?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самостоянье человека.

С 29.01 по 03.02 был на конференции Свято-Филаретовского института.  Конференция посвящена духовному сопротивлению и проходила в с. Красное (Богоявленское) Истринского района. На обширной территории построен большой Братский дом и службы. Совсем недавно построена гостиница. Комнаты для проживания просторные, светлые и со всеми удобствами. Дни конференции были плотными и плодотворными. Проблема побуждала думать, а доклады были актуальными и стимулировали понимание.
Было много интересных людей из разных стран и многих городов. Встречи и общение наполнили внутренний мир и новым познанием, и радостью. Вернулся домой , наполненный впечатлениями, в которых предстоит ещё разобраться. Идею конференции выражают строки А.С. Пушкина:

                     На  них  основано от  века
                                    По  воле  Бога  самого
                                   
Самостоянье  человека,
                                   
Залог  величия  его.
История вычерчивает образ человека, сумевшего сохранитить своё достоинство в нечеловеческих условиях и перед стволами ружей. Это стояние, лишённое внутренней агрессии и наполненное величием духа. Так стоял на караю рва Н.Гумилёв во время расстрела, так хранила своё достоинство Ефросиния Керсновская в течение долгих лет каторги. В лагерных бумагах сохранились стихи Елены Владимировой о том, что человек способен предпочесть смерть унижению своего достоинства:

                         Мы шли этапом. И не раз,
                               
колонне крикнув: «Стой!» -
                               
садиться наземь, в снег и грязь
                               
приказывал конвой.

И, равнодушны и немы,
                                 
как бессловесный скот,
                                 
на корточках сидели мы
                                 
до окрика: «Впрёд!»

Что пересылок нам пройти
                                 
пришлось за этот срок!
                                 
И люди новые в пути
                                 
вливались в наш поток.

И раз случился среди нас,
                                 
пригнувшихся опять,
                                 
один, кто выслушал приказ
                                 
и продолжал стоять.

И хоть он тоже знал устав,
                                 
в пути зачтённый нам, -
                                 
стоял он, будто не слыхав,
                                 
всё так же прост и прям.

Спокоен, прям и очень прост,
                                 
среди склонённых всех
                                 
стоял мужчина в полный рост,
                                 
над нами, глядя вверх.

Минуя нижние ряды,
                                 
конвойный взял прицел.
                                 
«Садись! – он крикнул. – Слышишь ты?!
                                 
Садись!» - но тот не сел.

Так было тихо, что слыхать
                                 
могли мы сердца ход.
                                 
И вдруг конвойный крикнул: «Встать!
                                 
Колонна! Марш! Вперед!»

И мы опять месили грязь,
                                 
не ведая куда.
                                 
Кто – с облегчением, смеясь,
                                 
кто бледный от стыда.

По лагерям – куда кого –
                                 
нас растолкали врозь.
                                 
И даже имени его
                                 
узнать мне не пришлось.

Но мне –высокий и прямой –
                                 
запомнился навек
                                 
над нашей согнутой толпой
                                 
стоящии человек.

Это была дуэль между безоружным и конвоиром, который мог безнаказанно застрелить его, но не выстрелил. Сила духа одержала победу над оружием. Так христиане одерживали победу во времена мучеников Римской империи. Так одержали победу новомученики над безбожной властью: не силой оружия, а силой духа.

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
livejournal
4 фев, 2013 16:45 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь gennadiiholkin сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
sergeserov
4 фев, 2013 17:04 (UTC)
И ВЫ, ОТЕЦ ПАВЕЛ - ВЫСОКИЙ И ПРЯМОЙ
ДАЙ БОГ СИЛ!
livejournal
4 фев, 2013 17:56 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь sergius1971 сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
livejournal
4 фев, 2013 18:24 (UTC)
Самостоянье человека
Пользователь tatianarum сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека» в контексте: [...] спасибо за стихи Елены Владимировой в Самостоянье человека. [...]
livejournal
4 фев, 2013 18:41 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь adam_a_nt сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
livejournal
4 фев, 2013 18:50 (UTC)
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВА. Мы шли этапом. И не раз...
Пользователь ng68 сослался на вашу запись в записи «ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВА. Мы шли этапом. И не раз...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
livejournal
4 фев, 2013 19:09 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] в Самостоянье человека. [...]
ksenia_stranger
4 фев, 2013 19:20 (UTC)
Самостояние
Самостояние - какое прекрасное слово.
Это о Вас, о.Павел.
livejournal
4 фев, 2013 23:17 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь feo_lip сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
livejournal
5 фев, 2013 01:22 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь orthodoxy_news сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] нал взят у в Самостоянье человека. [...]
simeonus
5 фев, 2013 05:59 (UTC)
Аминь
pierre_le_petit
5 фев, 2013 06:36 (UTC)
Сила духа

" — Я была почти все дни на вашем процессе в Хамовническом суде. Я очень часто вспоминаю судью Сырову. Вы ее вспоминаете?

— Нет. Совершенно нет, она для меня такой серый лист.

— Подождите, этот «серый лист» присудил вам два года.

— Ничего страшного.

— Но этот «серый лист» на свободе, а вы здесь.

— Иисус Христос вообще умер.

— То есть у вас нет ни злости, ни злобы на нее?

— Нет, совершенно, злобы на Сырову у меня нет никакой. У меня вообще нет ни на кого злобы. У меня есть некоторое стремление к справедливости, и мне больно от того, что ее иногда не происходит. Но злоба — это не то чувство, которое у меня сейчас присутствует.

— Надя, а справедливость в данной ситуации — это что для вас?

— Справедливость складывается каждую секунду и в каждый момент жизни. Но если говорить про суд, то, безусловно, справедливость — это отсутствие вообще привлечения к уголовной ответственности. Я считаю, что в наших действиях нет состава преступления, поскольку у нас нет религиозной ненависти и вражды. Я думаю, что это очевидно."
solunanin
5 фев, 2013 07:53 (UTC)
К истории Архиерейкого собора
Благословите. Делать однозначную экстраполяцию, - «Так христиане одерживали победу… Сила духа одержала победу над оружием…»,- не совсем правомерно, ведь, героизм, отвага самоотверженность, благородсво поступков, понимание необходимой ценности человеческого достоинства, чести, дружбы, любви – вполне древняя языческая традиция. Перечисленный вами ряд выдающихся личностей, - просто люди, скорее ищущие Истину, вполне возможно, разделявшие некоторые христианские идеалы: Н. Гумилев – из круга мистиков-богоискателей «Гиппиус-Мережковского»; Е. Керсновская, почитающая Святое Писание - в поступках исповедовала рыцарские принципы шляхты,– «…В Норильске ее удивил молодой человек, считавший, что человечество может спасти только христианская любовь и всепрощение. Такого сочетания она не могла принять, пережившая столько загубленных жизней, встретившая столько извергов и палачей…» http://www.intelros.ru/readroom/druzhba-narodov/d8-2012/15267-ugol-zreniya-efrosinii-kersnovskoy.html, а Елена Владимирова, чье пронзительное стихотворение Вы процитировали, так та и вовсе коммунистка – «В те 30-е годы в Ленинградском институте истории искусств коммунистов было вовсе не густо, и когда маленькая партгруппа рассаживалась полукругом, глаза мои неизменно упирались в чуть склоненную голову Лены http://www.belousenko.com/wr_Dicharov_Raspyatye1_Vladimirova.html.
Другое дело «профессиональные христиане», сливки (на укр. «вершки») православия – позавчера, вчера и сегодня в «шоу-центре с автомойкой», облизывающие со всех сторон языческого иператора, гнобящего и обворовывающего подданных, пусть даже среди угнетенных лишь немногие, якобы его «братья» во Христе. Но много ли чести христианину обкрадывающему язычника?
Возможно, некоторым из «вращающихся голов» и Вы возглашали «Аксиос!». Кто они, - оязычившиеся христиане, или вовремя «перекрасившиеся» языческие жрецы, или "собрание нечестивых» с обеих сторон? Хотя и пришлось быть одним из авторов сборника «К истории автокефального и филаретовского расколов» http://pravoslavye.org.ua/articles/book/book.html, но до сих пор, ни у кого и нигде не нахожу ответа, как отъявленные негодяи, из вроде бы христианской среды, дорастают до «местоблюстителей» и далее до «патриархов» (не подумайте чего – это я про нашего общего знакомого, - М. А. Денисенка). Разве не должны подобные «экземпляры» отсекаться от Христова стада уже на уровне приходского клира.
Простите за излишний запал. Дмитрий.
vikyakov
5 фев, 2013 20:26 (UTC)
Re: К истории Архиерейкого собора
Отсекаться - кем?
solunanin
6 фев, 2013 08:10 (UTC)
Re: Re: К истории Архиерейского собора
Уважаемый Виктор, Ваш вопрос, конечно, риторический. Могу, например, отослать к многожды в этом блоге цитируемому евангельскому рецепту: Матфея 18,15-17. Вы, надеюсь, внутренне ощущаете, что христианину надлежит быть чеснее, смелее, милосерднее, не только по меркам окружающей языческой среды, но и к себе самому вчерашнему, - иначе бессмысленна Жертва и Мученики, а раскаяние – бюрократическая формальность.
Много ли ума тогда было надо Димитрию, подлизаться к Максимиану, как сегодня Гундяй к Пукину. То, что Патриархия возводит языческие пирамиды из камня, называемые «христианскими» храмами, одновременно поганя души, и язычников, в том числе, чья беда, - былинных героев-Сварожичей, новгородца Василия Буслаева и киевлянина Никиты Кожемякина, или атеистов-современников, - Петра Григоренка, Мустафы Джемилева, Цай Трофима, Цветаевой Анастасии, Цебековой Саранги, Цешко-Книгиной Юзефи, Цирулиса (Индзерс) Вольдемара, Цифринович-Таксера Давида (на букву Ц – наименший список, и далее от А до Я http://www.sakharov-center.ru). Уверен, что атеисты, не только уровня Керсновской или Владимировой, а и простые люди, которых я знаю, бОльшие христиане, чем весь Архиерейский собор РПЦ. Загнать силой и удерживать, пользуясь государственной машиной, язычесво в христианстао – это не победа, а поражение (получилось что языческие жрецы «хитры яко змиии и просты яко голуби» взяли верх изнутри, - где деньгами, где наглостью, а где прикупив «апостольскую должность» у слившейся с «христианством» в нежных объятиях, светской власти). Жить рядом с язычниками, иноверцами и повседневно быть добрее, благороднее, лоялнее, честнее, милостивее, самоотвеженней и отзывчивей – это уже не христианская доблесть, а вот К. Фродов с Д. Энтео и пр. хоругвеносцами – это +100500 и алес гут. А мне-то, круглому атеисту, вероятно, показалось, что прийдя в Церковь, я научусь по-доброму договариваться с окружающей Вселенной.
Виноват, покороче ответить на Ваш короткий вопрос не смог. Дмитрий.
solunanin
6 фев, 2013 11:02 (UTC)
П.С.
Ага, извините, не понял иронии. Дошло как до жирафа.
Отсекаться - кем? - Топором с большой буквы, есссественно. В духе решений:Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами»(2 Фес. 1:2). Это наглая и беспардонная ложь. Главная забота Церкви — спасение людей. Это правда, но "церковь" серьезно обеспокоена нынешним состоянием природы в Геленджике… С апостольских времен исторический путь церкви был связан с исповедничеством, которое заключалось в нелицемерном свидетельстве истины по поводу нанопыли и троюродной сестры. События прошлого года явственно показали, что православие возрождается как основа народного самосознания, объединяющая все здоровые силы общества — те силы, что стремятся к преобразованию жизни на основе прочного фундамента, духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть и кровь наших народов благодаря Леониду Донатовичу Симонович-Никшичу. Именно его людьми доброй воли Церковь (настоящая) была избрана объектом борьбы, в которой используются ложь, клевета, кощунство, погромы ...
Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы призваны не на словах, а на деле укреплять «единство духа в союзе мира», соборно, все вместе: архипастыри будут помогать власти обирать и обманывать население, превращая построенные прихожанами храмы в офисы для торговли ювелиркой, антихристовой миссии, лицемерия и клеветы. Главное при этом — стремиться поверять жизнь евангелием Наоборот. Это единственный путь в Геенну. Аминь.
livejournal
5 фев, 2013 08:00 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь iris_flower0802 сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самостоянье человека. [...]
livejournal
5 фев, 2013 08:13 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь panivitalina сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] нал взят у в Самостоянье человека. [...]
doroteus
5 фев, 2013 08:42 (UTC)
Это, похоже, реальный случай, описанный в Дневниках Ефросиньи Керсновской. А может быть, он просто не единственный?

ТЕТРАДЬ 10. Черная роба, или белый халат
Глава 21. Храбрый Воробушек
Не то чтобы мы подружились c Анкой Гурской... Я в шахте, она на ЦУСе. У меня тяжелая работа; у нее слабое здоровье... Сил хватало только на то, чтобы, поев свою баланду, свалиться на нары. Опять же, мы редко работали в одну смену. У нас пересмену делали вперед, то есть на восемь часов позже. На ЦУСе было хуже: у них пересмена делалась назад. Так что не больше чем в течение одной недели за месяц вышагивали мы на работу и с работы вместе. Мое счастье, что в этот день наши смены совпадали...
Несколько дней моросил холодный дождь, и дорога была покрыта глубоким – по щиколотку – слоем жидкой, как густая сметана, грязи из глины и угольного штыба. Сходство со сметаной ограничивалось ее густотой, но цвет! Как всегда в дурную погоду, конвоиры были в отвратительном расположении духа и искали предлога, чтобы сорвать свою злость. На ком же срывать злость, как не на беззащитных рабынях, находящихся в их власти! Предлог? Ну, это не проблема: кто ищет, тот находит.
Женщины, идя в строю, потихоньку перешептывались, несмотря на грозное рычание конвоира:
– Р-р-р-разговор-р-ры!
Желая наказать женщин, конвоир выбрал место, где лужа была особенно глубокой, и рявкнул:
– Ложи-и-ись!
Это команда, которую надо выполнять моментально и беспрекословно, но... ложиться в такую лужу?
– Ложи-и-ись!
И с угрожающим видом он рванул винтовку.
Одна за другой женщины стали опускаться в грязь, стараясь присесть на корточки, на колени, опираясь на руки.
– Неповиновение?! На брюхо ложись! Или применю оружие!
У меня в глазах потемнело от негодования. Не только оттого, что придется погрузиться в эту черную, вонючую и холодную жижу, и притом переодеться не во что, ведь гимнастерка и штаны – это и моя одежда, и постель, а, вымазанная грязью, я не смогу даже влезть на свои нары. Самое возмутительное то, что мы – люди, рабочие, только что отработавшие свою смену в шахте, – отданы в полное распоряжение какому-то негодяю-уголовнику (самоохрана вербовалась исключительно из уголовников) и этот садист имеет над нами право жизни и смерти!
– Неповиновение?! На брюхо ложись! Или применю оружие!
У меня в глазах потемнело от негодования. Не только оттого, что придется погрузиться в эту черную, вонючую и холодную жижу, и притом переодеться не во что, ведь гимнастерка и штаны – это и моя одежда, и постель, а, вымазанная грязью, я не смогу даже влезть на свои нары. Самое возмутительное то, что мы – люди, рабочие, только что отработавшие свою смену в шахте, – отданы в полное распоряжение какому-то негодяю-уголовнику (самоохрана вербовалась исключительно из уголовников) и этот садист имеет над нами право жизни и смерти!
Все женщины легли. Молчание. Стою только я.
– Ложись! Кому говорю! Или...
– «...конвой применяет оружие без предупреждения. Понятно?» Эту «молитву» читают нам каждый день на разводе. Мне – все понятно. Но я не лягу. Вернее, лягу, лишь когда меня уложит пуля. Это понятно всем.
Вдруг – срывающийся детский голосок:
– Нет! Не смеешь ее убивать! Не смеешь!
Из грязи вскочила высокая тоненькая фигурка и ринулась под самое дуло винтовки, заслоняя меня собой. Храбрый Воробушек! Растрепанные волосы, развязавшийся платок, расстегнутая меховая жилетка – все это напоминало взъерошенные перышки воробья, кинувшегося на собаку.
Одна за другой повставали все женщины. Похоже было, что вторично они не подчинятся грозному рычанию конвоира. И конвоир это понял.
Алексей Котиков
5 фев, 2013 11:06 (UTC)
Потрясающая история. Спасибо, о.Павел
Vladimir Shveysky
5 фев, 2013 14:16 (UTC)
Модель нынешней, да и любой другой авторитарной ситуации. При всей несопоставимости рисков - четко два варианта поведения - конформистское большинство и нонконформист-одиночка. Вопрос выбора актуальный для каждого из нас. Да и,похоже, риски в среднесрочной перспективе станут не такими уж несопоставимыми(. Но главный вопрос все-таки не в поведенческой реации героя (даже не кавычу!) - смелых и отчаянных ("настоящих буйных")) хватает. Вся штука в том, чтобы, сопротивляясь насилию, ВНУТРЕННЕ удержаться от агрессии, от осуждения конкретных носителей этого насилия (извините за аллитерацию)), всех этих "конвоиров", имя которым - легион. Это не значит, что они невиновны, но значит, что не ты им судья. Судья - Он. И добиться это мира внутри себя не легче, чем остаться стоять под прицелом... Но ведь это и есть христианство. Путь-то -Уже некуда... Спасибо, отче за пост.
livejournal
9 фев, 2013 11:29 (UTC)
Самостоянье человека.
Пользователь tapirr сослался на вашу запись в записи «Самостоянье человека.» в контексте: [...] Пишет протоиерей Павел Самостоянье человека. [...]
tov_ignat
11 фев, 2013 15:42 (UTC)
<одержали победу новомученики над безбожной властью>

"нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены."
adelgeim
13 фев, 2013 19:30 (UTC)
Вы хотите сказать, что не было борьбы между государством СССР и христианами или полагаете, что Бог учреждает безбожные власти? Или считаете, что победа советской власти заключалась в истреблении верующих?
tov_ignat
14 фев, 2013 04:40 (UTC)
"... внутренний голос явственно сказал мне: "не хули их, они орудие Божие; хуля их, будешь хулить Пославшего их; прими посланное как от руки Божией и терпеливо и уповательно неси крест, кто бы ни был орудием испытания, непрестанно и твердо памятуя о Промышляющем и Действующем во спасение верных".
Священномученик Марк (М.А. Новоселов) о власти большевиков.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner