?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2.В чём особенность веры и молитвы российских новомучеников и исповедников в 20 в? Это особая укоренённость в церковном Предании, знание Священного Писания, богослужения и устава, это особая этическая и аскетическая культура или что-то ещё?

Российские мученики и исповедники 20-го века были хранителями церковных традиций и пеклись об обновлении церковной жизни, которое предпринял Священный Собор 1917-18 года. Верность и мужество, во всякую эпоху основаны на личном отношении ко Христу. Только во имя любви ко Христу возможно принести себя в жертву чистую, живую и благоугодную Богу. Ученики спросили преп.Пимена Великого:
- как мы потрудились для Бога? Преподобный ответил:
- мы исполнили заповеди.
- а что сделают те, которые придут после нас?
- их делание будет в половину нашего.
- а те, что придут после них?
- они вовсе не будут иметь делания. Но они понесут скорби и превзойдут нас в терпении.
Любовь, терпение, мужество, верность – ценны во все времена. Они открывают замысел Божий о человеке, являют его сущность. Разными могут быть формы. Сущность молитвы не зависит от формы и содержания текста. Задачей является встреча с Богом. Слова молитвы выражают богословские и этические позиции молящегося. Жизнь без храмов в катакомбах, а то и в лагерях требовала значительного упрощения ритуала. Исповедники не ставили задачи обновлять богослужебные традиции. Условия их жизни не позволяли. Они были хранителями духа.
Архим. Борис Холчев любил и знал богослужебный устав, следовал Типикону. Его проповеди посвящены Евангелию, святоотеческому учению и традиционному подвижничеству. Он говорил на понятном языке традиционные слова, которые для современного слуха всегда звучали как откровение. В тексте ектении заменял слова. За богослужением он часто читал канон, всегда меняя строй предложений и некоторые слова. Псалмы адаптировал к современному пониманию. Например,«отыми от мене понос», о.Борис произносил «поношение». Катехизацию проводил за три встречи, и крестил. Его «Огласительные беседы» опубликованы.
Церковную структуру о. Борис называл «колесница Киприана-Никодима». Когда прот. Петр Гнедич согласился пойти на службу к митр. Никодиму, архим. Борис огорчился. Спустя неделю, о. Петр умер. Архим. Борис сказал: «Бог пожалел о.Петра, и не дал впрячься в колесницу Киприана-Никодима».
Великим постом был такой случай. Проходило общее соборование в храме. Прочли четвёртое Евангелие и помазали народ, когда принесли от архиерея распоряжение:«прекратите Таинство, уполномоченный запретил». Архим.Борис был потрясён: «как можно прервать Таинство?» Он подчинился архиерею, но сказал: «надо уходить заштат».

3.Что представляется самым важным и ценным в опыте новомучеников и исповедников?

Их верность Христу и церковным идеалам до смерти, духовно-нравственная цельность, и при этом абсолютная незлобивость. Они были верны традициям, и не желали зла гонителям. МП заточила архиеп. Ермогена в Жировицкий монастырь. Там он провёл 20 лет, и умер. До последних дней он отстаивал интересы Церкви, которые понимал не в духе МП. Одним из главных гонителей был Управляющий делами МП архиеп. Алексий Ридигер. Патриархия отравляла жизнь, как могла. Ему препятствовали совершать Евхаристию. В последние годы он боялся потерять равновесие, когда оставался один в пространстве храма. Он был высокого роста и боялся упасть. Его не надо было поддерживать. Надо было только стоять рядом. В монастыре не нашлось монаха, чтобы послужить ему.
Он жил под надзором. Это была тюрьма. Ссылались на КГБ, но проявляли собственное усердие. Посетители проникали к нему вопреки воле начальства. Деятельность была ограничена. У него была стенокардия, одышка. Ему было тяжело подыматься по лестнице на верхний этаж. Он подолгу стоял на лестничной площадке, выравнивая дыхание. Разве нельзя было разместить его на первом этаже? Патриархия не проявила ни малейшей заботы о нём. Его имя до сих пор не встретишь в изданиях МП. Архиепископ Ермоген Голубев выброшен из памяти МП. А тело его до сих пор остаётся нетленным. Это ответ Божий на осуждение Праведника.

Comments

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
ryabchikhin
13 окт, 2009 20:31 (UTC)
Аминь.
iso_graf
13 окт, 2009 21:22 (UTC)
У меня, отче, к Вам остался только один вопрос: что вы делаете в МП?
adelgeim
14 окт, 2009 20:54 (UTC)
что вы делаете в МП?
Совершаю священническое служение, к которму призван, и получил дар Святого Духа. На всяком месте и во всякое время, пока Бог продлевает мою жизнь, буду служить Ему. Служил при советской власти, служил в тюрьме и лагере, как было возможно, и теперь служу с надеждой на предстательство и покров Пресвятой Богородицы. И верю, что судьба моя и служение находятся не в человеческой воле, а хранимы Промыслом,
ведающим времена, и сроки, и пути человеческие. И Вам желаю спасения от Бога.
iso_graf
15 окт, 2009 10:45 (UTC)
Re: что вы делаете в МП?
Простите, это вам Дух Святой велит собирать сплетни о почивших и разносить их по всему свету? Это Дух Святой велит вам ненавидеть церковь, в которой служите? Сомневаюсь.
И насчет тюрьмы: я много общался с о. Иоанном Крестьянкиным и о.Дмитрием Дудко, которые посидели не меньше вас. Они никогда не бахвалились своим сидением и не украшали себя ореолом мученичества. Они не дерзали поносить целую церковь "церковь-никодима-киприана", а очень достойно служили в ней, спасая многие души. Вы же только смущаете души неутвержденных, сеете сплетни, неприязнь и старческое ворчание:"все мрак, да мрак".
И Бог вам судия.
masterwind
13 окт, 2009 23:01 (UTC)
Аминь.
ti_ta_nik
14 окт, 2009 04:15 (UTC)
Аминь
fi1618
14 окт, 2009 07:03 (UTC)
ответ на 2 и 3 вопросы
Но тогда возникает очень серьезные вопросы:
"Если священник служит именем архирея, а архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют отношения к дарам Духа, то что делает священник, ведь по сути, он служит по архирейской доверенности? Или священник имеет собственный, независимый от архирея дар Духа? Кого рукополагают такие архиреи?"
adelgeim
14 окт, 2009 20:21 (UTC)
архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют от
Вы приписали мне слова, которых я не произнёс. Перед Вашими глазами текст. Прочтите его ещё раз и убедитесь: таких слов в нём нет.
Архиереи бывают разные как и священники, "и прочие человецы". Никакого суда над архиереями я не выношу, лишь констатирую факты. За судом на митр.Евсевия я обратился Председателю Общецерковного суда, митр. Исидору, и даже получил ответ, пока не обещающий рассмотрение дела, но и не отказ, исключающий разговор о суде. Когда мы говорим о неосуждении, речь идёт о злословии. Что касается нравственной оценки своих и чужих поступков, нам заповедано не только различать добро и зло, но свидетельствовать о зле: "аще зле глаголах, свидетельствуй о зле" (Ин.18,23). В проблему неосуждения внесена путаница, разрушающая смысл заповеди. Мы обязаны исполнять заповедь, чтобы в добре видеть добро, а в зле видеть зло, и не путать нравственные качества. Меня рукополагал архиерей, к которому я отношусь с глубочайшим благоговением. Если мой нынешний архиерей совершает нелепые и нецерковные поступки, я оставляю его суду Церкви, суду Божиему. Злословить не стану, но зло называю злом, а добро добром.
fi1618
15 окт, 2009 03:31 (UTC)
Re: архиреи МП, как следует из Вашего описания, не имеют
Ну а какой вывод о духовном состоянии архиреев можно сделат из следующих ваших слов, цитирую:
"Одним из главных гонителей был Управляющий делами МП архиеп. Алексий Ридигер. Патриархия отравляла жизнь, как могла. …. Ссылались на КГБ, но проявляли собственное усердие. ….. Ему было тяжело подыматься по лестнице на верхний этаж. Он подолгу стоял на лестничной площадке, выравнивая дыхание. Разве нельзя было разместить его на первом этаже? Патриархия не проявила ни малейшей заботы о нём."?
adelgeim
15 окт, 2009 10:22 (UTC)
какой вывод о духовном состоянии архиреев
Вы отобрали факты, из которыъх можете дальше сами сделать выводы, какие считаете нужными. Приведённые мной факты достоверны. Они известны мне из личного опыта -сам видел, навещая его в Жировицах; со слов архиеп. Ермогена, из существующих публикаций. Вряд ли эти факты кто-то станет отрицать. Непосредственный вывод, который из них следует: к вл.Ермогену МП относилась плохо, его гнали и заточили в монастырь до самой смерти. Далеко идущих выводов о дарах Духа, в которых Вы меня обвинили, я не делал и не дерзаю брать на себя ответственность за подобные выводы.
(без темы) - ryabchikhin - 15 окт, 2009 13:32 (UTC) - Развернуть
ryabchikhin
14 окт, 2009 08:38 (UTC)
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы, отче! Пусть он пребудет над вами и в присутственных местах :)
adelgeim
14 окт, 2009 20:30 (UTC)
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы,
Взаимно приветствую с праздником Божией Матери и желаю пребывать под под честным её омофором.
chitinets
14 окт, 2009 10:40 (UTC)
Отче, что значит "А тело его до сих пор остаётся нетленным"? Уже обнаружены его мощи?
adelgeim
14 окт, 2009 20:37 (UTC)
Уже обнаружены его мощи?
Несколько лет назад тело Владыки Ермогена было извлечено из могилы, переложено в раку и хранится в доме его почитателей все эти годы нетленным. Пока он прославлен Богом только нетлением. Дальнейшие пути Божии от нас пока сокрыты.
ryabchikhin
14 окт, 2009 21:46 (UTC)
Re: Уже обнаружены его мощи?
Непонятно, отче, как такое возможно. "Извлечение из могилы" это само по себе чрезвычайное и крайне обременённое бюрократически дело, а уж хранение трупа в частном доме и вовсе удивительно. А где первоначально был похоронен еп.Ермоген?
( 37 комментариев — Оставить комментарий )