?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Христос воскресе! Евангельскими словами, которые мы только что прослушали, Господь Иисус Христос исповедует любовь Своего Небесного Отца ко всем нам: «так возлюбил Бог мир, что Сына Единородного дал, да всякий верующий в Него не погибнет, но наследует вечную жизнь. Бог не послал Сына Своего, чтобы судить мир, но спасти мир». Что означают слова «спасти мир»? Христос объясняет: «сколько раз я хотел собрать вас, как наседка собирает птенцов под свои крылья. Добрый пастырь Христос собирает словесных овец, чтобы привести на зелёные пажити к небесному Отцу в жизнь вечную.
     
Что значит «жизнь вечная»? Господь объясняет: «жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога и Его же послал Иисуса Христа». Познание Бога возможно, когда человек пребывает в Боге. Жизнь вечная –есть вечная полнота, вечное единение человека с Богом, пребывание в Нем. Бог призвал нас из небытия в бытие, чтобы мы никогда не лишились бытия. Нам дарована жизнь, и жизнь с избытком, жизнь не временная, а жизнь вечная.
     
А что значит смерть? Смерть - разделение человека на тело и душу. Смерть - это расплата за грех с которого началась человеческая история без Бога. Каждый сам расплачивается за свои грехи: «умерший оправдался от греха»- пишет апостол Павел. Тело умирает, в нем останавливаются жизненные процессы. Тело ложится в землю, истлевает и входит в круговорот природы, а дух возвращается к Богу, «иже и дал его». Бог дал человеку дух жизни, когда из земного праха сотворил его тело «и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Возникает вопрос: умирает душа вместе с телом, чтобы пробудиться в день воскресения? Или душа не умирает и продолжает жить вне тела? Жизнь тела пресекается очевидным образом и тело не живёт. А дух? Господь сказал при купине Моисею: «Я – Бог Авраама, Исаака, Иакова. Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у Бога все живы». Мы с вами различаем умерших от живых. Перед очами Божиими мы все предстоим живыми, а не мёртвыми. Церковное предание изначально признавало бессмертие души.
     
Дух человеческий жив, и , разлучаясь от тела, душа не умирает и не засыпает. Живы все силы нашей души: любовь, надежды, наша вера - это всё проявления души, жизнь которой продолжается после смерти тела. Потеряв тело, душа хранит надежду, что наступит час, «когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут». Господь восстановит истлевшее тело по образу, который душа призвана сохранить вплоть до грядущего дня, когда Господь восстановит преображенное в нетление тело каждого из нас. «Сеется в тление, восстаёт в нетление», - пишет апостол. Мы унаследуем вечную жизнь не только душою. Мы войдём в эту жизнь всей цельностью человеческой природы – с душой и телом - преображенным и нетленным. Смерть не имеет власти над ним. Это значит: от небытия Бог привёл нас в бытие навсегда.
       
Мы собрались сегодня почтить память усопших, отошедших в вечную жизнь. Они живы у Бога и наши молитвы взаимны. Мы молимся о них, и они молятся о нас перед престолом Божиим. Христиане и нехристиане - все одинаково помнят своих усопших, любовью хранят в своей памяти. Это человеческая потребность. Она не зависит от национальности или конфессии.
                         
Два чувства равно близки нам,
                         
В них сердце обретает пищу -
                         
Любовь к отеческим гробам,
                         
Любовь к родному пепелищу.
         
Отечество и Предки – корни связующие нас с землей. В дни памяти усопших верующие и неверующие люди вспоминают близких. Неверующие люди зажигают вечный огонь, и приносят цветы на могилы. Они помнят о близких, не имея надежды встретить их в вечности. Мы, христиане, знаем, что "Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у Бога все живы". Слово Божие живо и действенно. Мы надеемся войти в вечность и встретить в царстве Божием тех, о ком сегодня помним, кого любим, о ком молимся.
         
Завершая заупокойное богослужение, мы каждый раз просим: «во блаженном успении вечный покой подай Господи усопшим рабам Твоим и сотвори им вечную память». Мы молимся не о человеческой памяти, которая случайна и недолговечна. Такая помять не может иметь значения для усопших. Какое значение имеет тот факт, что мы о них помним или забыли? Это ничего не меняет в их духовном состоянии за пределами земной жизни. Их духовное состояние изменяет молитва Церкви. Нецерковные люди только помнят о своих близких, а христиане о них молятся.           Устами Богоматери, ангелов и святых, церковь просит Бога очистить грехи усопших и упокоить в Царстве Божием. Когда мы просим о вечной памяти, мы молимся не о памяти человеческой, а о памяти Божией. Вечна только память Божья. Как Бог из небытия приводит нас в бытие, так Он хранит наше бытие в Своей вечной памяти. Для нас память – только образы и воспоминание бывшего, а в памяти Божией живёт действительность бытия. Действительно существует только то, о чём помнит Бог. То, о чем Бог забыл, погрузилось в небытие. Поэтому мы обращаемся к Богу с постоянной молитвой, чтобы Господь не отверг нас в вечное забвение, но сохранил в Своей  памяти, и в урочный час восставил наше тело из тлена, соединил с нашим духом и ввёл в Своё вечное Царство и блаженную жизнь.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
15 май, 2013 20:06 (UTC)
Радоница (Пасхальное поминовение усопших).
Пользователь alex_kopein сослался на вашу запись в записи «Радоница (Пасхальное поминовение усопших).» в контексте: [...] Оригинал взят у в Радоница (Пасхальное поминовение усопших). [...]
livejournal
15 май, 2013 20:10 (UTC)
Радоница (Пасхальное поминовение усопших).
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Радоница (Пасхальное поминовение усопших).» в контексте: [...] Оригинал взят у в Радоница (Пасхальное поминовение усопших). [...]
vlnyj_obschnnk
16 май, 2013 04:46 (UTC)
Воистину Воскресе Христос!
fi1618
16 май, 2013 07:58 (UTC)
Нехороший вопрос повторяется
"А что значит смерть? Смерть - разделение человека на тело и душу."
Вот Вы и сами признаете, что смерть это процесс. В тоже время, есть восклицание Иоанна Златоуста: "Смерть! где твое жало?"
Данное выражение обращено к Смерти как личной субстанции, наделенной собственной волей. Как в русских народных сказках, на иконах рисуется изображение смерти, как скелета с косой (Например в Исаакиевском соборе СПБ), выражаются "Старуха с косой"--опять личная субстанция.
Между тем для рационального сознания, это существенное понятие. Непонятно, как примирить фантастические, не существующие образы смерти, с рациональным представлением о ней?
Начинаю думать, что эти изображения смерти от недомыслия. Но тогда за этим скрывается еще более фундаментальная проблема, чем понятие о смерти, все религии мира держатся на представлениях о посмертной участи человека. Но если ложны представления о самой смерти, то рассказы о посмертной участи человека, вообще не имеют отношения к действительности и тогда невольно приходишь к отрицанию религии, не отрицанию Бога, а к отрицанию конкретной религии, проповедующей фантастику.
adelgeim
16 май, 2013 11:39 (UTC)
Re: Нехороший вопрос повторяется
К сожалению, смерть- не фантастика, а очень печальная реальность, с которой каждый лично встретится в свое время. Это процесс завершения жизни, который олицетворяется в старухе с косой и в Азазелло, ангеле смерти и др.образах. О посмертной участи души существют учения и предположения, но Священное Писание дает очень скудные сведения. Поэтому строятся всякие теории, мистические сеансы, встречи с душами умерших и т.п. Церковная традиция четко указывает, что душа отделяется от тела, имеет бессмертие, вновь соединится с телом в воскресение мертвых и наследует вечную жизнь. Все остальное пытаются домыслить любопытные.
fi1618
16 май, 2013 12:47 (UTC)
Re: Нехороший вопрос углубляется
Просто, почему фантастические неимеющие отношения к реальности образы написаны на иконах, если смерть не обладает личными свойствами, а всего лишь процесс? Затем Иоанн Златоуст обращается к смерти как к личности?
Затем, все эти образные изречения, перетекают в церковное предание и преподносятся к истина в последней инстанции, на том основании, что Иоанн Златоуст канонизирован, и следовательно, все что он сказал непогрешимо, поскольку написано под диктовку третьего лица Святой Троицы. Потом из этого изречения начинается строительство ложных силлогизмов, (раз смерть личность, то это старуха с косой или скелет с косой, и все это изображается на иконах)с претензией на абсолютную истину и пошло поехало в "фентази"--сказках для детей изрядного возраста в виде церковного предания и иконографии, не имеющей отношения к действительности. Не оттуда ли (из этих сказок) выползает аспид в иконах страшного суда.
adelgeim
17 май, 2013 07:52 (UTC)
Re: Нехороший вопрос углубляется
Вы смешиваете церковное предание и народные верования, а также влияние этих верований, нередко языческих, на христианское сознание. Смерть-процесс и олицетвряется в
конкретных образах. И.Златоуст выражает в Пасхальной проповеди вероучение церкви. Вокруг могут возникать разные фантазии, но они учением церкви не являются.
Изображения ада, помещенные в храме говорят о его средневековых представлениях, как и у Данте, и вовсе не являются непогрешимыми.Их место в предании спорно.
fi1618
19 май, 2013 14:05 (UTC)
Re: Нехороший вопрос углубляется
"Смерть! где твое жало?"
Из данной цитаты следует, что смерь личность. И это просто так не отбросишь, таковы законы формальной логики. Однако если вы будете заявлять, что такой вывод не следует из данной цитаты. То по тем же законам формальной логики, получается вывод, что в данном высказывании неверно определен Предикат — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания является Смерть, и в данном высказывании она определена как личность. Т.е., высказывание ложно, следовательно, не все что говорят святые отцы—истина в последней инстанции.
Иными словами, как следствие общего истинного суждения:
Errare humnnum est. (Человеку свойственно ошибаться.)
Иоанн Златоуст человек.
Следовательно, мог ошибаться.
Если я не прав, то попробуйте опровергнуть меня с помощью формальной логики.
Приведу пример из учебника по логике. Из названия «Каспийское море», делают вывод, что «Каспийское море»--есть море, однако вывод противоречит определению моря, у которого всегда есть выход в океан, поэтому «Каспийское море»—всего лишь, озеро. Ошибка заключается в том, что термин «Каспийское море», как предикат является именем собственным, и нем не содержится никакого суждения, просто водоем так назвали.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )