?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Время покаяния.

   Неудержимо течёт наша жизнь, братья. День за днём, год за годом тянется наша жизнь бесконечной нитью через невзгоды и радости, через печали и надежды. Тянется и  тянется нить в вечность, и наступает момент, когда обрывается нить. Подобно камню, пущенному из пращи, мы летим в вечность на встречу с Богом. Это всегда случается неожиданно. Хочется, чтобы встреча со Христом выросла в вечное пребывание с Ним. Для этого необходимо, братья, два условия.
  Во-первых,  благодарить Бога за всё, что имеем - за бытие, за духовные дары и приобретения, которые сопутствуют нам на земле. Во-вторых, стяжать покаяние за всё, что сделали недостойного, чем оскорбили Бога и унизили своё первое достоинство –образ Божий, которым одарил нас Бог. Враг человеческого спасения стремится удержать нас от покаяния и употребляет для этого два способа. Сперва он шепчет грешнику: «Рано тебе отказываться от удовольствий жизни. Ещё успеешь покаяться. Пока молод, греши. Будет время каяться, когда состаришься».
   Когда же человек испытает все земные удовольствия, враг шепчет ему: «Поздно тебе каяться. Ты столько нагрешил, что даже у Бога не хватит милости простить грехи твои. Живи, как жил и не пытайся изменить себя. Доживай в грехах век свой».
Из года в год призывает церковь задуматься о душе и преобразить её : «покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». Снова и снова мы слушаем эту песнь, чтобы сердце научилось искать у Бога помощи и отозвалось покаянием на встречу с Ним.
       
Однажды у преподобного Пимена спросили: сколько времени требуется на покаяние, достаточно ли трёх лет? Старец сказал:
- Это много.
- Может достаточно одного года?
-  И это много.
-  Сколько же времени требуется для покаяния?
- Покаяние не измеряется временем. Покаяние измеряется глубиной человеческого сердца. Чтобы научиться покаянию, нужно любить Бога. Покаяние- плод любви. Покаяние –осознание своего не достоинства, а любовь –стремление к единению с Богом.
Мы сегодня читали о притчу о блудном сыне и путях  возрождения человеческой души. Все мы заблудившиеся дети Божии. В этом смысле мы все сегодня именинники. Господь от всех нас ожидает покаяния.
 
Церковная книга рассказывает: на берегу озера стоял женский монастырь. Там жили две удивительные монахини-схимницы, сподобившиеся благодатных даров. На другом берегу жил отшельник со своим учеником. Старец посвятили свою жизнь молитве Богу и подвигам, и стяжал великие дары смирения и любви. Однажды ночью старец молился на берегу озера и вдруг увидел, как над монастырём поднимается огненный столб. В этом столбе ангелы возносили человеческую душу. Старец подумал: верно, умерла одна из двух схимниц, и помолился Богу об упокоении восходящей к небу души.
     
Когда наступило утро, он послал своего келейника, чтобы узнать, какая же из стариц умерла в эту ночь. Вернувшись, келейник, сказал: в монастыре всё спокойно и, слава Богу, все живы. Только у ворот монастыря нашли утром тело женщины. Стали выяснять, откуда эта женщина. Оказалась, что она была известной всему городу блудницей. Этой ночью благодать Божия коснулась её сердца и она решила изменить свою жизнь. Женщина пришла в монастырь, чтобы  посвятить оставшуюся жизнь покаянию.
Старец был удивлен: неужели ангелы возносили в огненном столбе душу грешницы? Он стал молиться Богу и просить вразумления. Как возможно, чтобы душу усопшей блудницы в огненном столбе возносили на небо ангелы?
     
И Господь ответил ему. Эта женщина действительно провела жизнь свою в грехе, но наступил в её жизни момент, когда душа её загорелась любовью к Богу, и она решила изменить свою жизнь. Её покаяние было огненным, и не требовало длительного времени для возрождения души. Покаяние возродило, преобразило её душу, и ангелы возносили в огненном столбе не душу блудницы, а душу святой Божьей.
  Эта повесть, братья, напоминает нам, что покаяние может каждого из нас преобразить, если сердце наше глубоко. Дай Бог, чтобы в нашей жизни наступил момент, когда в покаянии возродится душа, и Бог примет её в Свои вечные кровы.

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
rybka
8 мар, 2013 00:21 (UTC)
Низкий поклон ,отче
mak494
8 мар, 2013 02:29 (UTC)
1.Создают иллюзию: «Покайся, легче станет.» Оно, может, и легче, да за что грешнику такое облегчение?

2.Покаяние не уничтожает греха. Факт греха остаётся фактом. Если я украл, то сколько бы я ни каялся, воровство остаётся воровством.

3.Часто покаяние провоцирует на новый грех: чем больше уничижаешься, тем легче совершаешь очередной грех. Психология, знаете ли...
adelgeim
8 мар, 2013 06:33 (UTC)
Покаяние не уничтожает грех, а меняет человека. Факт греха остаётся, а человек от власти греха освобождается и получает свободу не повторять грех. Душа приобретает иное содержание: греховное содержание
влекло ко греху. Праведная жизнь влечёт к Богу.
mak494
8 мар, 2013 18:21 (UTC)
Есть люди (большинство?), которые всю жизнь грешат и всю жизнь каются. Так меняет ли покаяние человека?
Важно не покаяние - важно преображение человека, чтоб человек перестал грешить или хотя бы меньше грешил. Преображение - это путь и довольно трудный. А покаяние всего лишь первая ступенька долгого пути. Согласен, ступенька важная и необходимая, чтоб осознать и признать свой грех, но только ступенька или, другими словами, инструмент (способ).
Фишка в том, что церковь застревает на первой ступеньке, призывая к покаянию - мол, раскайся, и бог простит. Как бы за покаяние обещают награду (прощение). И этим, как правило, ограничиваются.
Надо призывать к преображению через покаяние! Не только призывать.
Однако создаётся впечатление, что церкви не нужен преображённый (улучшенный) человек - ей нужен человек кающийся, вечно кающийся и тем самым вечно привязанный к церкви.

Вам кажется, что я жесток в своих словах? Рассчитываю на Ваше мужество.
adelgeim
10 мар, 2013 00:31 (UTC)
церковь застревает на первой ступеньке, призывая к пок
На первой ступеньке застревает человек, а не церковь. Церковь призывает к покаянию, преображению и возрождению, которые вводят человека в вечную жизнь. К сожалению, часто случается, что человек дальше первой ступеньки, казалось бы, не идёт: грешит и кается, снова грешит и кается. В действительности, процесс возрождения идет, только очень медленно и потому незаметно для самого человека, но количество всё-таки переходит в качество и возрождение происходит, иногда, увы только на смертном одре. Это и есть борьба и преодоление. Огненное покаяние происходит редко, потому и помнится так ярко.
mak494
11 мар, 2013 06:37 (UTC)
Re: церковь застревает на первой ступеньке, призывая к п
Читая Вашу реплику вспомнил бородатый анекдот:
В Советской армии солдат спрашивает прапорщика:
- Товарищ прапорщик, а крокодилы летают?
- Да ну-у... Да кто тебе такую ерунду сказал? Крокодилы ползают.
- А командир полка говорит, что летают...
- Ну, ты знаешь, они, может, летают, только низенько-низенько...

Сказка - ложь, да в ней намек. Человек под влиянием господствующего мнения может отказываться от очевидного. А очевидность в том, что церковь в деле нравственного преображения человека бесполезна (в лучшем случае), а в худшем - вредна. За 2000 лет не справилась с задачей.
Вы пишете "Церковь призывает к покаянию, преображению и возрождению" Да, призывает, и что? Я тоже призываю за мир во всём мире...
Недавно священнослужители по телеку любили повторять, что, мол, 70 лет сов. власти без бога жили, а потому всё плохо. Теперь церковь возрождается и расцветает, а нравственность в обществе падает. Девки, пляшущие в ХСС, родились и воспитывались после Советской власти, при активной религиозной пропаганде. Вот и результат.
krista40
8 мар, 2013 10:28 (UTC)
Именно так, как ответил батюшка. Свидетельница сего. Как грешница, кающаяся и исповедующаяся могу подтвердить слова священника. Непостижимым образом после покаяния сердечного и глубокого ты уже не сможешь сотворить грех "сей" . Это и есть Таинство.
mak494
8 мар, 2013 17:53 (UTC)
Я так понимаю: Вы раскаялись во всех своих грехах и не можете больше их повторять. Да вы святая! Со святыми трудно спорить))).
krista40
8 мар, 2013 18:14 (UTC)
Спорить не очень хорошо, если слишком спорить - грех тоже. Если бы все было так просто - покаялся и в Святые... :) Нет, так не получится. Да и с грехами не просто, есть такие меленькие грешки- грешочки, в которых вроде исповедуешься, но они остаются все равно, потому как не уделяешь им особого внимания, не сокрушаешься о них... так и "плавают", пока эта "мелочь", на первый взгляд, не тащит за собой грех, уже видимый и осознанный, о котором уже плачешь и сокрушаешься. Их же, (грехи-то) еще увидеть нужно. Архимадрит Иоанн Крестьянкин очень хорошо рассказывает в своей книге о грехах... "В помощь кающимся", кажется так называется. Почитайте, не пожалеете.
mak494
8 мар, 2013 18:30 (UTC)
"после покаяния сердечного и глубокого ты уже не сможешь сотворить грех "сей". Ваши слова?
Если вы после покаяния не можете грешить, то у Вас образ жизни святого человека. Или после покаяния через некоторое время Вас всё же "бес путает"?
krista40
8 мар, 2013 19:15 (UTC)
В некоторых случаях, см. выше я написала в каких, конечно, не отпускает... еще как "путает...", а вы что думали? Если я покаялась в словоблудии, но не глубоко, не расскаялась так как нужно, вот и опять... пожалуйста этот же грех, он со мной. Нужно исповедоваться опять в нем и ИСПРАВЛЯТЬСЯ, если расскаюсь сокрушенно, будут силы - Господь даст эти силы, чтобы уже не повторять этого. Святые, если вы их почитатете, заявляли о себе как о грешниках. Все люди грешные! Один Господь безгрешен. Читайте больше о Святых (Жития Святых), как рассуждают, тогда и будет понимание. Благодарю за беседу.
adelgeim
10 мар, 2013 00:44 (UTC)
Все люди грешные!
Грех-хроническая болезнь духа и требует длительного лечения. Исповедав грех, можешь вновь впасть в него. Можно пасть в борьбе с грехом, а можно пасть от нерадения. В первом случае духовный рост очевиден, но подвижник ещё не дозрел. Во втором случае сдвига нет, сижу в болоте. Пока есть борьба, есть духовная жизнь. Если бороться перестал, начинаешь тонуть. Борьба с грехом даже при падениях ведёт к созреванию и возрождению. Главное не впадать в уныние. Апостол обращается к христианам со словами "радуйтесь!"
krista40
10 мар, 2013 09:48 (UTC)
Re: Все люди грешные!
Спаси Господи! О.Павел за вразумление. Так и есть - боремся, иногда силы покидают и набираясь сил, опять боремся. В уныние да, сложно бывает не впасть. Но опять исповедь. В прошлый раз покаялась в унынии - силы появились, уже не с мрачным хмурым лицом в церковь иду. Другая напасть - болезнь - враг не дремлет. Да, так до смертного одра "в борьбе". Только бы с Господом остаться!
(Удалённый комментарий)
livejournal
8 мар, 2013 08:36 (UTC)
Время покаяния.
Пользователь laravicta сослался на вашу запись в записи «Время покаяния.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Время покаяния. [...]
n_ermak
8 мар, 2013 09:54 (UTC)
Время покаяния и время надежды. Без упования на милость Божию можно впасть в отчаяние, особенно если покаяние простирается до самых сердечных глубин. Имхо.
roma987
8 мар, 2013 09:59 (UTC)
спасибо
solunanin
8 мар, 2013 11:10 (UTC)
"... для верующих - я монах, а для КГБ - женатый".
Вдруг, осознание человеком неестественности поступков всей своей жизни. «Metänoia - раскаяние; изменения в понимании собственного Я, жизненной цели; выработка нового взгляда на мир, на объективное, ведущее к отдаванию себя» (Философский словарь. 2010). Животные не подвержены чувству раскаяния – они всегда поступают естественно. В раю прародитель не заморачивался - все его поступки были животными. Изгнание – это для того, чтобы помучился и сам поискал меру своей естественной человечности (и испорченности). Религиозные практики – попытка найти эту меру внутри себя, как откровение. «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже… Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50). Важно! Внутреннее осознание вины, сокрушение - versus внешнее благобразие – две большие разницы.
Вера, родная дочь Филарета: «Однажды я слыхала, как мама спросила папу: «Миша (гражданское имя Филарета), а ты не боишься? Ведь могут узнать о том, что мы живем вместе?». На это владыка ответил: «Не боюсь, потому что для верующих — я монах, а для КГБ — женатый».
(Удалённый комментарий)
livejournal
8 мар, 2013 21:14 (UTC)
Время покаяния.
Пользователь feo_lip сослался на вашу запись в записи «Время покаяния.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Время покаяния. [...]
lindagraciela
8 мар, 2013 22:16 (UTC)
Спасибо. Дай Бог Вам здоровья.
ivar
8 мар, 2013 23:42 (UTC)
Спаси Господи, отец Павел
a_avvakum
9 мар, 2013 13:21 (UTC)
Прекрасная притча, а может быть и быль... прекрасная. Перекликается с Фредерико Феллини, с его кругом жизни - символ поприща жизни, в котором вместе шествуют все и святые и грешники "Восемь с половиной"
adelgeim
10 мар, 2013 00:53 (UTC)
символ поприща жизни
Через поприще жизни все мы вместе идём-праведники и грешники. Как самолёт берет разбег и отрывается от земли, так все мы, грешные и праведные, идём и то один, то другой отрываемся от земли к небу, если имеем стремление. Траектории у всех разные. У одного долго тянется путь параллельно земле, у другого выходит круче, у третьего ещё круче, а кто-то и вертикально взмывает к небу.
genadyj
10 мар, 2013 16:05 (UTC)
Вот таких постов побольше, отец Павел. Очень поучительный пример смирения и покаяния. Только я слышал этот рассказ немного в другой интерпретации, а именно - грешница довольно долго жила возле ограды монастыря, не несколько дней и периодически испытывала презрение от насельниц. Когда старец известил игуменью о кончине земных дней праведницы, то теряясь в догадках о ком идет речь, одна из насельниц с нескрываемым презрением сказала, что скончалась тут намедни одна падшая женщина. А когда выяснилось, что старец говорит именно о ней то все прикусили языки. Это еще раз подтверждает, что критерии праведности неведомы даже инокам, почему-то за круговоротом послушаний этому вопросу мало уделяется внимания.
И еще один аспект хочется отметить в этой истории. Она не добивалась "достойного" к себе отношения, не искала так называемой правды, ибо "Царствие Божие внутрь вас есть".
livejournal
17 мар, 2013 16:38 (UTC)
Время покаяния
Пользователь n_nastusha сослался на вашу запись в записи «Время покаяния» в контексте: [...] Пост начинается. Слава Богу. Оригинал взят у в Время покаяния. [...]
( 26 комментариев — Оставить комментарий )