?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свобода выбора или самоопределение есть мой личный выбор, включающий мою оценку. Выбор может противоречить моим интересам и в то же время быть осознанным и реализованным. Право включает не только свободный выбор, но и положительную оценку обществом, которое позволяет пользоваться этим правом. Это существенное различие между свободой и правом. Право, как социальная категория, ограничивает личную свободу. Право можно назвать ограниченной свободой. Право определяет общественную норму, в пределах которой может действовать личная свобода. Норма становится произведением общества, выражающим его требования. Отсюда начинаются различия в понимании ценности человека, значения общества, государства, религии и т.д.
Понятие «права» сочетает «свободу» и «ценность» выбора. Различие двух концепций "прав человека" предполагает разный акцент в их сочетании. Европейская концепция на первое место ставит свободу человека. Человек становится первичной ценностью, а его права - неотъемлемыми. Свобода являет образ Божий в человеческой природе и связывает с ним его достоинство: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой» (Гр.Нисский).
Религиозная концепция акцентирует общность или церковь, к которой принадлежит человек. Человек оказывается вторичной ценностью. Его свобода оказывается зависимой от нормы, определяющей его ценность в этой общности. «Свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставлена Богом на службу человеческому благу»1*. Норма возникает как результат истолкования священного текста и его раскрытие в традициях этой общности: «В основе онтологического достоинства личности образ Божий, ее высочайшая ценность, а достойная жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей»2*.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»(Быт.1,26-27).
Очевидно, что Священное Писание не разделяет «онтологическое достоинство личности» от «достойной жизни» как «образ» и «подобие». Такое различение является истолкованием текста. Нет сомнения, что человек должен жить достойно своего Создателя. Но осуществится это достоинство только в том случае, если самоопределение будет свободным. Если в этом самоопределении человек вынужден исходить из норм, определённых для него другими, акцент ставится на ценности выбора, и самоопределение становится вторичным. Определяя нормы, общество дарит большую или меньшую свободу своим членам, исходя из меры достоинства и ценности сделанного ими выбора: «Свобода выбора исчезает, когда выбор делается в пользу зла» 3*.

1* «Основы РПЦ о правах человека»
2* Там же.
3* Там же.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
skundel
5 дек, 2009 12:51 (UTC)
Знакомы ли Вы с книжкой Н.П.Аксакова "Духа не угашайте (1 Фес., 5:19", отче? Автор, богослов-историк и канонист, полемизирует в ней с не менее известным Львом Тихомировым, опубликовавшим накануне Поместного Собоа 17-18 гг. свои религиозные взгляды. Упоминаю об этой работе П.Н.Аксакова потому, что, как мне представляется, ваше видение Церкви очень созвучно, да и проблемы, которые волновали Николая Петровича почти сто лет назад, сегодня не утратили своей остроты, если не сказать больше.
adelgeim
5 дек, 2009 16:43 (UTC)
Знакомы ли Вы с книжкой Н.П.Аксакова "Духа не угашайте (1
К сожалению, Николая Петровича Аксакова я не читал.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner