?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Традиция западной церкви предполагает три образа пребывания в загробной жизни: рай, ад и чистилище между ними, через которое должен пройти человек, не созревший в земной жизни для Царства Божия. Это западное учение развивает идею о сверхдолжных заслугах святых, которое не принято в Православии. Восточная Церковь не содержит учения о сверхдолжных заслугах, однако, с 10 века оно просочилось в восточную традицию в связи с житием преп.Василия Нового (26 марта ст. ст.) и его ученицы Феодоры (30 декабря ст.ст.) Это доступное чтение, его можно найти в житиях святых за указанные месяцы и в "настольной книге для священнослужителей т2,МП 1978г
В православной церкви эта идея сделалось популярной в форме учения о мытарствах, описанных в житии преп.Феодоры. Как видно из жития преп. Феодоры, предание о мытарствах является содержанием сна, который видел и описал Григорий, ученик преп.Василия Нового. Это предание популярно в церковном народе, но не получило вероучительного статуса. В нём отчётливо сквозит идея Западной церкви "о сверхдолжных заслугах святых".
Преп. Василий дал ангелам ковчежец с своими собственными добродетелями, сказав при этом: "Когда хотите мытарства воздушные беспрепятственно миновать, выкупайте душу. Взяв из этого ковчежца, отдавайте лукавым и злым духам". На каждом из мытарств ангелы восполняли недостатки преп. Феодоры дарами святого Василия. Образы предания о мытарствах вошли в русскую иконографию. В Сретенском храме Псково-Печерского монастыря и во многих храмах имеется икона, натуралистически изображающая путь души через мытарства. Предание создаёт картину загробного бытия, отвечающую религиозному сознанию определённой эпохи. Каждой эпохе сопутствуют близкие ей образы. С изменением сознания меняются образы, наполняющие воображение. Но как бы не менялись образы, они отражают одну и ту же реальность, являющуюся в предчувствиях души. Позднее идея о сверхдолжных заслугах развилась в католическом предании и была скомпрометирована учением об индульгенциях. Православное переживание этого предания избежало западной крайности. Альтернативного учения в восточной традиции не возникло. О загробной жизни мы знаем очень мало. Священное Писание говорит о ней осторожно: "ныне убо видим, якоже зерцалом в гадании",- пишет апостол Павел. В современную эпоху можно оставаться верным традиционному воображению, тем более, что учение о мытарствах получило дальнейшее развитие с большими подробностями. Но никто не обязан связывать своё воображение этой традицией, поскольку о ней не было церковного вероопределения. Современному сознанию может быть более понятен и близок образ рая и ада, как он раскрывается у C.S. Lеwis в его замечательной книге "The Great Divoree"(в перев. с англ. Н. Трауберг "Расторжение брака" между небом и адом). Эта книга теперь доступна, можно её прочесть и самому решить какой из образов будущей жизни ближе твоему личному опыту.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
o_k_kravtsov
12 дек, 2009 01:08 (UTC)
одно уточнение, батюшка: теория чистилища католиками уже опровергнута - как в богословии, так и на "высшем уровне" - нынешним Папой. у них вообще много что поменялось, но у нас до сих пор об этом мало что известно, например, считается, что миряне там причащаются исключительно облатками, тогда как на самом деле они давно причащаются ИЗ ЧАШИ (а не с ложечки), что, как Вы знаете, соответствует практике ранней Церкви.

спасибо за этот пост. повсеместное представление о посмертной участи на основе сна некоего имярека и не находящее никаких оснований в Писании - что тут скажешь? увы нам, простым яко голуби, но не мудрым яко змии
alex_the_priest
13 дек, 2009 18:40 (UTC)
это когда они стали причащаться из чаши!? Кровью? что-то я такого не видел, может плохо смотрел?
o_k_kravtsov
13 дек, 2009 20:57 (UTC)
я это неоднократно видел на Св. Земле. И слышал, что это давно общая практика.
naficus
18 апр, 2013 22:51 (UTC)
Офф. По случаю бана в вашем журнале.
о.Константин, прошу прощения, за то, что спровоцировал Вас на резкие высказывания. И надеюсь, что они, не выражают вашего настоящего отношения, будучи всего лишь слишком эмоциональной реакцией.
o_k_kravtsov
18 апр, 2013 23:59 (UTC)
Re: Офф. По случаю бана в вашем журнале.
и Вы меня простите. погорячился.
хорошо, что написали. Христос посреди нас.
naficus
19 апр, 2013 06:29 (UTC)
Re: Офф. По случаю бана в вашем журнале.
И есть, и будет.
leo_sosnine
12 дек, 2009 09:48 (UTC)
Divorce вроде бы
hristina_l
12 дек, 2009 10:40 (UTC)
Я понимаю эту историю иначе.
Феодора сама не достигла добродетелей, но она преданно служила подвижнику, поэтому в его достижениях есть и ее доля.
triponaciy
12 дек, 2009 21:03 (UTC)
Теперь, когда у нас есть серьёзные научные исследования "теории и практики" сновидений ( один Фромм чего стоит!) , можно посмотреть на всю эту историю по другому, причём не отвергая её подлинность. То, что видела Феодора, не обязательно откровение от Бога, вполне возможно это плод её подсознания.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner