?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Что добро или что красно,
как не жить братии вместе».
За 3000 лет до нас псалмопевец воспел, что братское общение прекрасно. Если не формальное. Братство прекрасно, когда братья общаются и любят друг друга. Давид не имел ввиду коммунальную квартиру, армию, тюрьму и проч, куда людей загоняют насильно. Приход, епархия, РПЦ является свободным братством? Связывает нас любовь, или живём вместе, подчиняясь дисциплине? Если церковь «только земная организация с маленькой буквы, которая до неба не дотягивается и может быть одолена вратами ада», в ней нет Христа. Его Церковь врата ада не одолеют.
Идеалом прихода навсегда остаётся община ап.Иакова. Там были несогласия, вызвавшие апостольский собор. Но там было братство. Мы ответственны за духовную атмосферу, сложившуюся в приходе, в епархии, в РПЦ. Это общее дело всех и каждого члена Церкви. В создании семейной гармонии участвует вся семья. Все имеют голос и заслуживают уважения. Архиереи и фарисеи отвергли народ: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин.7,49) и убили Христа. Гармония, которой ждали не случилась. Нельзя построить церковь Христову из одних архиереев.
Вы полагаете, что «Господь призывает нас отказаться от права критиковать». В Новом Завете слова «критиковать» нет. Может, имеете ввиду заповедь «не судите»? Следует осторожно выражаться, чтобы не выплеснуть воду вместе с ребёнком. Различение добра и зла является необходимым условием нравственной работы, которая заповедана Богом в обоих Заветах. Необходимо различать добро от зла, как в своих, так и чужих поступках. Совесть требует нравственных оценок и осуждения зла – лжи, предательства, лицемерия, подлости. Спаситель сказал иудеям: «кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Обвинители разошлись, «обличаемые совестью». В себе самих мы обязаны преодолевать грех. Другим людям иногда мы обязаны говорить (детям, ученикам, исповедующимся), в других случаях оценивать молча. Нравственная оценка необходима. Запрещено злословие, выражающее пустое злорадство.
Вы полагаете, что я «обличаю своего епископа», и потому во мне "нет духа Христова". Повеление «обличать» проходит через всё Священное Писание обоих заветов. Не привожу тексты, их море. Можно ли обличать епископа? Согласно В.Далю, «обличить» означает «обвинить». Если Вы так же понимаете это слово, то ответ очевиден. Каноны Вселенской церкви подробно объясняют, как должны клирики и миряне обвинять епископа и требовать над ним суда. Прочтите «Книгу правил св.Апостол, св.соборов Вселенских и Поместных, и св.Отец». Подчиняясь церковной традиции, я со спокойной совестью послал свои обвинения на митр. Евсевия в Общецерковный суд, а суд принял обвинения к рассмотрению.
История в самарянском селении не укоряет меня в отсутствии Духа Христова, ибо я остаюсь в пределах церковной традиции. Если епископ совершает преступление: клевещет, пишет доносы, мстит и предаёт, обманывает, преследует и насилует – то есть попирает евангельскую мораль, канонические правила требуют над ним суда. Если суд восстановит порядок, церковная жизнь будет достойной Христа. Суд должен защищать нравственную чистоту общины, чтобы она не превратилась в вертеп разбойников.
Но и так, почти у гроба
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Б.Пастернак

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
alinaspb
12 мар, 2010 20:35 (UTC)
Спасибо Вам, о. Павел! Молитвенно прошу Господа о даровании Вам сил, здоровья и Его благодатной помощи!

Edited at 2010-03-12 20:35 (UTC)
d_st75
12 мар, 2010 21:54 (UTC)
Спасибо! Более всего сейчас нужны здоровый взгляд на вещи и здоровое слово.
ivar
12 мар, 2010 23:02 (UTC)
Дай Вам Господь силы в правде Его, отец Павел.
ivar
15 мар, 2010 06:08 (UTC)
О. Павел, простите меня, а можно этого nikolay12_1_1_6 забанить из Вашего журнала? Кому тут нужен тролль...
adelgeim
15 мар, 2010 10:25 (UTC)
Кому тут нужен тролль...
тролль никму тут не нужен...Его забанивают, но он возрождается из пепла под новым номером. Комментарии Николая 12 приносят вред тем, что отвлекают внимание от проблемы и переносят на мою личность. Николай 12 возражает не по проблеме, а против меня, как человека, который ему лично несимпатичен. Даже если бы я полностью разделял его позицию, он всё равно возражал бы против меня. Так уже было в одном из предыдущих постов. Разговор с ним не имеет перспективы, поскольку он не ставит задачу установить истину, узнать или сообщить что-то новое, а лишь задачу обличить меня. Это скучно для всех остальных участников разговора.
fi1618
13 мар, 2010 06:03 (UTC)
"Мы ответственны за духовную атмосферу, сложившуюся в приходе, в епархии, в РПЦ. Это общее дело всех и каждого члена Церкви."
Эта формула применима к нормальному обществу, но когда начальники насилуют подчиненных, опираясь на всю мощь принадлежащей им власти, то наступает "Тишь да гладь, да Божия благодать!", а затем, когда начальники перестанут ими быть, вот тогда, кукиш в кармане покажут все. Самое страшное для руководства, оказаться в ситуации, когда все поддакивают. Этой истины не поняли КПСС, Президент, содавший "вертикаль", архииерей окруживший себя подхалимами.
Я тоже не борец, хорошо запомнил слова профессора Плейшнера: "Спорить можно только с тем, кому поверил до конца".
По моему, в этой ситуации, когда для заявления позиции необходим подвиг, нельзя возлагать ответственность на все общество, которое, в этом случае, не состоялось, это просто сборище людей, загнанных обстоятельствами в "коммуналку".
vikyakov
13 мар, 2010 10:55 (UTC)
Думается, о. Павел говорит о требованиях, предъявленных человеку Богом, остающихся незыблемыми независимо от того, идут ли они взавзрез, противостоят ли требованиям начальства - светского, церковного, любого. Приняв Бога, человек принимает и его требования, названные Им Заповедями.
adelgeim
15 мар, 2010 08:16 (UTC)
Общее дело звучит по гречески "Литургия"
Христос осудил раба, которого господин оставил домоправителем, за то, что раб воспользовался во зло своим назначением. Вместо заботы о порученных ему домочадцах начал бить слуг и пить с пьяницами. Христос говорит, что вернувшись, хозяин казнит его. Этот раб по злому произволу создал в доме атмосферу, невыносимую для остальных домочадцев. Разумеется, духовная атмосфера взаимной любви и заботы создаётся в доме всеми домочадцами. Один раб, облечённый властью, не может на собственной диктатуре построить общество любви. Потому мы исповедуем в Символе Веры соборность Церкви. Общество, в котором начальник может на законных основаниях насиловать и без вины уничтожать подчинённых, нельзя назвать церковью Христовой. Это повреждённое и обречённое общество. За духовную атмосферу в этом обществе отвечают только архиереи, которые сформировали порочный устав, обеспечив для себя диктаторскую власть и лишая всех остальных прав и голоса. Мне понравилось Ваше выражение «когда для заявления позиции необходим подвиг, нельзя возлагать ответственность на все общество. Оно не состоялось» Увы, это так.
k4romanolga
16 мар, 2010 22:16 (UTC)
«Общество не состоялось» нигде и никогда, и не состоится до наступления Царствия Божия, не ограниченного Промыслом в этом веке на грех.

«Греховность человеческой природы обусловливает греховность и несовершенство всех человеческих союзов. … ни один союз, как бы он ни был человечески совершенен, не может заменить … Церковь, ибо ни один союз ему не может дать того, что дает … Церковь, - спасения, личного и общественного. Даже идеал социальной справедливости неосуществим в них полностью: все, что делается в этом направлении, - лишь полумеры, лишь паллиативы, так как они не касаются основной причины всякого несовершенства - греховности человечества».
Н. Афанасьев. О церковном воспитании. http://golubinski.ru/ecclesia/vospitanie.htm

Ориентация на общество в целом как на организм, предназначенный для общего дела, может давать случаи опасных уклонений религиозного свойства, что очевидно из приводимого выше перевода (общее дело – литургия; очевиден кощунственный оттенок отнесения к чему бы то ни было, кроме Церкви, категории "общее дело" в полном смысле слов). Приснопоминаемый протопресвитер Александр Шмеман в труде «Евхаристия» (гл.7 Таинство единства) детально и аргументировано указывает на опасность еретического единства (можно ознакомиться здесь http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_32.html или с комментированными выдержками здесь http://k4romanolga.livejournal.com/822.html). Так, «состоявшимися» могут преподноситься и языческие общества с государством, этносом или властолюбивыми административными функционерами, что противоестественно для Церкви Христовой.

Новый народ Божий, Церковь Христа – вот предел состоятельности человеческого общества в этом веке:

«…подлинная жизнь, не только религиозная, но и вся полнота жизни, - только в Церкви, … только в ней осуществимы заветы Христовы, … в ней заключен путь как личного, так и общественного спасения».
Н. Афанасьев. Там же.

По мере убедительности свидетельства о Христе Церкви, общество может приближаться к заданному естественному состоянию или отстоять от него дальше, что, похоже, выражается в уровне правопорядка, то есть совестливого (благоговейного к Богу, уважительного к собственной личности и личности ближнего) исполнения долга человека перед другим человеком. Все общества имеют Божий дар права, который, как и всякий благодатный дар, подлежит свободному и трудному усвоению. Между плодами проповеди Евангелия и правопорядком видится прямая связь.
cthsqdjkr
14 мар, 2010 18:43 (UTC)
Свободное братство?
Ещё раз благодарю Вас за изложения Ваших соображений.
Тем не менее,я сомневаюсь в том,что будь церковь,приход,епархия свободным братством,подобная проблема могла бы возникнуть.Вы не можете покинуть свою епархию,поменять правящего архиерея,да и состав прихода часто от ваших пожеланий не зависит.Я,как и многие,уверен,вынуждены быть прихожанами храмов,где не всё соответствует моим представлениям.Дисциплина.Это слово от латинского "ученик".
Конечно,чудесно было бы быть в мире и гармонии с братьями и предстоящими.Но если нет?Мне ближе в этом случае позиция многих отцов-пустынников,бежавших от еретиков-епископов,позиция Серафима Саровского,гонимого начальством,позиция новомучеников,оказавшихся под властью обновленцев.
Назовите это отказом от суда или от критики,но Евангельский дух предполагает работу на позитивный результат.Когда Господь обличал фарисеев,Он сеял в их сердцах зёрна,которые во многих дали потом всходы.Запретив ученикам наказывать самарян,Он заботился о душах всех участников конфликта.Молясь за распинающих,Он тоже хотел им спасения

Вы уверены,что
"Суд должен защищать нравственную чистоту общины, чтобы она не превратилась в вертеп разбойников." ?Многого ли стоит такая нравственная чистота?И полезно ли для души вашего епископа было бы быть обличённым в суде?И полезно ли Вам было бы выиграть такой суд?
Простите,но говорю честно то,что думаю
(Скрытый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Скрытый комментарий)
cthsqdjkr
15 мар, 2010 06:32 (UTC)
Церковь кого-кого???
Я считаю,что РПЦ МП преемница Христа.Кто такой Сталин?Создать Церковь этот человек не мог,как не мог бы этого сделать никакой другой человек,никакое государство,никакая структура.
"Созижду Церковь.." сказал Господь.Я полагаю,что Ему мы напрямую и подчиняемся,если считаем себя членами Церкви.
Вот принадлежит ли приход епархии или патриархии или это свободная единица или это вообще фикция - вот об этом мы с о.Павлом,в частности, и переписываемся.
adelgeim
15 мар, 2010 08:43 (UTC)
Re: Свободное братство?
Обличая фарисеев, Христос стал их судьёй. Остановив недолжный порыв апостолов, Он тоже вынес суд. Оба Завета принимают положительный смысл суда. Мы сами ищем, ждём и хотим Суда Божия. В идеале суд
человеческий должен предварять суд Божий. Нужно остановить злодея, творяшего беззаконие. Как это сделать иначе? Самосуд, действующий на основе эмоций, хуже суда "по закону". Он бывает пристрастным. Без суда общество загнивает, не обличая и не ограничивая зло.
Не сомневаюсь, многие фарисеи услышали обличение Христа и приняли к собственной пользе. И ученики поняли снисхождение к человеку и его немощи. Обличение судом епископа в неправедных действиях было бы полезно для возрождения его души, для очищения совести и для всего клира епархии, над которым он глумится, пользуясь безнаказанностью.
cthsqdjkr
15 мар, 2010 10:46 (UTC)
Re: Свободное братство?
Помощи Божией Вам.
fi1618
15 мар, 2010 17:07 (UTC)
Действительно печально...
Два единства.

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней...
Ф. Тютчев
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner