?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме «Великий канон»-поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?»-вопрошает кающийся. По-русски его вопрос означает: "как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние"? С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира-землю и небо. «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Быт.2,7).
Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод. Она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу и вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию.
Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек». Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества».
Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода.
«Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и
воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где
ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут;
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф.6, 19-21).
Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий как звезда, отражённым светом. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз– значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
chajhanschik
17 фев, 2010 09:37 (UTC)
Нет слов, как всё прекрасно и доступно сказано. Ничего не остаётся как только со всем вышеизложенным согласиться. А ещё лучше - приступить к осуществлению этого в своей жизни. Большое спасибо.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner