?

Log in

Previous Entry | Next Entry

       Душе моя, восстани, что спишь!                                  

С восьмого века Великий канон святого Андрея Критского стал жемчужиной христианского богослужения. Из года в год по всей земле собираются верные в храме, читают канон, воскрешая в сознании события и лица, исполнявшие замысел Божий о нашем спасении.
     
Согласно книге «Деяний святых апостолов», каждая проповедь начинаелась изложением событий Ветхого Завета и завершалась спасением во Христе. Иудеи хорошо знали ветхозаветные события. В синагоге они читали и слушали о них каждую субботу. Напоминание не было информацией, но откровением смысла. Апостолы будили души памятью о Боге среди житейской суеты, звали возвести глаза к небу и просить прощения грехов, указывая путь для встречи с Богом и единения с Ним. Речи о единении с Богом странно звучали для иудеев. Они понимали, что такое праведность и старались праведно жить. Они знали о созерцаниях, которых удостоился Моисей и пророки. Но единения с Богом иудеи не понимали. Они растерялись, когда Христос привёл им слова «Я сказал: вы - боги». Слова знакомые. Они читали эти слова в Священном Писании, но принимали не в том смысле, который открыл Христос. Во Христе не на словах, а в действительности открылось единение человека с Богом. Он соединил Своё Божество с падшим человечеством и преобразил человеческое естество. С тех пор изменилась задача духовной жизни. Прежде человек плакал о грехах и приносил за них жертвы. После воплощения Христа, для человека возможно единение с Богом.
     
Произнося эти слова, мы тоже теряемся, как древние иудеи. Как это: я, одержимый грехами и немощью, могу соединиться с Богом? Условием единения является телесное приобщение ко Христу. Единение возможно, ибо Бог соединил Свою природу с человеческой. Это означают слова Символа Веры: «нас ради человек и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившегося». Воплощение означает, что Христос, оставаясь тем, кем Он был - истинным и совершенным Богом, приходит к нам на землю и становится тем, кем Он не был – истинным и совершенным Человеком.
     
Он воспринимает не первозданную природу - нетленную и безгрешную. Он воспринимает природу, какой она стала ко времени Его пришествия: передаваемая из рода в род потомкам согрешившего Адама. Её причастниками были иудеи и не иудеи, праведники и грешники. Моавитянка Руфь и Раав блудница, согрешивший Давид и пророки. Такой воспринял Христос от Пресвятой Девы человеческую природу. Восприняв человечество, Христос в Себе Самом соединил его с Божеством, преображая в новую, нетленную природу, предназначенную к воскресению из мёртвых.
   
Воскресший Христос возносит человеческую природу к Престолу Вседержителя, где пребывает в равной славе с Отцом. Что значит восхождение Христа на небо? Мы знаем, что Христос всегда пребывает с Отцом и Духом. «Во гробе плотию, во аде же с душою, яко Бог, в раю с разбойником и на Престоле был, Христе Боже». Почему же церковь установила особый праздник Вознесения Христа на небо? В чём смысл Вознесения? Христос всегда пребывает на небесах с Отцом и Духом Своей божественной Сущностью. Теперь Христос восходит на небо, вознося в Себе Самом иную сущность –человеческую природу. Он воплотился не на время, а навсегда, соединив Себе человеческое естество. Так говорит Халкидонский догмат об образе соединения Божества и человечества во Христе: «неслитно, нераздельно, неизменно и непреложно». В этих антиномических категориях раскрывается единство человека с Богом. На землю сошёл Отчее Слово, Христос - истинный Бог наш. Вознесся на небо Богочеловек Иисус Христос.
   
Каждый из нас – кающийся грешник, ищущий возрождения и спасения во Христе. Апостол Петр называет христиан «Причастниками божеского естества». Наша природа приобщается к нетленной природе Богочеловека. Мы приобщаемся Христу не потому, что каемся в грехах. Напротив, покаяние свидетельствует о пробуждении и возрождении души. Христос касается ищущей души и привлекает к Себе.
     
О времени поста церковная песнь говорит: «днесь весна душам». Вся природа пробуждается после зимы. Раскрываются почки и листья, расцветают цветы. Так оживает человеческая душа, приобщаясь к божественной жизни, омываясь покаянием. Наступающая седмица посвящена покаянию. Нужно  вслушаться в слова: «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?» Это Христос стучится в нашу душу, чтобы мы отворили Ему двери, разделили с Ним свою тайную вечерю и обрели себя во Христе.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
world_margo
17 мар, 2013 11:57 (UTC)
С праздником светлым вас)).
simeonus
17 мар, 2013 15:42 (UTC)
Спаси Господи, отче!
livejournal
17 мар, 2013 15:43 (UTC)
о. ППАВЕД АДЕЛЬГЕЙМ: к началу Великого поста
Пользователь ng68 сослался на вашу запись в записи «о. ППАВЕД АДЕЛЬГЕЙМ: к началу Великого поста» в контексте: [...] Оригинал взят у в О единении с Богом во Христе. [...]
livejournal
17 мар, 2013 15:55 (UTC)
спрашивают: чего ж это вы заявляете, мол, атеист, а сами
Пользователь inthebalanceru сослался на вашу запись в записи «спрашивают: чего ж это вы заявляете, мол, атеист, а сами присоединяетесь к сказавшим такое? - смеюсь» в контексте: [...] Оригинал взят у в О единении с Богом во Христе. [...]
mak494
17 мар, 2013 17:01 (UTC)
Когда-то я трактовал смысл выражения Христа «Я сказал: вы - боги» "Я и бог - одно" таким образом:
"...попробуй не отделять бога от себя, а если отделил, то, образно говоря, прими его к себе в душу, слейся с ним воедино, ведь сказано: «Царство божие внутри нас». И красивая фраза из первого послания Иоанна, которая потрясает: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в боге, и бог в нем». Гениально! Здесь от человека не отчуждено ни любовь, ни бог, здесь любящий носит в душе бога, потому что в душе у него любовь. Любовь – это состояние человеческое, бог – это тоже состояние. Бог не объект, не предмет, не существо, бог – любовь, и если человек любит ближнего своего, то «бог в нем»! Соединение, слияние, устранение разрыва, в слиянии исчезает идол, поклонение. Если «царство божие внутри нас», а так оно и есть, то кому поклоняться? Не к кому, да и не требуется – требуется творить дела, полные милосердия и любви, чтоб выразить свое божественное состояние, своего бога, что внутри тебя. «Царство божие внутри нас», и нигде больше. Все остальное от лукавого. Когда Христос говорил: «Я и бог – одно», он не делал себя богом, он представлял Единое с богом, только, к сожалению, из него сделали Единого бога (кумира), но сначала распяли для надежности. Будто без этого никак.
Призыв Христа соединить себя и бога в Единое означает, образно говоря, соединить себя и свет в одно. И тем самым как бы озариться изнутри, засветиться подобно маленькому солнышку, которое светит другим, греет других и нечего не требует взамен. Ничего взамен! За свой свет и тепло, за свое милосердие и любовь к другим не ждешь ни благодати, ни рая, ни наград, ни прочих благ. Вот тогда ты становишься истинным приверженцем Христа. Ты становишься солнышком. Ибо твой свет и твое тепло по отношению к другим уже есть твоя благодать и твой рай".

Что Вы скажете по этому поводу?
adelgeim
17 мар, 2013 20:05 (UTC)
"бог – это тоже состояние"
Ваш текст можно рассматривать как психологическое или эстетическое переживание. Богословского смысла оно не несёт.
elena_kroshkina
17 мар, 2013 17:32 (UTC)
Что значит "во Христе"?
adelgeim
17 мар, 2013 19:56 (UTC)
Что значит "во Христе"?
Человек может стать "причастником божеского естества" не иначе, как во Христе. Христос воспринял человеческую природу. Становясь причастниками человечества Христова через причастие Его Тела и Крови, мы становимся "причастниками божеского естества".
livejournal
18 мар, 2013 02:01 (UTC)
Душа моя, восстань, что спишь?
Пользователь laravicta сослался на вашу запись в записи «Душа моя, восстань, что спишь?» в контексте: [...] Оригинал взят у в О единении с Богом во Христе. [...]
Ibragim Abdulkhaerov
18 мар, 2013 15:22 (UTC)
о. Павел, Спаси Господи!
о. Павел, Спаси Господи!
livejournal
19 мар, 2013 05:45 (UTC)
Что принципиально нового в христианстве?
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Что принципиально нового в христианстве?» в контексте: [...] - истинный Бог наш. Вознесся на небо Богочеловек Иисус Христос... О единении с Богом во Христе. [...]
( 11 комментариев — Оставить комментарий )