?

Log in

Previous Entry | Next Entry

      Чувства, которые переживаем, не следует путать с мыслями, которые формируют наше сознание или из него следуют. Чувства действительны и естественны, а мысли верны или ошибочны. Каждый переживает чувство справедливости. Нас огорчает упрёк или оскорбление. Печалит, когда не оплатили наш труд, не оценили приложенные усилия, не ответили вниманием на заботу. Чужое переживание заслуживает сочувствия и не бывает ни истинным, ни ложным. Другое дело, понимание, когда наши впечатления и чувства осознаются, возводятся на уровень проблемы и приобретают определённое содержание. С этого момента понимание становится истинным или ложным. Естественное чувство справедливости приходится отличать от верного или ошибочного понимания справедливости.
     
Для одних понятие справедливости включает месть, признаёт чувство мести законным, находит для него теоретическое обоснование и практическое применение. Если некто меня ударил, следует дать сдачи, иначе "безнаказанность разбудит в нём звериный инстинкт насилия". Дети нередко обижают слабых и беззащитных, желая самоутвердиться. То же случается в армии, в тюрьме, в любом человеческом стаде, где отношения строятся на праве сильного. То же самое в последнее время утвердилось в епархиальной жизни. Епископ не несёт ответственности за превышение властных полномочий. Отсутствие сдерживающих факторов приводит к произволу. Возникает коллизия между чувством справедливости, очеловечивающим общество и звериным инстинктом насилия. Как лава из вулкана, вырываются на поверхность бытия пламена низменных страстей: самоутверждение, жажда власти и насилия, возмущение, нетерпимость и гнев.
       
Иные полагают справедливым сострадание твари и сочувствие человеку, требующие самоограничения. Такой взгляд выражен в аскетизме, который значим не только у христиан. Нехристианский Восток, буддизм и проч. пропитался идеей непротивления злу насилием, милости и сострадания. «Что есть сердце милующее?»
       
Преп. Исаак Сирский объясняет: «возгорение сердца у человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всей твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а также о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу» (М.1854; Слово подвижнническое 48; с.254).
     
Христианину следует найти чёткое определение для понятия справедливости, чтобы не смешивать его ни с милостью, ни с насилием. Такое замечательное по своей ясности определение даёт в Евангелии Христос Спаситель: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.7,12; Лк.6,31).
       
Заповеданный Христом принцип справедливости требует от человека активности. Не принимать навязанную позицию, но предложить доброжелательность, как норму взаимоотношений, увлекающую к уступкам, жертве, в конечном итоге, к милости. В таком контексте мы находим этот принцип в Евангелии от Луки. Этот контекст помогает понять, что справедливость является гранью между законом и любовью. Юстиция переводится именно этими двумя словами: справедливость и законность. Это та грань, за которой нет любви. Справедливость является нижним пределом любви.
       
Совершенство любви являет самопожертвование: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,13). Христос указывает совершенство в любви Пастыря: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Лестница к совершенной любви начинается с принципа справедливости: возлюби ближнего как себя; поступай с ним, как хочешь, чтобы с тобой поступали. К любви ведут ступени доверия, прощения, терпения, примирения. Уступая своё другому, будешь расти до того предела, когда принесёшь ему в жертву самого себя. Это вершина любви. А основание любви полагает справедливость. Ниже справедливости любовь подменяется правом. Но право не имеет корней в церкви. Церковь пользуется правом, но корни его живут за её пределами. Право получает значение в церкви, когда оскудевает любовь. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6; Мф.9,13; 12,7).

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
enria
14 мар, 2013 08:01 (UTC)
У того же преподобного Исаака Сирина очень хорошие слова: Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение
alaple09
14 мар, 2013 15:41 (UTC)
Элита и причисляющие себя к ней никогда не опускались до любви. Это право на исключительность проникло и в церковь. Толкование справедливости на свой лад исключило из жизни и любовь, и милосердие и многое другое из того, о чем заповедовал Христос.
livejournal
14 мар, 2013 15:57 (UTC)
Для одних понятие справедливости включает месть...
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Для одних понятие справедливости включает месть...» в контексте: [...] ет любовь. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6; Мф.9,13; 12,7). Любовь, справедливость, право. [...]
livejournal
14 мар, 2013 17:22 (UTC)
про чувства
Пользователь tatianarum сослался на вашу запись в записи «про чувства» в контексте: [...] читать в Любовь, справедливость, право. [...]
doroshick
14 мар, 2013 20:03 (UTC)
Википедия подсказывает: "Юсти́ция (лат. justitia «справедливость, законность», от jus «право»).
Надо как-то договариваться о смысле терминов... Иначе, без такой договоренности, непонятна фраза: "Ниже справедливости любовь подменяется правом." Вероятно, здесь имеется в виду не право, в его собственном смысле, а т.н. "право сильного", т.е. беззаконие. Потому что справедливость, отвергая беззаконие, как раз признает право. А ниже справедливости право уже отсутствует.

Вот как о справедливости говорится у свт. Феофана Затворника в труде "Начертание христианского нравоучения" (глава "Характеристические черты христианской деятельности как нравственной" раздел "Чем определяется нравственное достоинство христианских дел" подраздел "Об обязанностях, или заповедях"):
"Замечательнейшее в сем отношении разделение обязанностей на обязанности справедливости и любви, или доброхотства. Такое положено Богом между людьми отношение, чтобы один не нарушал свободы и прав другого и воздавал ему то, чем должен ему. Сего требует, как говорят, справедливость. Кто исполняет сие – тот прав, кто нарушает – не прав. Его можно предать суду и требовать удовлетворения. Требования такого рода суть обязанности справедливости. Они составляют внешнюю ограду добродетельной жизни. Кто нарушает закон справедливости, тот выступает из области добродетели; но кто исполняет их, тому для полноты добродетели надобно еще приложить дела любви и к людям, и к самой правде. Любовь не ограничивается одною справедливостью или одним тем, чего требует правда, но охотно делает больше того по одному внутреннему доброхотству. Кто делает так – тот нравственно добр, но принудить к сему никого нельзя. Кто, например, занял у другого деньги и не хочет отдать, того можно заставить отдать властию; но кто не помогает нуждающемуся, того принудить к тому нельзя. Истинный христианин охотно благотворит другим, хотя с сим не соединено внешнее понуждение, и справедливо поступает в отношении к другим не по боязни взыскания, а по любви к правде и по страху Божию..." "...Законы правды составляют сами по себе только внешнюю ограду нравственного царства; ходящий по ним может и не быть внутри сего царства. Ибо если им удовлетворяет одна законность, а законностью дела не отрицается худое сердце, то всякий праведник по обязанностям правды может быть беззаконник нравственный. Истинная нравственная жизнь – в исполнении обязанностей любви: тут корень жизни. С сим духом любви должно исполнять и обязанности правды..."

Edited at 2013-03-14 20:21 (UTC)
adelgeim
15 мар, 2013 06:05 (UTC)
Справедливость - грань любви и права. Она относится одновременно к нравственным принципам и правовым. Пока действует любовь, например, в семье, муж и жена не ищут права. Когда любовь оскудевает, приходится все вопросы решать посредством права.
doroshick
15 мар, 2013 06:50 (UTC)
Ваши слова можно понять и так, будто когда есть любовь - то уже нет прав... Но ведь в семье, пока действует любовь, прав не ищут, потому что ими обладают, обладают в полноте, а искать право начинают тогда, когда утрачивают его. Любовь право нисколько не отрицает, - любовь права правильно реализует.
Может мы говорим в разной терминологии? Тогда что Вы понимаете под "правом"?

Edited at 2013-03-15 06:56 (UTC)
adelgeim
15 мар, 2013 15:35 (UTC)
Об этом я и говорю.
mak494
14 мар, 2013 20:39 (UTC)
Многое правильно, но есть замечания:
1. Призыв "возлюби ближнего своего" не работает - нельзя волевым усилием заставить любить. Любовь возникает от тепла, а не от ума.
2.«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Когда пастух жертвует жизнью за овцу, он приравнивает себя овце.
3. Любовь и ненависть - сиамские близнецы. Любовь к родине порождает ненависть ко всему, что (кто) угрожает родине; любовь к своему имуществу порождает ненависть к ворам; любовь к семье вызывает ненависть к тому, кто наносит вред семье; любовь к Христу вызывает ненависть к антихристу и нехристям; любовь к Аллаху - ненависть к "неверным".
adelgeim
15 мар, 2013 06:00 (UTC)
Призыв "возлюби ближнего своего" не работает
Для "тепла" требуется "возгревать сердце".
Пастух защищает свое стадо, это его служба, и может погибнуть при нападении волков.
Любовь не должна порождать ненависть. Любовь у Родине, основанная на ненависти к чужой Родине -ложный патриатизм, его называют нацизмом, фашизмом и т.д.
mak494
15 мар, 2013 08:02 (UTC)
Re: Призыв "возлюби ближнего своего" не работает
Павел (простите, не знаю, как Вас по отчеству), Вы пишете: "Любовь не должна порождать ненависть". Конечно, не должна. Но - порождает! Любовь и ненависть - две стороны одной медали. Вот мужчина-отец, который любит своего ребёнка и, соответственно, ненавидит того, кто пытается растлить его ребёнка. Но тот же мужчина довольно равнодушно отнесётся к проблемам чужого ребёнка из чужого города, чужой станы. Я говорю, как есть на самом деле.
Так же и с вероисповеданием: любовь к своей вере порождает неприятие иноверцев или атеистов. О, каким праведным гневом пылает сердце, если кто-то говорит ересь или кажется, что говорит ересь. Отсюда - религиозные войны, резня, трупы. Факт. Исторический факт!
adelgeim
15 мар, 2013 15:40 (UTC)
Re: Призыв "возлюби ближнего своего" не работает
Осуществление идеалов является задачей конкретного человека. У одних это получается, у других-нет. Иные искажают свои идеалы при реализации. Иные вообще леняться их осуществлять. Всё зависит от нас самих.
Результаты, о которых Вы пишите свидетельствуют либо о непониманииидеалов, либо об их отвержении.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )