?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

29 янв, 2010

Ответ на вопросы, заданные в комментарии к предыдущей записи, превысил объём комментария, потому помещаю его как новую запись.
Два события объясняют онтологию иконопочитания.
Во-первых, сотворение человека по образу Божию: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1,27). Сотворённый человек назван иконой Бога и призван «соделаться причастником Божеского естества»(2Петр.1,4).
Во-вторых, Боговоплощение Слова: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»(Ин.1,14). Воплощение Бога в человеке означало, что Божественная реальность может явить Себя в материи: «Бог явился во плоти» (1Тим.3,16). Это и есть основание для поклонения иконе. В иконе открываются два начала, как в Богочеловеке. «Он, будучи образом Божиим,..принял образ ра-ба, сделавшись подобным человекам» (Фил.2,6). Икона представляет материю – дерево, краски и проч., но эта материя пронизана божественной энергией. Это обоженая материя.
- Не Божеством ли считалась икона?
Помните огненный куст в пустыне, привлекший внимание Моисея? Куст горел, но не сгорал. Когда Моисей приблизился, из куста раздался голос: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь свято». Бог назвал Своё имя: «Я есмь Сущий» (Исх.3). Горит куст, говорит Бог, а книга поясняет: «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста»(Исх.3,2). Церковь прославила икону Божией Матери «Неопалимая ку-пина». Как куст горел, не сгорая, Матерь Божия не опалилась огнём Божества, вместив во чреве Сына Божия. Куст не был Богом, но из среды куста говорил Бог. Икона «Неопалимая купина» не богиня, но образ Богоматери, подающий божественную благодать просящим. Это область, где нет однозначных ответов, подобных тождеству 2Х2= 4.
Освящая икону, мы надписываем её именем Божиим и призываем благодать Божию. По преданию, Богоматерь благословила Владимирскую икону, написанную ап. Лукой и сказала: «Благодать рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будеть» (Минея,26 августа).
Заданный вопрос, видимо, имеет в виду «механизм освящения или способ соединения»? Механизма нет, и это трудно понять современному человеку, сознание которого сформировано в технической парадигме. Маленький мальчик спрашивает: «а где у лошадки мотор?» И наоборот. Когда в Вене пустили трамвай, инженер долго объяснял эрцгерцогу его устройство. Эрцгерцог всё понял и спросил: «скажите, а где будет лошадь?» Нельзя искать механизм там, где его не может быть.
Учение церкви о «намоленных» иконах мне не известно. Это древний аналог освящения. «Намоленными» иконами называют древние иконы, перед которыми молились из поколения в поколение. Скорей всего, их отождествляют с «чудотворными» иконами, явление которых связано с чудесными событиями в жизни человека или народа. Каждая икона может быть чудотворной или намоленной, если мы перед ней усердно молимся и взываем к Богу о помощи: «просите и дастся вам», обещал Спаситель.
Восточные отцы находят воображение препятствием для умной молитвы. Воображение рождает помыслы. Икона связывает воображение. Подвижник не рассматривает икону. Взирая на икону, он собирает ум, заключает в слова молитвы и возносит его к Первообразу. На современном языке можно выразиться: концентрирует внимание на иконе, отсекая помыслы. И снова следует сказать, что в духовной жизни не может быть стандарта. Практика подвижников может различаться в деталях. Сущность созерцания остаётся неизменной.
Спекуляции возможны везде, где заводится корыстный человек. Спекулировать он может даже на святынях, если беспринципен. Это кощунство. Ответ получился отрывочным, но так предложены вопросы.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
lehnoved
29 янв, 2010 23:13 (UTC)
Я не являюсь противником икон, я противник крайностей, а именно до них доведена реализация догмата об иконопочитании.

Да, компромисс был необходим (это я к истории вопроса, 7-го Вселенского Собора), но именно как компромисс и нужно было рассматривать это решение, а не как руководство к немедленному действию. Что из этого получилось, мы все прекрасно видим - культ!

В основной своей массе люди не склонны к поискам "Царского пути", изучению духовных и психофизических нюансов своих действий, подобно шару в боулинге они легко скатываются в левый, или правый желоб. Реализация решений собора требовала крайней осторожности и умеренности, чего не произошло. Дальше было хуже - эффект горной лавины. И вот уже епископ "образ Христа", а в наше время и "вместо (анти-) Христа" и тоталитарная иерархическая структура "образов Христа" вместо (анти-) Церкви.

Конечно, не будь этой лазейки, сатана нашел бы другую, но зачем было ему помогать?
zwezdin
30 янв, 2010 00:01 (UTC)
благодарю за ответы.
ключевой вопрос для меня был об обоженности материи.

++Икона представляет материю – дерево, краски и проч., но эта материя пронизана божественной энергией. Это обоженая материя. ++

не знаю, лучше бы Вы меня поняли, если бы я написал, что имею православное богословское и религиоведческое образование, читал много книг об иконах, даже мечтал быть иконописцем :) .

Но, если икона сама по себе, без динамики, участия человеческой души и духа каким-то образам связана с Божеством

то моя совесть сейчас не позволяет мне НЕ считать иконопочитание идолопоклонством.
в этом случае мне остается лишь признать свою неправославность и отказаться перед протестантами говорить о том, что православные не кланяются идолам.

Реально, если икона - это не ворота, это не дорога, а кусок Бога, простите за вульгаризм, то просто грех не поклоняться этой иконе
(не просто почитать)
а я не поклоняюсь иконе как идолу и не собираюсь.

Опять же, если все так как Вы пишете - лукавит тот же отец Андрей Кураев, обманывая миллионы и протестантов и православных в книгах вроде "Протестантам о Православии".

- - -

ну и самое поразительное в этой ситуации, что день тожества иконопочитания - это день торжества Православия. То есть без икон как бы и нет Православия

- - -
вобщем-то, я еще больше стал понимать иконоборцев (не в методах борьбы, а в логике)
я их понимал еще в период нееофитства - лет 6-7 назад,но только по фактам крайностей - вроде добавок краски с иконы в чашу Причастия или иконы как восприемника таинств.

- - -
Мне кажется такое богословие иконы крайностью. Оно как бы под дулом Божественного автомата, стреляющего патронами истины, не оставляет человеку выбора в должном отношении к иконе, Православию, Богу.

- - икона, в которой божественные энергии независимо от моей настроенности, внимания и т. п
не отпускает меня к Богу, а притягивает к себе.
в ней Бог, значит я обязан ей поклоняться.

ваша интерпретация - чистейшее язычество родни фильму великая тайна воды. кстати, освящение воды тоже понимается многими как зарядка Божественной энергией.

Выписывал как-то из дневников отца Александра Шмемана:

Страшный смысл возникновения "святой воды" в христианстве: что ни покропишь ею, то становится священным и святым. И самое смешное, что никто, даже немцы, не знает, как возникла эта "святая вода". Ибо в том-то и дело, что возникла она только и исключительно из благочестия, из религиозного (а не христианского) стремления не к Истине, не к Богу, а к "вещественной святыне". И это значит - из отрицания воды (ибо крестят нас не в "святой" воде, а в воде, которая потому и свята, что восстановлена как вода: жизнь и смерть, мир и небо, причастие и омовение, и именно в этом восстановлении смысл крещального и крещенского освящения воды…).

что ж, поскольку верю в здравый смысл, займусь изучением этого вопроса посерьезней.
lehnoved
30 янв, 2010 00:08 (UTC)
Что касается воспоможения икон при молитве, то, возможно тут все индивидуально - я всегда предпочитал молиться с закрытыми глазами, в храме старался становиться вплотную к стене (чтоб не отвлекаться), к иконам лишь прикладываюсь (дань традиции, хотя внутреннего желания на это у меня не возникает).

Однако предпочитаю придерживаться правила - если кому-то "помогает", то и благослови Господи!

Слава Богу я "мирянин", священникам в этом плане много сложнее - Устав, хошь-не хошь соблюдать нужно :(
(Удалённый комментарий)
adelgeim
31 янв, 2010 22:17 (UTC)
обоженность икон - это язычество
Обожение иконы является прямым продолжением Боговоплощения. Никто из комментаторов не обратил внимания на два факта, которыми я обосновал возможность явления в материи божественной реальности: творение человека, несущего образ Божий и Воплощение Богочеловека. Из этих фактов исходит содержание христианства. Отрицая божественные энергии в иконе, отрицаете Боговоплощение, и весь смысл христианства теряется. Иконоборчество отрицает Боговоплощение. Отношение к догмату иконопочитания выявляет нашу веру в Боговоплощение.
fi1618
30 янв, 2010 16:03 (UTC)
А всетаки! Основой основ протестантизма является неприятие икон. Причем, на это счет есть прямое указание в десяти заповедях (Исх. 20,4) "Не сотвори себе кумира и никакого изображения...". Все что приводится в защиту иконопочитания, суть софистика, личная трактовка Библии. Действительно есть исключения сделанные по прямому указанию Бога, например, "Медный змий", но ведь это прямые указания свыше, а не рассуждения человеков. Так что вопрос открыт.
ioann_86
31 янв, 2010 08:17 (UTC)
И в том же ВЗ читаем:
"18 и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.
19 Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее.
20 И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу; к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе.
22 Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, обо всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам Израилевым.
(Исх.25:18-22)"
И еще:
"23 И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева высотой в десять локтей.
24 Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его.
25 В десять локтей [был] и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида [были] оба херувима.
26 Высота одного херувима [была] десять локтей, также и другого херувима.
27 И поставил он херувимов посреди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного [одной] стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом.
28 И обложил он херувимов золотом.
29 И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов, и пальмовых деревьев, и распускающихся цветов, внутри и вне.
30 И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части.
31 Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками.
32 На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов, и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов, и пальмы.
33 И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные,
34 и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные.
35 И вырезал [на них] херувимов, и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.
(3Цар.6:23-35)"
все это не только угодно Богу, но и Им самим заповедано сделать! Что вы на это скажете? Заповедь нарушена - херувимы на небе, пальмы и цветы на земле.
если вы воспринимаете заповеди в отрыве друг от друга, а не как Закон, то поступаете как фарисей. Сказано: "4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.(Втор.6:4,5)" и если вы видите в человеке образ и подобие Божие, то почему не можете его изобразить? Словами ведь можно? Не нам ли сказано:"12 тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
(Втор.6:12-15)"? И если следуем этим заповедям, то и изображения нам ничто! Потому что знаем Кому мы служим. Но в образах видим первообраз. Того, Кого мы любим, ровно так же, как мы видим этот первообраз в образе человека. И не служим ему (образу), а почитаем как то, что по сути часть первообраза и без него не существует. как не было бы фотографии меня, если бы и меня самого не было.
fi1618
31 янв, 2010 09:51 (UTC)
Вы можете приводить частных случаев сколько угодно. Но пока не отменена общая норма, запрещающая изображения, то при создании каждого изображения, необходимо получить санкцию от того источника права, который ввел запрет, либо попросить у источника права отменить запрет.
Все иное суть софистика и не более чем человеческие рассуждения по поводу обоснованности запрета.
ondrash
2 фев, 2010 08:31 (UTC)
Кстати, лично не был свидетелем, но где то прочёл, что во многих протестантских кирхах в Европе находятся иконы византийского, канонического образца.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner