?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деисис

В православной иконографии имеется образ, называемый «деисис», что значит, по-русски, «моление». Иногда, по незнанию греческого языка, образ называют ошибочно «деиисус», производя название от понятного имени Иисус. Этот образ являет Христа Спасителя седящим на троне «с предстоящими». Справа трону предстоит Богоматерь, а слева – св. Иоанн Предтеча. Обе фигуры пишутся склонёнными ко Христу в благоговейной молитве. Потому и сам чин называется «моление». Можно рассматривать как деисисный чин, Распятие с предстоящими Богоматерию и Апостолом любви. Нередко деисис размещают в Алтаре храма на Горнем месте. Образ может быть написан на одной доске, а может быть написан на трёх досках, расположенных рядом.
В храме святых Жен Мироносиц г. Пскова на Горнем месте настоятель о. Сергий Иванов водрузил кресло- трон. Оно появилось на прошлой неделе. Обычно такое кресло постоянно присутствует на Горнем месте в Кафедральном соборе, где служит архиерей. Оно ставится на небольшом возвышении и перед ним полагается «орлец», то есть круглый коврик с изображением орла, парящего над городом. Такие коврики постилаются под ноги архиерею, подчёркивая его высокое положение, подобное парящему орлу.
В приходских храмах, где архиерей служит раз в год, не обустраивается архиерейское место, поскольку на нём некому сидеть. Трон можно поставить в случае приезда архиерея на престольный праздник. После отъезда архиерея трон убирают до будущего года. В отсутствие архиерея никто не дерзает занимать его место. Предстоятель-священник становится справа от Горнего места, не смея занять место архиерея. Архиерейское место сохраняется постоянно только в Кафедральном соборе. Архиерей восседает на троне во время чтения Апостола. Когда Читают Евангелие, архиерей снимает свой омофор и слушает Евангелие стоя и преклонив голову. Деисисный чин располагается на стене за креслом или над креслом, но не помещается рядом с креслом, дабы исключить соперничество между Спасом и архиереем.
В прежнее время в Алтаре храма святых Жен Мироносиц на Горнем месте находился «оплечный» образ Спаса. Теперь он вынесен из Алтаря, и над троном зияет окно. Справа и слева от трона настоятель поставил запрестольные крест и икону Богоматери, удалив их от Святого Престола. Возник удивительный чин деисиса:
пустое кресло с предстоящими ему Спасом и Богоматерию.
В случае, если в это кресле воссядет архиерей, возникнет странная композиция. Кем должен осознавать себя архиерей, сидящий на троне, когда ему предстоят Спас и Богоматерь? Однако, архиерей не приезжает в наш храм с тех пор, как я издал свою книгу «Догмат о Церкви». Следовательно, кресло будет пустовать, представляя совершенно немыслимую и богохульную композицию: Священная Пустота с предстоящими ей Спасом и Богоматерию.
Понятно, «ляп» возник в результате литургической некомпетентности Настоятеля. Но каждый элемент богослужения является проповедью богословия в народе Божием. Ложная идея формирует ошибочные понятия о православии.

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
fi1618
17 окт, 2009 03:26 (UTC)
Я не бываю в алтаре и мне это трудно представить. А можно выложить фотодокумент?
adelgeim
17 окт, 2009 10:04 (UTC)
можно выложить фотодокумент?
Постараюсь сфотографировать, но это не просто.
iso_graf
17 окт, 2009 05:08 (UTC)
Хочу поправить вас, отче. На горнем месте по православной традиции изображается либо престол с преклоненными перед ним ангелами, либо - ничего. Подразумевается, что Христос невидимо восседает на престоле, а посему зрительно нет нужды дублировать Его изображением на стене. Так устроены алтари в Нерези, в Дечанах, так были расписаны алтари в храме на Волотовом поле и в Нередице.
Деисис всегда принято изображать перед алтарем, потому что он изображает образно второе Пришествие на землю. А алтарь - своего рода образ неба, где живет Бог.
adelgeim
17 окт, 2009 10:00 (UTC)
Хочу поправить вас, отче.
В названных Вами храмах я не был, их интерьера не видел. Могу говорить только о древних храмах Киева, например, Софийских храмах Новгорода, Константинополя и Киева, храмах Москвы, Сергиева Посада, Псковских и Новгородских, Псково-Печерского м-ря. Может быть мы не поняли друг друга? Но спор не о том, что изображено на горнем месте. Это может быть Спас или Богоматерь, или Евхаристия (Изображение пустого престола мне трудно представить) - в любом случае предстоять можно Спасу, а Спаситель никому предстоять не может. Тем более, Спас и Богоматерь не могут предстоять пустому или занятому архиерейскому креслу на Горнем месте в Алтаря. "Запрестольные" иконы обычно стоят "за Престолом", но никому не предстоят. Разве не так?
iso_graf
17 окт, 2009 11:08 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, отче.
Перечислил вам самые известные православные памятники 12-13 веков. Храмы на Волотовом Поле и Нередице под Новгородом не сохранились, к сожалению, их разбомбили немцы, но есть много довоенных и доревлюционных фото.
Согласен с вами, что не безралично, где какое изображение в храме. Но канонически алтарь расписывают так: горнее место пусто или изображение Престола (иногда с младенцем на дискосе, но это более поздняя традиция), перед которым стоят ангелы с рипидами. Далее по кругу идут святители - литургисты и другие почитаемые епископы. Они знаменуют церковь небесную, которая незримо присутствует на каждой Евхаристии вместе с представителями церкви земной - священниками или епископами, приносящими днесь Святые дары. Если изобразить Спасителя на горнем месте, к которому они воздевают руки, то получится, что Господь присутствует зримо только в небесной литургии, но это не так. Господь реально присутствует за каждой литургией как для Церкви небесной, так для земной. Он невидимо восседает на Престоле, на котором совершается Евхаристия. Он присутствует реально в Святых Дарах. Поэтому древняя церковь не знает изображения Спаса или Троицы, или иного образа на горнем месте. Иконы стали вешать значительно позже, когда они превратились из "предметов" догматических в "предметы" украшения храма.
Евхаристия, Дьяконы, Богоматерь Оранта - все это изображается гораздо выше престола. Если, конечно, позволит объем алтаря.
Что касается запрестольных образов, то предание не указывает нам точное место, где они должны находиться - сразу ли за престолом или ближе к горнему месту. Тут все зависит от воли и образования настоятеля.
Я думаю, они не креслу архиерейскому молятся, а Спасу, Который всегда невидимо присутствует в алтаре - в Чаше или преждеосвященных Дарах.
Греха большого в вашей истории, мне кажется, нет.
adelgeim
17 окт, 2009 20:05 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, отче.
Пустого Престола с ангелами я не видел. Престол со святыми сосудами и со Святыми Дарами видел в интерьерах сербских храмов. В Псковском Преображенском соборе фреска 11 века являет Евхаристию. Этот сюжет в разной композиции повторятся на Горнем месте на древних фресках и иконах во многих храмах разных эпох. В том числе, и в указанных вами: Престол со святыми Дарами и предстоящие ангелы с рипидами - тот же сюжет Евхаристии. Но это другая тема, которой я не затрагивал. В моём тексте речь не шла о том, что следует изображать на горнем месте. Речь шла о конкретной композиции "с предстоящими", в которой непременно соблюдается иерархия отношений, и Христос никому не может предстоять. Предстоять можно Христу, а не наоборот. Нельзя признать необходимым присутствие архиерейского кресла, на котором никто не сидит, в качестве непременного предмета Горнего места, которому предстоят запрестольные образы Спаса и Богородицы.
Эти образы не могут никому предстоять, ни пустому месту, ни сидящему на нём. Оправдывать можно всё, что угодно, но композиция алтаря не может быть произвольной. Она должна отражать церковную традицию и быть литургически верной.
iso_graf
18 окт, 2009 07:22 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, отче.
Вы при случае справьтесь об этом у аввы Зинона, мы с ним много говорили на эту тему и были единомысленны.
В Мироже Евхаристия все же повыше, как и везде.
В вашем храме странные запрестольные образы: почему они с молением, и почему Предтеча? Обычно изображается Богоматерь Знамение и запрестольный крест.
Что касается кресла: может быть ваш храм является архиерейским подворьем?
Я не думаю, что это великое прегрешение. Хотя согласен, что в области канонической росписи и иконы 99 процентов современного духовенства абсолютно невежественно.

adelgeim
18 окт, 2009 18:53 (UTC)
Хочу поправить вас, отче.
Когда два собеседника говорят на разные темы, они не смогут понять друг друга. Они лишены возможности даже слышать друг друга, потому что каждый сосредоточен на своей мысли. В моём тексте не шла речь о композициях, которые могут быть написаны на восточной стене храма. Не рассматривалась иконография Горнего места. Речь щла о деисисе, которого на нашей восточной стене Алтаря нет. На этой стене вовсе нет никаких изображений, ни фрески, ни иконы. На ней имеется только большое окно. Под этой пустой стеной установлен архиерейский трон, а в качестве предстоящих креслу поставлены запрестольные Богоматерь и Распятие, устранённые от Престола. Моё замечание сводилось к тому, что изображение деисиса всегда иерархично, и Богоматерь со Спасом никому предстоять не могут. Ни архиерею, ни пустому креслу. Это всё, о чём я говорил. Что именно Вы поправляете, и о чём я должен консультироваться с о.Зиноном, понять не смог. Всё, что Вы написали, относится к другой теме, которую я не затрагивал. Что касается запрестольной иконы и креста, не трудно понять, что они могут предстоять Святому Престолу и не могут предстоять пустому архиерейскому трону. Святой Престол, на котором приносится бескровная Жертва и кресло, в котором сидит архиерей имеют несопоставимое литургическое значение. Если Вам это не очевидно, у нас нет перспективы понять друг друга.
iso_graf
18 окт, 2009 19:48 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, отче.
Я понимаю, что вопрос не в изображениях, а в отношениях. Хотел увести Вас немного в сторону, найти общие точки для беседы, да, видно уж не судьба.
За свою церковную жизнь я несколько раз был свидетелем конфликта настоятеля со вторым священником, это, конечно, омерзительное зрелище. Их все начинает раздражать друг в друге, всякие мелочи, они начинают мелко вредить друг другу клеветать друг на друга. Жалко, что раздирается приход. Иногда до рукоприкладства доходило (сие было в Великих Луках).
Мне со стороны кажется, что у вас на приходе полный тупик. За настоятелем архиерей, за вами, может быть, правда. Но вы же знаете, что при таком раскладе побеждает на земле тот, за кем сила и власть, а не правда.
Вы идеалист, конечно, считаете, что все должно быть, как в уставе Церкви написано. Но так не бывает, батюшка, ни у нас, ни в какой другой церкви.
Лично я бы попробовал молчать и терпеть. Молчание и молитва - великая сила. Господь поможет Вам, если Вы правы. Или Вы уже не верите Ему?
Только зачем Вы взываете к сим неутвержденным? Они по-мирски рассуждают, по-советски мыслят, хоть и горды своей антисоветчиной.
Их дух выдает их
Желаю Вам мира душевного и посещения Господня.
Простите за юродство, оно было не от зла, хоть иногда и с раздражением. Аз человек немощной...
chitinets
18 окт, 2009 19:15 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Выше или ниже – какая разница? Есть и «ниже» и «выше» в памятниках Византии и Руси: потому что, повторяюсь, храмы строились разные, и большие, и маленькие.

Алтарная апсида церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 12век.

А преступление нового настоятеля - в неуважении, к приходу, лично к о.Павлу. Подловатые поступки тем мерзостнее, когда их пытаются выдать за «необходимые, не смертельные, оправданные» меры к попранию и разорению чужих трудов, когда молодой человек, не хлебнувший в своей жизни и горя, и нужды,превозносится над сединой, болью, кровью.
iso_graf
18 окт, 2009 19:50 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Спаси Господи, брат! Картинку забрал, за что благодарен.
adelgeim
19 окт, 2009 21:31 (UTC)
Дорогие друзья едино- и разномышленники!
Сделал фотографию восточной стены нашего Алтаря, у которой стоит кресло с запрестольными образами. Но не знаю, как её поместить в ЖЖ.
Помогите, кто умеет. Могу послать фотографию по эл.почте, чтобы кто-то умеющий вставил. Что для этого ещё надо?
chitinets
20 окт, 2009 08:04 (UTC)
Re: Дорогие друзья едино- и разномышленники!
Дорогой отче, отправьте мне это фото по электронной почте,адрес которой я Вам отправил в личном сообщении в Ваш ЖЖ. Где его разместить?
chitinets
18 окт, 2009 00:49 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Дечаны и храм Успения на Волотовом поле принадлежат к памятникам 14 века. Храм на Волотовом поле разрушен полностью, а вот Нередица – нет. На стенах Нередицы все же сохранились не более одной пятой части всей росписи 12 в.. Про Горнее место вы дали не правильную информацию. Говорить про изображения на Горнем месте – некорректно, т.к. Горнее место находится между центральной частью восточной стены алтаря и престолом, т.е. это - прежде всего кафедра епископа, возвышение за престолом, архиерейское седалище. Что изображать за престолом – диктует художникам прежде всего архитектура. Чаще всего в центральной части алтаря располагаются окна. Под ними – « полотенца» или мраморировки. Над окнами – композиции «Тайная вечери», «Причащение апостолов», «Поклонение Жертве», «Поклонение Этимасии» . Встречаются древние памятники, где под окнами располагаются ниши, обычно для икон. Так, в Нередице за престолом в нише синтрона (горнее место) изображен Христос Иерей. По сторонам: Божия Матерь и Иоанн Предтеча. Т.е. - деисис. За престолом над полотенцами или мраморировками в древних византийских и русских памятниках изображали Спасителя, Божию Матерь, но чаще всего - « Службу святых отцев» или просто святительский ряд. Я не понял, почему Вы, изограф, так уверенно выкладываете ложную информацию.
Изображение младенца на дискосе – древняя традиция с 12 века. Это изображение стало результатом литургических споров о том, кому приносится жертва. Все-таки «позднюю традицию» принято считать после 16 столетия.
Про иконы я уже упомянул: для них за престолом в некоторых древних храмах выделялись ниши. Может быть для Вас лично, изограф, иконы стали «предметом украшения», но догматичность иконы в Церкви никто не отменял. Вам бы следовало знать, что определением 7 Вселенского собора иконы почитаются наравне с Крестом и Евангелием.
Если ли грех в этой истории ? Если все это делалось в корыстных целях для человекоугодия - конечно, это грех. И абсурдность действий нового настоятеля доказывает это: архиереское кресло для редкого посетителя вместо задвинутых икон!
iso_graf
18 окт, 2009 07:39 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Уж очень вы боевиты, земеля, всюду зрите врага. Расслабьтесь, уберите боксерскую стойку. Я такой же как вы современный христианин - злой, вредный и ворчливый, только на все с другой колокольни смотрю.
С вашими поправками согласен Пусть будет 14 век, пусть будет не "на" горнем, а "за" горним. Могу ошибаться, потому как я практик, а не "иконовед".
Голубя с нимбом тоже с ранних пор изображали, и овечек на престоле, раньше, чем младенца на дискосе, и Софию в красном или белом платьице - однако ж от этого никто не отменил постановлений и запретов святых соборов.
И еще: читайте внимательнее, земеля: я ни в коем случае не выступаю против догматичности иконы; я как раз против иконы как "украшения" храма, и против бесмысленности их развешевания,где попало. В храме должно быть все осмысленно.
В остальном остаюсь при "своих". Желаю вам остудиться изрядно на чистом, прохладном забайкальском воздухе. Бывал у вас в Чите, в конце 70-х работал на тамошнем телевидении. Сохранились самые лучшие воспоминания о городе и людях.
Будьте добрее и снисходительнее!

chitinets
18 окт, 2009 17:45 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Необычайно рад именно от Вас слышать о доброте и снисходительности. Еще порадовали Вы меня тем, что, наконец, признали свои старческие немощи: злобу, вредность, ворчание - в общем, весь свой « мрак, да мрак». Хотя Вы очень быстро находите себе оправдание: мол, у Вас « таков уж характер». А нам-де терпеть надо неповторимые черты изографа! Изографы-практики тем более должны знать известные памятники и не ошибаться в датировках аж на столетия. Уж не так ли «сеются сплетни?» ))) Я рад, что Вы проявили заботу о горячей голове замороженного сибиряка: думаю, Ваши воспоминания о Чите не очень пострадали от общения с моей боксерской перчаткой. ))) Вы просто не оценили мою доброту и внимательность к Вам: поверьте, моя агрессия рядом с Вашей - ну просто «позднячок 14 века». Только я опять прихожу в недоумение, что Вы снова перемешали: постановления Трулльского собора не умалили ценности древних изображений, согласующихся с духом Предания и Канона, которые и составляют традиционные изображения Церкви.
iso_graf
18 окт, 2009 18:11 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
С вами спорить, токмо гороху объемшись.
А о. Павла весьма уважаю, ибо знаю, видел и слышал многажды, живя во Пскове. Отец он достойный. Вы с вашими либерал-кочетками и прочими однопартийцами его в обновленское болото тянете, я же стараюсь к его разуму воззвать. Буду и дальше это делать, ежели рот не заткнете, конечно.
Мы, сибиряки, люди весьма прямые и упертые, это и по вас видно, земеля. Это мне нравится...
chitinets
18 окт, 2009 18:58 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Ах, благодетель-то Вы наш! Зубы сломать не боитесь?
Уж не читинец-с ли Вы, москвич-сибиряк?
iso_graf
18 окт, 2009 19:53 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Зубов-то нет, давно сломаны и это не аллегория. Я не читинец, хоть там по долгу живал, я родом из Саян. Там родители живут, там погиб два года мой 8-летний сын. Посему не бываю там, тяжело...
iso_graf
18 окт, 2009 08:02 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Кстати: был нынче на Кипре,знакомился с древними фресками, так там 14 век - это глубокая "поздняшка". И это чувствуется...
chitinets
18 окт, 2009 18:10 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Конечно, 14 век – это не «великий аскетический стиль 11-12века» .Но возникшие исихастские традиции 14 века назвать «поздняшкой» - невежественно. В Византии – это «Палеологовский ренессанс». Возрождение! На Руси 14-15 века - Золотой век иконописи и святости.
iso_graf
18 окт, 2009 18:12 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
С этим кто-то спорит?
chitinets
18 окт, 2009 18:50 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Мы с Вами,емеля,слишком вредные,как Вы верно заметили,чтобы опускаться до такого!
iso_graf
18 окт, 2009 19:54 (UTC)
Re: Хочу поправить вас, изограф!
Прошу прощения, если сильно задел своим юродством.
chitinets
18 окт, 2009 20:09 (UTC)
если честно
Да уж кто тут юродивый - так это я, окаянный. Добавляю Вас в друзья,потому как, думаю, я Вам, земеля, еще пригожусь!
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner