?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как видим, обновление языка вызывает протест. Это естественно. Обновление изменяет привычный быт. Другие, не менее существенные изменения вошли в церковный быт, не встретив возражений. Странно сложилась в церкви судьба иконопочитания. В древности написание иконы было её рождением. Сотни лет перед ней молились поколения. Родовые иконы хранили, передавая из рода в род. Древние иконы были «намоленными». Явление чудотворной силы в личных и исторических судьбах сопровождалось «прославлением» иконы. В «явлении» икона получала имя и почиталась «чудотворной».
Без споров и возражений иконопись подменили фотографии, литографии и другие непрочные материалы, не имеющие собственного цвета. Канонические прориси и темперу заменили произвольные сюжеты, стилизация, западная живопись. Не «явились», а «появились» бумажные и пластиковые иконы.
Отцы собора повелевали "принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа.., а также иконы непорочной Владычицы нашей святой Богородицы и святых ангелов.., а равно иконы всех святых. Равным образом следует изображать их труды и подвиги на досках, на стенах, на священных сосудах и одеждах...Мы покланяемся написанным на дереве, выложенным мозаикой или изображённым на воске иконам Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и всех святых. Мы поклоняемся иконам, целуем и служим:возжигаем лампады и свечи перед иконами. Мы узаконили также поклоняться (prosgunein)им, или что тоже, лобызать (aspaxesfai)их. Оба эти слова имеют одно и тоже значение; потому что kunein в древнем греческом языке значит и целовать и любить (filein), а предлог pros указывает на некоторое увеличение любви...ибо что мы целуем, то и любим, тому и кланяемся, и что любим и чему кланяемся, то конечно и целуем." Святейший патриарх Тарасий с отцами Собора в своём обращении к императорам Константину и Ирине подробно рассматривает смысл слов "покланяться", "любить", "служить", обосновывая их ссылками на тексты Священного Писания и святых отец, чтобы случайным словом не погрешить против истинного поклонения святым иконам»(Деяния Вселенских Соборов.СПб.1996г.изд.5-ое. т.4,стр.602).
Ширпотреб упростил технологию изготовления иконы. Фотография отменила подвиг иконописца и рождение иконы. Софрино рождает одновременно тысячи икон в соответствии со спросом. Отцы Седьмого Вселенского собора очень удивились бы, увидев бумажные иконы. Бумажных изображений Вселенский Собор не предполагал.
Соответственно, упростился ритуал прославления.«Намоливание» совершалось
столетиями. Теперь иконы «освящают»:читают молитву, кропят святой водой. Этот ритуал занимает 10 минут. Освящённые иконы поступают в церковную лавку для продажи прихожанам. Освящение упростило ритуал прославления иконы.
Совсем недавно возникла ещё более удивительная практика печатать иконы
Спасителя, Богоматери и святых на просфорах. Такая практика искажает литургический смысл священнодействия. Хлеб, употреблённый для освящения, внешне отличается от других просфор только своим положением в центре дискоса. Запечатление просфор иконами вводит необоснованное различие между просфорами. Простые бабуси наивно объясняют: "сегодня причастилась Тела и Крови Спасителя, а потом причастилась Божией Матери и преп.Сергия Радонежского".
Возношение Панагии, связанное с именем Пресвятой Троицы и Пресвятой Богородицы, и не даёт оснований полагать, что просфора Божией Матери должна иметь её изображение или инициалы. Изначально в церковной практике употреблялись профоры с печатью "IС ХС - НИ КА". Печать с инициалами Божией Матери появилась лет 40 назад. Прежде просфоры различий не имели. Все они были с инициалами Спасителя.
Печать иконы на просфоре вводит совсем удивительную практику почитания икон через их поедание. Особенно нечестиво выглядит ритуал раздробления Артоса, на котором печатают воскресение Спасителя. Прославляя Воскресшего из мертвых Спасителя, иерей возносит нож и вонзает в икону Воскресшего из мертвых, режет на части Его образ и раздаёт для поедания. Поедание икон не отвечает решениям Седьмого Вселенского собора. Недомыслие переходит в кощунство. Делать священные изображения на просфорах, чтобы потом съе-дать их, неблагочестиво и отдаёт язычеством. Такое«обновленчество» никого не смущает. Мне не пришлось услышать возражений. Разве не странно?

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
acereta
28 янв, 2010 22:26 (UTC)
Знаю, лично слышала, что практика молитвы на бумажные иконы вызывает протест Адольфа Николаевича Овчинникова - одного из опытнейших реставраторов икон, и, конечно, иконописца тоже...
Он считал, что практика штамповки, причем еще и невысокого качества, оказывает негативное влияние на качество духовной жизни...
Привожу в виде свидетельства, без комментариев... Это слова человека, соприкасавшегося с иконой всю жизнь...
что касается обновления языка, увы, если говорить о песнопениях, для меня сейчас вопрос качества переводов заслоняет вопрос об их необходимости. Я много лет пела на клиросе и не могу молиться, если перевод мне сильно режет слух...
adelgeim
29 янв, 2010 11:35 (UTC)
вопрос качества переводов
Качество переводов должно быть достойным самого текста. Конечно, требуется серьёзное обсуждение, а с кем? С переводом нельзя торопиться. Апостол и Евангелие при отпевании, при крещении считаю необходимым читать на понятном языке. Присутствуют люди, впервые пришедшие в храм. Тексты я адаптирую "на ходу", но постепенно, причём много лет, подыскивая оптимальный вариант. До совершенства всё ещё не довёл, но сложившийся текст мне кажется: понятен, сохраняет смысл и не утратил поэтичность.По моему, этих трёх критериев достаточно. Чтобы что-то сделать, надо делать, спорить и переделывать
acereta
29 янв, 2010 14:21 (UTC)
Re: вопрос качества переводов
С Апостолом и Евангелием проблем нет, тут хотя бы Синодальный перевод есть. Что касается текстов песнопений, то тут две проблемы возникают:
1. те, кто этим занимается, не особо контактируют друг с другом, т.е. спорить то конечно они могут, но, как правило, с отсутствующим оппонентом... за редким исключением (не хочется переходить на личности). Можно найти с кем обсуждать, да нет желания...
2. если много раз переделывать, то при попытке ввода таких текстов в богослужение неминуемо даже хор спотыкается, когда варианты меняются, не говоря уже о всех тех, кто подпевает.
Основаная проблема лично для меня, это когда вводные слова "потому что" и прочее, которыми заменяется "ибо" и прочее, оказываются под ударением и распеваются... мой поэтический слух этого не может выносить. Переменные поснопения легче переводить так, чтобы они были "достойны самого текста". а вот с постоянными беда, особенно с самыми известными и любимыми.... типа пасхального тропаря.
zwezdin
29 янв, 2010 04:14 (UTC)
Отец Павел, не могли бы Вы по существу прокомментировать следующий текст, вернее пару отрывков

комментарий В. Лурье к книге и. Мейендорфа
"Введение в изучение св. Григория Паламы"
http://www.krotov.info/libr_min/l/lurye/mey_2.htm


вот несколько важных цитат

Согласно латинскому учению, икона свята лишь по своему отношению к изображаемой реальности, сама же божественная реальность в иконе не присутствует. Согласно же учению православному (в основных чертах — в рамках более общего представления о церковных символах — сформулированному еще в творениях свв. Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, но в спорах о иконопочитании выраженному, главным образом, св. Иоанном Дамаскиным), само “отношение” (scevsi"), которое определяет святость иконы, обусловлено присутствием в ней нетварных божественных энергий, то есть самой реальности Божества.



Что же касается латинского учения, то его представление о иконе как совершенно лишенной присутствия Божества, остается возвести только к одному источнику — к придворному богословию Каролингов, точнее, к иконоборческим Libri Carolini, составленным при дворе Карла Великого в опровержение VII Вселенского Собора. Впоследствии — после немалой борьбы — всеобщее признание VII Вселенского Собора на Западе утвердилось, однако к принятию православного догмата о иконопочитании это не привело. Произошла мутация, вызвавшая к жизни доктрину схоластов и Тридентского собора о почитании икон, несмотря на заведомое отсутствие в них Божества.

там есть и про имяславие, кроме того, на имяславие есть некоторые намеки в "Богословии иконы.." Успенского, но это немного отдельная тема

- - -
Не могли бы Вы сказать прямо, по изначальному учению Церкви - не Божеством ли считалась икона? (как бы глупо и непривычно это не звучало...)

и еще 2 вопроса
- Освящая икону, призываете ли вы на дерево/изображение Благодать?
Может ли икона в этом смысле чем-то помочь в молитве слепому человеку?

- Есть ли официальное учение Церкви о "намоленных иконах"? Если нет - можно Ваше понимание услышать?
не слишком ли спекулируют этим понятием в разных паломничествах?


ex_agnia_kr
29 янв, 2010 11:20 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Я видела иконы для слепых- они из дерева и очертание изображенного святого на них выпуклое. Если хотите, вышлю вам фотографию. Человек ведь молится Богу и святым, вне зависимости, что он видит или нет.
(Удалённый комментарий)
ex_agnia_kr
30 янв, 2010 14:29 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Простите, что не сразу ответила, дело в том, что в Казахстане жж запрещен, так что я бываю тут урывками. Я нашла их на православном форуме, но искать вам придется долго, так что если вы оставите электронку, я вам с радостью вышлю.
n_m
19 мар, 2010 11:55 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Если интересно, то по ссылке икона для слепых и история её создания. Резал многогрешный аз.
http://ya-zaycheg.livejournal.com/133737.html
zwezdin
29 янв, 2010 13:33 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
я имею ввиду другое:икона сама по себе считалась чем-то благодатным, Божественным, могла помочь человеку по факту своего существования или эта помощь только в динамике, как следствие реакции души человека на рисунок (тут уже неважно - для зрячих или для слепых икона).
Другими словами - что в иконе кроме рисунка важно?

ну а различия рисоыванных икон на досках и штамповок сродни общечеловеческой ценности человеческого труда, ручного друда.
любые светские изделия вплоть до безделушек, сделанные вручную, воспринимаются людьми как немного одушетворенные, потому что свою душу в них вкаладывал мастер.

А намоленность на мой взгляд сродни тому, что люди ценят старинные вещи -картины и т. п.
а Если под намоленностью считать скопление Божественных энергий в большом количестве со временем, то это оккультизм и язычество

такие соображения...
lehnoved
29 янв, 2010 23:25 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Не, думаю это не оккультизм, а квантовая физика, а ее выкладки "духовно нейтральны" - материя меняет свои свойства в зависимости от психо-физического воздействия на нее.
zwezdin
30 янв, 2010 00:04 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Великая тайна воды?
lehnoved
30 янв, 2010 11:02 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Почему-ж "великая тайна"? Обычный вполне научный факт. "Великая" возможно для физиков, которые привычно отрицали возможность подобных явлений.
lehnoved
31 янв, 2010 10:27 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Почитал.. да, шумиху вокруг этих открытий подняли нездоровую, но, тем не-менее самого факта открытий это все не отменяет. Лично мне совершшенно безразлична квантовая механика, на мою жизнь и веру она ни чуть не повлияет, но, возможно плюс ее в том, что заставит задуматься людей с "параллельно-перпендикулярным" мышлением об устроустве мироздания и свойствах материи.
lehnoved
30 янв, 2010 11:14 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Возможность существования объекта одновременно в нескольких точках пространства выглядит более невероятно, однако и это научный факт
zwezdin
30 янв, 2010 13:23 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
у меня впечатление, что вы науку в целом с чем-то путаете. по воде той же я неск ссылок привел выше
aisergey
30 янв, 2010 08:07 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
А психо-физическое не материально?
lehnoved
30 янв, 2010 10:59 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Результат его воздействия материален
aisergey
31 янв, 2010 11:03 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Простите, но это не ответ на мой вопрос. Вопросом "психо-физическое не материально?" я хотел уточнить Ваше понимание этого психофизического.
lehnoved
31 янв, 2010 11:53 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Сила мысли - что это такое? Фиг знает, однако действует. Я не специалист. Вот комп работает, это хорошо, а как это все действует, мне непонятно, да и не важно для работы на нем
aisergey
1 фев, 2010 10:03 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Недоумение вызвала вот эта Ваша фраза: "материя меняет свои свойства в зависимости от психо-физического воздействия на нее".
Если под психо-физическим понимать чисто материальное явление, по получится: "материя меняет свои свойства от материального воздействия". Вряд ли Вы это имели ввиду. Получается, что психо-физическое в Вашем понимании нематериально. Фраза "Сила мысли - что это такое?" косвенно подтверждает эту догадку. И вот это понимание психо-физического как нематериального мягко говоря ошибочно. Психо-физическое уже как минимум физическое, т.е. материальное. Вам бы действительно пройти базовый курс по философии...
ex_agnia_kr
30 янв, 2010 14:41 (UTC)
Re: Новая икона и её новое почитание
Мне судить сложно, но я отношусь к иконе прежде всего с точки зрения того, что на ней изображено, потому что иначе и Библию нужно принимать только от руки написанную. Что есть напечатанная типографским способом икона? И вообще икона? Библия, написанная другим способом. И может, икона, которую человек с любовью сам на принтере распечатал, нашел сам, полюбил даже, большей силой обладает, чем самая благочестиво написанная и древняя. Я знаю женщину, которая в церковь стала ходить потому, что подметала двор и увидела из журнала вырванный листик, а там икона какая-то была изображена.
Штамповка как желание на этом заработать, барыш в чистом виде неприемлем. Это да.
И, конечно, помогает не икона, а тот, кто стоит за ней. В этом случае икона многофункциональна: она и проповедь, она и догмат о Боговоплощении, она и помощь в молитве. Вот Козельшанская икона Божией Матери. Родовая икона, не православного письма. Происходит по молитве горячей исцеление девушки. Кто исцелил? Икона? Нет, Матерь Божия, но людям проще иметь какой-то осязаемый образ и почитают они икону, посредника в молитве и чуде. Святость в иконе в том, что на ней изображен святой. Тем более, что всякая икона личностна, ведь нет безымянных икон, имя - это обязательно.
А невежества и оккультизма у нас всегда много было. Таков уж человек.
fi1618
29 янв, 2010 18:26 (UTC)
Признаться, когда впервые услышал, о проблеме печати икон в типографии меня проблема удивила своей надуманностью. Затем, продолжил мысль дальше, и, проблема стала ясной. Представте себе, если иконы на иконстасе заменить жидкокристаллическми мониторами, изображение 1:1, яркое, насыщенное, что же тогда будет?
lehnoved
29 янв, 2010 23:32 (UTC)
Что же будет..
Нулевой эффект - вот что будет. Это снова вопрос квантовой механики - взаимодействие объект-субъект. Разные материалы имеют различную структурную емкость (накопления энергии). Одна емкость у канонически написанной иконы, другая у типографски изготовленной и совсем другая у "телевизора".
andrey_ts
30 янв, 2010 10:05 (UTC)
Такое «обновленчество» никого не смущает
Смущает.
Из знаемых мною священников все, кроме одного, заказывают исключительно "крестовые" просфоры. Но и этот один (молодой по возрасту человек), приемлет печать лишь с надписью.
Инок, обучавший выпечке Артоса, рекомендовал на верхушке выкладывать только соответствующие буквы, как наилучшую традицию.
Слава Богу за всё!
Появление бумажных изображений и изображений (кроме Креста) на просфорах - прямое следствие реформы XVII в. - хотели "как лучше", получилось... то, что имеем. Не туда ли зовут современные "улучшители"..? Запрети им, Господи!
А вот ещё по теме и в связи с нынешними настроениями в церковной политике:"В VIII-IX вв. в Византии возникло иконоборческое движение, поддерживаемое правительством и частью духовенства. В основе иконоборчества лежал ложный спиритуализм, видевший только непроходимую пропасть между материей и духом. Непосредственным ПОВОДОМ К ИКОНОБОРЧЕСТВУ ПОСЛУЖИЛИ СТРЕМЛЕНИЯ византийских императоров ОБЪЕДИНИТЬ ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН в единую религиозную общину. Главным препятствием к осуществлению этого фантастического плана цари Лев Исавр, Константин Копроним и Феофил считали иконопочитание, категорически запрещенное в исламе." Подробнее см. здесь: http://karelin-r.ru/iskuss/3/1.html
Спаси Вас Христос!
lehnoved
31 янв, 2010 09:55 (UTC)
Re: Такое «обновленчество» никого не смущает
Довольно часто эта версия звучит, но на мой взгляд она не слишком убедительна. Документы какие-нить о сношениях поименованных императоров с мусульманами сохранились? Хотя бы минимальный положительный эффект от их действий (обращение мусульман) имел место? Так почему бы тогда не принять простое объяснение случившегося вместо более сложного?
andrey_ts
1 фев, 2010 12:18 (UTC)
Re: Документы какие-нить ... сохранились?
Здравствуйте, Эдуард.
По ссылке можно перейти на сайт автора статьи и задать ему этот вопрос (для вопрошающих там есть соответствующий раздел).
Лично у меня нет сомнений в достаточной для доверия "обученности сердца" о. Рафаила. Об этом свидетельствуют ДЕЛА - В РЕЗУЛЬТАТАХ принятия (непринятия) и исполнения (неисполнения) его советов совершенно разными по уровню духовн. зрелости (мною в т.ч.) людьми...
Спаси Вас Христос!
n_m
16 мар, 2010 22:51 (UTC)
"Мы покланяемся... изображённым на воске иконам... "
А что здесь имеется ввиду? Энкаустика или что-то еще?
(без темы) - tutrus13 - 2 июл, 2010 07:20 (UTC) - Развернуть
( 28 комментариев — Оставить комментарий )