?

Log in

Previous Entry | Next Entry

С чего начинается храмовое богослужение? С колокольного звона. Звонить от слова "звать". Колокол звонит – он нас зовёт, тревожит, будит человеческую душу и доносит до слуха призыв Спасителя: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные.., и найдёте покой душам вашим».
     
Дорога к храму не похожа на другие пути. Когда идём на работу, строим планы: с кем встретимся, что скажем, где возьмём. Когда идём на рынок, думаем что купить, как много, на какую сумму. Когда идём в храм, отстраняемся от забот, чтобы повернуться лицом и вниманием к Богу: «всякое ныне житейское отложим попечение».
   Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Бог пребывает на Престоле. Святые Ему предстоят. Иконы связаны меж собой единством. Связующей нитью служит предстояние Богу.
      В чём духовный смысл нашего присутствия в храме? Мы тоже пришли предстать перед Богом, стать продолжением иконостаса, живыми иконами. Апостол объясняет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, к Судии всех, Богу» (Евр.12, 23). Служители алтаря совершают каждение перед молящимися, как перед живыми иконами. Каждый из вас – образ Божий, живая икона.
  Одни сохранили чистоту и не поврежденность образа Божия. Другие изранены грехом. «Образ есмь неизреченной Твоей славы, аще и язвы ношу прегрешений». По- русски, «хотя и ношу язвы прегрешений, остаюсь образом Твоей неизреченной славы».
     Может быть, наше стремление предстоять перед Богом вместе со святыми является дерзкой претензией? Разве не дерзость мнить себя в кругу святых? Церковная песнь отвечает: «в храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», то есть, пребывая в храме, осознаем себя предстоящими на небе. «Дерзай дщерь»,- ободряет Спаситель прикоснувшуюся к Нему грешницу. Дерзай познать свою нужду в покаянии и преображении. Покаяние ведёт к Богу и требует дерзновения. Апостол укрепляет нашу надежду: "мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои для Бога".
     
Мы вслушиваемся в слова Великого канона, всматриваемся в образы праведников, оживающие в нашем сердце: Ной и Лот, Авраам, Исаак, Иаков, ветхозаветные и евангельские образы, и душа отзывается покаянием: «помилуй мя, Боже, помилуй мя».              

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
Ibragim Abdulkhaerov
20 мар, 2013 21:04 (UTC)
о. Павел, Спаси Господи!
о. Павел, Спаси Господи!

Благодарю Вас! :)

Оглашаемый IIго этапа,
Иоанн-Ибрагим.
fi1618
21 мар, 2013 13:47 (UTC)
Re: о. Павел, Спаси Господи!
Ибрагим, это арабское имя Авраама.
А Авраам есть в святцах, зачем имя то менять, выж не монастырь поступаете, когда принято менять имя?
Ibragim Abdulkhaerov
27 мар, 2013 21:27 (UTC)
Re: о. Павел, Спаси Господи!
Доброй ночи!
Меня крестили в 90ые годы, в Храме Иоанна Воина в Москве.
Священнослужитель таким именем решил наделить, надеюсь, в этом была воля Бога.
Всего хорошего!

ust_omchug
20 мар, 2013 21:22 (UTC)
Великое Вам спасибо! Как же сокрушается сердце мое, что Вы так далеко служите. Видела Вас на "Дожде" ,строгий Вы, но замечательный. Не сочтите за лесть
livejournal
21 мар, 2013 03:57 (UTC)
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Пользователь laravicta сослался на вашу запись в записи «Помилуй мя, Боже, помилуй мя.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Помилуй мя, Боже, помилуй мя. [...]
livejournal
21 мар, 2013 06:26 (UTC)
Церковь - это собрание святых.
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Церковь - это собрание святых.» в контексте: [...] не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои для Бога". Помилуй мя, Боже, помилуй мя. [...]
jan1302
21 мар, 2013 06:50 (UTC)
ложка дегтя
В Московской епархии появился замечательный документ - все клирики епархии, достигшие 75 лет отправляются за штат. Есть обоснованные опасения, что это нововведение будет позднее распространено на все епархии МП РПЦ.
fi1618
21 мар, 2013 08:00 (UTC)
Re: ложка дегтя
"4. По достижении 75-летнего возраста каждый клирик, занимающий в канонических подразделениях или органах епархии должность игумена (игумении) или наместника монастыря, настоятеля прихода, председателя приходского совета, благочинного, секретаря епархиального совета, председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии, председателя, секретаря или члена епархиального суда, обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей."--но это не заштат, достижение предельного возраста службы в РПЦ МП, как организации, всех под одну гребенку!!!
http://www.patriarchia.ru/db/text/133151.html
adelgeim
21 мар, 2013 09:42 (UTC)
Re: ложка дегтя
Разве могла РПЦ отстать от госпрогресса в переделе собственности? Одни идолы и ориентиры. Ну разгонят стариков, с кем останутся? Как у Бабеля, говорил Симон Грач: "Кого ты бьёшь, начальник? Ты бьёшь орлов. С кем останешься, со сметьём?" Не хочу похулить молодёжь, есть хорошие, образованные и горящие сердцем священники, а может и епископы. Но с ростом благополучия и безответственности, бесконрольного богатства немало хлынуло в пастырство ищущих не Христа, а благосостояния. Деньги и власть развращают. Начальник выслушал Симона, вынул револьвер и застрелил. Он верил в светлое будущее. Верят в него и наши иерархи-олигархи. Бог им Судья и время.
fi1618
21 мар, 2013 11:46 (UTC)
Re: ложка дегтя
Сдается, что это реакция на явное перепроизводство попов академиями, семинариями, и всяким разными епархиальными ПТУ. В МОскве попов много, а верующих мало...
Вопрос сколько в москве попов на душу верующего населения!!!
adelgeim
21 мар, 2013 19:44 (UTC)
Re: ложка дегтя
В Москве много богатых приходов, хорошие перспективы карьерного роста и благополучия. Поэтому желание служить в Москве не удивительно. Верующих больше, чем в других городах. Когда травы много и она сочная, есть, где пастись досыта, туда и тянутся жаждущие успеха.
fi1618
22 мар, 2013 15:19 (UTC)
Re: ложка дегтя
Чем отличается поп от священника?
Я не случайно употребил этот термин.
Ну вот у Пушкина: Поп-толоконный лоб...
Википедия дает такой ответ:
Поп — многозначный термин:
Поп, мн.ч. попы́ (греч. πάπας — «отец») — устаревшее, ныне просторечное название православного священника.
Этот вопрос сродни другому вопросу: Чем отличается шпион от разведчика?
Сдается, что поп в настоящее время презрительный термин.
Вот как трактует его Николай Доля:
"Итак, “Жил был поп,//толоконный лоб”. Плохо, что мы того русского языка, на котором написана эта сказка, не понимаем… Сразу же с первых строчек все ясно — толоконный лоб, то есть — дурак, это словосочетание имело в то время только такое однозначное толкование." (А.С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Том 3. М.: Изд-во «Правда», 1981, стр.287-291)
Сдается мне, что это толкование неприменимо к осовремененному попу, который ездит Москве на крутых тачках, в пьяном виде и давит народ. В Москве таких полно, да и не дураки они вовсе. Другое качество их отличает, чувство безнаказанности, знают, что за них заступятся, если скандал не получит огласки по первому каналу. Да, в Москве доходов много, но и желающих присосаться к ним много, на всех все равно не хватит. Да и попасть в служить в Московский приход можно только по блату. Даже в Пскове, уж на что провинция, а в город еще в начале 90-х попасть было сложно, в деревню, сколько угодно.
Мне кажется, что настоящие священники могут встречаться, только в деревнях и захолустьях, вдали от соблазнов. Вот помню, что Протоиерей Валентин Мордасов, где то, в частной беседе сказал, что дары (чудотворения и пр.) даются только к преклонному возрасту. А ведь он был сельским священником.

Вот и решили там наверху, продвинуть следующее поколение попов к власти. Это уже тектонические подвижки.
Поколение священников пришедших в церковь при советской власти уходит, а это были в основном верующие люди. Приходит поколение, пришедшее в попы, когда служить стало выгодно и престижно и искуственно ускоряется его приход. Поживем увидим, думается увидим бесчисленные когорты попов в Москве...
Против Московских соблазнов, кто устоит?
kurlena
21 мар, 2013 06:51 (UTC)
Спасибо. Вы пишите "Мы вслушиваемся ...", заходила раньше в церкви послушать, но служба идёт такой скороговоркой и не внятно. Это так задумано или мне просто не повезло?
adelgeim
21 мар, 2013 10:56 (UTC)
невнятная скороговорка
Одна из существенных бед РПЦ-пренебрежение к качеству богослужения. Епископ не видит этой задачи. Разгоняют хор, чтецов, псаломщиков и певцов-деньги экономят. Забота о богослужении декларируется, но оставляется на личную инициативу. В богослужении необходимы дикция при чтении и музыкальность при пении, грмкость, чтоб доходили слова до ушей. Все понимают, если что-то сумеешь создать-отнимут. Вот и становятся священники временщиками: хватай, пока можно, и во-время смывайся. Разрушение качества не восстановишь, требуется перемена сознания. Рейдерские захваты приходов не проходят даром и не способствуют благочестию. Они воспитывают не те качества, которые требуются христианам. Они растят бандитов, которые со временем цивилизуются в бизнесменов, но священниками не становятся.
fi1618
21 мар, 2013 07:40 (UTC)
Мысли конченного грешника
"Когда идём в храм, отстраняемся от забот, чтобы повернуться лицом и вниманием к Богу: «всякое ныне житейское отложим попечение».
Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса."
Это так думают единицы верующих.
Когда иду в церковь думаю о разном. А когда вхожу, то на небо, отнюдь, не взношусь, а вхожу в забитое людьми, как сельдями банке помещение, где толкаются, служки носятся, ос свечей жара, во время службы разбрлится поясница и думаешь, скорей бы все кончилось.
adelgeim
21 мар, 2013 19:35 (UTC)
Re: Мысли конченного грешника
Обе позиции одинаково возможны. Каждый выбирает ту, которая ближе его сердцу. Первая позиция требует усилий, вторую можно принять безо всяких усилий. Христос говорил: "По вере вашей будет вам".
vikyakov
21 мар, 2013 20:32 (UTC)
Re: Мысли конченного грешника
Да, и тут вопрос внутреннего, а не внешнего устройства. Что ищешь - то и обрящешь. Вспоминается старая притча о строителях храма, где рабочие носят камни. Трем из них был задан вопрос: что ты делаешь? Получено три ответа:
- Не видишь что ли - камни таскаю!
- Я семью кормлю.
- Я храм строю!
А физическое действие (т.е.внешнее обстоятельство) было одно...
kapeton
22 мар, 2013 14:30 (UTC)
Ох,отец Павел, сил и здоровья Вам, что идёте праведным путём и за правду стоите изо всех сил, не каждый может устоять на мнении своем, многие гнутся и примиряются с несправедливостью.

cczy
22 мар, 2013 17:35 (UTC)
Колокольный звон
Православный колокольный звон просто завораживает душу. И уверен, не только у меня.
Сергей Новосад
26 мар, 2013 07:37 (UTC)
Спаси Боже!
( 20 комментариев — Оставить комментарий )