?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На пасхальной Вечерне.

  На Страстной седмице мной овладело уныние, казалось, что пасхальная радость не придет и праздник пройдет тускло. Но Бог милостив, пасхальная радость неожиданно наполнила душу. Она приходит, когда к сердцу человека приближается Бог. Затихают страсти и страхи, хочется всех любить и радоваться бытию. Душа стремится выразить словами свет воскресения Христова, чтобы удержать и сохранить.
     
С апостольских времен не умолкает проповедь о Воскресении. Каких только проповедей не было сказано различными проповедниками за две тысячи лет! Кто же произнес первую пасхальную проповедь, где она прозвучала и кто были первыми её слушателями? Это была удивительная проповедь, и произнес ее во аде Сам воскресший Христос. Первыми слушателями были «пребывающие в темнице души, которым он, сошед проповедал». Церковная песнь рассказывает: « Во гробе плотью, во аде же душою, яко Бог, в раю с разбойником и на Престоле был с Отцом и Духом, вся исполняя, Неописанный». Когда Христос плотью пребывал во гробе, духом он сошел во ад, где томились души умерших в ожидании Его пришествия. Об этом рассказывают третья и четвертая главы первого послания апостола Петра. Там рассказано, как Господь сошел во ад и произнес проповедь о Своем воскресении. Сила Его слова оживотворила души, связанные во аде узами мрака. Воскресший Христос расторг связавшие их узы греха и возвел на небо. Сошествием во ад Христос сокрушил его силу.
       
Все мы видели икону Воскресения Христова. Современная иконография являет Христа, стоящего на гробном камне со знаменем в руках. Рядом с Господом стоят ангелы. Древняя иконография являла другой образ воскресения: Христос выводит из преисподней души, освобожденные от адовых уз. Он стоит на сломанных вратах ада, протягивая руки к Адаму и Еве и выводит их из преисподней. За ними следует множество душ, содержавшихся во аде. Церковная песнь поясняет: «снизшел, Христе, в преисподняя земли и сокрушил вереи вечные, содержащие связанных». Пасхальные песнопения прославляет Христа во-первых, как победителя физической смерти, а во-вторых, как победителя ада: «адову разрушил силу и воскрес, яко Победитель». «Вереи вечные» означают столбы, на которые навешены врата ада. Христос сломал врата и вырвал столбы, на которых они держались. Иоанн Златоуст восклицает в слове на Пасху: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Ад низложен и умерщвлен, разрушен и упразднен».
       
Как понимается ад в современной церковной традиции? Католическое представление об аде выросло из церковного предания, получившего наиболее популярное истолкование в поэме Данте. Такое представление об аде, как вместилище душ, лишенных свободы и заключенных темными силами во мраке, господствует в сознании православного народа. Для этого есть основание в Писании о падших ангелах, содомлянах и прочих грешниках, которых Бог «соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» (Иуд. 6).  Над входом в ад запечатлены слова: «оставь надежду, всяк сюда входящий». Данте натуралистично описывает различные мучения грешников в «геенне огненной, где плач и скрежет зубов». Евангелие предлагает образы ада в притчах. Христос взял образ «геенны огненной» от мусорной свалки, постоянно горевшей на окраине Иерусалима. Евангельский образ ада показан в притчах о Страшном суде, о богатом и Лазаре. Эти образы сохраняются неизменными в христианском сознании, словно не было воскресения, разрушившего ад. Ад по-прежнему наполнен физическими мучениями. В образах ада запечатлены безнадежность, огонь вечный и скрежет зубов. В притчах Христа изображен ад, каким он был прежде воскресения.
   
Как же быть с церковной традицией, опирающейся на Писание, что воскресение Христа упразднило ад? Восточное христианство поздней эпохи сохраняет средневековые представления до наших дней. Современное церковное представление об аде передает огромная икона в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря, изображающая «древнего змия» и бесов в образе палачей, мучающих грешников. Этот образ распространен во многих храмах. Все осталось, как было у Данте. В разные периоды истории понимание ада меняется в связи с человеческой психологией, научной парадигмой, внешними условиями. Воскресение Христа из мертвых потрясло и разрушило ад. В пасхальном богослужении и древней иконографии выражена идея коренного изменения, мимо котороо проходит современное церковное сознание, словно воскресение Христа ничего не изменило, и ад сохраняет прежнюю силу.
   
Богословское понимание традиции меняется. Например, аскетизм в опыте преподобных первого тысячелетия имел восточную окраску «умерщвления плоти». Преподобный Симеон во втором тысячелетии открывает новое понимание аскетизма, как «обожения плоти», за что получил редкое имя «нового богослова». То же происходит с образом ада. Древнее понимание адских мучений сохранилось в классическом выражении: «мучимые в геенне поражаются бичом любви». Иконография разрушенных врат ада, песнопения о разрушении ада сошествием Христа, слова Златоуста о умерщвлении и низложении ада возвращают нас к древнему пониманию. Это не означает «все-спасения», осужденного пятым Вселенским собором. «Все-спасение» невозможно в силу человеческой свободы. Спасение, как жизнь в Боге, возможно для того, кто его хочет и ищет. Каждому оставлена свобода добровольно пребывать в аду. Отлучение от Бога переживается не как пространственное вместилище, а как состояние души, связанной невидимыми узами греха. Человеческая душа создана познавать Бога, любить и стремиться к единению с Ним. Грех разъединяет человека с Богом. Желание греха внушает диавол, чтобы отвратить человека от Бога и связать узами греха. «Хочу любить, хочу молиться, хочу я следовать добру», а диавол удерживает душу в рабстве.  Пребывая в грехе, человек добровольно поработился диаволу и признал его своим владыкой. Он не имеет сил сбросить узы рабства. «Если Сын освободит вас, воистину свободны будете»-говорит Христос иудеям. Сошествие Христа во ад разрушило насилие греха. Адские пленники получили свободу молиться, любить и стремиться к Богу. «Сокрушил вереи вечные» означает: разрушил власть темной силы над человеческими душами. От выбора зависит воспользоваться силой Христовой и освободить душу от страстей и вернуться к Богу. Силой Христовой человек может освободиться от власти диавола и уз греха. Христос освобождает души от насилия ада и возводит на небо уже за пределами земной жизни, вновь предоставив возможность осуществить свою свободу.
     
В фантастической повести Клайва Стиплза Льюиса (C.S. Lewis) «Расторжение брака» ад представляет «серый город». Там не тьма, а вечные сумерки и постоянно моросит дождь. Тоска и пустота, но не безнадежность, ибо туда регулярно приходит «голубой автобус», предлагая путь в Царство Божие каждому, кто захочет. Трудно изменить сознание пребывающих в сером городе. Даже решившиеся на путешествие в автобусе, возвращаются обратно. Этот образ ада оставляет возможность перемены. Человек не утрачивает свободу. Священное Писание умалчивает о возможности осуществить свою свободу за пределами земной жизни, оставляя спасение между страхом и надеждой.

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
8 май, 2013 09:00 (UTC)
Христос победил ад
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Христос победил ад» в контексте: [...] с воскрес! - воистину воскрес! - как там отец Павел? - сейчас служит! в На пасхальной Вечерне. [...]
livejournal
8 май, 2013 10:32 (UTC)
На пасхальной Вечерне.
Пользователь alex_kopein сослался на вашу запись в записи «На пасхальной Вечерне.» в контексте: [...] Оригинал взят у в На пасхальной Вечерне. [...]
pierre_le_petit
8 май, 2013 14:36 (UTC)
Грех и смерть - иллюзии
Как хорошо, что христиане такие разные, что для многих из них нет никакого греха, а есть неизбежные на длинном пути ошибки, которые всегда - пока есть ещё у нас время - можно исправить. Нет - и никогда не было - никакого ада, кроме того, круги которого мы проходим здесь, в каждом нашем воплощении.
Это значит, что никого Христос насильно спасти из этого ада, в котором мы живем, не может и не хочет. Но он может многим дать надежду на воскресение - не для жизни в этом аду, а для жизни в свете, для Вечной Жизни. А она возможна, и не за гробом, а именно здесь и сейчас - в нашей любви друг к другу, в любви к истине и к её Творцу. Эту Вечную Жизнь Христос нам и явил - своей жизнью. Это та жизнь, для которой нет смерти, нет ада, нет греха. Для этой жизни мы сотворены, для неё мы себя и спасаем - именно сами, идя путем Христа, творя его дела, живя его жизнью. В этих делах любви и рождается на земле то Царство Бога, о приходе которого на землю он мечтал, то Царство, ради которого он пожертвовал собой.

"Священное Писание умалчивает о возможности осуществить свою свободу за пределами земной жизни", - именно так. Христа интересовала только наша свобода здесь, в воплощении. Ведь только здесь мы и можем идти к свету, поскольку только здесь мы можем творить добро, то есть, творить абсолютно новую истину - там, где её до того не было. Только здесь мы можем бороться со злом. И, стало быть, только здесь - а не за гробом - для нас открыт этот путь славы, путь Христа.


Edited at 2013-05-08 14:38 (UTC)
adelgeim
9 май, 2013 05:52 (UTC)
Re: Грех и смерть - иллюзии
Иллюзии нельзя победить. Ими можно пренебречь. В чем же тогда дело Христа на земле? Грех и смерть пребывают.
"Сколько смерть не отрицай, она сама тебя отрицает. И точка"-говорил Тургеневский герой. "В каждом воплощении"? Но множественность воплощений отрицают воскресение из мертвых, вечную жизнь и выводят за грань христианских понятий, обоснованных Евангелием.
Строить модель бытия по своим понятиям Ваше право, но назвать её христианским мировоззрением нельзя, если она отрицает основные христианские догматы.
(без темы) - doroshick - 15 май, 2013 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 15 май, 2013 08:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 15 май, 2013 09:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 15 май, 2013 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 15 май, 2013 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 15 май, 2013 10:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 15 май, 2013 11:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 15 май, 2013 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 15 май, 2013 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 15 май, 2013 22:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 23 май, 2013 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 май, 2013 12:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 24 май, 2013 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 май, 2013 19:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pierre_le_petit - 24 май, 2013 19:39 (UTC) - Развернуть
doroshick
9 май, 2013 04:49 (UTC)
"Держи ум во аде, и не отчаивайся" (старец Силуан Афонский)
Александр Андреев
9 май, 2013 09:26 (UTC)
Я в смущении
Христос Воскресе!
С днем Победы, батюшка!
Твои слова о том, что "Священное Писание умалчивает о возможности осуществить свою свободу за пределами земной жизни, оставляя спасение между страхом и надеждой" меня ввели в смущение.
Вот Ев. от Луки (16:19-31) полностью опровергает их:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Прости, Христа ради.
adelgeim
9 май, 2013 13:29 (UTC)
Re: Я в смущении
"Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Слова притчи здесь говорят о неизменности судьбы человека за пределами земной жизни.
В церковной практике мы молимся упокоении умерших, о прощении им грехов. Молитва об умерших противоречит этому тексту. Церковное предание говорит, что по молитвам церкви очищаются грехи и может измениться судьба усопшего. Христос изводит из ада души усопших праведников. Это не моя фантазия, а церковное вероучение. Что же смущаться мыслью об изменении участи за пределами жизни? Адам и Ева на иконе протягивают руки ко Христу. Это выражение молитвы и свободы человека за пределами жизни. Противоречит ли церковное предание Евангелию?
Re: Я в смущении - adelgeim - 10 май, 2013 06:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: Я в смущении - adelgeim - 10 май, 2013 09:51 (UTC) - Развернуть
ahcalam
12 май, 2013 09:45 (UTC)
Re: Я в смущении
А не в том ли дело, что притча о положении дел за гробом рассказана до Воскресения Христова? А после всё поменялось, нет? Извините.
Re: Я в смущении - adelgeim - 12 май, 2013 12:38 (UTC) - Развернуть
Re: Я в смущении - ahcalam - 12 май, 2013 12:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 13 май, 2013 09:12 (UTC) - Развернуть
livejournal
10 май, 2013 15:58 (UTC)
Отец Павел Адельгейм: На пасхальной Вечерне
Пользователь n_nastusha сослался на вашу запись в записи «Отец Павел Адельгейм: На пасхальной Вечерне» в контексте: [...] пасхальная радость может не прийти... Но она приходит! Оригинал взят у в На пасхальной Вечерне. [...]
andsurkov
12 май, 2013 08:29 (UTC)
Не по теме. Часть 1-я.
Христос Воскресе!
Каково Ваше мнение по по поводу следующего текста из "Политических тезисов" Ивана Солоневича (http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/slnevch3.htm)? Могли бы Вы это прокомментировать?

"4. ПРАВОСЛАВИЕ

1. Православие является не только и не столько "религией большинства русского народа", сколько религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества.

2. Принцип свободы совести в той формулировке, в которой преподносит его миру западно-европейский либерализм, есть принцип лицемерный: Британская Империя не признает свободы для индусской секты тугов-душителей, как американская республика не признает свободы мормонского многоженства. Западно-европейский принцип свободы совести не имеет к России никакого отношения: в России и без этого принципа еретиков не сжигали, альбигойских войн не организовывали и не мешали каждому народу Империи исповедовать всякую общественно-приемлемую религию. Секта скопцов, разумеется, никак не может быть отнесена к общественно-приемлемым религиям.

3. Отстаивая православие как наиболее совершенную религию мира, как величайшее духовное сокровище, сбережение которого поручено русскому народу, Россия только в самых крайних и самых редких случаях посягала на свободу вероисповедания иноверцев. В большинстве случаев это делалось в целях самозащиты. Эти цели, цели национально-религиозной самозащиты, неизбежно встанут перед будущей Россией и перед ее будущим правящим слоем.

4. В периоды великих потрясений Московского Царства церковь неизменно стояла на страже национальных интересов России и всей своей нравственной мощью поддерживала власть в минуты ее слабости. Сословное разложение всего русского национального строя отозвалось и на состоянии церкви. Ее нравственный и государственный авторитет был принижен: сильная церковь не могла бы допустить рабовладельчества, порнократии и цареубийств. Правящему слою нужно было слабое православие.

5. Постепенно деградируя под синодским чиновничьим управлением, церковная организация дошла до полного бессилия, так исчерпывающе проявившегося в 1917 году. Не было нравственного авторитета, не было и авторитетных иерархов. Вместо патриарха были обер-прокуроры - до акушеров включительно, и вместо иерархов были юродствующие, карьерствующие или лакействующие чиновники духовного ведомства. Государство подорвало церковь - и в роковую годину церковь оказалась отсутствующей.

6. В настоящее время ни одна церковная юрисдикция не вправе претендовать на исключительное представительство православия. Ни зарубежные юрисдикции, наследники синодской традиции, по своей воле разорвавшие церковное единство, ни советские митрополиты, не по своей воле пребывающие в юрисдикции ОПТУ.
andsurkov
12 май, 2013 08:30 (UTC)
Не по теме. Часть 2-я.

7. Поэтому перед будущим правящим слоем России встанет настоятельная задача помощи православию - не считаясь с тем, пожелают ли этого или не пожелают отдельные иерархи.

8. Основные задачи возрождения православной церкви сводятся к следующему:

а) Восстановление российского патриарха - с выбором патриарха собором духовенства и мирян.

б) Подготовка и организация православного духовенства в тех формах, которые обеспечивали бы ему необходимый в современных условиях культурный и материальный уровень и вместе с этим достаточный авторитет в глазах своей паствы.

в) Организация православного прихода, как первичной религиозной ячейки, осуществляющей задачи религиозного воспитания и православной взаимопомощи.

г) Предоставление приходам права отвода недостойных пастырей и в то же время обеспечение низового духовенства от административного произвола высшей иерархии.

д) Восстановление монастырей исключительно в качестве рассадников религиозного подвижничества, но никак не в качестве торгово-промышленных предприятий.

е) Запрещение какой бы то ни было иноверной проповеди - при сохранении полной терпимости по отношению к уже существующим религиям.

9. Православие, и как национальная религия, и как основа национальной государственности, должно быть поддержано в годину его слабости. Мы не можем допустить удовольствия дальнейшего развала национального единства путем создания новых уний, новых молокан, новых живоцерковников или новых евлогиан. Между тем, уже и сейчас иезуитские организации, с одной стороны, и масонские организации - с другой, создают по всем пограничным пунктам России всякого рода "библейские", "трудовые христианские", униатские и прочие организации, которые при падении большевицкого барьера сразу хлынут в Россию со своими проповедниками, литературой, деньгами и планами. Тогда нам вместо того, чтобы как-то постепенно и с великим тщанием позаботиться о ликвидации раскола с одной стороны и унии с другой стороны, - придется иметь дело с десятками новых унии, новых расколов и новых сект, руководимых и поддерживаемых из заграницы, где, как известно, особо искренних друзей России и в заводе не имеется.

10. Наша организация, хотя и имеющая религиозные основы, но все же чисто политическая, не имеет права вмешиваться во внутренние религиозные дела церкви. Однако она обязана будет поставить перед церковью как перед организацией вопрос о перемещении центра тяжести с формально обрядовой стороны православия на религиозно-воспитательную - и с этой целью настаивать на реорганизации духовного образования и практической деятельности духовенства в народных массах."

Это писалось в 1941-м. Актуально-ли это сейчас? Благодарю заранее, если будет время и желание ответить.

Воистину Воскресе Христос!

adelgeim
15 май, 2013 02:46 (UTC)
Re: Не по теме. Часть 2-я.
Все эти вопросы актуальны. Многие поставлены верно, имеются спорные положение и совершенно неприемлемые. Вполне понятно, что церковная пзиция потребует коррекции, но это разговор, который требует отдельного исследования. Комментарии в ЖЖ для него недостаточны.
andsurkov
16 май, 2013 05:43 (UTC)
...спорные положение и совершенно неприемлемые...
Еще раз благодарю за ответ.
Если будет время, то напишите, пожалуйста, какие положения относятся к категории неприемлемых. Для меня было бы интересно это даже без обоснований и исследований - просто как мнение компетентного человека.
fi1618
13 май, 2013 05:52 (UTC)
Некоторые проблемы
"Христос сломал врата и вырвал столбы, на которых они держались." Не более чем образ акта проникновения Бога в Ад.
Меня вот что в этой истории смущает, ведь сатана знал, что Иисус Бог, следовательно он всемогущ и должен был хотя бы предположить, чем "захват" Адом Иисуса может кончится, но все же пошел на убийство. При этом, я предполагаю, что у сатаны способностей предвидения на несколько порядков болше чем у любого человека.
Второй момент, конечно, если говорить доступными образами про "врата ада", то происшедшее очевидно. Но, на самом деле, мы не знаем, что произошло, и насколько образ "врат ада", отражает, что там было на самом деле.
Неясно, насколько слом "врат ада" бесповоротен, т.е. любые ворота можно и восстановить, ну, и, "врата ада", если постараться.
Поэтому операции с образами, с трудом переносимы на потусторонний мир, об этом затруднении еще апостол Павел писал: 2Кор. 12:2-4 "Восхищен был до третьего неба. . .восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать".
Еще проблема, ад это пространственно временное понятие, либо, как у древних Греков, бог Аид, божественная личность управляющая царством мертвых либо и то и другое?
У Греков еще был Тартар, где томились бессмертные титаны и некоторые боги. Ну, образа личности тартара, мне не встречалось, поэтому можно считать, что тартар это пространственно временное понятие.
Ведь вопрос в том и состоит, что «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» Т.е. идет обращение к смерти и аду как к личностям. Невероятно подумать, что можно так обращаться к пространственно-временным понятиям и к фикциям. Если понимать смерть как процесс разлучения души и тела-то смерть фикция.
adelgeim
15 май, 2013 02:55 (UTC)
Re: Некоторые проблемы
Образы допускают множество толкований. Ад олицетворяет Сатана. Пространственный ад несовместим с духовным миром. Вообще, это неразработанное богословами вероучение, но имеет самое древнее основание в церковном предании. Сатана не знал о Богочеловечестве и в Евангелии есть свидетельства о том, как он пытается это понять, ищет обоснований, но сама идея в него не вмещается.
( 43 комментария — Оставить комментарий )