?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В дни памяти святителя Николая храмы бывают полны народом. Святая Церковь благоговейно чтит святителя. Вчера за Всенощным бдением, начиная его прославление, Церковь как бы в недоумении вопрошала: «Какими похвальными венцами ублажим святителя и чудотворца Николая»?
Чем заслужил святитель эту славу? Он не управлял государствами,
не одерживал блестящих побед в сражениях, не писал книг.
И все же имя ему «Николай». Это слово в переводе с греческого означает: «Победитель народов». Неужели только за имя мы чтим святителя? Нет, братие, Церковь свидетельствует: «По имени твоему тако и житие твое».
На некоторых иконах святитель изображен с мечом в руках. Какую же победу одержал святитель? Он одержал две великие победы: первую - падшую человеческую природу он преобразил подвигом, Духу Святому содействующее. Второй победой, которую одержал святитель Николай, не может похвалиться ни один полководец.
Он привлёк ко Христу и покорил Ему души человеческие. Полководцы завоевывали страны, а святитель – человеческие сердца. «Да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но желающий похвалиться, да хвалится тем, что разумеет и знает Господа».
Миллионы людей поклоняются святителю Николаю, целуют его иконы, возжигают пред ними свечи, воскуряют фимиам, с благодарностью носят его имя. Что было имя Николай, пока святитель не прославил имя своим житием? Теперь это имя запечатлено благодатным образом святителя Николая.
В православной Церкви есть чудный обычай называть детей именами святых. Еще до крещения приносят младенца в храм и читается «молитва о наречении имени». Как печатью, священник запечатлевает младенца именем святого. Имя связано с сущностью того, кто его носит. Святые отзываются на свои имена, которые мы призываем в молитве. Вместе с именем святого обретает человек небесного покровителя.
Мы редко думаем о тех, чье имя носим. Многие не знают, что означает их имя, не знают житие своего святого. А святые помнят обо всех, порученных их попечению Богом. Вместе с ангелом-хранителем они предстоят Престолу Божию и ходатайствуют о нас. Святые молят Бога о помощи и содействуют нам в земных делах. Они ограждают нас от бед и напастей, и молятся о спасении наших душ.

Comments

( 31 комментарий — Оставить комментарий )
nikolay12
19 дек, 2009 08:08 (UTC)
Вы забыли еще про третью победу моего небесного покровителя (и наверное самую главную): на I Вселенском Соборе он в ухо дал главному еретику Арию и тем самым нам, всем христианам, заповедовал ненавидеть еретиков.
zwm
19 дек, 2009 09:32 (UTC)
Совсем не факт, что свт. Николай Арию в ухо непременно с ненавистью дал. Думаю даже, что с любовью.
А если не с ненавистью, то почему же нам заповедал еретиков ненавидеть?
nikolay12
19 дек, 2009 12:04 (UTC)
Если вы знаете, первоначально епископы осудили св. Николая за этот поступок и даже подвергли прещению. Ну, а как можно бить в ухо с любовью, я не понимаю, - сам-то не сторонник физических наказаний, когда через задницу пытаются выразить свою любовь и заботу о ребенке.
Да и другие святые тоже еретиков не жаловали. Вот св. Иоанн Кронштадский даже молился, чтобы Лев Толстой побыстрее умер. Дело-то в том, что в Евангелии сказано о любви к ближнему и своим врагам. А еретики - враги Христа, их нужно ненавидеть или по крайней мере гнушаться их по совету св. Филарет. "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша".
zwm
19 дек, 2009 19:43 (UTC)
Ну, хотя бы не ненавидеть:))
Грехи ненавидеть - это да, наша прямая обязанность и цель, к которой надо стремиться. Чтобы грешить и не хотелось.
А грешников, даже и еретиков, вроде и незачем.
theodorich
19 дек, 2009 14:15 (UTC)
Есть мнение церковных историков, что святителя Николая не было на том знаменитом соборе, так как имя его не значится в списках участников. Возможно это благочестивая легенда.
nikolay12
20 дек, 2009 10:05 (UTC)
Всегда есть какое-то мнение. Есть мнение, что и Христа не было, а всего лишь благочестивая легенда. Здесь вопрос веры, а не мнений. Если Церковь утверждает, что св. Николай заушил нечестивого Ария, то для верующих это и есть истина. Я думаю Бог за то и возлюбил св. Николая и прославил его множеством чудес, что он в тот переломный момент не побоялся совершить столь дерзкий поступок, казалось не подобающий христианину. Воистину, это была рука Бога, а не кроткого св. Николая.
theodorich
20 дек, 2009 15:30 (UTC)
Жития не являются церковным утверждением. Общецерковными утверждениями следует считать догматы и правила Вселенских соборов. Местный характер носят постановления поместных соборов и обязательны для поместной Церкви. Жития это, как Вы правильно заметили, вопрос веры, и не носят обязательный, "истинный" характер. Я специально заметил, что историки церковные, они по крайней мере, не утверждали, что Христа не было. Нереальность существования Христа сейчас уже практически никем из светских историков не утверждается. Кстати, поступок для тех времен не был уж таким дерзким. Выяснения правильности богопочитания с помощью силы были весьма распостраненным явлением в эпоху тринитарных споров, да и не только в эту эпоху.
nikolay12
20 дек, 2009 17:13 (UTC)
Жития являются частью Священного Предания, которое как правильно написано "один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием".

"Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые Кафолической Церковью, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви".
Википедия статья "Священное Предание".

А насчет реальности Иисуса Христа побеседуйте с атеистами и они вам объяснят, что это все сказки.
theodorich
21 дек, 2009 00:09 (UTC)
Жития могут являтся источником Предания, но Преданием сами по себе не являются, тем более истиной в последней истанции. Иначе Димитрий Ростовский ни за что не взялся бы их редактировать.
nikolay12
21 дек, 2009 04:35 (UTC)
Редактировать-то можно, вопрос только в том, примет ли эту редакцию Святая Церковь? Мы же в Церковь еще верим. Помните Символ веры?
theodorich
21 дек, 2009 19:49 (UTC)
Ну вот, круг и замкнулся. Коль редактировать жития можно, значит и читать церковную историю можно. За более чем сотню лет, Святая Церковь не только не запрещала, а наоборот благослоавляла издание книг по церковной истории и сейчас активно использует в качестве основной литературы в курсах церковной истории в своих вузах.
nikolay12
22 дек, 2009 05:10 (UTC)
А я разве говорил, что читать нельзя? Речь-то идет о том кому верить.
Но вы так и не ответили на нижепоставленный вопрос про пророка Иону в чреве кита.
theodorich
22 дек, 2009 23:56 (UTC)
Ну что вы, так волнуетесь. Ничего удивительного и антинаучного нет в том чтобы пребывать во чреве кита. Это уже давно учеными доказано и в центральной газете напечатано. Давеча один мой друг рассказывал, как он отдыхая в Крыму, плавал себе потихоньку, а потом вдруг все потемнело, что-то его схватило. Очнулся уже на берегу. Он в полной уверенности, что его проглотил кит а потом выплюнул. Сейчас он вполне здоров и звал меня в гости на святки.
nikolay12
23 дек, 2009 09:40 (UTC)
А я разве сказал, что это антинаучно? Всего лишь хотел узнать ваше мнение. Вот вы тест теперь прошли. Наверное и в шестиднев верите?
theodorich
23 дек, 2009 22:59 (UTC)
Мне куда зачетку приносить?
adelgeim
22 дек, 2009 06:33 (UTC)
Жития являются частью Священного Предания,
Нехорошо так самоуверенно писать чепуху. Вы путаете Священное Предание с церковным преданием, и дальше всё освящается ложным светом
nikolay12
22 дек, 2009 16:36 (UTC)
Re: Жития являются частью Священного Предания,
"церковное предание" это Предание святой Церкви и потому оно священно.
Это что в лоб, что по лбу.
adelgeim
25 дек, 2009 20:54 (UTC)
Re: Жития являются частью Священного Предания,
Если Вы не хотите различать Священное Предание от церковного предания, разговор уходит с церковной проблематики в абстракцию и теряет конкретный смысл. Познакомьтесь с общепринятыми богословскими понятиями, почитайте катехизис, и поймёте принципиальное различие этих терминов.
nikolay12
26 дек, 2009 13:27 (UTC)
Re: Жития являются частью Священного Предания,
В катехизисе св. Филарета (Дроздова) упоминаний о "церковном предании" не нашел, хотя и искал вполне современным способом, сканируя текст на слово "предание", так что вряд ли мог пропустить.
По прежнему продолжаю утверждать, что история про заушение Ария
св. Николаем является частью Священного Предания.
adelgeim
27 дек, 2009 13:02 (UTC)
упоминаний о "церковном предании" не нашёл
Жаль, что не сумели найти. "Церковное предание" - один из элементарных богословских терминов. Может быть стоило поискать обычным, а не "вполне современным способом сканируя". Откройте Катехизис и в первом разделе поглядите. Для того, чтобы корректно спорить о богословских терминах, надо выяснить как их принято понимать в традиционном школьном богословии.
Утверждать, что история про Ария является частью Священного Предания, Вы можете. Утверждать можно любой абсурд. Но любой грамотный человек ответит, что Вы несёте чепуху. И будет совершенно прав.
nikolay12
27 дек, 2009 15:48 (UTC)
Re: упоминаний о "церковном предании" не нашёл
Да там и первого раздела нет, можете сами убедиться:
http://www.krotov.info/libr_min/f/drozdov1.html

Священное Предание донесло до нас не только эпизод с его заушеним св. Николаем Ария, но и последующую историю с лишением св. Николая сана и последующем его чудесной реабилитацией. Посмотрите на икону:
http://days.pravoslavie.ru/Images/ii1635&2880.htm
на ней изображен Спаситель, передающий Евангелие и Матерь Божия, возвращающая св. Николаю омофор, снятый отцами Первого Вселенского Собора. По Священному Преданию именно такой сон видели отцы Вселенского Собора, что и побудило их реабилитировать св. Николая.
Если это не Предание, то что?
theodorich
30 дек, 2009 06:57 (UTC)
Re: упоминаний о "церковном предании" не нашёл
помимо катехизиса еще необходима книжка "Как пользоваться сетью интернет" из серии Complete Idiot's Guide
nikolay12
30 дек, 2009 19:47 (UTC)
Re: упоминаний о "церковном предании" не нашёл
Лучше бы какой-нибудь умный довод и ссылку привели. Учат вас бесплатно, понимаешь, за мой счет, дармоеды, двоечники.
adelgeim
31 дек, 2009 12:35 (UTC)
Re: упоминаний о "церковном предании" не нашёл
Дорогой Николай 12, Вы просите объяснить термин "церковное предание".
Выполняю вкратце Вашу просьбу. В учебниках богословия, например у прот.Н.Малиновского, митр.Макария, у Светлова и мн. др. есть раздел "источники христианского вероучения". Там "естественное Откровение" различается от "сверхъестественного Откровения". Последнее различает "Священное Предание" и "Священное Писание". Священное Писание имеет чёткий канон, включающий 50 книг Ветхого Завета (с неканоническими) и 27 Нового завета. Книги написаны приблиз. с 1600г. по 300г (до Р.Х.) и в 1-2 веке (по Р.Х.). Такую же датировку имеет "Священное Предание": от Адама по 2-ой век от Р.Х. Со второго века начинается "церковное предание", которое не рассматривается Церковью как "Божественное Откровение" и пишется с маленькой буквы. Смешивать "Священное Предание" с "церковным преданием" также недопустимо, как Новозаветные книги с апокрифами, иногда очень благочестивыми. Принципиальная разница в том, что апокрифы и "церковное предание" не являются источниками "Божественного Откровения". В понятие "церковного предания" входят догматы, каноны, святоотеческие творения - духовный опыт Церкви. Никогда он не рассматривался как "Божественное Откровение", хотя церковь не сомневалась в соучастии и содействии Святого Духа творчеству человеческой мысли и молитвы в возникновении этого опыта. В "церковное предание" входит житийная литература, обряды, традиции и прочее. Всё это подлежит церковной рецепции, как человеческое творчество, иногда "содействующу Духу Святому", а иногда нет. Поэтому нельзя произвольно смешивать эти термины, чтобы не придать некоторым событиям такой богословский смысл, которого они не могут иметь. Как пишет ап. Павел "вся благообразно и по чину да бывают".
nikolay12
31 дек, 2009 13:48 (UTC)
Re: упоминаний о "церковном предании" не нашёл
Дорогой Павел Анатольевич, к сожалению, перед новым годом вынужден вас огорчить - вы не правы, вернее ваш взгляд не соответствует православной точке зрения на понятие "Священное Предание, что есть одно и то же, что и термин "Церковное Предание", а скорее является протестантским. Сам я человек малограмотный - простой инженер, и понимаю все сначала интуитивно, а потом уже ищу подтверждение своих догадок у просвещенных людей. Потому и сейчас не буду вас утруждать своими собственными рассуждениями а просто дам ссылку на вполне официальный сайт Православие.ру, где вполне ученый муж, иеромонах Иов (Гумеров), очень подробно отвечает на заданный кем-то вопрос:
"Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему?
http://www.pravoslavie.ru/answers/6811.htm
Просто щелкните по ссылке и вспе должно открыться вам.
adelgeim
31 дек, 2009 19:07 (UTC)
термин "Церковное Предание" скорее является протестан
Во-первых, протестантов нет понятия "церковного предания". Во-вторых, Ваше сообщение меня не огорчило. Учёный муж иером. Иов не ставит задачу различить "Священное Предание " от "церковного предания". О.Иов говорит о православной вере в Предание, возражает против протестантского отрицания всякого предания и обращает Ваше внимание к существенной проблеме. Цитирую его текст: "Принципиальным является вопрос о границах Предания, ибо не все во внутренней жизни Церкви мы должны рассматривать как Предание". Это и есть тема нашего разговора о границах, которые я провёл между двумя разными Преданиями - "Священным" и "церковным". О. Иов не определяет объём Священного Предания и не указывает принцип для определения его границ. Поэтому сам он выходит за пределы Священного Предания, смешивая с "церковным преданием". Нечёткость мысли приводит его к серьёзной богословской ошибке. Он относит к источнику Божественного Откровения то, что не может ему принадлежать по определению: "Предание скристаллизовалось в древних Литургиях, восходящих к апостолам, Символах веры древнейших поместных церквей (Иерусалимской, Антиохийской и др.), в Правилах апостольских, деяниях Вселенских и Поместных соборов, древнейших мученических актах, в которых записано исповедание христианской веры, в творениях святых отцов, в которых они изъясняли символы веры и излагали церковное учение, в древней практике Церкви (священные времена, обряды и т.д.). Православная Церковь стремится бережно хранить апостольское наследие" - у него получается несообразность. Наверное, Вы и сами понимаете, что ни "Литургии, ни мученические акты, ни апостольские правила, ни творения святых отцов" не могут быть "апостольским наследием" в прямом смысле слова, а только в переносном. Вы ищете в официозе авторитетную поддержку своего мнения. Для Вас важно не "что" сказано, а "кто" сказал. Апостол Павел решает этот вопрос наоборот: "Некто негде засвидетельствовал". Для апостола важнее не "кто" сказал, и даже не "где" сказал, а "что" сказано. Православному христианину следует ориентироваться на твёрдый источник апостольского слова.
nikolay12
22 дек, 2009 16:41 (UTC)
Re: Жития являются частью Священного Предания,
Павел Анатольевич, а может вы осмелитесь ответить на вопрос: верите ли вы, что пророк Иона был три дня в чреве кита и остался живым, или понимаете это как аллегорию?
adelgeim
25 дек, 2009 21:29 (UTC)
Пророк Иона
Вера в Бога предполагает веру в Его Откровение и в Его действие в материальном мире, которое называется "чудом". Библия описывает множество чудес, понять которые мы не умеем. Не только об "Ионе во чреве китове". Ещё более непонятно: "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла" (Нав.10,12-13). Непонятен механизм чуда: умножение хлебов, хождение по водам. Непонятно чудо воскресения и прохождение сквозь затворённые двери. Мы не умеем объяснить любое чудо, даже такое, механизм которого поддаётся объяснению. Оно тоже оставляет вопросы. Вера в любое чудо предполагает не способность его объяснить, а доверие Богу. В основе доверия свидетельству лежит доверие свидетелю. Если я доверяю Богу, доверяю Его Откровению, значит доверяю Его свидетельству, независимо от того, понятен ли мне механизм чуда.
nikolay12
20 дек, 2009 18:05 (UTC)
И еще вам вопросик (на засыпку): вы верите, что пророк Иоона три дня был во чреве китовом и остался живым.
venceslav
19 дек, 2009 17:26 (UTC)
Ах, отче, все же я нахожу Ваши тексты несколько соблазнительными для умов нестойких. Вот вслед за Вами отче Филипп Парфенов ищет своих прав, Пан900 бесчинствует, сомневаясь в словах Христа "и врата адовы не одолеют ее". Этим духовным детям нужно молоко, когда Вы пытаетесь кормить их твердой пищей, ничего кроме расстройства желудка ожидать не приходится.
aleleo_aleley
19 дек, 2009 20:53 (UTC)
А вот и новая елочка к Рождеству - Светоносная.
( 31 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner