?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Иерархия ценностей.

Плутарх видел много городов и народов, их странные обычаи, но никогда не встречал народа без понятия о поклонении Божеству. Среди представлений о Боге, общим было понятие о Существе, которое выше человека. Одни религии имели понятие о Боге и требовали нравственного подвига, другие ограничивались ритуалом. Иудейская вера имела Откровение, вероучение, этику, храм и ритуал, структуру управления: архиереев, священников, синедрион. Те же элементы восприняло христианство. Первоначальным акцентом был нравственный: «Святы будьте, как Я свят» - говорит Бог Ветхого Завета. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный» - заповедал Христос. Наибольшей заповедью в Законе Христос называет любовь к Богу и ближнему. Богословие, великолепные храмы, пышный ритуал и структура управления развились постепенно.
Господь высоко оценивает подвиг апостолов, посылая проповедовать Евангелие Царства: «Вы - соль земли, вы свет миру». Христос послал их служить верующим, как Ему Самому и заповедал выразить любовь к Нему через заботу об «овцах»: «Если любишь Меня - паси овец Моих». Церковь осуществляет родовые связи, как организм Христовой жизни: «я родил вас во Христе»- пишет христианам апостол Павел. «Спасение» в Церкви понимается как пребывание в «стаде Христовом». Образ «овец», за которых «Пастух» или «Спаситель» отдаёт жизнь, проходит через весь Новый Завет.
Апостолы собирают верных в «единое стадо Единого Пастыря».
Древняя церковь видела в епископе, возглавлявшем общину, не чиновника, а носителя нравственной чистоты, веры и преданности Богу: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую»(1Тим.3,1-7). Почему современный епископ не похож на этот образ?
Апостол Павел призывает: «подобны мне бывайте, как я Христу». Церковь ожидала уподобления в первую очередь от епископа: «Таков должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр.7,26-28). Этим требованиям отвечают богослужебные тексты, прославляя святителей.«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал смирением высокая, нищетою богатая».
Эпоха Вселенских соборов не отменила нравственных требований. Она лишь переместила акцент на исповедание веры. Необходимо знать и правильно понимать догматы. Шла борьба за чистоту вероучения. Догматы стали ценностью, за которую страдали и умирали. Богословие стало главным содержанием церковной жизни. Оно не оторвалось от созерцания и аскетики, но акцент пал на богословие.
Закат Византии и Российское Православие приняли сложившуюся традицию, дабы сохранить. Акцент сместился к точному соблюдению ритуала: строительству храмов, исполнению богослужебного устава, Вселенских канонов, вычитыванию молитвенных правил, хранению богослужебного языка. Буквализм охранял дух православия. Иногда буквализм ведёт к обратным результатам, о которых предупреждал апостол: «они сохранили образ благочестия и отверглись его силы».
В 1927 г митрополит Сергий акцентировал главной ценностью православия хранение структуры церковного управления, усмотрев в ней принцип единства церкви. Этика, богословие и ритуал не были забыты, но заняли второстепенное место. Отступление от них допускалось ради сохранения главной ценности.
С начала 21 века в церковной жизни главными ценностями становятся единство церковного управления, имущество и ритуал. Святость и умозрение, аскетизм и мученичество всё дальше отходят в предание, как прекрасная мечта, которой нет места в современной практике, где кипят политика, коммерция, карьера, имидж и комфорт. Нет, никто не отверг ценность христианской нравственности и веры. Мудрые вожди церкви с недоумением смотрят на приносящих личное благополучие в жертву вере и святости, как на ископаемых, чудом уцелевших в нашу прагматичную и циничную эпоху.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
fi1618
1 мар, 2010 05:53 (UTC)
"епископ должен быть непорочен, одной жены муж"
Интересно, а откуда это, что епископ должен быть только монахом?
Это прямое противоречие писанию.
adelgeim
1 мар, 2010 09:07 (UTC)
откуда это, что епископ должен быть только монахом?
Это изменение вводит 12 правило Шестого Вселенского собора. Церковь живая, и может менять правила, когда изменяются внешние условия, чтобы не получилось как с фонарщиком из "Маленького принца".
fi1618
1 мар, 2010 16:23 (UTC)
Re: откуда это, что епископ должен быть только монахом?
Понимаю, что темой вашей записи является современное состояние иерархии РПЦ, но всеже...
Меня несколько смутило, что вселенский собор взял и подкорректировал писание, но вот такая корректировка для меня неубедительна, в смысле ее правомерности. Очевидно, что обновленцы, именно на этом стихе и основывались, т.е. об их позиции можно спорить, но не отвергать с порога.
Простите, но поскольку в школе, где я учился, литература была самым страшным насильственным предметом, который мы все ненавидели и боялись, то я не знаю что имеется ввиду под фонарщиком из "Маленького принца"
ioann_86
1 мар, 2010 20:37 (UTC)
Re: откуда это, что епископ должен быть только монахом?
дело в том, что в то время весьма стали злоупотреблять епископством, видя кафедру как гос. службу, на которой можно нагреть лапу. Кафедры продавались за деньги, которые потом отбивались ставленниками с епархий на которые их назначали. Смотрите новеллы Юстиниана, там есть об этом...есть и каноны карающие симонию. Было решено поставлять епископов только из монахов, поскольку принятие монашества сильно влияло на гражданские права постригаемого, исчезал смысл зарабатывать и копить деньги, если потом их нельзя было никому завещать, монаху много чего нельзя было приобрести - хотя бы потому, что от него требовалось пребывать в монастыре. И т.д.
fi1618
1 мар, 2010 21:12 (UTC)
Re: откуда это, что епископ должен быть только монахом?
Стало быть, церковные обычаи, ради "закручивания гаек", не считаются даже со священным писанием, которое по утверждению, тех кто закручивает гайки--"богодухновенно", стало быть еще более "богодухновенно", то, что называют "закручиваеним гаек" и сами любители, что-нибудь запретить, по меньшей мере, равноапостольны. Естественно, тогда, по определению, еретики те, кто призывает вернуться к тому, что написано в писании, если эти запреты писанию противоречат. Симония уже не проблема, проблема в злоупотребелениях властью, а запреты, ставшие нектуальными, нерушимы.
Все так, как в прецедентном праве, судья из 13 века, держит за горло судью 21 века. Разрубает этот "гордиев узел" только современный законодатель.
ioann_86
2 мар, 2010 09:03 (UTC)
Re: откуда это, что епископ должен быть только монахом?
Хм, что значит не считаются? Апостол Павел ведь не дает предписания - такой и только такой, а другого не смей. Как вы помните многие из первых епископов НЕ БЫЛИ женаты. А почему Павел обрезал Тимофея, хотя сам говорил, что нет обрезания или не обрезания, и возражал Петру в необходимости исполнения Закона для христиан? Писание не должно превращаться в идола, а это тоже возможно, и пример для нас - иудеи. Даже наше делание не должно подменять живого и личного Бога. Только тогда и можно говорить о богодухновенности, когда ты живешь по Духу, а не по букве. Не думайте, что я призываю не знать Писания или отвергаю его, да не будет! Но понимать, что Писанием ни Бог, ни Церковь не исчерпываются - надо.
В писании есть упоминания о игуменах, пресвитерах(в одном и том же значении, насколько помню), о диаконах и епископах, но нет ничего про чтецов, про аколуфов, иподиаконов и пр., про чины службы, уставы поста и еще много о чем. Что же нам теперь делать? Писание не повареная книга, и не свод статей на все случаи жизни.
Как славно, что Бог дал нам столько свободы в земном нашем устроении! Это большое чудо, и большое, райское искушение.
adelgeim
1 мар, 2010 23:04 (UTC)
фонарщик из "Маленького принца"
Добрый день- сказал Маленький принц- Почему ты сейчас погасил фонарь?
- Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.
- А что это за уговор?
- Гасить фонарь. Добрый вечер. И он снова засветил фонарь.
- Зачем же ты опять его зажег?
- Такой уговор, - повторил фонарщик.
- Не понимаю, - признался маленький принц.
- И понимать нечего, - сказал фонарщик, - уговор есть уговор.
- Добрый день. И погасил фонарь. Потом красным клетчатым платком утер пот со лба и сказал:
- Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день отдохнуть, и ночь, что бы выспаться...
- А потом уговор переменился?
- Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от году вращается все быстрее, а уговор остался прежний.
- И как же теперь? - спросил маленький принц.
- Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту гашу фонарь и опять зажигаю.
- Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!
- Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже месяц.
- Целый месяц?!
- Ну да. Тридцать минут-Тридцать дней. Добрый вечер! И он опять засветил фонарь.
Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился человек, столь верный своему слову.
petruspriest
1 мар, 2010 22:30 (UTC)
Пока не существовало понятие "юридическое лицо" имущество принадлежало физическому лицу. Территория государства например принадлежала королю и он мог ее продать, поделить, подарить. Имуществом церкви владели епископы, поэтому их сделали монахами, чтобы не делить церковное имущество между их детьми.
victor_vlad
1 мар, 2010 11:22 (UTC)
Мне кажется, что у наиболее "продвинутых" иерархов уже и уважение к ритуалу выветривается: он служит лишь прикрытием стремления управлять и владеть.
adelgeim
1 мар, 2010 13:32 (UTC)
стремление управлять и владеть.
К сожалению, возразить нечего. Узнает ли Господь Иисус Христос Свою Церковь в РПЦ МП? Опознают себя святые апостолы в "святых Владыках"?
Истина, святось и красота могут быть лишь помехой в стремлении владеть и управлять.
garedzhi
1 мар, 2010 23:58 (UTC)
К сожалению (или к счастью) с епископами лично не знаком, а вот "приносящих личное благополучие в жертву вере и святости" знаю.
Может не приносящих, но стремящихся приносить.
Слава Богу, есть еще такие.
pingback_bot
19 ноя, 2011 10:17 (UTC)
О Двойнике церковном...
User kalakazo referenced to your post from О Двойнике церковном... saying: [...] чудом уцелевших в нашу прагматичную и циничную эпоху..." http://adelgeim.livejournal.com/31036.html [...]
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner