?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

неделя 16 "О хананеянке"

Мф.15,21-28.
Сегодня Евангелие рассказывает об удивительной встрече Христа Спасителя с женщиной из Финикии. Она пришла просить об исцелении дочери, одержимой злой силой. Она шла и кричала: "Помилуй меня. Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется". Христос всегда отзывался неза¬медлительно на каждую нужду. Сейчас Он молчит. Слышит вопль о помощи и молчит, "Он не отвечал ей ни слова". Ученики в недоумении просят Его:
-Отпусти её, что она кричит нам вслед.
-Я послан только к погибшим овцам дома Израилева,- ответил Христос.В этот момент женщина приблизилась и сказала:
-Господи,помоги мне.
Жестко, как удар, прозвучал ответ:
-Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Женщина не отступилась, не обиделась и кротко возразила:
-Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола их господ.
И тогда Христос обернулся к ней всей силой милости:
-О женщина! велика вера твоя; пусть будет по желанию твоему.
И исцелилась дочь ее в тот час. Разум замирает в недоумении перед этим поединком. За что Христос возвеличил веру хананеянки ?
Она примечательна двумя достоинствами: смирением и неотступностью,
Мы часто называем себя грешниками, но не терпим, когда нас так на¬зовут другие. Наше смирение не выдерживает испытания. Смирение оказыва¬ется ложным. Смирение хананеянки было подлинным. Хананеянка сознавала своё недостоинство перед Богом и не утверждала за собой никаких прав. Она не претендовала на справедливость и не добивалась победы. Она хотела быть побеждена милостью Бога. Так некогда Пресвятая Дева свидетельствовала о своём духовном опыте: «призрел Бог на смирение рабы Своея" / Лк.1,48/.
Другое достоинство веры - неотступность. Без этого достоинства поединок веры не состоится. Вера - не пассивное чувство. Это активное взаимодействие Библия выражает в образе борьбы человека с Богом. Мы ропщем или бессильно опускаем руки, когда Бог медлит услышать. Хананеянка не отступила, не упала духом. Она продолжала взывать, потому что верила в милость Бога. Человек должен быть настойчив в своём предстоянии. Не дерзко ли навязывать Богу себя и свое общение?
-Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие достигают его, -отвечает Христос /Мф.11,12/. Неотступность молитвы имеет две крайности: атеистическое противление Богу и буддийское растворение в Абсолютном.
Атеист самоутверждается и дистанцируется от Бога. Он утверждается как замкнутое "Я" центр личного бытия, которому противостоит все "Другое" - Бог и космос - которые есть "не-Я". Для атеистического сознания между "Я" и "не-Я" нет мостов, они непроницаемы друг для друга, "Я" не может входить в жизнь "не-Я". Оно зацикливается на себе и остаётся замкнутой монадой. В атеистическом мировоззрении не преодолевается разделённость "Я" и "не-Я". Живой Бог подменяется идеей Бога.
В противоположность атеизму, буддийское растворение личности в Абсолютом снимает не только разделение между "Я" и "не-Я", но упразд¬няет личность. Бесконечное поглощает личность как каплю, упавшую в море. Нет разделения между "Я" и "не-Я", ибо Абсолютное поглощает всякое индивидуальное бытие.
Оба взгляда искажают христианский смысл молитвы, как предстояния Богу. В молитве сочетаются две стороны пребывания в Боге: божественныи огонь и человеческое горение. "Пребудьте во Мне, и Я в вас"/Ин.1) Человеческая личность входит в Божественную жизнь и пребывает в неслитном и нераздельном единении с Богом. Молитвенное пребывание в Боге от¬ражает способ соединения двух природ во Христе. Молитвенно соединяясь Богом, человеческая природа не сливается с божеством, но сохраняет полноту свойств личного бытия. Неотступность предстояния выражает библейский образ поединка между Иаковом и Богом:
"и остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари, и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня"./ Быт.32, 24—26 /.
Имя "Израиль" навсегда закрепило за Иаковом и всем потомством его славу богоборца: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь"(Быт. 32, 28 /. Неотступность молитвы оказывается способом духовного возрастания.
Так Ангел Ветхого Завета
искал соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
чтоб схваткой гимн на нём сыграть
Кого тот ангел победил,
тот правым, не гордясь собою,
выходит из такого боя
в сознанье и в расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждёт, чтоб высшее начало
его всё чаще побеждало,
чтобы расти ему в ответ.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
cthsqdjkr
18 окт, 2009 22:38 (UTC)
Послан к Израилю
Но это действительно так.Сын Божий был послан к Израилю,это Богоизбранный народ,и сей таинственный факт никто не отменял до сих пор.И лишь когда иудеи отвергли Спасителя,Его миссия стала всемирной.Но диалог с Хананеянкой происходил,когда ещё было надежда на то что "свои примут".А Хананеяне для Израильтян ясно дело псы
(Удалённый комментарий)
cthsqdjkr
19 окт, 2009 19:11 (UTC)
Re: Послан к Израилю
Кстати,как вы думаете,почему ВЗЯТЬ У ДЕТЕЙ ?Как будто чудеса лимитированы,и если дать хлеб одним,его не хватит для других.
Быть может,способность оценить благодать у израильского народа была,а у хананеян нет.В параллель можно привести слова о метании бисера перед свиньями.
cthsqdjkr
18 окт, 2009 22:41 (UTC)
Неотступность?
О.Павел,но смирение разбойника на кресте не было неотступным.Тем не менее он стал первым насельником Рая..
victor_a_k
19 окт, 2009 07:41 (UTC)
Только не в буддизме растворяется в абсолютном, а в индуизме, Готама он как бэ завершил виток и как раз ликвидировал и абсолют и я вместе - видимо крайняя степень агностицизма и атеизма, правда это логичное завршение индуизма, где все иллюзия кроме абсолюта...
masterwind
19 окт, 2009 09:55 (UTC)
Мне кажется, что нельзя упускать из внимания такую вещь, как любовь — жертвенную любовь хананеянки. Она настолько любит свое дитя, что слова Христа к ней, способные вне этой любви наступить на гордость, поколебать самолюбие и тщеславие, не принимаются ни умом, ни сердцем в таком качестве — любовь к дочери и вера в Господа всё покрывают. Именно этот синтез любви и веры.
(Удалённый комментарий)
masterwind
19 окт, 2009 14:02 (UTC)
а Он везде подчеркивал в таких случаях веру :))), причем, все случаи были разные по «фону». Тем не менее, нет случая, чтобы кто-то, обратился к Нему с верой, но безразличием к тому, о ком просит.
chivas_nikitas
19 окт, 2009 16:03 (UTC)
Спасибо. Такой проповеди мне не хватало последние дни.
vladl_ua
21 окт, 2009 14:10 (UTC)
Образ смирения.
Замечательная история!

Можно ли просить вас написать именно по этой теме? О смирении?
Обзор литературы, в принципе, вполне доступен пользователям интернета. А вот ваш личный, опытный взгляд - очень интересен.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner