?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О взаимопонимании

Евангельская притча (Мф.20,1-16) рассказывает о конфликте, в котором обе стороны отстаивают свою правоту. Каждая защищает свою позицию и не признаёт чужую правоту. Рано утром хозяин виноградника нанял подённых работников по динарию за день. Через три часа хозяин увидел на рынке других работников и спросил, отчего они праздны.
- Никто не нанял нас.
- Идите в мой виноградник, и я заплачу вам.
Спустя три часа, хозяин снова увидел праздных работников и пригласил в свой виноградник. За час до окончания работ хозяин пригасил ещё несколько работников, которым в тот день никто не предложил работу. Вечером хозяин заплатил всем работникам по динарию. Увидев, что хозяин заплатл по динарию пришедшим в конце дня, пришедшие первыми ожидали получить больше, и обиделись но получилв по динару. Хозяин сказал одному из них:
- Друг, я не обидел тебя, заплатив, согласно уговору. Ты позавидовал, что равную плату получили те, что меньше трудились. Своим добром я вправе распорядиться, и дать им наравне с тобой.
Хозяин полагал, что в обиженном говорит зависть. Наверное, он прав. Но работник мог сослаться на общепринятый принцип справедливости: за одинаковый объём работы при равных условиях полагается равная плата. Договор не нарушен, но принцип справедливости не выдержан. Хозяин на него не ссылается. Он отстаивает своё право быть щедрым. На основе этой притчи святой Иоанн Златоуст построил пасхальную проповедь. Он равно призывает постников и невоздержанных, тружеников и ленивых принять награду не по справедливости, а по милости Хозяина Пира. Он даром предлагает всем участвовать в общей радости на Пире веры. Победа Спасителя над смертью и адом даруется всем, кто способен сорадоваться.
Справедливость и милость выражают различное устроение человека. Для одних мерой отношений к человеку является справедливость, другие видят норму человечности в великодушии и щедрости. Человеку свойственны пороки: жадность и зависть. Заповедь запрещает грех и называет победителей греха подвижниками. Из этих оценок мы исходим в суждениях о себе и других. Различие в исходных позициях мешает понимать друг друга. У христиан должен быть один нравственный критерий. Практика эту мысль не подтверждает. У христиан разные нравственные критерии, часто основанные не на Евангелии. Отсюда следует печальный вывод.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
florentioslg
24 мар, 2010 18:17 (UTC)
вывод о том, что узки врата и немногие находят их. о нем еще Сам Господь сказал.
hristina_l
24 мар, 2010 18:34 (UTC)
"Справедливость начинается там, где кончается любовь".
fi1618
24 мар, 2010 20:36 (UTC)
"Но работник мог сослаться на общепринятый принцип справедливости: за одинаковый объём работы при равных условиях полагается равная плата. Договор не нарушен, но принцип справедливости не выдержан."
Вот это пример, кажущегося несправедливого (дискриминационного) договора. Т.к. хозяин заключивший договор, сказал:
"14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
(Матф.20:14,15)"
Таким образом, получается, что хозяин заплатил им заработанное, но добавил за счет милости (собственного имущества)недостающее до размера оплаты первых работников. Это, пожалуй, единственное условие, когда данный договор можно признать недискриминационным, вот, если бы, хозяин сказал, что "Рожа твоя не понравилась (В.С. Черномырдин)" или, что заработали, я так и поделил как вздумалось, или, с кем как хочу с тем так и договориваюсь, тогда бы возникли вопросы.
В этой притче, показана грань между справедливостью и дискриминацией, злоупотреблением свободой договора и способ достижения достижения в этом мире, только за свой счет.
k4romanolga
18 апр, 2010 19:26 (UTC)
Тема этой записи показалась мне настолько важной, что долго собирался с мыслями. Закончив их изложение (получилось пространно), не решаюсь загромождать комментарии и размещаю свой по адресу: http://k4romanolga.livejournal.com/3184.html.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner