?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Наступившее воскресенье - первое из четырех подготовительных недель к Великому посту. Называется оно "неделей о мытаре и фарисее", поскольку за литургией читается Евангельская притча "о мытаре и фарисее". Подумаем о смысле этой притчи и ее отношении к предстоящему подвигу Великого поста.
Эту притчу часто понимают, как осуждение фарисея и оправдание мытаря. Господь в Евангелии не дает нам оснований для такой оценки. Разве фарисей был осужден? Или мытарь был объявлен праведником? Притча ни того, ни другого не говорит. Господь оценивает обоих не абсолютно, но лишь относительно друг друга. "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот" /Лк.18,14/. Такая оценка наводит на мысль, что каждое из приведенных в притче духовных устроении имеет свою ценность и свои опасности. Опасность духовного устроения фарисея в высоком мнении о себе самом. Естественно спросить: должен ли человек уважать и любить себя самого? Евангелие отвечает заповедью: "Возлюби ближнего твоего как сам себя". Это значит, что любовь к себе является нормой. Заповедь призывает не замыкать эту норму на себе самом, а распространить ее на своих ближних. Каждый человек - образ Божий. Видеть этот образ, любить и поклоняться образу Бога человек должен, как в самом себе, так и в другом человеке. Чтобы правильно относиться к другому, нужно научиться правильному отношению к самому себе. Преподобные уходили в пустыню, томили себя голодом и жаждой. Зачем? Чтобы очистить и украсить душу свою для Бога, как невеста украшает себя для своего жениха. Бог отражается в праведнике, как в незамутнённом страстями зеркале. Человеческая душа достойна быть прекрасной, а потому требует заботы. Правильная любовь к себе ведет к святости. Преподобные становились гигантами духа, стяжали богоподобие. Ложная любовь к себе может вести к опасной подмене. Называется она - самомнение. Вместо сравнения себя с Первообразом, который должен отобразиться в человеке, человек начинает сравнивать себя с другими грешниками. При этом он подчеркивает в себе достоинства, а в других - недостатки. И самоуспокаивается: я не хуже других. Это ложная любовь к себе, она лишает активности, делает сибаритом. Тогда прекращается духовный рост. Пока человек сравнивает себя с Богом, он видит в себе много недостатков, а в Боге находит совершенства, которые призван стяжать. И духовно растет. Хорошо, когда человек трудится для Бога, украшает добродетелями свою душу, глядя на Первообраз, скорбит о своем убожестве. Плохо, когда человек успокаивается в самолюбовании. Тогда собственный лик затмевает в его сердце Бога, и он поклоняется самому себе. Такая беда случилась с евангельским фарисеем. Вместо того, чтобы сравнивать себя с Богом,- образ с Первообразом - фарисей сравнивает себя с мытарем, ощущает свое превосходство, впадает в самолюбование, пересчитывает свои добродетели.
Есть свои опасности и в духовном устроении мытаря. Одна из них-ограничить свое покаяние сентиментальностью, расчувствоваться, поплакаться, а выйдя из храма, жить по-прежнему, ничего не меняя в себе. Покаяние должно проникнуть волю, стать сдвигом к исправлению жизни.
Противоположная опасность духовного устроения мытаря - впасть в малодушие, уныние, отчаяние и опустить руки. Последствия обеих опасностей одинаковы - человек утрачивает активность и засыпает в духовной бездеятельности. Вот, и сделаем выводы. Вступая в подвиг Великого поста, потрудимся осознать свои грехи. Не будем впадать ни в малодушие, ни в самолюбование. Тогда покаяние не останется без плода. В наступающие дни Великого поста "с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса "(Евр.12,2)

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
ogla_ogla
24 янв, 2010 01:06 (UTC)
Спасибо. Очень познавательно.)
violanatans
24 янв, 2010 10:31 (UTC)
Спасибо!
fi1618
24 янв, 2010 16:39 (UTC)
В какм состоянии ушел мытырь, поплакался и продолжил свои занятия, или просто ушел в унынии?
Состояние сентиментальности оправдывает нас перед Богом?
adelgeim
25 янв, 2010 21:28 (UTC)
Мытарь ушел в унынии?
Приточный персонаж существует в пределах задачи, поставленной в притче. Мытарь не существует как личность за пределами притчи, а только как чистая возможность. У него нет личной судьбы, его психология дана одномерно. Можно назвать его прототипом Закхея, о котором читалась в предыдущее воскресение Евангельская повесть. Евангелие рассказывает о его возрождении. Сентиментальные переживания имеют ценность, если ведут к волевому сдвигу:"печаль бо яже по Боге покаяние неизменно во спасение соделовает". Если слёзы пробуждают совесть и приводят к подвигу, они не зря были пролиты. Если оплаканный грех продолжает связывать тебя по рукам и ногам и ничего не меняет в твоей жизни, это пустая сентиментальность. Закхей получил оправдание, когда сказал:"Вот пол имения моего отдам нищим, а кого чем обидел возмещу вчетверо".
nikolay12
24 янв, 2010 18:05 (UTC)
"Естественно спросить: должен ли человек уважать и любить себя самого?"

Думаю, ответ такой: нет, не должен, потому что "всяк человек ложь" и "что ненавижу, то и делаю". Но все равно каждый любит себя и уважает, потому что свои грехи свойственно не видеть, оправдывать и забывать. Ближнего же своего нужно любить, как самого себя, то есть прощать ему все грехи "не до семи, но до седмижды семидесяти раз". В этом, мне кажется смысл заповеди "возлюби ближнего твого как самого себя", а не в буквальном смысле.
adelgeim
25 янв, 2010 21:39 (UTC)
смысл заповеди "возлюби ближнего твого как самого себя
Слово "любовь" употребляется в разном смысле.Паучиха любит свего паука, и после соития его съедает. Здесь слово любовь не имеет буквального смысла. Любовь выражает отношения между Лицами св. Троицы. Потому апостол говорит:"Бог есть любовь". Когда мы повторяем заповедь о любви к Богу и ближнему, её смысл может быть только буквальным, иначе Вы отвергаете всю евангельскую этику, которая основана на этих двух заповедях. "В сию обою заповедию весь закон и пророки висят".
nikolay12
26 янв, 2010 08:01 (UTC)
Re: смысл заповеди "возлюби ближнего твого как самого се
Тогда заповеди должны были бы звучать так:
1) Возлюби самого себя;
2) Возлюби ближнего своего как самого себя.
Но, к счастью, "первой" заповеди не существует.
Абсолютного смысла в слове любовь нет, если только действительно понимать, что Бог=Любовь. А вообще нужно обязательно с чем-то сравнить. Например, если бы было сказано просто: "возлюби ближнего своего", то люди бы говорили: "да я и так всех люблю". Поэтому Господь указывает, что нужно любить ближнего как самого себя, зная, что себя все точно любят изо всех сил, хотя ни в каких заповедях этого и нет, а просто в силу присущего всем от природы эгоизма со времен грехопадения Адама и Евы.
adelgeim
27 янв, 2010 19:31 (UTC)
"Абсолютного смысла в слове любовь нет, если Бог=Любов
Бог – Источник бытия: «Аз есмь Сый». Если Бог=Любовь, то обе стороны тождества явля-ются абсолютными. Отрицая абсолютный смысл Любви, Вы утверждаете, что Бог - не аб-солютное Начало, ибо любовь абсолютного смысла не несёт, а Бог=Любовь.
Для христианина Ваше рассуждение нелепо выглядит. Оно доказывает, что Ваш бог - не Бог. До таких выводов легко договориться, если не думать, что говоришь. Вы либо сами не согласны со своим утверждением, либо не признаёте Бога абсолютным Началом? В послед-нем случае Вы отрицаете Бога. Поздравляю Вас.
nikolay12
28 янв, 2010 04:50 (UTC)
Re: "Абсолютного смысла в слове любовь нет, если Бог=Люб
Для меня Любовь абсолютна смысле, поскольку Бог=Любовь по ап. Иоанну. Но в заповеди "возлюби ближнего как самого себя" она относительна, поскольку указано с кем нужно соизмерять чувство любви - с любовью к самому себе. Иначе получается демагогия и лицемерие или переходя к конкретике вы в письме поливаете своего епископа грязью, а в конце приписываете "с любовью к Вам свящ. Павел Адельгейм".
adelgeim
28 янв, 2010 12:05 (UTC)
поливаете своего епископа грязью
Как же Вам не совестно высказывать клевету на меня мне в глаза, ссылаясь на моё же письмо, но не подтверждая ни строчкой из него, ни иным фактом. Человека, который рассуждает о любви к ближнему, оскорбляя его необоснованной клеветой, я считаю лицемером и пустословом. Разговаривать с Иудушкой Головлёвым о любви считаю пустой тратой времени, и больше не стану отвечать Вам ни на какие замечания. Пишите всё, что пожелаете, от меня ответа не будет.
nikolay12
28 янв, 2010 16:33 (UTC)
не принято!
"Обращение священника Павла Адельгейма к митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию по поводу фактического уничтожения православной школы регентов.

"Ненависть плохой советчик. Десятки моих обращений с примирением Вы оставили без ответа. Вы наносите удар за ударом. Но не можете ответить "За что?" Ваша месть преследует меня. Распространилась на моих родных и близких. Теперь от Вашей мести страдают ни в чём не повинные дети, их родители и учителя школы. Огромный круг псковских христиан стал объектом Вашей неукротимой и бессмысленной жестокости".

И в конце:
"По-прежнему с любовью к Вам,
без вины гонимый Вами священник Павел Адельгейм.
Успение Пресвятой Богородицы, 28. 08. 2008 г.,
Псков"
nikolay_12
6 фев, 2010 08:43 (UTC)
Re: поливаете своего епископа грязью
"Пишите всё, что пожелаете, от меня ответа не будет".

Как же я буду писать, если вы меня забанили? Вот, пришлось новый аккаунт завести.
marta_mari
5 фев, 2010 16:22 (UTC)
Помоги Господи, отче.
Слышала о гонениях на Вас, но не думала, что всё так..
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner