?

Log in

Previous Entry | Next Entry

"Сколько стоит человек"

На коломенской встрече 30 октября, посвящённой памяти репрессированных, мне подарили книгу Ефросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Это воспоминания, написанные с такими удивительными подробностями, которые сомнительно упомнить. Скорей всего, эти воспоминания, реконструированы из дневниковых записей. Автор подробно рассказывает историю собственной
судьбы и попутно касается судеб многих лиц, интернированных, а затем отправленных в тюрьмы и лагеря. Завершалась их судьба в Нарыме, на лесоповале, в шахтах и рудниках.
А.И.Солженицын приводит один день из жизни Ивана Денисыча. Керсновская рассказывает о многочисленных днях, каждый из которых наполнен человеческими страданиями. Она описывает детали, которые объясняют механизм уничтожения человека. Человек постоянно стоит перед выбором: сохранить достоинство или жизнь. Выбирая жизнь, погибает. Выбрав достоинство, может уцелеть. Страдают ни в чём неповинные мужчины, женщины и дети. Эти страдания ведут к смерти от голода и холода, от измождения непосильной работой, отсутствия элементарных средств охраны здоровья и труда. Становится страшно от сознания, что эти страдания не случайность, а злая человеческая воля, направленная на планомерное уничтожение людей. Это не халатность, не безразличие, а социальный заказ. Керсновская подробно раскрывает сущность дьявольского замысла кремлёвской нечести. Женщина прошла через все круги социалистического ада, сохранив своё человеческое достоинство. Это можно объяснить только как чудо: она не стремилась уцелеть, и тем спасла себе жизнь.
Книга состоит из последовательных рассказов объёмом в 2-3 странички, написана прекрасным языком и не позволяет впасть в уныние, несмотря на пронзительное содержание. Мне кажется, что это чтение не может не понравиться, всем рекомендую.

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
bojarinja
15 дек, 2009 21:56 (UTC)
Вы совершенно правы, о. Павел. Сохранились тетради Керсновской, они отсканированы и выложены на сайте, посвященном ее творчеству.
Книга потрясающей силы, личность автора вызывает просто огромное уважение.
Я присоединяюсь к Вашим рекомендациям.
sergeserov
15 дек, 2009 22:00 (UTC)
книжка с картинками?
adelgeim
16 дек, 2009 22:47 (UTC)
книжка с картинками?
Есть два варианта. Одно издание из шести небольших томов без иллюстраций. Другое издание- альбомное, со множеством рисунков автроа, выполненных с таким же мастерством, как и текст книги. К сожалению, я не приобрёл альбомный вариант.
sergeserov
17 дек, 2009 22:24 (UTC)
Re: книжка с картинками?
альбомов даже два. в том, что поновее и потолще, я делал дизайн полос. обложку и прочее "оформление" делать не дали и сделали очень плохо. но внутри все красиво. раз у вас с картинками нет, оба альбома с удовольствием подарю при случае.
adelgeim
17 дек, 2009 23:20 (UTC)
Re: книжка с картинками?
Благодарю Вас за такой ценный для меня подарок. Рад буду его получить.
sergeserov
17 дек, 2009 23:34 (UTC)
Re: книжка с картинками?
напишите serov@mega.ru как соберетесь в москву
rbng1
15 дек, 2009 22:05 (UTC)
Полтора месяца в интернете пробыла. Сделала очень печальные выводы: мало того, что праволсавные разбились на группировки и переругиваются, так еще многие из них приветливо относятся к Сталину, ругаю Солженицына очернителем РОдины и все такое.
Осмыслить это не получается. Может быть "на плаву" остались дети-внуки тех, кто сажал, да сам посажен не был?
Очень странно.
cthsqdjkr
16 дек, 2009 11:35 (UTC)
Православные переругиваются
Православные такие же люди как и все остальные.Система ценностей у них должна бы быть другая,но и это чаще всего не так.
Люди мира сего разбились на группы и переругиваются,и православные разбились на группы и переругиваются.Увы,другого глобуса у нас нет :)))
Будьте лучше,не ругайтесь и не примыкайте ни к каким группировкам :))
adelgeim
16 дек, 2009 22:56 (UTC)
остались дети-внуки тех, кто сажал,
Не удивительно. Те, кого расстреляли и уморили голодом, холодом и жестокостью, не оставили потомства. Это вырубленные поколения. Те, котроые сажали, сохранились сами и прнесли потомство. Оно более многочисленно и оправдывает своих отцов. Всё по Евангелию:"Вы созидаете гробницы пророкам, которых избили отцы ваши и сами о себе свидетельствете, что вы дети тех, которые избивали пророков".
zkuzko
16 дек, 2009 05:32 (UTC)
Есть фильм о Ефросинии Керсновской

http://www.getthebit.com/f/mg/adhaaaaambpoqpny/smc_evfrosiniya-kersnovskaya-zhitie.avi.html (внизу ссылка на бесплатное скачивание)
99natan99
16 дек, 2009 09:33 (UTC)
Хочу разобраться с книгой "200 лет вместе"
Во первых это не литература. Это экскурс в историю глазами русского чиновника, Царей и Императоров всея Руси. Заходи разберёмся
triponaciy
16 дек, 2009 23:26 (UTC)
Согласен, книга замечательная, вот уж что в школьную программу вводить!
Керсновская, в отличии от бесконечно уважаемых, Солжницына и Шаламова, утверждает , а не только обличает и свидетельствует. Это особый её дар - показать , что и в аду Бог сильнее.

Но, простите уж , с выражение "социалистический ад" меня несколько покоробило. Сталинизм имеет такое же отношение к социализму, как нынешние еп. суды к правосудию))))И в книге, кстати, есть момент, когда Фрося разделывает на собрании лагерного начальника цитатами из Маркса....
adelgeim
17 дек, 2009 23:42 (UTC)
выражение "социалистический ад" меня несколько покоро
Конечно, я имею в виду единственный известный мне "советский социализм", в котором нет ни свободы, ни единства. Вы совершенно правильно выразили его содержание словом "туфта".
belokrylaya
17 дек, 2009 18:38 (UTC)
Спасибо.
Есть еще книга подобных воспоминаний и опыта:
Милютина Т. П. "Люди моей жизни"
http://www.sakharov-museum.ru/asfcd/auth/auth_book1e4f.html?id=85432&aid=189
gala_atmashkina
19 дек, 2009 09:59 (UTC)
о Керсновской
Спасибо, отец Павел, за добрый отзыв о книге. На сайте, посвященному Е. Керсновской, http://www.gulag.su все ее тетради выложены. Но все же предположение о ведении в лагерях и сссылке дневниковых записей не совсем верное. Во-первых, у Е.А. Керсновской была прекрасная память. (Например, она беседовала с немецким фотографом-журналистом Бурхардом в 1990 году. В конце беседы он спросил, когда она последний раз говорила по-немецки. Оказалось, что в 1952 году. Она цитировала наизусть Шиллера в оригинале, которого учила еще в школе. Такую ей Бог дал память, и она не зарыла этот талант в землю, как и другие) Во-вторых, в тюрьмах точно, да и в лагерях во время войны не было ни бумаги ни возможностей писать. Даже письма на волю из тюрем, это делалось с риском. В некоторых лагерях письма раз в год, а в некоторых ("изменникам родины", т. е. бывш. военнопленным) - за это добавляли срок. Первая возможность что-то записать появилась у Керсновской только в Норильске, потому что в центральной больнице лагеря она была и сестрой, и медхудожником, и там была у нее была тетрадь и ручка. Но тетрадку (о своем побеге) у нее украла солагерница и передала в МГБ. Хорошо, что мгбэшник оказался не чужд любви к "беллетристике".
Главка "Черная тетрадь". http://www.gulag.su/copybook/index.php?eng=0&page=9&list=42
Она в лагере и затем в ссылке делала открытки-цветы, детские книжки и зарисовки закл. шахтеров. Остальное пришлось запоминать. Я редактировала книгу и сайт, поэтому знаю это точно. Также это подтверждает И.М. Чапковский, которому Керсновская доверила свое наследие для публикации.
adelgeim
22 дек, 2009 21:26 (UTC)
Re: о Керсновской
Благодарю Вас за информацию и сайт.Книжка доставила удовольствие не только мне. Образовалась целая очередь читателей. Все 6 книжек в ходу. Жаль, слава приходит чаще всего после смерти.
mdemm
24 дек, 2009 19:37 (UTC)
Изумление
Друзья-братчики из Преображенского братства "открыли" для себя книжку Керсновской несколько лет назад. Провели несколько публичных встреч-воспоминаний о ней и об этой книге, вызвавших немалый интерес, в Москве и др. городах (в том числе и ту, о которой упоминает о. Павел). И всё равно что-то удерживало меня от прочтения. Неубедительно звучали доводы? Ну и что, что человек всегда жил по правде, жил не по лжи - и выжил (в "самой справедливой стране" человечества)? Всякое бывает. Зверства репрессий и бессмыслицы советского режима? - так ведь сколько уже прочитано про это!.. Постсоветского человека уже ничем не удивишь. - Нет, оказывается, удивишь.
Дочитываю первый томик (из шести), но уже хочется сделать некоторые выводы. Потому что даже небольшая часть, мне кажется, равномощна всей книге целиком. Это, конечно, не значит, что достаточно прочитать лишь какой-то необходимый отрывок, чтобы "быть в курсе". Как верно заметил один из ответивших о. Павлу, эту книгу надо ввести в школьную программу. Поддерживаю обеими руками. Потому что эта книга - о подлинном патриотизме. О патриотизме, который для нас едва представим даже, как говорится, "интеллигибельно". "Для нас" - адресую к себе и своему поколению, но и вообще ко всем поколениям советских людей, не знавших лично, не имевших опыт общения с людьми из "другого мира". А Керсновская - человек как раз из этого "другом мире", укоренный в нём. Патриотизм предполагает знание родины такой, какой она могла бы быть; сейчас же осознание родины - то, что она "сволочь и доверчива" (и это правда). А мы тотально не знаем, не можем представить себе "другого мира", кроме советского - ту, старую Россию, которая, по яркому слову одного современного проповедника, столкнулась, как "Титаник", с глыбой мирового зла и, получив зияющую смертельную пробоину, погрузилась в пучину тяжёлых тёмных вод. Это не значит, конечно, что былая Россия - идеальна, совершенно "без пятна и порока". В истории всегда хватало безобразий, зла и греха, в том числе в истории российской. Но то, что стало происходить на "одной шестой" в ХХ веке, не вмещается в общечеловеческие этические нормы, просто в нормы понятий добра и зла. Именно это свидетельство Керсновской, по-моему, самое сильное. Потому что она как раз человек тотально, целиком из "другого мира" (раньше говорили - "из другого теста"). При виде мутаций, которым подверглись (уже в первом поколении, в конце 30-х гг.!) советские люди, у неё не возникает диссидентского пафоса или ярости антикоммунизма. Единственная её реакция, как человека в полном смысле слова нормального, - это изумление. И через сопричастность к этому её изумлению удаётся немного прикоснуться душой к опыту "другого мира", с которым в обычном случае нет никаких связей - кроме, как остаётся надеяться, причастности к единой человеческой семье (но не был ли, к несчастью, слишком прав одиозный и мрачный советский идеолог тов. Суслов, когда провозгласил генетические опыты советской власти по выводу новой породы человека осуществившимися?). При чтении, например, рассказа про обильный урожай, свезённый запуганными бессарабцами по требованию новой власти, - и бесчеловечно брошенный под дождём и гниющий - к горлу подступили глухие рыдания. Отчего вдруг такая сентиментальная напасть? Неужели мало довелось видеть в жизни таких же примеров бессмысленно брошенного и гниющего? Мы же все выросли на такой земле, которая как безбрежная свалка, океан-помойка, омывающий тощие островки окультуренного пространства. И привыкли уже, кажется, ничему не удивляться. Да и в конце концов, уместно ли вообще горевать о такой чепухе, когда "миллионы убиты задёшево"? Изумление Керсновской производит какую-то гигиеническую по отношению к душе процедуру. Снимает вот эту коросту привычности к "здешнему миру". Её книга - сильнейшее обличение преступлений советского режима. Именно из-за полного отсутствия "праведного гнева", страстного желания во что бы то ни стало воздать за зло, не останавливаясь перед выбором средств. К сожалению, от этого страстного пафоса не были свободны некоторые по-человечески выдающиеся обличители советского строя. Потому, быть может, Софья Власьевна выдержала удары и продолжает - хрипло, с одышкой, но дышать (и в том числе и в нас)?..
( 18 комментариев — Оставить комментарий )