?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Что делать?

Приходской Устав 1918 г. спрашивает: «С чего начинать устроение Прихода?» И сам отвечает: «Надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто при всех опасностях за веру, охотно принимает слово Апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Надлежит теперь же по приходам произвести запись всех желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Непременное личное участие всякого прихожанина в устроении прихода является священным долгом христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мёртвым членом в Теле Христовом» (Преамбула). Это мнение Священного Собора 1918 г кажется необходимым условием устроения Прихода. Регистрация членов в Приходе напоминает регистрацию брака в ЗАГСе. Часть молодёжи скептически отзывается о регистрации брака: «К чему пустая формальность? Мы любим друг друга, этого достаточно. Что может добавить к нашей любви бумажка? Зачем отрекаться от свободы. Наша взаимность гарантирует нашу верность».
Такое заблуждение узаконивает блуд взамен брака. Сохраняя свободу, супруги не связывают себя верностью. Регистрация брака даёт правовую защиту мужу, жене и детям. В случае развода каждый имеет право на часть общего имущества. Защищены права детей. Пока есть любовь, права не нужны. Если любовь оскудеет, нужна правовая защита.
Так же необходима регистрация всех прихожан для полноценной жизни Прихода. Священные начальники не хотят иметь самостоятельные и сильные приходы по тем же причинам, по которым государственные правители не хотят иметь гражданское общество. Священные начальники утверждают, что в России 100 миллионов православных. Если посчитать количество зарегистрированных в приходах верующих, цифра составит: 15 000 приходов умножить на 10 регистрированных прихожан получится 150 000 человек – это и есть подтверждённая документами численность православных в России. Приход состоит из сотен и тысяч людей. Но право собираться, объединяться, совещаться и принимать решения получают всего 10 человек. На такую кучку можно не обращать внимание. Понятно, что их права становятся фиктивными.
Возрождение православия в России необходимо начинать с регистрации в приходе всех прихожан, которые изъявляют желание участвовать в приходской жизни. За каждой литургией мы произносим: «Возлюбим друг друга!» Это возможно, когда мы знаем друг друга и общаемся. Конституция и ФЗ-125 предоставляют гражданам право объединяться. Устав не ограничивает максимальный предел численности прихожан. Кто мешает приходу записать всех своих прихожан и осознать свою действительную, а не мнимую численность?
Сразу изменится бесправное положение Прихода. Епископу придётся уважать решения церковного народа. Решится и другая болезненная проблема - торговли в храме. «Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли(Ин.2,13-16). На торговле основан доход всех Приходов РПЦ. Торговлю в храме осудил Христос. Что можно возразить? Храмы всегда существовали на десятину. К десятине можно вернуться, зная состав прихода, его численность и каждого прихожанина. Тогда не будет платных треб и денежных склок. Тогда вся бухгалтерия храма станет прозрачной, а народ будет знать доходы и расходы Прихода, и на что расходуются пожертвованные средства. Прихожане будут иметь реальные права, поскольку они платят деньги и могут спрашивать отчёт в них. Вкладывая деньги, прихожанин не остаётся безразличным к Приходу. Чем больше он вкладывает средств в Приход, тем дороже для него благополучие Прихода. Связь прихожан с Приходом становится реальной. Считаю, что регистрация прихожан совершенно изменит отношения внутри Прихода и обяжет иерархию уважать Приход. Это не случайное мнение. Оно обосновано решением Священного Собора 1918 года - самого авторитетного Собора в России.

Comments

( 42 комментария — Оставить комментарий )
nasto2009
23 апр, 2010 21:03 (UTC)
Отец Павел, но как прихожане будут спрашивать отчет в вложенных средствах? Для этого ведь надо формировать самоуправление ?
a_hramov
24 апр, 2010 04:58 (UTC)
А в чем проблема? Бухгалтер пишет отчет, он кладется на полочку. Любой член прихода может его посмотреть.
Собственно, уже сейчас КАЖДЫЙ приход (ну, иногда централизовано, через епархию) рисует ежегодный отчет по форме ОР00001, то есть Отчет о деятельности религиозной организации, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

И, конечно, члены прихода должны иметь к нему доступ. А то и вовсе - получать по почте в обязательном порядке.
nasto2009
24 апр, 2010 11:18 (UTC)
Все это предполагает общее собрание, отчет, совет 20-ти и т.д. Не так ли? Демократическое самоуправление на приходе?
a_hramov
24 апр, 2010 15:50 (UTC)
Нет, на самом деле необязательно. Приход может быть устроен (юридически) по принципу советских профячеек. Никакой реальной демократии там не было.
adelgeim
27 апр, 2010 05:44 (UTC)
Никакой реальной демократии
Совершенно верно. Приход не самостоятелен и лишён соборных обсуждений. Всё решается заранее, как на партсобраниях.
Это обычный порок единоначалия. Церковь не должна управляться диктатурой. Символ Веры исповедует "соборную Церковь".
adelgeim
27 апр, 2010 05:39 (UTC)
А в чем проблема?
Отчёты, как финансовые, так и кадровые, недоступны не только прихожанам, но и причту. Во-вторых, отчёты в каждом храме - "липовые". Данные отчётов берутся "с потолка" и не соответствуют действительности. Потому они никому недоступны. Причина в единоличном управлении приходом: что хочу то и делаю, и пишу.
a_hramov
27 апр, 2010 05:51 (UTC)
Re: А в чем проблема?
Это-то и ужасно. И это не только к религиозным организациям относится. Почему бы не писать правду? В чем причина не говорить правды госорганам?
adelgeim
27 апр, 2010 07:08 (UTC)
Почему бы не писать правду?
Причина общеизвестная: меркантильность. Каждый прячет доход, чтобы ему больше досталось.
adelgeim
27 апр, 2010 05:24 (UTC)
формировать самоуправление ?
Само собой. Устав Прихода, опублиуованный Собором 1918 г его сформировал. Устав 2009г его уничтожил и лишил Приход имущества и самостоятельности. Это ведёт к разрушению церкви. Нельзя вымести из церкви её народ.
n_ermak
23 апр, 2010 22:14 (UTC)
Списки составлять может обернуться в наше время большой бедой, по-моему.
В конкретном приходе и сейчас никто не запрещает, как мне кажется.
Это вопрос практики конкретного прихода.
adelgeim
27 апр, 2010 05:34 (UTC)
Списки составлять
Закон даёт такое право, даже Устав не запрещает, но священное начальство против. Беды от списков не вижу. В церкви всегда существовала Приходская книга, отмечались все перемещения прихожан. Захотел, вступил в Приход, захотел - перешёл в другой.
Создать такую практику в отдельном приходе епископ не позволит.
Она должна быть осознана всей церквью, как необходимость и введена.
Тогда отпадёт торговля в храме и плата за требы.
n_ermak
27 апр, 2010 06:32 (UTC)
Re: Списки составлять
Вам лучше знать, отец Павел.
Должно быть во мне говорит обычный страх, ибо вера моя немощная.

В советское время меня крестили тайно, потому что отец был коммунистом. В 1962 году. Какие уж тут списки.

adelgeim
27 апр, 2010 07:16 (UTC)
во мне говорит обычный страх,
Советский опыт был очень долгим, и оставил во всех нас след. Конечно, следы разные, ибо все были в разном положении. На церковное сознание этот след лёг, как мы видим, тоже неизгладимой печатью. Потому так трудно вернуться от "советских" к подлинно церковным решениям Священного Собора 1918 года.
vaysburd
27 апр, 2010 08:57 (UTC)
"Беда" от этого может быть только одна - сразу станет ясно, кто на самом деле христианин, а кто только таковым числится. Тот, для кого христианство - вера, с радостью запишется в наиболее близкий (по духу, разумеется) для него приход. А для кого только вероисповедание (графа анкеты), для того это составит проблему.
Вот тут то и окажется, что христиан в России не 80%, а 1-2%. ИМХО это будет очень хорошо.
n_ermak
27 апр, 2010 19:47 (UTC)
Отец Павел, если я правильно понял, предлагает некоторую упорядоченность в отношениях с прихожанами, и в этом есть определенный смысл. А Вы идете гораздо дальше и склонны делать выводы о вере человека по учетным приходским книгам.
Вот это я и имел ввиду.
Так мы далеко зайдем.
В Ростове уже сейчас священники следят, чтобы прихожане частно слишком не причащались. При введении учета как бы не потребовалось брать открепительные талоны, чтобы исповедаться и причаститься в другом храме.

Не знаю как Вы, а я по немощи отпадаю от Христа и Церкви в течение даже одного дня многократно. За этим ни один учетчик не поспеет.
Увы.
vaysburd
28 апр, 2010 06:25 (UTC)
Да наоборот же!
Ни по каким записям (ни по приходским книгам, ни по свидетельству о крещении) нельзя судить о вере человека. Судить можно только по делам. Да и то, окончательный суд принадлежит лишь Богу. НО.
Если человек даже не желает записаться в приход, то возникает вопрос, почему? Или у него вообще нет своего прихода, ходит куда попало, где поближе, где попроще. Или он считает свою веру своим исключительно частным делом, никого другого не касающимся. Или христианство этого человека начинается и заканчивается во время богослужения, а остальная его жизнь протекает по совсем другим законам. Все три случая можно назвать христианством лишь условно. А четвертого я что-то не вижу. Ну, бывают наверное исключения...

По поводу открепительных талонов, право же, мне странно. Когда Вы идете в гости, Вы берете у жены открепительный талон, чтобы там поужинать? Ходить можно в любой приход, это естественно, но состоять только в одном.

Священники, отгоняющие прихожан от чаши, к сожалению, встречаются и не только в Ростове. Это вопиющее безобразие!

Отпадать от Церкви несколько раз в день невозможно. Вы наверное путаете отпадение с грехом. Вот если человек полгода не причащался, то он отпал. Даже если ничего особо тяжкого не совершил. Тогда его надо в Церковь возвращать через пост и исповедь. А если, к примеру, оскоромился в пост, достаточно просто покаяться.
n_ermak
28 апр, 2010 23:00 (UTC)
Вы себе противоречите:
/"Беда" от этого может быть только одна - сразу станет ясно, кто на самом деле христианин, а кто только таковым числится./
Что это как не суждение о вере?

Вот в ЖЖ я прямо объявил себя православным христианином, так что мои друзья по интернет переписке отдают себе отчет в том, с кем имеют дело.

А отношения с приходами сейчас для многих оказываются прямо-таки неразрешимой проблемой по множеству самых разных причин.

Но вообще идея хорошая. Только не надо сходу открещиваться от немощных в вере и даже имеющих предубеждения к Церкви, которым и такую мелочь не понести пока.
Имхо.
vaysburd
29 апр, 2010 05:05 (UTC)
***Что это как не суждение о вере?***
Богу подобает лишь окончательный суд. Например спасется человек или нет. А называть вещи своими именами - прямая обязанность каждого христианина. Если человек лишь числится христианином (его в детстве покрестили), а живет как атеист, то это номинальный христианин. Другое дело, что он может покаяться и стать настоящим. Это ведомо только Богу.

***Вот в ЖЖ я прямо объявил себя православным христианином***
Оч. хор., я тоже, см. мой профиль.

***А отношения с приходами сейчас для многих оказываются прямо-таки неразрешимой проблемой по множеству самых разных причин.***
Приведите, пож., хоть 1 пример, кроме тех, что я назвал выше.

n_ermak
30 апр, 2010 20:54 (UTC)
Маловерие.
Сказано немощных в вере принимать без споров о вере.
Тем более немощных в вопросах учета прихожан.
Так думаю.
vaysburd
1 май, 2010 12:03 (UTC)
Ну, во-первых, все-таки не о вере.
"Немощного в вере принимайте без споров о мнениях." (Рим 14:1)
Того, чья вера не совпадает с нашей, принимать так же, как единоверца, было бы неправильно. Но речь не об этом. Немощных никто не собирается отвергать. Их же никто не выгоняет. Не хотят записываться - пусть остаются прихожанами. Но те, кто хочет стать ЧЛЕНАМИ прихода, должны иметь такую возможность.
n_ermak
1 май, 2010 17:15 (UTC)
Согласен.
Хотя получится разделение на прихожан и захожан :)
vaysburd
1 май, 2010 17:40 (UTC)
Оно уже давно существует фактически. Речь идет лишь о признании этого факта.
a_hramov
24 апр, 2010 04:53 (UTC)
Хм. Интересно, что я в ЖЖ у Агафангела (Белых) на днях писал примерно об этом и совершенно независимо.
Обязательная регистрация на приходе - необходима, если рассматривать приход базовой единицей церкви.
Но Вы должны понимать, что это не такой простой вопрос. Люди умирают, переезжают, уходят и и приходят - и надо следить за этим - иначе трудно будет кворум иметь.
adelgeim
27 апр, 2010 05:48 (UTC)
трудно будет кворум иметь.
Все эти вопросы четко решены в Уставе 1918г, остаётся только исполнить решение Священного Собора.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
27 апр, 2010 07:22 (UTC)
Чем открытее и изгальнее внутренняя начинка священник
Разрушение церкви мы уже видим, но ускорять его и радоваться этому христианин не должен.
cap_alexandr
24 апр, 2010 08:24 (UTC)
Пока есть любовь, права не нужны. Если любовь оскудеет,
Золотые слова! На что нужен христианский православный приход, на что нужна и вся Церковь христианская православная, в которых оскудела любовь и осталось только "право", выдуманное человеками (как мы знаем из слов апостола - грешными...). Это уже не Церковь и нет в ней Христа, Господа и Спасителя нашего, и бежать из такой "правовой церкви" надо быстро и как можно дальше, чтобы душу свою не губить!!! А имущество и пожертвования..? Да это-ж, мы знаем - тлен...

А отчётность..? Так она и сейчас есть. И "ревизионная комиссия" есть ))) И отчёты пишутся, и на приходских собраниях зачитываются. Вот только Христос отчёты не писал, а кормил хлебом и рыбой всех, кто нуждался...
adelgeim
27 апр, 2010 07:29 (UTC)
оскудела любовь и осталось только "право",
Оскудение любви в церкви -печальное явление, но реальность такова, и она предсказана в Священном Писании. В церкви действует каноническое право, и оно создавалось Соборами, т.е. имеет законное место. Важно, чтобы оно не извращалось и работало не против церкви, а в её пользу. Это возможно, если право применяется на этической основе, а не по произволу человека, даже облечённого саном.
victor_vlad
24 апр, 2010 16:34 (UTC)
Дорогой отец Павел! Может быть, регистрация прихожан и есть первый и нужный шаг к укреплению приходов, но я не вижу, отчего же епископ будет больше уважать решения церковного народа, если последний зарегистрирован в качестве членов прихода. Он будет также пренебрегать им как и ныне.

Пожалуй, надо пойти дальше и поставить в повестку дня более серьезные вопросы: подотчетность епископа епархии (зарегистрированному церковному народу), а настоятеля – приходу (тому церковному же народу). Эти вопросы, кстати, были затронуты Собором 1917–18 гг. (его решение о выборности духовенства).
adelgeim
27 апр, 2010 05:54 (UTC)
подотчетность епископа епархии,а настоятеля – приход
Вы совершенно правы, только исполнение этого решения Собора1918г от нас не зависит. Новый Устав вынес противоположное решение: всё зависит только от епископа - и настоятель, и народ.
ludenhoff
24 апр, 2010 17:25 (UTC)
Согласен. Весьма правильно и своевременно.
fi1618
25 апр, 2010 14:11 (UTC)
Нужно ли участие в делах прихода большинству?
Так уж случилось, что в советское время, когда посещение церкви молодым человеком приравнивалось к "криминалу"--могли быть неприятности от пионерии и комсомолии. Старался приди незаметно в церковь и незаметно из нее уйти, не распространяясь об этом. Какое уж участие в церковной жизни!?
Общественная жизнь обюрократилась, стала неинтересной и жил, сам по себе, своими интересами, да, и, никогда по характеру не был массовиком-затейником.
Горбачев дал свободу религии, а при Ельцине все потенциальные и бывшие комсомольские активисты перекочевали в РПЦ. Неужели, от этого, что-то изменилось в лучшую сторону? Сдается, что поменялся только знак в их убеждениях. Разве изменилась духовность? Церковная жизнь от этого стала духовной и заместила пионерско-комсомольские суеверия?
В делах прихода и сейчас участвовать не собираюсь, ну не общественник я. Тогда о какой "регистрации" речь? А церковь нужна только для удовлетворения духовных потребностей и посещения школы для взрослых, узнаю новое.
А про отца Павла хочу сказать, что нет в Псковской епархии более грамотного священника, у которого можно узнать новое и не бояться ставить перед ним любой богословский или философский вопрос по существу, и спорить, не боясь, навлечь гнев или тайное недоброжелательство. Терпеть не могу упражнений с хребтом в благолепии и санопочитании перед священником.
Вот такой бессвязный комментарий.
adelgeim
27 апр, 2010 07:03 (UTC)
Нужно ли участие в делах прихода большинству?
Активных прихожан в храме мало. Если возникают благоприятные условия, если настоятель заинтересован в участии прихожан, их становится больше. Навязывать регистрацию не следует, но открыть возможность привлечения прихожан к строительству Прихода будет разумно. Вы верно объяснили утрату приходской активности условиями советской жизни. Но "общественную жизнь" вы представляете только в советской модели. Эту модель я не принимаю, как и Вы. Хочется не формального, а живого участия прихожан в приходских вопросах. Если идти им навстречу, Приход будет развиваться. А принцип активновсти задан церковью с первых дней её жизни. Это соборность Церкви. В ней источник её здоровой жизни.
n_ermak
27 апр, 2010 19:58 (UTC)
Re: Нужно ли участие в делах прихода большинству?
Отец Павел, Вы очень внимательный и чуткий человек, о чем я сделал вывод по исчезновению списка ваших читателей :)

В некоторой степени мне удается преодолевать свой страх, так что позволяю себе выступать в ЖЖ не анонимно.

Одно время мне доверяли петь в церковном хоре и читать.
Потом по некоторым причинам я перестал ходить в наш приходской храм.
У нас два священника.
В причины, по которой я перестал ходить на службы, вникать не стали.

Вывод: учет вторичен.
Никто не мешает священникам иметь для начала свой собственный
список своих прихожан. И интересоваться ими. Приказывать это бесполезно, помоему.
adelgeim
29 апр, 2010 11:20 (UTC)
исчезновению списка ваших читателей :)
Не понял о каком списке читателей идёт речь, откуда и почему он исчез? Поясните, пожалуйста.
n_ermak
30 апр, 2010 20:34 (UTC)
Re: исчезновению списка ваших читателей :)
Простите, отче.
Должно быть я что-то перепутал.
Мне показалось, что первый раз в вашем профиле был список читателей, у которых Вы в друзьях в ЖЖ.
adelgeim
29 апр, 2010 11:37 (UTC)
собственный список своих прихожан.
Каждый священник имеет круг близких ему по духу прихожан.
Составлять формальный список нельзя. Это означает: делить прихожан на "своих" и "чужих". Прихожанин может по своей воле определить отношения с приходом и храмом, это право его свободы.
n_ermak
30 апр, 2010 20:35 (UTC)
Re: собственный список своих прихожан.
Спасибо.
simeonus
28 апр, 2010 11:20 (UTC)
Думаю что о. Павел прав. Это повысит ответственность как прихожан ,так и настоятелей. Да и епископу будет сложнее игнорировать такой коллектив. Как это сделать, вот вопрос? Сужу по своему опыту. Стена непробиваемая.
simeonus
28 апр, 2010 11:42 (UTC)
Хочется учувствовать в делах прихода. Жить полноценной церковной жизнью. Я говорю о соборности. Быть вместе и на Литургии и в повседневной жизни не терять этого единения. А если идёшь к Чаше, а остальные, как не убеждал, стоят и смотрят. Ну как мы можем быть вместе? Все начинается с Евхаристии. Убеждён! Простите мне мою смелость! Наболело! Если я, жена и двое моих сыновей , в воскресенье все вместе причащаемся – мы Семья! Мы Церковь! А как иначе?Не могу понять. Также и с приходом. Но регистрироваться нужно, мне кажется это даст возможность как то менять сложившуюся ситуацию.
adelgeim
29 апр, 2010 11:51 (UTC)
Как это сделать, вот вопрос?
Разговор, начавшийся с вопроса "что делать?" сам собой подошёл к очени трудному вопросу "как это сделать?" Вы правы: "стена непробиваемая". Это от того, что обсуждение идёт "без хозяина". Епископ молчит, уверенный в своей силе и власти. Мы действительно, ничего не можем сделать, поскольку церковь иерархична. Если иерархия не признаёт соборности церкви, то мы относимся к разной церкви. Мы попрежнему принадлежим к единой, святой, соборной и апостольской Церкви. А иерархия, которая брезгует разговором с собственной паствой? Остаётся Высшая Инстнция. Придёт час, и Она произнесёт свой суд. До тех пор надежды не вижу, остаётся терпение.
simeonus
29 апр, 2010 16:29 (UTC)
Re: Как это сделать, вот вопрос?
АМИНЬ.
nikolay12_1_17
1 май, 2010 19:37 (UTC)
"Регистрация членов в Приходе напоминает регистрацию брака в ЗАГСе".
А если я в ЗАГСЕ не зарегистрирован, но венчан в Церкви, то с меня что-то взыщется? Я вот, к примеру, так и живу с одной женой всю жизнь и имущество не делю. Так же и в Церкви. Что дает это бюрократия, вписался, выписался? Кстати, в Православном Катехизисе св. Филарета ничего про запись в приходской книге не написано, а написано буквально так:
"Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами".
( 42 комментария — Оставить комментарий )