?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приятельские отношения государства с РПЦ сбросили покров таинственности. Дружили они давно, сохраняя союз в секрете. Теперь РФ проявило откровенные симпатии к подруге. Архиереи и батюшки вошли в общественную жизнь, пробудили светлые надежды. От них ожидали даров духа: любви, милосердия, веры, кротости, и мира. Звали их на общественные встречи и праздники, приглашали в ВУЗы и школы. Улыбались им губернаторы и генералы, помогали бизнесмены. Один за другим отдали храмы и помогли восстановить. К мнению архиерея не только прислушивались, ему подчинялись. Губернатор Облаков прямо сказал чиновникам: «Почитайте Владыку, как духовного властителя губернии и слушайтесь, как меня». Лики архие-реев не сходят с экрана телевидения, рясофорные чиновники вещают в СМИ. Церковная жизнь смотрится безоблачно и прекрасно. Немузыкальная симфония представляется наступлением Царства Божия на земле.
Золочёной завесой тайны, как «железным занавесом» укрыта церковная жизнь от непосвя-щённых. Там кипит борьба за выживание, за деньги, карьеру и власть. Расцветают пороки: предательство и ложь, насилие и подлость, цинизм и лицемерие. За пределы тайны иногда, как из подземелья, вырываются языки пламени. Что-то горит и дымит, распространяя зловоние. Вдруг прорвутся вести: священник бросил семью и женился, другой повесился, третий ограбил храм, четвёртый убил человека. Может слухи? «Ах, злые языки страшнее пистолета»! Со временем копятся вести, подтверждая информацию. Это не слухи. Даже непосвящённые отли-чают рекламу от действительности.
Мифотворчество подменяет духовную жизнь, которой так хочется человеку. Хочется верить в любовь, великодушие и благородство. В епископе и священнике ищут этический идеал. Чудо совершается иногда, если очень хочется. Если не получится, расскажи сказку - и сам поверь в неё. Так рождается миф. Примешь палку за змею, беда не велика: посмеёшься над своим испугом. В другой раз примешь змею за палку и станешь добычей смерти. В этом опасность мифа. Многие из живущих вне церкви, считают ангелами епископа и священника. Иногда они бывают «ангелами во плоти», сам таких видел. Только встречаются ангелы всё реже. Чаще встретишь другой опыт. Христос сказал ученикам: «вы - свет миру». Этот свет всё чаще гаснет в преемниках святых апостолов, сгущая вокруг тьму.
Нужно ли приподнимать завесу тайны над церковной жизнью? Это очень спорный вопрос. По этому вопросу не может быть стандартного мнения. Тем более, нельзя его навязывать угрозами насилия. У воров есть принцип: «виноват не в том, что украл, а в том, что попался».
Когда говорят: «не выноси сор из избы», утверждают именно воровской принцип. Защищать «честь мундира» или «честь рясы», безусловно, следует. Вопрос: Как? Следует не грешить, или грешить, но скрывать свои грехи, чтобы о них никто не узнал? Вот два решения: одно - Христо-во, а другое – воровское. Одно ищет подлинной чистоты, другое - прячет свой духовный позор. Можно спрятаться от ответственности, только лучше от этого не станешь.
Санкт-Петербургский митрополит как-то сказал императору Николаю Второму: «Ваше Величество, православный государь должен жить в хрустальном дворце». Он полагал, что жизнь императора проходит на виду у всего народа и не должна быть омрачена никакой тенью нечисто-ты и подозрений. Это было время, когда бурлили вокруг дворца сплетни и споры, связанные с именем Григория Распутина. В таком «хрустальном дворце» должна проходить церковная жизнь, чтобы нечистота не прикасалась к ней. Нечистоту следует выметать, а не прятать под покровом тайны, «сора из избы» и «чести мундира». Этому служит открытость церковной жизни, готовность трезво обсуждать живые проблемы, признавая худые поступки и каясь в них, обличая и отвергая клевету. Скрытность даёт повод к подозрениям и недоверию. Открытость церковной жизни вызывает уважение и утверждает её авторитет.
«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.» (Лк.12,2-5).

Comments

( 53 комментария — Оставить комментарий )
shadowthroner
21 янв, 2010 15:17 (UTC)
Кто-то сказал, что если сор из избы не мести, в итоге кроме сора ничего в избе не останется. Люди там жить не смогут.
tcaagan_sar
21 янв, 2010 16:04 (UTC)
... запрет на "вынос сора из избы" в контексте катастрофы, произошедшей с верующими юрисдикции РПЦ Московской патриархии - не только следование воровскому закону и принципам круговой поруки. Это еще и предательство Церкви, предательство собственной совести, святотатство по отношению к искре Божией в самом человеке.
Разумеется, череда канонических преступлений МП, не новость для истории христианства и христианской церкви. Но в нашем случае, как в наиболее совершенном акте святотатства, венчающем эволюцию подобных на сегодня, сконцентрировалось все, что было накоплено антихристианством за века...
zkuzko
21 янв, 2010 16:43 (UTC)
Эхе-хе.
triponaciy
21 янв, 2010 17:15 (UTC)
" Даже непосвящённые отли-чают рекламу от действительности"
-Да, ситуация меняется на глазах, по опыту знаю, что среди "непосвящённых" простых граждан, мало осталось не понимающих ,ЧТО происходит в церкви. Даже смешно уже скрывать проблемы, это лишь большее недоверие вызывает.
Вот, у "воцерковлённых" у многих -да! Шоры до небес!))
nikolay12
21 янв, 2010 18:44 (UTC)
"Христос сказал ученикам: «вы - свет миру».
Это Он всем христианам сказал, а не только епископам и священникам. А еще было сказано про соринку и бревно, и "не судите" и пр. В общем, пускай каждый свой дом сам выметает, так надежнее. Вряд ли нас спросят за чужие грехи, за свои бы отчитаться...
adelgeim
22 янв, 2010 13:46 (UTC)
каждый свой дом сам выметает
Вы замечаете не по теме. Речь идёт об открытости в церкви, стоит ли публично обсуждать назревшие проблемы. Вы отвечаете, что из собственной хаты надо самому мусор выметать. Разве не чувствуете две разные темы?
odziy
21 янв, 2010 19:44 (UTC)
Спасибо, отче, за правду!
Я вам не отче. - odziy - 22 янв, 2010 07:06 (UTC) - Развернуть
fi1618
21 янв, 2010 20:04 (UTC)
"От них ожидали даров духа: любви, милосердия, веры, кротости, и мира.
...
Там кипит борьба за выживание, за деньги, карьеру и власть. Расцветают пороки: предательство и ложь, насилие и подлость, цинизм и лицемерие. За пределы тайны иногда, как из подземелья, вырываются языки пламени."
А Поэт сказал еще в 1919г.:
"И вырвались со свистом из-под трона
Клубящиеся пламена –
На свет из тьмы, на волю из полона –
Стихии, страсти, племена.
Анафем церкви одолев оковы,
Повоскресали из гробов
Мазепы, Разины и Пугачёвы –
Страшилища иных веков.
Но и теперь, как в дни былых падений,
Вся омрачённая, в крови,
Осталась ты землёю исступлений, –
Землёй взыскующей любви.
3

Они пройдут – расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы, –
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдёт молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
И, отрезвясь от крови и угара,
Царёву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит ярую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи – крест, на выю – трон.
На дне души гудит подводный Китеж –
Наш неосуществлённый сон!
1919 г. "

Пророчество Волошина, вновь свершилось. Сначала был 1985, затем 1991, а теперь 2010. Но "Ура!", почему-то, кричать не хочется. Печально.
adelgeim
22 янв, 2010 14:03 (UTC)
Ура!", почему-то, кричать не хочется.
У Волошина были надежды и это делало светлыми не только его стихи, но и жизнь, когда всё было вокруг в крови и мраке. И мы не должны потерять надежду, хотя кажется, что оснований для надежды нет, и она всё больше превращается в мечту.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
22 янв, 2010 13:40 (UTC)
интереснее писать про "здесь и сейчас"?
"У кого что болит, тот о том и говорит". Если поломаете, не дай Бог, ногу, не станете исследовать кто, когда и где поломал ногу раньше, а идёте к хирургу лечите собственную, ибо она болит. Если угрожает смерть, не утешит сентенция "все люди смертны". Я задаю актуальный вопрос про "здесь и сейчас", чтобы определиться, как следует поступать в церкви Божией, чтобы не разрушались традиции церкви, и совесть человека осталась непринуждённой. Это важно для "сейчас" и будушего.
(Удалённый комментарий)
опыт борьбы? - adelgeim - 22 янв, 2010 18:32 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
vladl_ua
22 янв, 2010 06:50 (UTC)
"Ну что вы, батюшка!" Вот интересно, как вы относитесь к Шовкуновской "Гибели империи"?

http://ots-v-v.livejournal.com/23686.html
adelgeim
22 янв, 2010 12:12 (UTC)
как вы относитесь к Шовкуновской "Гибели империи"?
Спасибо за ссылку. Прочёл о "православном кино". Это тоже самое, что православная математика, физика, психология и т.д. Искусство остаётся само собой, если подлинное. Меняется тематика, в которой раскрываются дарования или тлеет посредственность. В искусстве кино я ничего не понимаю, могу сказать "нравится" - "не нравится", но не как профессионал, а как заурядный зритель. Поэтому о художественных достоинствах Шевкуновского кино говорить не дерзаю. Что касается исторической правды, то Шевкунов вплёл в Византийский ковёр современные проблемы, и мы должны были увидеть, что "Византия" решала те же проблемы, что и нам приходится решать, потому мы можем почерпать в ней уроки. На деле не попадаем в Византию с её проблемами, мы остаёмся в РФ со своими собственными проблемами, только получаем идеологический стандарт их решения. Это не исторический, а идеологический фильм. Идеолог не коммунистической, а православной закваски. Идеологической закваски всегда следует бояться, неважно в пиджаке она или в рясе. Христос предостерегал учеников:"Берегитесь закваски фарисейской и Иродовой" Конечно, человек остаётся прежним во все века, но содержание сознания меняется: психика другая, задачи другие, дух другой, хотя и православный. Шевкунов всё решает в марксистском ключе: "бытие определяет сознание" и тем замыкает круг.
alexiy_vb
22 янв, 2010 11:11 (UTC)
Благодарю, отец Павел, за обстоятельный ответ.
stass8
22 янв, 2010 13:18 (UTC)
Очень похоже на правду о том, что происходит у нас в провинции. Но что делать обычным людям, связанным тем или иным церковным служением?
adelgeim
22 янв, 2010 13:57 (UTC)
что делать людям, связанным церковным служением?
Этот вопрос поставлен. Давайте вместе искать ответ. Я высказал мнение, что надо открыто говорить о насущных проблемах, не подстраиваясь к мнению начальства. Надо иметь собственное мнение и мужество его высказать. Сказать можно всё, что хочется. Надо найти для этого правильную форму и подходящее время. Теперь очередь за Вами, дерзайте. Нельзя надеяться, что кто-то за нас всё сделает. Если нам не дают права и возможности на поступки, у нас остаётся Богом данное право свидетельства совести.
01234antik
23 янв, 2010 11:07 (UTC)
Обсуждать конечно, говорить если не согласны. Иначе действительно получается защита чужих грехов.
invisiblepriest
23 янв, 2010 11:54 (UTC)
Все епископы ангелы, но в основном падшие!
triponaciy
23 янв, 2010 18:15 (UTC)
Отец Павел, интересно Ваше, и всех присутствующих, мнение о конкретной истории, которая вспомнилась тут в разговоре:
http://triponaciy.livejournal.com/9810.html
Если, конечно , есть время и желание))))
triponaciy
23 янв, 2010 18:16 (UTC)
P/S
...История по теме...
Re: P/S - adelgeim - 23 янв, 2010 20:57 (UTC) - Развернуть
Re: P/S - triponaciy - 23 янв, 2010 21:28 (UTC) - Развернуть
и продолжил.. - adelgeim - 28 янв, 2010 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mikha_el - 3 фев, 2010 07:36 (UTC) - Развернуть
andrey_ts
24 янв, 2010 09:49 (UTC)
Об открытости Церковной жизни
Благодарю Вас, отче, за мотивацию размышления о смыслах Церковного бытия.
Проблемы, Вами обозначаемые не новы, посмотрите хотя бы переписку свт. Иоанна Златоустого с диакониссой Олимпиадой - там о том же, что печалит Вас и нас.
Рассмотрите всю историю Православия и увидите, что процессы, вызывающие в Вашей честной душе протест, намного превышают человеческий век, т.е. совершаются не по воле нашей..! Однако история показывает и позитивный опыт того же свт. Иоанна - он обличал громко (по долгу епископа в Церкви), выссказывал НЕСОГЛАСИЕ, но не протестовал!
Свт. Марк Евгеник выразил НЕСОГЛАСИЕ с унией (по долгу епископа - гласно), но не протестовал, и Римский понтифик вынужден был признать поражение.
Прп. Максим Исповедник выразил НЕСОГЛАСИЕ с заблуждившимся в ересь патриархом, но это не было протестом, и ему ничего не смогли сделать, кроме внешнего. Он остался Православным, и мы учимся у него...
С другой стороны, казалось бы обоснованный, ПРОТЕСТ против произвола и ериси епископата ПОРОДИЛ ПРОТЕСТАНТИЗМ, ещё более далёкий от Правой веры, чем то, что вызывало протест и справедливое по-человечески возмущение душ... Во-истину то, что хорошо у человеков, мерзко перед Богом.
Сам Господь дал нам знание о том, что если хотябы двое СОГЛАСЯТСЯ просить о чём-либо - дано им будет! ... А если не согласятся..?
Он же разъяснил нам Кто Свят и Кто Отец.
Уповаю на каждое Его слово!
Не могу СОГЛАСИТЬСЯ с тем, что уважаемый общественный деятель, талантливый руководитель и организатор, грамотный политик, прошедший серьёзную подготовку за границей, В.М. Гундяев, "святейший" (превосходная степень от "святой") вследствие торопливой, с нарушением канонов хиротонии, "великий господин" и "отец" наш вследствие занятого административного положения.
Внешний да ваяет внешешнее и так да называется ("оберпрокурор", например).
А Вы СОГЛАСНЫ, произнося соответствующие ектении, соединяющие перечисленные выше определения с именем поминаемого человека?
Спаси Вас Христос.
adelgeim
25 янв, 2010 22:08 (UTC)
НЕСОГЛАСИЕ и ПРОТЕСТ
Словарь иностранных слов не делает различия между этими терминами:
Протест- решительное возражение, заявление о несогласии. Можно быть несогласным со своим начальством, но подчиняться ему в порядке дисциплины, пока допускает совесть, и молчать. Молчание или возражение - это индивидуальная реакция, психологический итог личного опыта.
nikolay12
24 янв, 2010 16:17 (UTC)
"Нечистоту следует выметать, а не прятать под покровом тайны, «сора из избы» и «чести мундира».

Вопрос в том, кто должен взять на себя роль мусорщика? Конечно, во все времена были и есть святые, но они почему-то сами себя считали великими грешниками и в роли выметателя себя не видели. Просто не знаю, что и делать, как только кто-то начинает обличать и выметать, мне начинает казаться, что его и самого пора вымести.
to_be_christian
24 янв, 2010 20:04 (UTC)
>>>мне начинает казаться, что его и самого пора вымести<<<
А так можно? -
http://mixmaxov.livejournal.com/56071.html?thread=727815#t727815
http://mixmaxov.livejournal.com/56071.html?thread=730375#t730375

Или это разное? Я запутался, nikolay12 объясните мне, где можно говорить публично, а где нет?
(без темы) - nikolay12 - 24 янв, 2010 20:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 24 янв, 2010 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 24 янв, 2010 21:10 (UTC) - Развернуть
ondrash
25 янв, 2010 11:28 (UTC)
...что будет если перевязать пластырем гнойную рану? ...Скорее всего начнётся гангрена. Не нужно ли с начала вычистить рану, хотя это и больно и не приятно?
adelgeim
25 янв, 2010 21:46 (UTC)
нужно вычистить рану,
Совершенно верно. Загноившаяся рана требует хирургического вмешательства.
mikha_el
3 фев, 2010 07:32 (UTC)
Как возрождать церковь?
"Как? Следует не грешить, или грешить, но скрывать свои грехи, чтобы о них никто не узнал? Вот два решения: одно - Христово, а другое – воровское."

Конечно следует не грешить. Но этого не достаточно. Следует еще и Богу служить. Как?

Возрождать жизнь церкви, а лучше полноту ее жизни. Нам нужно знать пути Божьи и следовать им. Как? одни вопросы... :) но и ответы имеются!

Вот уже всерьез заговорили в церкви о катехизации, о миссии, об общинной жизни (см миссионерскую концепцию РПЦ: цель миссии - создание евхаристической общины)
(Удалённый комментарий)
( 53 комментария — Оставить комментарий )