?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прихожане храма святых Жен Мироносиц организовали в Пскове выставку фотографий и текстов. В них представлены праведники, которых в дни моей юности Бог сподобил меня встретить на своем жизненном пути.  
      Архимандрит Борис Холчев часто повторял: «Жалко молодёжь. Мы сами-то добродетелей не имеем, но мы хотя бы видели праведников, имевших добродетели. А молодёжь их не застала. От кого же им брать преемство в духовной жизни?» Отец Борис придавал большое значение в духовной жизни личному общению В своих проповедях отец Борис постоянно вспоминал о праведниках, с которыми свёл его Бог. Они были опорой и помощниками в его судьбе. Отец Борис верил, что души человеческие общаются между собой не только через слово, но не опосредованно. Он говорил: «С одним человеком приятно разговаривать, а от другого веет холодом. Благодатное состояние души праведника передаётся через личное общение. Встреча с праведником наполняет душу, и человек переживает несказанный мир и благодатную радость».
      Отец Борис всегда стремился поступать не по своей воле, а так, чтобы в его судьбе действовал Промысел Божий. Выражая свои намерения, он добавлял: «если Бог благословит, сделаю то-то». Своих духовных детей он учил сперва помолиться Богу, а потом принимать решение, чтобы избежать своеволия. Однажды в лагере ему предложили работу в медицинской части. Это немного облегчало общие лагерные условия. Ночью во сне к нему пришёл иеромонах Нектарий оптинский и сказал: «Ты – не доктор. Ты- священник». Утром он отказался от предложения. Через некоторое время это решение помогло ему освободиться из заключения.
     В проповедях отец Борис часто вспоминал о встречах с иеромонахом Нектарием, прот. Иоанном Кронштадтским, прот. Алексием и Сергием Мечёвыми, Михаилом Новосёловым. В дни их памяти он обычно служил Литургию.
     Бог наделил отца Бориса благодатными дарами. Сила его молитвы защищала судьбы, в частности, мою и моей семьи в испытаниях, когда казалось, надежды не было. Он говорил: «Бог всё устроит. Помолимся. Бог даст, всё получится». Слово его имело силу. Оно не только утешало, но конкретно исполнялось в нашей судьбе.
      Н. А. Павлович из Маросейской общины писала о нем:
                                    Был другой: спокоен строг и светел
                                                                      весь как луч.
                                                    Помяни нас на рассвете
                                                         
средь уральских круч…
                                     Он в бараке задымлённом, душном
                                                                     
Непоколебим.
                                           
Райской лестницей воздушной
                                                                Засияй пред ним.
       
Образы духоносных праведников не вмещаются в слова. Они богаче, ибо за словом присутствует дух, невыразимый словом. Здесь также, как с цветами. О цветке  можно рассказать так наглядно, что воображаемое становится зримым. Но совершенно невозможно передать запах цветка. Есть только единственная возможность его ощутить. Нужно цветок понюхать. Так и с праведниками. О них можно бесконечно говорить, но пережить его благодатное действие на душу возможно при личной встрече.
       
Благодарю Бога, что привёл видеть удивительных людей, в которых созрели духовные плоды, описанные апостолом: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость и воздержание. Они освещают жизнь уверенностью, что на земле возможна жизнь с Богом и по-Божьи. Праведники, прославленные и не прославленные церковью:
       И
еромонах Севастиан Карагандинский был первым духовным руководителем, с которого началось моё воцерковление, первые шаги в церковной общине, сознательная исповедь и знакомство с церковными книгами. При нём монахиня Агния писала иконы, монахиня Вера занималась хозяйством. Андрей Михаилович читал Апостол за Литургией. Александр Кривоносов помогал в алтаре, позднее стал священником и служил вместе с о. Севастианом. Его духовным чадом был митр. Питирим Нечаев.
       
Светлую память храню о епископе Донате. С ним общался в Новосибирске и в Москве.
       Иеромонах Феодосий (Сердюк), регент правого хора Киево-Печерского монастыря, приютил меня в своей келье до поступления в Киевскую духовную Семинарию. Другом о. Феодосия был о. Пафнутий Россоха, позднее почитаемый киевский старец (схиархим. Петр). После семинарии они познакомили меня с архиеп. Ермогеном (Голубевым). Он принял меня в Ташкентскую епархию и рукоположил в священный сан.
     
Схиигумен Кукша, принял меня в Залещиках (Закарпатье) и благословил жениться и рукополагаться. Позднее мы с женой общались с ним в Одессе.
       
В Ташкентский круг о. Бориса  входил иером. Иоанн (Вендланд), иер. Сергий Никитин(позднее, еп. Стефан Можайский), прот. Василий Евдокимов и его жена, Татьяна Алексеевна; прот. Георгий Тревогин и Валентина Карловна; прот. Федор Семененко, секретарь Ташкентского епархиального Управления и его жена Александра Александровна; Инокиня Евгения Миллер; Мария Васильевна, сестра о. Бориса; Елена Булгакова, Ирина Мечёва и много священников и мирян Ташкентской епархии, из Москвы и других городов. nbsp;          
        Мария Николаевна Соколова написала иконостас свято-Сергиевского храма Ферганы, где много  лет служил о. Борис.
       
Митр. Арсений Стадницкий; митр. Лука Войно-Ясенецкий, митр. Гурий Егоров, архиеп. Гавриил Огородников, архиеп. Варфаломей Городецкий, митр. Леонид Поляков - святое апостольское преемство, светившее в мусульманской стране. Все они формировали человеческие личности, как искусные ваятели создают свои скульптуры. Они все ушли в вечный дом Божий, но оставили неизгладимые следв, в человеческих душах. Мы вспоминаем о них с благодарностью, как научил поэт: «не говори с тоской: их нет, но с  благодарностию: были».
                               
Сокращается список, что «о здравии» я подаю
                               
Молчаливой свечнице в Никольском соборе.
                               
Вот, и матушка Елизавета сегодня в раю.
                               И душа ее детская хору небесному вторит.
                               
В длинный список имен, подаваемый «за упокой»,
                               
Ее имя добавилось и завершило страницу.
                               
К отдаленному берегу, что за небесной рекой,
                               
В белом клюве уносит его почтальонша-свечница.          
           
(Стихи Е. Пудовкиной).

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
kafka_na_plage2
26 янв, 2013 13:50 (UTC)
Спасибо отче.
livejournal
26 янв, 2013 14:18 (UTC)
Граждане Божьего Града. Civitatis Dei cives
Пользователь nat_i сослался на вашу запись в записи «Граждане Божьего Града. Civitatis Dei cives» в контексте: [...] Продлится до 16 февраля. Приглашаем жителей Пскова! Оригинал взят у в Граждане Божьего града. [...]
(Удалённый комментарий)
adelgeim
26 янв, 2013 17:11 (UTC)
Внешний облик, возможно, отражает духовное родство.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
27 янв, 2013 08:37 (UTC)
Ведь были же архиереи...
"Да, были люди в наше время,
не то,что нынешнее племя,
богатыри, - не вы.
Плохая им досталась доля.
Не многие вернулись с поля". Куда они делись, понятно, мы все стареем и умираем, но почему так изменился облик епископа и священника - трудно объяснить непосвященным. На конференции, посвященной 90-летию эмиграции в Париже, я делал доклад и меня спросили: "Вы высоко оценивали епископов советской эпохи. Что же случилось, если теперь к епископам так много претензий?" Этот вопрос для меня сегодня по-прежнему труден, как и несколько лет назад.
(Удалённый комментарий)
livejournal
26 янв, 2013 17:25 (UTC)
Граждане Божьего града.
Пользователь adam_a_nt сослался на вашу запись в записи «Граждане Божьего града. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Граждане Божьего града. [...]
n_ermak
26 янв, 2013 17:33 (UTC)
И я вспоминаю своё воцерковление в 90-ые годы, вспоминаю, как меня безо всяких условий приняла местная община, как мы создали приход в райцнтре, которому потом передали помещение бывшего детского сада, как молодой священник отец Николай плакал, читая Евангелие о крестных страданиях Христа и др. и сочувствую молодым всей душой. Трудно им теперь прийти к Богу, гораздо труднее, чем мне, например, в 90-е годы.
По-моему, дефицитом становится не только святость, но просто искренность и честность.
adelgeim
27 янв, 2013 10:22 (UTC)
дефицит искренности и честности
Святость, понятая как совершенство, заповеданное Христом, завершает духовный путь к Богу. Начинать надо с малого. На вопрос: как спастись? - Христос велел соблюдать заповеди: не лицемерить, не обманывать, не предавать, не красть, как мы за Литургией сегодня читали в Евангелии. Чаплин озвучивает желание епископов быть богатыми, ездить на дорогих машинах, вкусно кушать, одеваться в парчу. Христос говорит: легче верблюду проийти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие. Кому же верить? Христос умер и воскрес, а Чаплин-отвечает за связи с прессой и публикует сомнительные для христиан заявления.
n_ermak
28 янв, 2013 21:34 (UTC)
Re: дефицит искренности и честности
Отче, я Чаплина не слушаю :)
world_margo
26 янв, 2013 17:46 (UTC)
«Жалко молодёжь. Мы сами-то добродетелей не имеем, но мы хотя бы видели праведников, имевших добродетели. А молодёжь их не застала. От кого же им брать преемство в духовной жизни?» !!!!!!!!Нужно на кафедру социальной педагогики к дверям прибить). А то, батюшка, друг друга поедаем, а отчего студенты такие непутевые возмущаемся.
Хотя, все больше студентов открыто причисляют себя к православным. Курс культурологии особенно порадовал. Повела в кафедральный собор ,там же, с благословения священника, провела лекцию по искусству Византии. Видели бы вы их глаза. Так хорошо было , светло и радостно
alinaspb
26 янв, 2013 19:28 (UTC)
Спасибо, о. Павел! Ваши воспоминания о об этих людях очень ценны. И сразу делается очень стыдно за себя...
livejournal
26 янв, 2013 22:42 (UTC)
Граждане Божьего града.
Пользователь irin_n_ka сослался на вашу запись в записи «Граждане Божьего града. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Граждане Божьего града. [...]
v_leria
27 янв, 2013 12:19 (UTC)
Благодарю Вас, батюшка!
С Воскресением!
(Удалённый комментарий)
Вера Игнатьева
27 янв, 2013 19:17 (UTC)
Экскурсия "Граждане Божьего града" в г.Пскове
Приглашаю на мою страничку
http://www.liveinternet.ru/users/eko-mysli/
посмотреть видео-запись экскурсии, проведённой в день открытия выставки о. Павлом. Здесь же хороший фильм о о преподобноисповеднике Севастиане Карагандинском и о трагических страницах нашей страны.
В своём блоге я регулярно размещаю проповеди о. Павла.
a_avvakum
29 янв, 2013 14:16 (UTC)
А все равно, отец Павел, не отчаиваемся. Бог полнота бытия будет возжигать все новые и новые светильники, от светосияния которых будет теплее и уютней во вселенной. Бог полон замысла о мире и даже юмора...
СОБАКА В МАШИНЕ
Обозновский батюшка(Глобинский район, Полтавщина), имел обыкновение ездить по селу на автомобиле. В общем в этом нет никакого преступления, как по совремённому поразмыслить, если бы не одно, но! В автомобиле с батюшкой, кроме матушки, ездила, каталась собака, да и не маленькая, какая то там себе дворняжка, или комнатушка, но большая, огромная, можно добавить, немецкая овчарка, умная, с высоко торчащими ушами.
По селу сразу же пошел слух, на слух, что батюшку охраняет учоная(укр.) овчарка, которая с ним в машине. Но, увидеть ее никому не удавалось, так как стекла в машине были крепко-накрепко затемнены, затонированы.
И вот, один раз, одной бабе, что то надо было спросить у батюшки, ну там запечатать, или покрестить, она видит: вот стоит батюшкина машина и в ней, что то, “мов людина сидить, бовваніє”, как она говорила. Видит - переднее стекло, передней дверцы открыто. Она так, к тому переднему стеклу подходит, так с благоговением к нему кланяется, рестится, крестится, дабы не рассердить и не оскорбить, каким нибудь непотребным словом поважаного панотця, трепетно так обращается: “Батюшко, простіть і благословіть. Можна вас шось спитать?..” Не успела она задать свой вопрос, как в переднее стекло, как высунется большая собачня голова!, да, на нее как оскалится-вишкіриться, да как гавкнет, как гавкнет: “Гав!Гав!!!” Баба, как ошпаренная, отскочила.
“Хай мене Бог милує , - рассказывала после бабам она, накладывая большие листы капусты на темя - шоб я до тієї страховітньої машини більше підійшла. Та, шо ви - ні за які гроші! Зроду! Так перелякалась, шо страх, аж вночі од тієї собачої голови, торчащої з машини, жахаюся. Вона мені й досі ввижається, як стану на молитву, то даже на покуті із святого угла торчить. Треба мабуть буде переполох виливать, або в Комсомольське їхати до отця Григорія на вичитку!”
Алексей Котиков
30 янв, 2013 09:45 (UTC)
Спасибо, о. Павел. Я очень люблю читать личные воспоминания, с удовольствием прочел Вашу статью.
Татьяна Кущ
30 янв, 2013 22:31 (UTC)
Спасибо, о. Павел
livejournal
1 фев, 2013 06:27 (UTC)
Граждане Божьего града.
Пользователь gennadiiholkin сослался на вашу запись в записи «Граждане Божьего града. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Граждане Божьего града. [...]
genadyj
2 фев, 2013 19:06 (UTC)
святость тает
Лично для меня лучом из мира святости на сегодняшний день является А. И. Осипов. Он как живая энциклопедия святоотеческого наследия, по каждому житейскому случаю у него припасена цитата того или иного святого мужа. Наш священник за это сказал - "Он как сектант постоянно цитирует святых отцов". Не нравится ему это, так как видит, что то что он делает противоречит тому чему учили св. отцы. Вот так постепенно и вырождается Православие, остается только оболочка, внешняя форма. Игнатий Брянчанинов еще в середине 19-го века писал "Какого света ожидать от этой тьмы". Чтобы он сказал глядя в сегодняшний день?
doroshick
3 фев, 2013 16:57 (UTC)
Возникает предположение, что этими словами Вы хотели бы "протестировать" о.Павла на предмет отношения к профессору МДА Алексею Ильичу?...
Или, может, Вы хотите вынести на всеобщее обозрение в личной беседе сказанное Вам вашим священником??
А слова в отношении святителя Игнатия Брянчанинова: "Чтобы он сказал глядя в сегодняшний день?" - что означают? Или Вы часто за других людей сами домысливаете, что они (другие люди) бы сказали бы по тому или иному поводу???

Edited at 2013-02-04 05:54 (UTC)
genadyj
4 фев, 2013 15:39 (UTC)
Ни одна из перечисленных вами подоплек не подразумевалась, уважаемый, doroshick. Касательно Игнатия Брянчанинова ответ очевиден. Мир строит свою вавилонскую башню, приближая свой конец и оттого не стал лучше со времен Игнатия. В предыдущем посте я только задумался о степени деградации со времен Игнатия. А то, что отец Павел не разделяет мое увлечение Осиповым я это уже давно понял. Ну, как говорится "на вкус и цвет". Вот только Осипов в одной из своих лекций предостерегал - если кто из современных духовных путеводителей не опирается в своих суждениях на труды Игнатия Брянчанинова (а его высоко оценил целый ряд оптинских старцев) то будьте осторожны - тут беда, как бы вам не пойти за прелестником.
pedash
25 фев, 2013 08:18 (UTC)
Батюшка, добрый день!
А Вы знали архимандрита Павла Груздева?
( 26 комментариев — Оставить комментарий )