?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Не ожидал, что мои размышления об иконах вызовут иконоборческий взрыв. Видимо, проблема иконы очень жива до сих пор. Иконоборчество двести лет потрясало Византию. Иконы рубили, жгли, оскверняли, не замечая в них ни красоту, ни святость. Казалось, что эпоха варварства осознана и неповторима. Спустя 800 лет, протестантский раскол вновь всколыхнул больную проблему. Спустя ещё 400 лет, началось лютое иконоборчество в
советской стране. Атеизм, конечно, сыграл свою роль, и всё же варварское уничтожение великого искусства иконописи кажется безумием. И вот, стоило заикнуться об иконах, опять забурлил протест: язычество! Как можно поклоняться доскам и краскам..!
Иконопочитание является догматом Церкви. Отрицая иконы, как возможность осуществления божественной реальности в материи, иконоборцы не признают Боговоплощение. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти». Иконоборцы ссылались на запреты Ветхого Завета. Все аргументы повторяются. Новый Завет начинается Воплощением Бога в тварном мире. Икона свидетельствует о Воплощении. Отцы Седьмого Вселенского собора называли иконы «святыми и благодатными». Исповедовали чудеса, происходящие от икон, призывали поклоняться святым иконам и целовать их.
Икона являет Царство Божие и преображённое творение. Икона являет Богочеловека Христа и обоженное в Его лице человечество. Это образ, являющий человека, в котором божественная благодать попалила грех, исцелила немощи и явила славу Божию. Икона являет богоподобие святых, пребывающих в жизни будущего века. В иконе мы встречаемся с Богом лицом к лицу. В ней мы созерцаем тайну будущего века.
Молитва возможна без иконы. Икона связывает воображение, отражает помыслы, помогает сосредоточиться и предстоять перед Богом. Деисис означает «моление». Икона есть осуществлённая молитва, к которой человек может прибщиться своим предстоянием. Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель. Икона являет их благоговейное созерцание Бога. Для предстоящего икона убедительна в той мере, в какой сам он приобщён преображённому миру. Молитва совершается в глубине сердца. Там пребывает имя Божие. В имени человек встречается с Богом, когда мысли и чувства умолкнут. Икона тоже место встречи. Икона обращена к человеку, и он может обратиться к ней. Бог пребывает в Своей иконе, как пребывает в Своём имени. Боговоплощение открывает возможность встретиться с Богом, расти «в меру возраста исполнения Христова» и назвать Бога своим Отцом.
Мы признаём Евангелие словом Божиим, которым Бог говорит с человеком.
Евангелие посредством слова раскрывает Образ Христа Спасителя, «верою вселяя Его в сердца наши». Почему же образ, написанный словом, являет благодать, а написанный красками не являет? Догмат свидетельствует веру Церкви. Характерная черта ереси найти компромисс между верой Церкви и рациональным пониманием. Объяснения имеют предел, не позволяющий доводить их до компромисса. Невозможно исключить из догмата область веры. Церковь несёт свидетельство словом и образом. Е.Трубецкой назвал икону «умозрением в красках». Это «умозрение» очищает ум от страстей и позволяет различить Бога от идолов.

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
adelgeim
4 фев, 2010 14:18 (UTC)
надо подкреплять слова Преданием Церкви.
На слове «обожение» не настаиваю. «Обоженной» я назвал не икону, а «материю», которая включает в себя также икону, но звучит шире, поскольку включает человека и Плоть Христову. В документах 7-го собора слова «обожение» нет. Там есть слова: «Они (иконы) полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы чтим, как достойные почитания и лобызаем их. Таким образом и самый животворящий крест, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. Итак, или они должны признать и самый крест ве-щью обыкновенной и не заслуживающей почитания, поскольку он не имеет освящающей его священной молитвы, или же они должны почитать иконы священными и достойными поклонения» (Деяния...7, 488-489).
Божественная благодать Святого Духа есть та энергия, действие которой производит обожение человека, обожение твари. Другое слово, идентичное обожению, «преображение». Такого слова в документах собора тоже нет. Но есть слова «святые» и «благодатные», имеющие тот же смысл. Седьмой собор много говорит о чудесах и исцелениях, происходящих через святые иконы. Это означает, что через св. иконы действует благодатная Сила Святого Духа.Икона являет не Божественную Сущность, а благодатные энергии, «являющие преизлияние Божественной Сущности», по словам св. Григория Паламы. Так святые пребывают в Боге, не становясь Его Существом, но приобщаясь к Нему действием Благодати, так иконы становятся святыми через действующую в них благодать, так становится святой вода, «освящаемая Духом Святым». Ниже один из комментаторов приводит текст Св. Иоанна Дамаскина. Прочтите, там есть ссылка на его сочинение, которое можно прочесть полностью. Смысл его слов соответствует соборному определению.
Защитники иконопочитания ведут диалог с иконоборцами по нескольким направлениям, разбирают софизмы, возникавшие в то время. Всё повторяется, несколько смещаясь. Собор больше уделял внимания веществам, на которых следует писать иконы. Нынешние борцы
с иконопочитанием более взволнованы возможностью и мерой соединения Бога с тварью и способом или механизмом пребывания Духа Святого в твари. Такими вопросами 7 Собор не задавался, но определённо постановил, что святым иконам следует поклоняться и лобызать.
fi1618
2 фев, 2010 15:26 (UTC)
«Иконопочитание является догматом Церкви.»
Но этот догмат прямо противоречит (Исх. 20,4) "Не сотвори себе кумира и никакого изображения...".
Мое рассуждение носит чисто правовой характер. Поскольку все канонические книги Библии имеют источником Бога, то все предписания носят обязательный характер. Причем (Исх. 20,4) является общей нормой, своего рода «презумпцией» запрещающей изображения.
Сторонники иконопочитания, в качестве аргумента приводят частные случаи, исключения из этого правила, содержащиеся в Библии, то есть имеющие тот же источник—Бога, например, медный змий, херувимы на ковчеге завета и др.
Далее, они распространяют эти конкретные исключения из правила на неопределенное число случаев, таким образом, создают новое правило. А собственно, на каком основании? Вот именно в этом и состоит прямое противоречие правилу, прямо запрещающему изображения.
Таким образом, законопослушный человек должен для создания конкретного изображения, получить санкцию у Бога (Как это сделать другой вопрос.), либо найти прямое указание в Библии, отменяющее этот общий запрет. Постановления Вселенского собора, лишь трактуют Библию, но сомневаюсь, чтобы Собор взял на себя смелость, взять и отменить Библейское правило.
Проблема состоит в том, что поскольку Библейское указание дано прямо и недвусмысленно, то возникают сомнения в правомерности Решения Собора по вопросу иконопочитания.
Это, всего лишь мое сомнение, но не позиция.
adelgeim
4 фев, 2010 15:22 (UTC)
рассуждение носит чисто правовой характер
Исследование дела в суде могут прекратить или вобуждить "по вновь открывшимся обстоятельствам". Вы не замечаете главный факт, изменивший не только частный запрет, но положивший начало Новому Завету. Воплотился и стал человеком Бог. После такого радикального события не нужны формальные отмены прежних установлений. Но формальная отмена тоже произошла. На апостольском соборе отменено обрезание и весь закон Моисеев. И апостольский собор определил: "Изволтся Духу Святому и нам". С правовой точки зрения всё выполнено безукоризненно.
fi1618
4 фев, 2010 19:09 (UTC)
Re: рассуждение носит чисто правовой характер
Я не знаток священного писания, но в силу своего внутреннего устроения, пытаюсь проверить утверждения. Сошлитесь, пожалуйста, на конкретные стихи Библии, которые подтверждают ваше утверждение об отмене моисеева закона.
adelgeim
5 фев, 2010 00:00 (UTC)
утверждение об отмене моисеева закона.
"полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы"(Деян.15,19-29). Указаний о конце и отмене ветхозаветного закона много, привожу одно.
Но важнейшим свидетельством отмены служит Воплощение. "Древнее прошло, теперь всё новое" (2Кор.5,17).
fi1618
13 фев, 2010 19:57 (UTC)
Re: рассуждение носит чисто правовой характер
Увы! отец Павел.
Не вижу я здесь, цитируемом тексте, прямого указания на отмену Минайского законодательства:
"28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".
(Деян.15:28,29)"
adelgeim
17 фев, 2010 22:49 (UTC)
Не вижу указания на отмену Синайского законодательст
Отмены Синайского законодательства быть не может. Новый Завет не отменяет Ветхий завет, но преображает его:"Никто да не осуждает вас за пищу,или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или
субботу: это тень будущего, а тело - во Христе"(Кол.2,16-17).
Принципиальное различие между восприятием ветхого и нового Завета-в воплощении. Оно осуществило явление Божественной реальности в материи. Иконы, имя Божие, слово Божие являются свидетелями этого явления. Что было недопустимо до Воплощения, стало возможно через него. Взаимное непонимание основано на недоразумении. Заповедь именует "идолом" не образ, не изобразительное искусство, как таковое, но подмену Сущности чуждым ей изображением. Бог является той Сущностью, Которой мы должны поклониться. Это первая заповедь.
Вторая заповедь "не сотвори кумира". Не твори иной сущности, которая стала бы предметом поклонения. Речь не об изображении подлинной Сущности, а о творении другой сущности, которая заменит подлинную Сущность. Синайское законодательство запрещает не изображение, а "иного бога" и служение ему. Кумир означает не изображение истинного Бога, но иную сущность, которая не является подлинной и не заслуживает поклонения.
aleleo_aleley
2 фев, 2010 18:21 (UTC)
Икона это не кумир и противоречия с заповедью не несет. Икона это окно, пока в ней есть обратная перспектива. Опасность я вижу в непроработанном Вселенским собором обряде иконопочитания. Когда общение со святым начинается поцелуем иконы - это приветствие. Далее молитвенное обращение и поклон. Но на практике общение начинается и заканчивается поцелуем. Тогда в этом неразличении деталей скрывается идолопоклонство.
ar_chitect
2 фев, 2010 21:23 (UTC)
Спасибо вам, отец Павел.
Аргументы против всегда одни и те же.
Истина очевидна.
vadim_alekseyev
3 фев, 2010 05:05 (UTC)
Стоять или предстоять.
Вот достаточно длинная цитата из "Первое защитительное слово против порицающих святые иконы" Иоанн Дамаскина. Всё произведение можно найти здесь http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ - очень хорошая подборка по теолгии иконы.

XVI. Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, 57) я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделавшему мое спасение, и не перестану почитать вещество, чрез которое соделано мое спасение. Почитаю же не как Бога – нет! – ибо каким образом есть Бог то, что возъимело свое бытие из ничего? Хотя, по причине соединения в одном Лице божества и человечества, тело Божие – Бог, так как оно, не изменяясь, сделалось тем, что есть и освятившее [его, но] оно [все-таки] осталось таким, чем оно было по природе: плотию, одушевленною словесною и разумною душею, получившей начало, не несотворенною. Почитаю же и благоговею и пред остальным веществом, при посредстве котораго соделалось мое спасение, как пред исполненным божественной силы и благодати. Или древо крестное, трижды счастливое и треблаженное, не–вещество? Или не–вещество достойная почтения и святая гора? Краниево место 58)? Или не-вещество благодатная и живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Или не-вещество чернила и всесвятая книга Евангелий? Или не-вещество живоносная трапеза, доставляющая нам хлеб жизни? Или не-вещество как золото, так и серебро, из которых приготовляются кресты и дискосы, также и потиры? Или не-вещество , преимущественно пред всем этим, тело и кровь Господа нашего? Или устрани почитание и поклонение всему этому или, повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатию божественнаго Духа. Не порицай вещества, ибо оно не-достойно презрения. Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойнаго презрения. Это [т.е. презрение вещества] – мнение Манихеев. Но то одно только достойно презрения, что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольнаго отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей, - т.е. грех. Если ты презираешь и запрещаешь изображения по причине [предписания] закона, как приготовленные из вещества, то смотри – что говорит Писание: И рече Господь к Моисею, глаголя: се нарекох именем Веселеила, сына Орова, от племене Иудина. И наполних его духом Божиим премудрости и смышления, и ведения, во всяком деле разумети: и архитектонствовати, и делати злато и серебро и медь, и синету, и багряницу , и червленицу прядену, и виссон сканый: и каменное дело, и различная древодельства делати во всех делех. И аз дах его и Елиава сына Ахисамахова от племене Данова: и всякому смысленому сердцем дах смысл и сотворять вся, елика заповедах тебе 59). И опять: рече Моисей ко всему сонму сынов Исраилевых: услышьте сие слово, еже завеща Господь, глаголя: возмите от себе самих участие Господу, всяк по воле сердца своего, да принесет начатки Господу, злато, сребро, медь: синету, багряницу, червленицу сугубу спрядену, и виссон сканый, и волну козию: и кожи овни очервлены, и кожи сини, и древеса негниюща. И елей помазания, и в сложение фимиама: и камени Сардийски, и камени в ваяние и на ризу верхнию, и на подир . И всяк премудрый сердцем в вас, шед да делает вся, елика заповеда Господь: скинию 60) и следующ. Вот, подлинно, драгоценное вещество, хотя вами считается достойным презрения. Ибо что ничтожнее козьей волны или красок? Разве не краска – червленица и багряница, и синета? Вот, подлинно, и дела рук человеческих, и изображения Херувимов. И так, почему от имени закона запрещаешь то, что закон повелевает делать? Если ради закона ты запрещаешь изображения, то пора тебе и субботствовать и обрезываться. Но знай, что, если соблюдаешь закон, Христос вас ничтоже пользует 61).Иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте 62). Древний Израиль не видел Бога, мы же откровеным лицем славу Господню взираем 63).
vadim_alekseyev
3 фев, 2010 05:08 (UTC)
Стоять или предстоять.
А вот то что апостол Павел говорит о букве закона:
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?" (2 Кор. 6-8)
aleleo_aleley
3 фев, 2010 14:32 (UTC)
Жаль, что никто не слышит. Повторю, практика почитания икон непроработана Вселенским собором. Если поцелуй иконы вначале, а потом молитва, то это христианское приветствие святого и далее обращение к нему. Если молитва, а потом поцелуй иконы, то здесь нет приветствия святого, к которому обращаешься. Тогда нарушаются азы общения, и трудно ожидать, что будешь услышан. А они нарушаются повсеместно. Раз не общение с живым святым, значит идолопоклонство доске.
adelgeim
4 фев, 2010 15:38 (UTC)
практика почитания икон непроработана
Вы предлагаете выполнить ритуал почитания иконы. Он существует: Совершается два поклона перед иконой, затем мы целуем икону с молитвой: "Пресвятвя Богородице, спаси нас" и снова совершаем поклон иконе. Это общая практика пклонения иконе. В особых случаях ещё поются тропарь и кондак события.
(Удалённый комментарий)
aleleo_aleley
4 фев, 2010 18:02 (UTC)
Re: практика почитания икон непроработана
Я имею ввиду народную практику поклонения. Поцелуй иконы перед молитвой означает христианское приветствие. Поцелуй в другой момент христиански не обоснован. Народ в храме этого не соблюдает.
vikyakov
3 фев, 2010 22:22 (UTC)
Икона не изображает, она являет...
Как странно: казалось бы, вопрос решен, иконоборчество преодолено, «иконопочитание – один из догматов Церкви». Но проблема отношения к иконе вновь и вновь встает в полный рост. Кому-то видится двусмысленность формулировок Вселенского собора, кому-то недостает правовых оснований для отмены ветхозаветного запрета. Несмотря на, казалось бы, исчерпывающее новозаветное: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его…» (Ин. 1, 14) «Видели!» - говорит Апостол. Видели! – в отличие от ветхозаветных пророков. И это стало основанием (но, оказывается, не для всех) появления иконы. Новый Завет во многом изменил, преобразил, переосмыслил в новое качество постулаты Завета Ветхого: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю: не противься злому». (Мф. 5. 38, 39.) И это «вы слышали…» или «сказано древним…» и «а Я говорю…» с неслучайной настойчивостью повторяется в Нагорной проповеди. Да и приведенная цитата из Иоанна Дамаскина весьма убедительна. Но, видимо, отношение к иконе – из тех вопросов, ответы на которые каждый должен найти в себе, подтвердить своим духовным опытом. И это нормально. Богоискательство здесь.
Но только, думается мне, граница между идолопоклонством и поклонением Господу, между язычником и христианином пролегает внутри каждого из нас. Разве во время молитвы не колеблемся мы, нестойкие, словно индикатор на дисплее, от собранности к рассеянности и мыслям о чем попало, от готовности принять волю Его к настойчивому «сделай так, как я хочу!»?.. А что такое «молитва должна быть обращена внутрь, а не вовне» - ? Кажется, стоит это понять, и - всё встанет на места, стояние станет предстоянием. Но вопрос должен быть решен, каждым для себя, каким-то, может быть, ему одному понятным и предельно честным решающим доводом, - правовым ли, логическим, авторитетом ли другого духовного опыта, - ответ должен быть найден. И тогда икона перестанет быть преградой и препятствием и обратится в доброго наставника-поводыря на пути к Богу.
«Икона ничего не изображает, она являет. – Говорит архимандрит Зинон в «Беседах иконописца». - Она есть явление Царства Христова, явление преображенной обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос. …Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной реальности, о которой свидетельствует».
И – позволю себе процитировать дневниковую запись о беседах с ним: «о. З.: «У светского живописца на первом месте индивидуальность, собственное «я»; иконописец, наоборот, должен свести себя на «нет», чтобы в нем было как можно меньше от себя и как можно больше от Бога, стать не источником света и не зеркалом, его отражающим, но стеклом, максимально прозрачным, чтобы не заслонять собой Господа». Глядя на иконы, писаные о. Зиноном, скажем, на Спаса Нерукотворного, я начинаю понимать, что значит встретить Бога живого: в меня ударяет отзвук того потрясения, которое испытали при встрече с Ним – глаза в глаза! – ученики Его, и оставили все, и пошли за Ним».
shean
5 фев, 2010 09:10 (UTC)
возможно, глупый вопрос - в какой момент изображение Господне становится иконой? Является ли это пропитывание тварного высшим ординарным чудом Церкви или изображение становится иконой в том момент, когда с его помощью человек обращает свои мысли к Богу?
adelgeim
5 фев, 2010 11:31 (UTC)
в какой момент изображение становится иконой
Икона надписывается, чтобы молящийся знал, к кому обращается. С этого момента икона получает церковное признание и считается освящённой. "Пропитывание чудом" и психологические переживания остаются за пределами молитвы. Первое- разговор не знаю о чём, а второе должно быть отстранено до начала молитвы. Молитвослов призывает стать прямо перед образом и сказать "Боже милостив будт мне грешнику". "Посем постой мало, дондеже улягутся все чувства и начни: молитвами святых отец наших... и прочее."
shean
5 фев, 2010 11:39 (UTC)
Re: в какой момент изображение становится иконой
пропитывание - просто выражение, я на нем не настаиваю и не настаиваю ни на чем, что можно этим словом обозначить.

Собственно, в возрасте 16 лет, в выпускном классе, я (на тот момент не крещеная) подарила подруге на День Рождения изображение Девы Марии с младенцем, нарисованное и выжженное на доске самостоятельно, изображение совершенно неканоническое, конечно. Подруга говорила, что несколько раз взгляд на изображение... ну, не то, чтобы помогал... Но как-то легче становилось. На вопрос ее, можно ли считать эту доску иконой - я всегда решительно отвечала "нет" - и, получается, была неправа?
adelgeim
6 фев, 2010 04:44 (UTC)
можно ли считать эту доску иконой
Образ этот не является канонической иконой. Если Вы обращаетесь к Богу, образ ооказывается вторичным по отношению к Первообразу. Бог слышит молитву, где бы она не приносилась. Это уже вопрос не об иконе, а о молитве. Она всегда действенна. В данном случае Ваш подарок был знаком, указывающим путь и заслуживает благоговейного отношения. Тем более, что Бог на него отвечал Своим теплом.
shean
6 фев, 2010 05:29 (UTC)
Re: можно ли считать эту доску иконой
Спасибо!
( 20 комментариев — Оставить комментарий )