?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На краткий миг земля и небо вместе,
на краткий миг – на праздник Рождества.
Бог, как всегда, не узнан, не известен,
в пристанище случайном ночевал.
И как всегда, мы не туда смотрели
и видели сгустившуюся тьму,
не замечая тихой колыбели
и мудрецов, склонившихся к Нему. (Е. Пудовкина).
Две тысячи лет назад произошли со6ытия, которые показались современникам удивительными. В городе Вифлееме родился Младенец. Родился даже не в доме, а в пещере, где укрывали от непогоды скот. Колы6елью младенцу послужили ясли, из которых кормили овец.
Он спал, весь сияющий в яслях из дуба,
как месяца луч в углублении дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
ослиные губы и ноздри вола. (Б.Пастернак)
Разнеслась повсюду весть, что этот младенец - Бог, родившийся на земле: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1Тим.3,16). Откуда пришла эта весть? Говорили, что Младенец родился именно так, как предсказывали древние пороки: пророчества сбылись. А ещё пастухи рассказывали, что ночью увидели ангела и очень испугались. Ангел возвестил рождение Младенца на радость всем людям и послал их поклониться Младенцу. "Вот вам примета, - добавил он,- вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И раскрылось над ними небо, и множество ангелов пели: "Слава в вышних Богу". Пастухи пошли в пещеру, нашли Младенца, лежащего в яслях и поклонились Ему. Рассказывали о трёх царях, приехавших с Востока поклониться Младенцу. Да, много удивительного рассказывали в те дни. Один старый иудейский священник говорил в храме, что об этом Младенце будут долго и ожесточённо спорить. Он как в воду смотрел, этот священник. Римские летописцы сохранили до наших дней эти вести. Плиний Младший в письмах императору Траяну, Тацит и Светоний - в летописи. Подробнее всех рассказал о Христе Иосиф Флавий: "В это время выступил Иисус Христос, человек глубокой мудрости, совершитель чудесных дел. Когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколе6ались те, которые первыми Его возлюбили. Говорят, на третий день он снова явился к ним живой". Свидетельства древних историков в наши дни многих приводят в недоумение. Советский историк Кубланов опубликовал в 1981 году книгу, в которой доказывает, что все эти свидетельства являются подлинными: Иисус Христос действительно родился и жил на земле. Почему так трудно принять этот факт современному человеку и поверить в рождение Бога на земле? Человеческий разум не вмещает истину: Бог стал человеком. Недаром апостол называет это событие "великой тайной благочестия". Бог не скрывает от нас эту тайну. Наоборот, эта тайна проповедуется для всех. Но не становится от этого менее таинственной. Противоречия мешают нашему пониманию: Бесконечный ограничивает Себя временем, связывает человеческой судьбой. Всемогущий рождается беспомощным Младенцем, терпит скорби и смертную казнь. Имеющий полноту 6ытия, мира и радости входит в область страданий и смерти. Бессмертный Бог умирает на кресте. Святой принимает природу, которую мы повредили грехом. Современное сознание изнемогает от неразрешимости этих противоречий. Рождество Христово невозможно исключить из христианской культуры. Оно пронизывает её насквозь – поэзию, живопись, музыку, даже язык, на котором мы говорим. Рождественская звезда светит нам даже в повседневном быту. Вдумаемся в смысл такого знакомого слова "детские ясли". Каждый день матери и бабушки поутру ведут внучат в ясли, а вечером забирают их из яслей домой. Отчего таким странным словом называется детское учреждение? Ведь "ясли" – кормушка для скота. При чём тут дети? Но христиане знают, что ясли некогда были колы6елью Иисуса Христа. С тех пор ясли навсегда связаны в христианском сознании с младенчеством. Из поколения в поколение мы водим своих детей в ясли. Тем самым верующие и неверующие вместе утверждают непреложность Рождества Христова в истории.
Есть и другая причина, препятствующая верить в рождение Бога на земле- очерствение сердца, занятого нужными, а ещё больше ненужными хлопотами.
Мы любим себя и тешим свои желания, иногда невинные, иногда пустые, иногда порочные. Не остаётся у нас времени для Бога. Он всегда стоит неподалёку, и ждёт, когда мы обратим на Него внимание. Бог не скрывает, чего ждёт от человека: «сыне, дай мне сердце твое». А мы всё чаще проходим, как мимо нищего по пути в храм. Когда приходит нужда, беда, находится время просить у Него участия и помощи. А когда нам хорошо, Он понапрасну ожидает от нас благодарности. Так бывает с родителями. Отдав свою жизнь заботе о детях, родители становятся ненужными, и о них забывают. Нет времени навестить, помочь, послать письмо. Мавр сделал своё дело. Как же спасти своё сердце от духовной смерти, от забвения Бога?
Во второй день Рождества Церковь чтит Пресвятую Богородицу и приносит песнь Ей, главной Участнице священного события: «величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу». Мы чтим Её, «яко Спаса родила еси душ наших». Мы чтим Её, как светлый образ материнства. Пастухи рассказали о видении ангелов и поклонились Младенцу, волхвы принесли Ему дары, Ирод хлопотал как сохранить свою корону. А что же Матерь Божия? Евангелист обращает наше внимание на особенность материнской заботы: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своём» (Лк.2, 19). Она кормила Младенца и ухаживала, как каждая мать. Но у неё было личное отношение к Нему, как Спасителю и Богу: «величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем»(Лк.1,46-47). Личное отношение ко Христу является отличительной чертой христианина. Духовная жизнь начинается с осознания, что Христос Спаситель нужен именно мне, что Он спасает именно меня. Только Христос может обновить и возродить мою душу для вечной жизни. Без Христа нет меня. Личное отношение возникает в непосредственном общении, через молитву и чтение Евангелия. Евангельские слова слагаются в сердце, ищущем и любящем Христа, как слагала слова о Христе в Своём сердце Пресвятая Богородица.
Ах, если бы душа рождала свет
в ответ на к ней стремящееся слово!
Но, замарашка, к дару не готова –
теряется, дрожит, лепечет: «нет».
Замерзший голубь в поисках тепла
в оконное стекло стучится…
Пусти душа, пока не умерла
тепла и света малая частица. (Е.Пудовкина).

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner