?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ответ на 4-ый вопрос

Богослужение мучеников и исповедников характеризует большая свобода формы, приближенность к нуждам дня. Почему скромность и простота так трудно даются нашей церкви сегодня?

Мы не видим сегодня изобилия даров Духа, которыми была щедро украшена первоначальная церковь. Эти дары Бог даёт в изобилии, когда приходит нужда, и церковь готова принять их. Ощутимое действие благодати, которое преп. Серафим дал пережить Мотовилову, не потребовало никакого ритуала. В экстремальных условиях лагеря, когда ритуал был прост, вместо евхаристической Чаши употребляли жестяной или деревянный сосуд, вместо епитрахили ленточку, а благодать Божия всегда восполняла оскудевающее.
Одарённые храмами и богатой утварью, мы расслабились, стали ленивыми и остыли духом. «Духа не угашайте», - пишет апостол, свидетельствуя, что горение зависит также от нас. Когда душа опустошена, хочется спрятать немощи за внешнюю славу.
Пышность архиерейского богослужения берёт начало не в простоте христовой жизни, безыскусности апостольского общения, суровом подвиге преподобных пустынников, а в церемониях византийского двора времён заката империи, когда лживым и коварным императорам хотелось подчеркнуть давно утраченное величие.
Торжественный вход в храм при звоне всех колоколов, встречающее духовенство, раздевание и одевание среди храма, суетящаяся вокруг архиерея дюжина мальчиков в стихарях, громогласная «Премудрость» протодиакона, пылающие свечи и многолетия Деспоту с возношением фимиама - это божеские почести, приносимые человеку, изображающему Бога.
И возникает опасность не быть, а выглядеть.
Почести могут свидетельствовать о явлении человека, приблизившего свою природу к обожению даром Духа и собственным подвигом. Идёт Евхаристия, и слава Богочеловека открывается в архиерее Божием, свидетельствуя будущую славу каждого человека, приобщающегося человечеству Христа в восьмой день будущего века, уже наступивший в литургическом действии. В образе архиерея Сам Христос выходит к нам из местного образа, чтобы принести бескровную жертву: «Ты еси Приносяй и Приносимый». Несомненное значение в священнослужении имеет нравственная чистота.
Нет, не безгрешность! Мы знаем, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха». Каждый из нас предстанет перед судом Божиим и нуждается в покаянии. Речь идёт о той нравственной чистоте, которая очевидна глазам человеческим: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6).
На фоне общеизвестной моральной ущербности конкретного епископа выглядят особенно соблазнительно внешние признаки его божеской славы. Благодать и грех не совместимы. Внешняя пышность воспринимается как комплекс неполноценности человека, стремящегося доказать собственную значимость и величие, которых лишён. Вместо величия епископ обнажает своё высокомерие:
- Кто Вы такой, чтобы со мной разговаривать?
- Я не буду говорить с ним. Это не мой уровень.
- Мне должны сослужить не менее четырёх священников, и т.д.
Архиепископ Варфаломей остался в Кафедральном соборе с одним священником.
Сам служил панихиды и водосвятие, крестил, отпевал и нёс седмицу. Какие могли быть иподиаконы, орлецы и встречи в экстремальных условиях?
Теперь церковь в новых условиях. Торжественное богослужение радует, но не отменяет заповеди Божии, не пренебрегает каноны. Великолепие ритуала и одежд не прикроет внутреннюю пустоту, за которую обличал Иисус Христос фарисеев и книжников.
Церковь знает верность и мужество исповедников и чтит их святую память. Великолепный прелат в драгоценных ризах сам не знает, как поведёт себя в экстремальных условиях, когда потребуется засвидетельствовать верность свою никем не зримым подвигом.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
ohohon
15 окт, 2009 00:19 (UTC)
спасибо Вам за эти слова, отче.
всё так и есть.
chitinets
15 окт, 2009 06:56 (UTC)
Все так, отче. Один архиерей как–то сказал, что самое большое искушение - властью. Так страшны эти «медные трубы». Если взглянуть на наших архиереев – кажется, все мудрые старцы, которые пришли и служили Богу в нелегкие времена. Да, внешнее благополучие расслабляет душу, которая незаметно уступает уговорам дьявола и, наконец, предает Христа. С удивлением всегда читаю страницы церковной истории, где один святой гнал другого, и оба прославлены Церковью. Если так много человеческого фактора играло в их жизни, как же им удалось просвятиться? В последнюю минуту? Или эти разногласия с собратом были незначительными? Иногда между некоторыми вполне достойными священнослужителями, или просто мирскими верующими такая разобщенность – как пропасть, что , смотришь, - язычник ему родней. Разве должно быть так? А как же Глава Церкви Христос? Конечно, если мы Его незаметно для себя предали – Его мы всегда вспоминаем,в лучшем случае,в последнюю очередь, а приоритеты, как всегда, отданы нашим страстям.
lehnoved
15 окт, 2009 09:32 (UTC)
Замечательный текст! Очень актуально!
Спаси Господи, отче.
dolzhnik
15 окт, 2009 11:25 (UTC)
Аминь! Именно поэтому я и не люблю архиерейские богослужения...
chitinets
15 окт, 2009 11:53 (UTC)
Ну и напрасно. Не все ж архиереи подвержены католической болезни наместничества. Вспомните послов князя Владимира, пораженных величием богослужения: как возвысило это их дух!Зачем же сразу в крайности впадать и паниковать.О.Павел здесь говорит о некоторой болезни , а не о всеобщей проказе.
dolzhnik
15 окт, 2009 22:37 (UTC)
chitinets, я в крайности не впадаю-) У меня нет возможности бывать на богослужениях самых разных архиереев, чтобы сравнивать. Я имею ввиду только свои конкретные случаи.
masterwind
15 окт, 2009 13:27 (UTC)
Аминь.
Помилуй Вас, Господи.
fi1618
16 окт, 2009 10:10 (UTC)
"На фоне общеизвестной моральной ущербности конкретного епископа выглядят особенно соблазнительно внешние признаки его божеской славы."
Кому соблазнительно, самому епископу, окружающим? В чем состоит такой соблазн для них?
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner