?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Кто из вас хочет быть большим, да будет всем слуга. Кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом». Иерархическая высота далеко не всегда соответствует высоте духа и не делает человека святым. Святость достигается не ритуалом, а подвигом. Возведение в сан священника и епископа не ведет к святости. Сан открывает большие возможности для служения и подвига, священник и епископ ищут в принятии сана подвига и ответственности. «Кому много дано, с того больше спросится». Это дар, за которым многие тянутся с надеждой приобрести привилегии: власть и авторитет; высокое общественное положение и богатство. Те, кто гонится за привилегиями, не понимают, что променивают алмаз на мишуру.
     
Сан зовет к подвигу и ответственности. В 20-е годы прошлого века христиане принимали сан, понимая, что единственной наградой за их решимость будут лагеря и смерть. Чем выше сан, тем больше подвиг, требующий отказа не только от привилегий, но от себя самого: «кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и по Мне грядет». Кто променял свой дар на мишуру, несчастен, как ни зови его святейшим или высокопреосвященнейшим. Он действительно занимает высокое место в иерархии и все повинуются ему, но Бог может дать ему последнее место в Царстве Божием, если впустят туда. В том и беда, что многие думают, будто сан епископа сам по себе, без подвига самоотречения и любви приобщает к святости. Так думали иудеи, особенно ветхозаветные архиереи и вожди народа. Такое формальное понятие у многих христиан сохраняется в наши дни. Когда архимандрита Иоанн (Крестьянкина) спрашивали: «где искать старца?» Он отвечал: «стариков вокруг вижу много, а старцев среди них не нахожу». О монашествующих он говорил «Какие мы монахи! Мы-черные головешки».
        Так он свидетельствовал о форме, лишенной содержания. Можно облачаться в одежду святых и называться их именами, но если мы непричастны их подвигу, одежды, титулы и самый сан остаются пустыми, словно повешены на вешалку, а не человека. Форма без содержания пуста. Как чаша наполняется вином, так христианин должен быть исполнен Духом Святым. Если Дух Святой пребывает в нем, то его положение в Церкви всегда бесконечно значимо: будь то епископ или священник;  мирянин или монах. Ему принадлежит не формальное, а реальное первенство в Церкви Духа Святого. Каждому подается дар Святого Духа, как залог, который надо сохранить и приумножить собственным трудом и подвигом. Старшим становится тот, кто берет на себя ответственность за служение всем:  "Я посреди вас, как служащий.

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
antikob
23 июн, 2013 11:33 (UTC)
А как же 64 правило Трулльского собора? --

Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго.
adelgeim
23 июн, 2013 13:39 (UTC)
В чем Ваше несогласие? Разве моя мысль разрушает правило Собора? Или правило отрицает дары Святого Духа, подаваемые каждому христианину? Речь идет о том, что формальное положение не является признаком святости, и святыми могут в равной мере быть миряне и епископы. А правило запрещает посягать на дары, которыми тебя не наделил Святой Дух.
antikob
26 июн, 2013 21:34 (UTC)
Моё несогласие в том, что Вы нарушаете принцип иерархичности в Церкви.
(Удалённый комментарий)
antikob
29 июн, 2013 17:34 (UTC)
Re: Понятное дело, что Вы специалист
Ориген тоже страдал, и что из того?
adelgeim
27 июн, 2013 13:30 (UTC)
Вы нарушаете принцип иерархичности в Церкви.
Напишите конкретнее, в чем видите нарушение и как это следует из приведенного Вами правила.
antikob
29 июн, 2013 17:46 (UTC)
Re: Вы нарушаете принцип иерархичности в Церкви.
Я понимаю ситуацию так: в Церкви установлена иерархия, т.к. дары различны: кто-то пророк, кто-то апостол, кто-то учитель. И старший в Церкви тот, кому дана благодать учительства и церковной власти, т.е. всё, что подразумевает апостольское преемство. Это и подразумевает реальное первенство в Церкви Духа Святого.

Причём благодать священства эта не отнимается и не умаляется до прещения, независимо от количества спасительной благодати св.Духа у епископа. И поэтому как ни крути, а сан(чин) в земной Церкви всё-таки больше, чем личная святость.

Правило же закрепляет это соотношение.

Edited at 2013-06-29 17:49 (UTC)
adelgeim
30 июн, 2013 13:22 (UTC)
всё, что подразумевает апостольское преемство
Церковь сохраняется не только преемственностью. Кроме земных корней, осуществляющих историческую связь с апостолами необходимы небесные корни-святость Духа, действующего в церкви и жизнь сохраняющая соборность. Форма, которая не несет в себе подлинное содержание превращается в маску. Эту маску можно надеть на нецерковную структуру и выдавать ее за церковь. "Сохранили образ благочестия и отверглись его силы". Есть много обществ, сохранивших преемство: несторианские, монофизитские и др. Христос заповедал в церкви не бюрократическую власть, не власть насилия, а власть любви. Церковь нельзя свести к форме и обосновать одним признаком. Символ Веры не случайно оставляет нам четыре екклезиологических признака. Их следует хранить.
antikob
30 июн, 2013 17:44 (UTC)
Re: всё, что подразумевает апостольское преемство
Преемство сохраняется только у православных. Другие сообщества и их иерархии находятся под анафемой в силу их неправого вероисповедания.
adelgeim
30 июн, 2013 22:25 (UTC)
Re: всё, что подразумевает апостольское преемство
Никакой собор не анафематствовал католиков. Непрерывность их преемствоа никогда не оспаривалась.
Своим замечанием вы невольно подтвердили, что непрерывность апостольского преемства не гарантирует истинность исповедания.
antikob
2 июл, 2013 21:23 (UTC)
Re: всё, что подразумевает апостольское преемство
Собор и не обязан официально анафематствовать тех, кто уже анафематствован только тем, что внёс изменения в догматы, в частности, в Символ веры.

А непрерывность апостольства как раз и зависит от истинного исповедания.
cap_alexandr
23 июн, 2013 15:06 (UTC)
"... сия подобаше сотворити, и онехъ не оставляти." - сказал Господь и Бог наш Иисус Христос. Да, немножко по другому поводу... но и сюда приложимо.
drago_kun
23 июн, 2013 15:08 (UTC)
Спаси Господи, отче.
Ирина Сушкова
23 июн, 2013 19:26 (UTC)
Пятидесятница
Дорогой батюшка, с праздником! Спасибо Вам за такое замечательное послание на Пятидесятницу! Заглянешь к Вам в блог – и так светло становится на сердце! От того что можно пообщаться с Вами, хотя бы виртуально)), и еще потому что Вы пишете всегда о самом главном и нужном. Наверное, как и многие братья и сестры сегодня, я думала, как это – что у верующего во Христа «из чрева потекут реки воды живой»? И нашла у Вас ответ: «Как чаша наполняется вином, так христианин должен быть исполнен Духом Святым.» И Ваши слова о бесконечной значимости каждого человека, в котором пребывает Святой Дух, независимо от его сана и положения, тоже очень важны сейчас для нашей Церкви. Слава Богу, что есть такие верные служители Его, как Вы, причастные подвигу святых. Может быть, и мы, кому Господь дал узнать Вас, сумеем хотя бы немного научиться через Вас этому подвигу. Очень хочется, чтобы Дух Божий мог свободно дышать в нашей Церкви, чтобы она вся была пронизана Им и потому имела бы силу служить всем людям и вести их к Отцу через Христа, Господа нашего.
livejournal
24 июн, 2013 09:47 (UTC)
Иерархия и старшинство
Пользователь n_nastusha сослался на вашу запись в записи « Иерархия и старшинство» в контексте: [...] Оригинал взят у в Иерархия и старшинство. [...]
i_khizhnyak
24 июн, 2013 11:06 (UTC)
Спасибо за Ваши слова.
Сказать еще хочется, что, когда приходит Господь в Церковь, то возвещать Его истину начинают те камни из всей церковной пирамиды, которые ниже всех, даже более того: те, которых Церковь отвергает.
Как сказано:"Камень, который отвергли строители, тот самый стал во главу угла."

А Соборы..В них, по большей части, совсем другие люди участвовали.Были, конечно, и настоящие вестники, но решение принимало большинство, а большинство известно, каким путем склонно идти во все времена. "..потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими"

Спасибо Вам, брат Павел, за все, за Ваш узкий путь. Добрых и светлых всем ночей и дней.
adelgeim
24 июн, 2013 16:28 (UTC)
А Соборы..
Не могу согласиться с мнением о Соборах, поскольку начиная с апостольского собора, признаком истины в Церкви признается не мнение большинства, а соборность, определяемая свидетельством Духа Святого: "Угодно Духу Святому и нам" (Деян.15, 28), данного тем, кому Христос "отверз ум к пониманию Писаний" (Лк.24, 45). Это свидетельство выражает не правоту большинства, а церковную истину, которую вопреки большинству мог выразить один человек, если с ним пребывал Святой Дух.
i_khizhnyak
24 июн, 2013 17:16 (UTC)
Re: А Соборы..
А я знаю, что Вы не можете согласиться. И я согласен с Вами, что Дух Святой, безусловно, открывает ум к пониманию Писаний, только это происходит не со всеми, а с меньшинством собравшихся, так устроены люди. Иначе толпа не кричала бы:"Распни!". Простите меня, пожалуйста, за эти слова, только история соборных решений убеждает меня в истинности не общепринудительного мнения о святости Соборов и всех их решений, а слов Христа о выборе, принимаемом большинством. Что же, возможно, после следующего Собора это будет заметно большему числу верующих.
Еще раз прошу прощения, ничего, что я тут у Вас пишу без спроса? Вы извините, если что не так..
adelgeim
24 июн, 2013 21:44 (UTC)
Re: А Соборы..
В моем ЖЖ принимаются любые свидетельства, так что не смущайтесь. Следующего Собора не будет. После 17 г. Соборов вовсе не было. Святыми бывают собранные соборы, а не подобранные. Подобранные соборы выражают человеческую волю, исключая участие Святого Духа. Участники, как строители Вавилонской башни, ищут своих интересов во славу своему имени, а не Бога и в Его участии для своих решениий не нуждаются. Насчет "слов Христа о выборе" я не понял.
livejournal
24 июн, 2013 12:28 (UTC)
Святость достигается не ритуалом, а подвигом.
Пользователь lira_zira сослался на вашу запись в записи «Святость достигается не ритуалом, а подвигом.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Иерархия и старшинство. [...]
n_ermak
24 июн, 2013 22:52 (UTC)
Я долго не мог понять, почему христиане не защищали своих святых, не препятствовали причинению им мученической смерти.
А потом понял, что мученики и есть самые сильные духом из христиан, это они помогали и помогают всем нас остальным. Они и есть старшие в Доме Христовом.
Бывают даже столь сильные, что претерпевают преследования и мучения от христиан же, от своих.
Поразительный парадокс христианства.
adelgeim
25 июн, 2013 05:31 (UTC)
Церковь выросла на крови мучеников и оказалась силой, разрушившей железную власть Рима ненасильственным противостоянием. В периоды мученичества открывается нетленная красота Церкви- невесты Христовой. Мученические периоды всегда становились временем ее подлинной славы.
kapeton
25 июн, 2013 07:35 (UTC)
Отец Павел, будьте так добры, скажите мне несведующему, как разобрать кто одарён Духом Святым, а кто нет? Эдак каждый может заявить, дескать я обрёл Духа Святого, по сему вы должны внимать сугубо моему мнению. Чем по вашим словам и моему скромному опыту грешит часть архиреев.

И вопрос личного характера, если возможможно, как выбрать священника, по каким "параметрам" служения?

Спаси Боже.
adelgeim
27 июн, 2013 07:17 (UTC)
кто одарён Духом Святым
"Разве вы не знаете, что вы-храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас?" - спрашивает апостол Павел. Это замысел Божий, который следует знать. "Как пчел огоняет дым, так ангела - хранителя отгоняют наши грехи" - пишет преподобный. Это вилка, требующая подвига. Выбрать для себя духовного руководителя помогают сердце, разум, совесть и опытность. Стандартного решения в выборе духовника не может быть, ибо мы сами не стандартны. Архиереи не хуже и не лучше нас. Такие же грешники, подверженные всем страстям. В духовной жизни они подвергаются бОльшим опасностям "кому много дано...". Их жгучие страсти: власть, жадность, слава и самомнение. Потому вся церковь так усердно молится о них. Каждый священник и дьякон поминает их имена со всеми титулами десять раз в сутки непременно только за богослужением. А в течение дня вспоминает их чаще чем Бога, но без титулов и не всегда добрым словом. Слушает Бог наши молитвы, видит сколько сожаления, безразличия и как мало благодарности.
kapeton
27 июн, 2013 08:15 (UTC)
Re: кто одарён Духом Святым
Спасибо, уже в который раз вы помогаете устоять на ногах, а то вал грешных помыслов и нераскаянных грехов всё к земле гнёт, что спины не распрямить.
Дай Бог вам сил и здоровья, чтоб наставлять грешников на путь Истинный.
livejournal
26 июн, 2013 05:27 (UTC)
Иерархия и старшинство.
Пользователь mamuter31 сослался на вашу запись в записи « Иерархия и старшинство. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Иерархия и старшинство. [...]
solunanin
27 июн, 2013 04:44 (UTC)
Христос, в служении людям и ради их спасения,
жертвовал Собой!

Верю! Ибо отец-язычник тоже пожертвует собой ради спасения собственных детей.
"Верую во единаго Господа Иисуса Христа единосущна Отцу, Имже вся быша.Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес."
Вопрос. Служит ли жрец (от слова жертва) у Христова Алтаря Христу-Богу, или как прообраз Христа должен служить людям? И в этом служении обязан быть распинаемым "князьями мира сего",кесарЯми и синодо-синедрионами.
adelgeim
27 июн, 2013 07:52 (UTC)
Re: Христос, в служении людям и ради их спасения,
Ритуал заполняет жизнь священника на плюс-минус 70%.
Евангелие дает мало оснований говорить о ритуале в жизни Христа-Спасителя. Жизнь не бывает ритуальной. Ритуал служит повторению жизни. Наше богослужение - ритуал, повторяющий жизнь Христа. В заповедях Христос мало места уделяет ритуалу. Гораздо больше говорит об исполнении заповедей, заботе о ближних, как свидетельстве любви к Нему. Христос был Приносящим и Приносимым за наши грехи. Священник, приносящий бескровную жертву, тоже становится жертвой, приносимой архиерейскими руками, во славу его архиерейства. Любовь связывает священника с паствой и становится живой, если не ограничена пределами ритуала.
antikob
2 июл, 2013 23:55 (UTC)
Свт.Григорий Богослов:

Порядок и в Церквах распределил, чтоб одни были пасомые, а другие Пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными; кто составлял как бы главу, кто - ноги, кто - руки, кто - глаз, кто - иной из членов тела - для устройства и пользы целого, как низших, так и высших. И в телах члены не отделены друг от друга, но целое тело есть одно из различных частей сложенное; не у всех членов один образ действия, хотя и все одинаково имеют нужду друг в друге для дружного и взаимного действия. Так, глаз не ходит, но указывает путь; нога не смотрит, но переступает и переносит с одного места на другое; язык не приемлет звуков, ибо это дело слуха; ухо не говорит, потому что это дело языка; нос ощущает запахи; гортань различает вкус пищи (Иов.34:3), говорит Иов; рука есть орудие к тому, чтоб давать и принимать; а ум вождь всего: от него способность ощущать, и к нему возвращается всякое ощущение. То же и у нас - в общем теле Христовом. Ибо все составляем одно тело во Христе, а по единому Христу и один для другого члены (Рим.12:5). Один начальствует и председательствует, а другой водится и управляется; оба действуют неодинаково, если только начальствовать и быть подначальным - не одно и то же, но оба делаются одним во едином Христе, составляемые и слагаемые тем же Духом. И опять, какое расстояние между подчиненными, различающимися по образованию, упражнениям, возрасту! Какая разность между начальствующими! И духи пророческие послушны пророкам (1Кор.14:32). Не сомневайся в этом, потому что это говорит Павел. И иных, сказано, Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, Пастырями и учителями (1Кор.12:28); первых для истины, вторых для тени, третьих для соблюдения меры в пользовании и просвещении. И хотя Дух один, однако же дарования не равны, потому что не равны приемники Духа. Одному дается Духом слово мудрости и созерцания; иному же слово разума или откровения, иному твердая и несомненная вера, иному дары чудотворения, иному пророчество, иному дары исцелений, вспоможения, то есть покровительства, управления, то есть обучения плоти, разные языки, иному истолкование языков (1Кор.12:8-28), высшие и второстепенные дарования, по мере веры. Будем, братья, уважать и соблюдать этот порядок. Пусть один будет слух, другой - язык, иной - рука или что другое; пусть один учит, другой учится, а другой делает добро собственными руками, чтобы подать требующему и нуждающемуся. Пусть один начальствует и получает честь, а другой оправдывается своим служением. Учащий да учит благочинно, и пророки двое или трое пусть говорят, и то порознь, а один изъясняй (1Кор.14:27.29). Когда же другой получит откровение, тогда первый да уступит ему место. Учащийся да учится в повиновении, подающий да подает с добрым изволением, служащий да служит с усердием. Не все будем языком, всегда готовым, не все пророками, не все Апостолами, не все толкователями.
( 29 комментариев — Оставить комментарий )