?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Крест.

       Господь Иисус Христос призвал взять свой крест, чтобы идти за Ним: «кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядёт». Что означает слово «крест»?   В устах Господа Иисуса Христа слово «крест» означает добровольное служение, связанное с подвигом. Это служение может иметь разное содержание. Во-первых, крестом называют внешние скорби.  В жизни каждому человеку приходится нести болезни и труд; сносить оскорбления и клевету, предательство; лишаться имущества, родных и друзей. Эти скорби образуют для человека крест, то есть испытание и подвиг. Трудности неизбежны, невозможно спрятаться от скорбей и испытаний. Один человек несёт свои скорби с терпением и смирением. Другой старается вывернуться из-под креста и уклониться от скорбей.  Тогда возникает ропот и недовольство своим крестом, обида на судьбу и хула на Бога.
       Есть у христианина иной крест - внутреннего подвига. Это крест покаяния, перемена образа мыслей, изменение своего сознания. Этот крест оказывается еще более трудным, нежели крест внешних скорбей. Мы привыкаем смотреть на себя через призму самолюбия, и самодовольства. Если человек посмотрит на себя через покаяние, осознает нечистоту своей души, увидит свои страсти: жадность и зависть, похоть и гнев, тщеславие и высокомерие, которые не умеет преодолеть. Человек исполняется величайшей скорби от своей беспомощности. Если человек не ищет помощи Божией, его подстерегает опасность, ибо скорбь  приводит одного к покаянию, а другого погружает в уныние или ожесточение.
         Есть еще третий крест - самоотверженной любви и преданности Богу. Его несут избранники Божии, кого мы называем святыми и праведниками. Во имя величайшей любви и преданности Богу, человек отвергается себя, переступает через себя на пути к Царству Божьему: «кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядёт»- призывает Христос. Это крест добровольного самоотвержения и совершенного предания себя Богу. В Святом Евангелии мы находим прообразы трёх крестов.                 Прообразом креста внешних скорбей был крест Симона Киринейского. Когда Иуда предал Господа, его привели из Гефсиманского сада на суд к архиереям. Всю ночь продолжался допрос. Архиереи вынесли смертный приговор, но не имели права его исполнить. Утром они привели Христа на допрос к Пилату. Допросив Христа, Пилат не нашёл в Нем вины, заслуживающей смерти. Но архиереи настаивали на смертном приговоре, ссылаясь на политический мотив: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю. Всякий, называющий себя царем, противится кесарю». И устояло слово архиереев и народа. Пилат взял воду, умыл руки на глазах всего народа и сказал:
- неповинен я в крови праведного сего. Смотрите вы! – И народ ответил:
- кровь Его на нас и на детях наших! – Тогда Пилат отдал им Христа на распятие. Воины повели осуждённого во двор для бичевания. Затем, на обессилевшего в страданиях Христа воины возложили тяжелый крест, и страшная процессия двинулась за пределы Иерусалима на Голгофу.
         Впереди шел Господь, неся свой крест, за Ним шли два осужденных разбойника. Их окружали воины, за ними шли плачущие женщины, Иоанн Богослов и толпа народа. Сказалась ночь, прошедшая без сна, сутки без пищи и бичевание. Человеческие Иисуса Христа силы изнемогли, Христос стал падать под крестом. Видя, что осуждённый не может нести крест, воины остановили шествие. В это время с поля возвращался Симон Киринейский. Это был человек крепкого телосложения. Воины остановили его и возложили ему на плечи крест Христов. Симон проходил мимо случайно. Когда воины возложили на Симона крест, он безропотно принял его и покорно понес на Голгофу. Симон не знал Христа. Он понес крест по послушанию Промыслу Божьему. Каждый человек принимает внешние скорби и испытания, подобно Симону Киринейскому. Промысел Божий ведет нас своими путями, и мы не можем предугадать эти пути, не всегда умеем понять их смысл. Принимая промысел Божий с послушанием, мы покоряемся ему и несем свой крест с терпением. Это и есть крест внешних скорбей. Мы принимаем и несем его по послушанию Промыслу Божьему.
       Когда шествие поднялось на Голгофу, Господа распяли на кресте. Рядом с ним распяли двух разбойников. Как и Христос, оба разбойника претерпевали физические страдания. Один из них, в муках, в ожидании неминуемой смерти, вдруг понял, какую нелепую жизнь он прожил. Мысленным взором он охватил прошлое и осознал, как много ему было дано сил и возможностей, и как бесплодно он расточил их.  Творя зло, он оставил в жизни следы, которое люди вспомнят с ужасом. Сожаление о недостойной жизни пробудило в разбойнике покаяние. Хорошо, когда пробуждается совесть и человек может исправить свою жизнь, послужить и Богу и людям. Горько позднее раскаяние, когда не остается времени что-либо изменить. Приближается мучительная смерть и безнадежность. Но разбойник не впал в отчаяние. Он вдруг узнал в Распятом Владыку жизни и смерти, Который имеет власть простить и спасти. В поздний час жизни он обратился ко Христу с молитвой:
          - Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство». - Христос принял его покаяние:
        - Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». - Это звучит непонятно для окружающих. Как может разбойник, войти в рай? Слова Христовы исполнены глубокого смысла. Разбойника больше нет. Произошла перемена, которая называется покаянием. Она возрождает грешника. Рядом со Христом умирает на кресте мученик,   покаянием преодолевший нечистоту своего сердца.
           Покаяться человеку непросто. Иногда говорят: «Подумаешь, согрешил! Поди, покайся и забудь». Это духовное заблуждение человека, который не понимает, что значит покаяние. Кто приносит покаяние, не должен возвращается к прежним грехам. Он начинает жить новой жизнью. Пережитое покаяние, переоценка внутреннего содержания не остаётся без плода. Покаяние меняет человека. Это происходит не сразу. Человек меняется постепенно. Грех - хроническая болезнь, и его власть над человеком преодолевается во времени. Это и есть второй крест - покаяния и преображения.
          Есть, и третий крест, который понёс Сам Господь Иисус Христос. Это Крест величайшей любви, самоотвержения и преданности Богу. Этот Крест исполнен такого величия, что о нем лучше не говорить, а лишь созерцать его великое достоинство. Об этих трех крестах нам говорит сегодня Евангелие: о кресте внешних скорбей, о кресте внутреннего покаяния и возрождения. И  о кресте самоотверженной любви и верности Богу.
          Есть ещё один, четвертый крест, от которого да избавит нас Бог. Это крест второго разбойника. Это крест бесплодных страданий. Когда страдания, скорби, испытания не приводят человека к покаянию, а ведут к ожесточению и богохульству. Да избавит нас Бог от этого креста. Кресты, о которых говорит нам святое Евангелие – это образы служения, которое необходимо принять человеку, чтобы преобразиться и войти в вечную жизнь. Завершая повесть о крестах, евангелист говорит: «Некоторые от здесь стоящих не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Царство Божие, начинается не за горизонтом земной жизни. Царство Божие начинается на земле подвигом несения креста. Царство Божие завершает путь, который проходит христианин с терпением и любовью по земле, чтобы «принять венец жизни, который приготовил Богом любящим Его».

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
2 май, 2013 02:36 (UTC)
о Пасхе крестной
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «о Пасхе крестной» в контексте: [...] Оригинал взят у в Крест. [...]
(Удалённый комментарий)
adam_a_nt
2 май, 2013 07:44 (UTC)
Избавь нас, Господи, от четвертого креста.
solunanin
2 май, 2013 17:42 (UTC)
На самом деле Крест один.
Абсолютное Совершенство – Бог, даровал абсолютную свободу воли своему несовершенному дитяти, ради наставления которого на путь истинный, Самому пришлось принять Крестное Распятие. Мы всегда караемся грехами тех, кого сами и породили. Проще все разом прихлопнуть и сотворить заново. Благо времени в Вечности предостаточно.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт.5,1-2
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Быт.8,17; Быт.9,1; Быт.9,7.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, ХОРОШО ВЕСЬМА. И был вечер, и было утро: день шестой. Пс.110,3.

Сможет ли Всемогущественная Сущность придумать Крест, который Сама же и не сможет понести?
adelgeim
4 май, 2013 16:47 (UTC)
Re: На самом деле Крест один.
Бог не раз заново начинал творение Своего подобия, например, после потопа, или производил новый народ от Авраама. Получался снова тот же человек, каким были Адам и Ева. Свобода и любовь попрежнему определяют сущность этого творения. Без них нет Человека. Грех остается навсегда издержкой свободы, а без свободы богоподобие не состоится, как и без Любви. "ХОРОШО ВЕСЬМА" к человеку относится потенциально. Каждый лично актуализирует его в святости, исполняя замысел Божий о себе самом. Свобода стоит непреодолимым препятствием на пути всеспасения. Войти в Царство Божие может только тот, кто захочет. Люисовский "Серый город" остается реальностью несостоявшегося богоподобия: "а счастье было так возможно!" Ради возрождения Своего творения Христос взошел на крест. Мы пребываем соучастниками грехов тех, кого сами породили, не сумев воспитать словом и делом любви.
Этим отличаемся от своего Первообраза. Бог не был соучастником человеческого греха. Соучастником был сатана. Он стремится сделать нас своим подобием, к которому онтология нас не предназначила. В Вечности нет времени: "ангел клялся Живущим во веки, что времени уже не будет".
Всемогущий не может "придумывать". Он творит бытие, а не мечту. Потому Он принял и понес тот крест, который есть, не ища того, который рождается в домыслах колеблющейся твари. К чему они?
taliananik
21 мар, 2015 09:04 (UTC)
Рассуждения эти исполнены великой трагичности..
nikolaosz
3 май, 2013 10:20 (UTC)
Спасибо
livejournal
3 май, 2013 17:06 (UTC)
Отец Павел Адельгейм: три креста
Пользователь n_nastusha сослался на вашу запись в записи «Отец Павел Адельгейм: три креста» в контексте: [...] принял его и покорно понес на Голгофу. Симон не знал Христа. Он понес крест по послушанию... Отсюда [...]
simeonus
3 май, 2013 19:07 (UTC)
Спаси Господи, отче.
livejournal
3 май, 2013 21:51 (UTC)
В Великую Пятницу
Пользователь ivar сослался на вашу запись в записи «В Великую Пятницу» в контексте: [...] Очень ко времени. О. Павел Адельгейм о смысле креста [...]
irishfire1
3 май, 2013 23:51 (UTC)
Отец Павел, доброго здравия Вам, благословений от Господа
Tatasha Shapka
5 авг, 2013 18:24 (UTC)
Царство небесное, отец Павел!!!
Царство небесное, отец Павел!!!
Увы, познакомилась с Вами когда Вы уже покинули нашу суетную юдоль!
Накажи, Господи, его убийцу.
Земля пухом!
taliananik
21 мар, 2015 08:53 (UTC)
Re: Царство небесное, отец Павел!!!
От Господа наказание ("наказание" в смысле "наказ", "научение") совершившему убийство очень необходимо: ему необходимо научиться отличать волю Божественную совершенную от воли человеческой греховной, еще ему необходимо научиться претерпевать и преодолевать человеческую ненависть и злобу, невольного соприкосновения с которой ему теперь уже не избежать в своей жизни (преодолевать, любовью покрывая ненависть), ему предстоит обрести столько любви, чтобы в сознании своей греховности удерживать веру во всемогущество Господа милости...

Edited at 2015-03-21 08:54 (UTC)
( 14 комментариев — Оставить комментарий )