?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эту фразу святителя Киприана Карфагенского цитируют до половины, искажая смысл текста. Осознанно или нет, текст обрывают словами «Церковь в епископе», и исповедуют этот обрывок в качестве предания Церкви, определяя положение и власть епископа за богослужением и в быту. Епископ отождествляется с церковной полнотой, его желания выражают волю Церкви. Учение и проповедь епископа выражают догматическое, литургическое, нравственное и каноническое самосознание Церкви. Вера и молитва епископа определяют религиозный опыт Церкви. Возникает ложное учение о безошибочности суждений, решений и опыта епархиального епископа на всякое время по любому поводу. «И моё мнение я уже не считаю только своим, а мнением епархии» - говорит епископ, необоснованно выдавая своё личное мнение за сознание местной Церкви.1* Этими словами епископ выражает суеверную традицию видеть в любом архиерейском мнении правило веры. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Тропарь описывает идеальный образ пастыря, осуществлённый свят. Николаем, которого Церковь прославила по смерти, сохраняя благодарную память о его любви и милости. Тропарь обосновывает святость его личным подвигом, через который святитель стяжал добродетели и славу истинного пастыря. Этот образ не зациклен на себе самом. Он обращён к Богу и пастве, для которой служит заступником и молитвенником: «Я посреди вас яко служай» 2*. Искажая мысль святителя Киприана, епископ отождествляет себя с Церковью, понуждая клир и мирян принять его самообожение не в качестве плода личного подвига, а как следствие хиротонии. Утверждая собственную самодостаточность в Церкви, епископ вытесняет клир и мирян в экклезиологическую пустоту. Потеряв своё каноническое место в церкви, они освобождают его для «Единственного» - необходимого и достаточного.
Искажение мысли свят. Киприана доводит до логического предела издержки клерикальной екклезиологии, очерчивающей границы Церкви пределами епископата. В действительности слова свят. Киприана означают, что епископ олицетворяет единство Церкви, неслитно и нераздельно пребывая с ней и в ней, однако не исчерпывает её полноту собственной персоной ни в мистической, ни в эмпирической реальности, поскольку сам вовсе не существует вне церковной общины, но только внутри неё. Все священнодействия и молитвы епископ совершает не от своего имени, но именем церковной полноты. Он говорит не «Я», а «МЫ», обозначая конкретную общину, которую он представляет, принимая на себя её имя. Епископ всегда поставляется в конкретную общину, имя которой он носит с момента поставления. Не община принимает на себя имя и фамилию епископа, а епископ принимает имя общины. Единственным «Женихом церковным» остаётся Христос. Церковь Христова носит Его имя как невеста принимает имя своего жениха. Епископ всегда принимает и носит имя своей общины. Хиротония не может совершаться в «никуда». Христос не отдаёт своих овец епископу в собственность. Христос поручает их заботам епископа. Епископ не создаёт церковное единство. Он олицетворяет его. Церковное единство создаёт Святой Дух: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Единство Церкви рождается Духом Святым. Святой Дух поставляет епископа на служение Церкви в местно-конкретную общину, и он становится функцией церковного организма. Эта функция определяет его исключительное положение в местно-конкретной Церкви. Епископ не поставляется для служения «вне общины», «над общиной», но, непременно, внутри общины, в её центре, в окружении клира и верных. «Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископами пасти церковь Господа и Бога, юже стяжал кровию своею» 3*. Епископ не противостоит Церкви, но пребывает в Церкви, как каждое из церковных чад, созидающих собственное спасение во Христе, и вместе с ними составляет единое Тело Христово. В едином организме все члены связаны взаимной зависимостью. Если епископ, олицетворяющий единство общины, не зависит от общины, он выпадает из единства и оказывается формальным символом, демонстрирующим единство, а не стержнем, вокруг которого единство осуществляется. Индивидуально епископ значим в одинаковой мере с каждым из верных сынов и дочерей Церкви, которые не теряют среди множества ипостасей уникальность собственного лика. Не безликую массу, не толпу, движимую животными инстинктами, являет Церковь, но единство многих ипостасей. Каждая из них сохраняет черты образа Божия, запечатлённые в её неповторимом лике.
1* Архиеп. Евсевий Псковский; «Христианский Вестник» №3 с.224, М.1999. 2*Лк.22,27; 3*Деян.20,28.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
adelgeim
1 янв, 2010 10:20 (UTC)
Откуда это безразличие и окаменение?
К кому обращён Ваш вопрос? Как Вы полагаете, с кого следует спрашивать? Если со всей церкви, хором никто не ответит, единства нет. Если с руководителя, то какого уровня - приходского, епархиального, патриархийного? Мне кажется вопрос задан так, что ответить на него может только сам Автор. Вполне согласен с Вашей оценкой, только нам-то что делать, лишённым голоса, инициативы, власти? Может ли приходской священник что-то изменить в колхозе, где власть и распределение благ в руках Председателя? Кому плакаться?
Вот провёл Кирилл новогоднюю коллективизацию. Приходы утратили как хозяйственную инициативу, так и духовную самостоятельность. И что? Неизбежный развал и обнищание приходов - все последствия коллективизации - бесхозяйственность, голод, уничтожение лучших пород скота и сортов пшеницы, голод и гниющие горы хлеба, всё это мы уже проходили и знаем, чем кончаются благие намерения. Только это ещё впереди. Кирилл никого не спросил, ни клир, ни народ. У него свои наполеоновские планы, а мы - всего лишь кирпичи и строительный мусор. С кого Вы будете спрашивать ответственность за всё, что он натворит с церковью? У него свой самолёт: сядет и улетит, а нас к тому времени уже не будет. Раньше приберут. Спецслужбы давно соскучились по настоящему делу. С кого спросить за все злодеяния совершённые, после 17 года? А с кого спросить за злодеяния до 17 г.? Вот и за новые злодейства спросить будет не с кого. С Новым Годом!
(Удалённый комментарий)
adelgeim
21 янв, 2010 22:37 (UTC)
давайте возносить имя Царя на великом входе.
Имя какого царя предлагаете Вы возносить на великом Входе? Разве Вы не знаете, что Николай Второй отрёкся от престола? Или Вы не признаёте этот акт за совершившийся факт? Он прославлен церковью как святой, но называться царём после отречения не может, иначе Вы не придаёте значения факту отречения. Для него самого отречение было нелёгким решением. Он нарушил обещание данное отцу. Но факт отречения отвергнуть нельзя. Это было его решение. Можно молиться Николаю Второму, как святому мученику, но невозможно именовать его царём, после того, как он отрёкся от этого сана. Не существенны мотивы: уговорили, вынудили, ради благополучия России... Решение принял он сам. Его мученическая смерть могла снискать небесный венец, но не может вернуть ему корону.
fi1618
2 янв, 2010 06:02 (UTC)
Re: Откуда это безразличие и окаменение?
"Спецслужбы давно соскучились по настоящему делу. С кого спросить за все злодеяния совершённые, после 17 года? А с кого спросить за злодеяния до 17 г.? Вот и за новые злодейства спросить будет не с кого."
Между прочим, из этого можно сделать непротиваречащий вывод:
1. Спецслужбы это преступные организации, как СД, гестапо, т.е. сам факт принадлежности к ним, несмотря на личную позицию делает преступником. Детский вопрос: "Папа, а Штирлиц тоже преступник?" И в ответ можно пролепетать, только нечто о степени вины. Просто в УК есть понятие преступные сообщества и банды, отвечать будут все за сам факт причастности к этому сообществу.
2. "Вот провёл Кирилл новогоднюю коллективизацию. Приходы утратили как хозяйственную инициативу, так и духовную самостоятельность. И что?"
А очень просто, да изменить ничего в деяниях их высокопреосвященств и святейшества вы не можете, но коли считаете их действия неприемлелмыми, то за сам факт членства в этой организации, несмотря ни на что, придется отвечать перед историей после жизни, или людьми при жизни. Про Бога не говорю, не знаю.
Между прочим, у чиновников, не согласных с действиями властей, всегда был выход в форме отставки. Этот пассаж исключительно со светских позиций.
adelgeim
21 янв, 2010 22:20 (UTC)
всегда был выход в форме отставки.
Священник не может подать в отставку, если обещался Богу служить до последнего дня жизни. По той же причине он вынужден мириться с крепостным правом у епископа. Юристы отвечают: если вы не согласны, можете уйти из церкви, епископ не может насильно удержать. Формально так. Но христианин не может выйти из церкви, а пока он в церкви, епископ может сделать с ним всё, что захочет. Он бесправен. Речь не о власти епископа, а о произволе чинить любое насилие над клириком и его семьёй. Обещание верности держит его крепче наручников. Но сами наручники лишают свободы и чести.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner