видите ли в чём тут дело, примеры из церковной истории, о которых вы вспоминаете (впрочем, не очень конкретно), имели место в совершенно иных исторических условиях, поэтому они в нашем разговоре неуместны. Главное, что необходимо понимать, это уникальность современного положения церкви. Она заключается в том, что ничего подобного большевизму в её истории никогда не было. Это первое. Второе, это тот факт, что РПЦ МП ни при каких обстоятельствах (включая ваши личные мнения и переживания) нельзя признать церковью, а тем более правопреемницей Российской Поместной Православной Церкви. У них и названия-то разные, да и создана была МП по инициативе Сталина и Берии лишь в 1943 году. Вместе с тем, таинство Крещения, как вам должно быть известно, означает, с одной стороны, искупление первородного греха крещаемого и вступление его в состав церкви, а с другой стороны, это Таинство уникально тем, что может быть совершено совершенно законно любым православным мирянином и даже женщиной (в исключительных обстоятельствах, разумеется). Несмотря на то, что таким образом совершенное Таинство крещения человека требует навершения молитвами каноничного православного пастыря, даже до совершения необходимых молитв такой человек уже православный христианин.
Это к тому я говорю, что РПЦЗ, чадом которой я состою уже почти 20 лет, всегда делала различие между нечестивой иерархией и церковным народом, даже и до сего дня, исходя из понимания, что онтологически Церковь - это не епископат, а прежде всего церковный народ, тело церкви и хранитель веры.
Раз уж вы заговорили об исторических примерах, то вспомните, пожалуйста, кто был зачинщиками ересей и нестроений в церкви на протяжении всей её истории? Епископат и клирики, поддерживаемые епископатом и госвластью. А кто сохранял истинную веру? Церковный народ. Теперь позвольте вас спросить, почему же вы нападаете на о.Павла совершенно не разумея мотивов его слов и поступков, руководствуясь единственно собственным "нравится-не нравится" и прочей чепухой? То, что вы воспринимаете как "нытьё" о.Павла, в действительности является стоном его души, поскольку он несомненно есть человек искренний, неравнодушный к судьбам и болям как своих чад, так и всех чад Православной Церкви. Такими как он и нам надлежит быть, чтобы безбоязненно предстать в своё время пред Судом Божиим для последнего ответа с надеждой на оправдание.
Простите моё многословие, помогай вам Господь!

iso_graf
16 окт, 2009 13:07 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
А как вы относитесь к многочисленным славословиям, которые возносили иерархи РПЦЗ в честь Адольфа Гитлера? А как насчет сотрудничества с Госдепом и другими органами, задача которых одна - уничтожить, раздробить Россию?
А как вы относитесь к Феофану Прокоповичу, к обер-прокурору Протасову и другим врагам Православия, которые правили в России гораздо раньше большевиков?
Если следовать вашей логике, то нужно убегать не столько в ИПЦ, сколько к старообрядцам, а еще лучше - совсем из Церкви.
Церковный народ без иерархии - это стадо баранов, не имеющее Таинств. Сходите к беспоповцам, там лихо бабки кадят из банки.
Отрицая легитимность архиереев МП, вы оставляете всю послереволюционную Россию без Причастия, то есть отлучаете от Вселенского Православия.
Тем самым вы отрицаете, что о. Павел является законным свящшенником, ведь он же рукоположен архиереем МП.
В общем, маразм какой-то!
ryabchikhin
16 окт, 2009 13:18 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Судя по вашим невежественным (не обижайтесь, пожалуйста!) вопросам, вы не в теме :) На большую их часть вы могли бы при желании найти ответы в интернете, поскольку моя личная позиция мало чем отличается от сказанного там клириками и иерархами РПЦЗ. Ознакомьтесь с интернет-публикациями, с новейшей исторической литературой по теме, потом, если захотите, продолжим разговор.
iso_graf
16 окт, 2009 17:26 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Думаю, это бессмысленно. Мы никогда не найдем точки понимания.
ryabchikhin
16 окт, 2009 17:53 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Воля ваша.
masterwind
13 окт, 2009 23:01 (UTC)
Аминь.
ti_ta_nik
14 окт, 2009 04:15 (UTC)
Аминь
fi1618
14 окт, 2009 07:03 (UTC)
ответ на 2 и 3 вопросы
Но тогда возникает очень серьезные вопросы:
"Если священник служит именем архирея, а архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют отношения к дарам Духа, то что делает священник, ведь по сути, он служит по архирейской доверенности? Или священник имеет собственный, независимый от архирея дар Духа? Кого рукополагают такие архиреи?"
adelgeim
14 окт, 2009 20:21 (UTC)
архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют от
Вы приписали мне слова, которых я не произнёс. Перед Вашими глазами текст. Прочтите его ещё раз и убедитесь: таких слов в нём нет.
Архиереи бывают разные как и священники, "и прочие человецы". Никакого суда над архиереями я не выношу, лишь констатирую факты. За судом на митр.Евсевия я обратился Председателю Общецерковного суда, митр. Исидору, и даже получил ответ, пока не обещающий рассмотрение дела, но и не отказ, исключающий разговор о суде. Когда мы говорим о неосуждении, речь идёт о злословии. Что касается нравственной оценки своих и чужих поступков, нам заповедано не только различать добро и зло, но свидетельствовать о зле: "аще зле глаголах, свидетельствуй о зле" (Ин.18,23). В проблему неосуждения внесена путаница, разрушающая смысл заповеди. Мы обязаны исполнять заповедь, чтобы в добре видеть добро, а в зле видеть зло, и не путать нравственные качества. Меня рукополагал архиерей, к которому я отношусь с глубочайшим благоговением. Если мой нынешний архиерей совершает нелепые и нецерковные поступки, я оставляю его суду Церкви, суду Божиему. Злословить не стану, но зло называю злом, а добро добром.
fi1618
15 окт, 2009 03:31 (UTC)
Re: архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют
Ну а какой вывод о духовном состоянии архиреев можно сделат из следующих ваших слов, цитирую:
"Одним из главных гонителей был Управляющий делами МП архиеп. Алексий Ридигер. Патриархия отравляла жизнь, как могла. …. Ссылались на КГБ, но проявляли собственное усердие. ….. Ему было тяжело подыматься по лестнице на верхний этаж. Он подолгу стоял на лестничной площадке, выравнивая дыхание. Разве нельзя было разместить его на первом этаже? Патриархия не проявила ни малейшей заботы о нём."?
adelgeim
15 окт, 2009 10:22 (UTC)
какой вывод о духовном состоянии архиреев
Вы отобрали факты, из которыъх можете дальше сами сделать выводы, какие считаете нужными. Приведённые мной факты достоверны. Они известны мне из личного опыта -сам видел, навещая его в Жировицах; со слов архиеп. Ермогена, из существующих публикаций. Вряд ли эти факты кто-то станет отрицать. Непосредственный вывод, который из них следует: к вл.Ермогену МП относилась плохо, его гнали и заточили в монастырь до самой смерти. Далеко идущих выводов о дарах Духа, в которых Вы меня обвинили, я не делал и не дерзаю брать на себя ответственность за подобные выводы.
fi1618
15 окт, 2009 12:47 (UTC)
Re: какой вывод о духовном состоянии архиреев
"...как следует из Вашего описания, не имеют отношения к дарам Духа.",-- это мои слова.
Я вас не обвинял (не предъявлял обвинение), а просто сделал этот вывод, возможно и неправильный.
А вот из Вашего тезиса: "вывод, который из них следует: к вл.Ермогену МП относилась плохо, его гнали и заточили в монастырь до самой смерти."
И другого Вашего тезиса: «А тело его до сих пор остаётся нетленным. Это ответ Божий на осуждение Праведника.»
И общеизвестного факта, что Бог есть абсолютное добро и справедливость, можно придти к выводу, что к Праведнику архиепископу Ермогену (Голубеву) архиреи МП отнеслись несправедливо.
Далее вопрос:
Являются ли праведниками, относящиеся несправедливо к Праведнику?
Если сумма ответов на этот вопрос равна: Праведник + неправедник=1, т.е. существует только два ответа, то
возникает вопрос о духовных дарованиях этих лиц.
А если сумма ответов на этот вопрос Праведник+неправедник+не знаю+ … =1, т.е. существует ответов больше 2-х, то тогда действительно ничего нельзя сказать о духовных дарованиях этих лиц.
Извините, если что не так.
ryabchikhin
15 окт, 2009 13:32 (UTC)
@Являются ли праведниками, относящиеся несправедливо к Праведнику?@

В конце каждой Литургии церковь поёт 33-й Псалом, в котором есть ответ на ваш вопрос, а именно вот эти слова Псалмопевца: "Смерть грешников люта, и ненавидящии праведного прегрешат".

P.S. Знать арифметику современному человеку, конечно, необходимо, но и службы церковные нужно посещать почаще :)
ryabchikhin
16 окт, 2009 18:48 (UTC)
Re: какой вывод о духовном состоянии архиреев
Простите, забыл напомнить, что прегрешение это не "маленький грех", как думают многие, а грех наибольший обычных житейских грехов, т.е. грех смертный.
aisergey
17 окт, 2009 06:28 (UTC)
Re: какой вывод о духовном состоянии архиреев
>Являются ли праведниками, относящиеся несправедливо к Праведнику?

Иногда являются: ознакомьтесь с житием святителя Кирилла Александрийского, сказавшего знаменитое: "если Иоанн епископ, то Иуда - апостол". Это было сказано про Иоанна Златоустого.
ryabchikhin
14 окт, 2009 08:38 (UTC)
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы, отче! Пусть он пребудет над вами и в присутственных местах :)
adelgeim
14 окт, 2009 20:30 (UTC)
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы,
Взаимно приветствую с праздником Божией Матери и желаю пребывать под под честным её омофором.
chitinets
14 окт, 2009 10:40 (UTC)
Отче, что значит "А тело его до сих пор остаётся нетленным"? Уже обнаружены его мощи?
adelgeim
14 окт, 2009 20:37 (UTC)
Уже обнаружены его мощи?
Несколько лет назад тело Владыки Ермогена было извлечено из могилы, переложено в раку и хранится в доме его почитателей все эти годы нетленным. Пока он прославлен Богом только нетлением. Дальнейшие пути Божии от нас пока сокрыты.
ryabchikhin
14 окт, 2009 21:46 (UTC)
Re: Уже обнаружены его мощи?
Непонятно, отче, как такое возможно. "Извлечение из могилы" это само по себе чрезвычайное и крайне обременённое бюрократически дело, а уж хранение трупа в частном доме и вовсе удивительно. А где первоначально был похоронен еп.Ермоген?
adelgeim
15 окт, 2009 10:27 (UTC)
крайне обременённое бюрократически дело
По этой причине я не могу ответить публично. При встрече расскажу во всех подробностях.
chitinets
15 окт, 2009 10:50 (UTC)
Re: крайне обременённое бюрократически дело
Ну,вот, а я то как узнаю...(
adelgeim
15 окт, 2009 21:02 (UTC)
Re: крайне обременённое бюрократически дело
Чтобы удовлетворить Вашу любознательность, я должен знать способ как Вам сообщить конфиденциально.
chitinets
16 окт, 2009 09:24 (UTC)
Re: крайне обременённое бюрократически дело
Спасибо, дорогой отче, за доверие. В ближайшее время свяжусь с Вами.
( 37 комментариев — Оставить комментарий )