?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Подвиг и ритуал.

Духовная жизнь православия нашла идеальное выражение в личном аскетизме. Он воспринимается как нравственный идеал, которому нет альтернативы. Семейная жизнь воспринимается как снижение нравственной нормы. Это тем более странно, что семья непосредственно установлена Богом, согласно писанию Ветхого и Нового Заветов. Возводя установление монашества ко Христу, мы допускаем очевидную натяжку.
Аскетизм не является отличительной чертой христианства. Его практикуют многие подвижники Востока: йоги, буддисты, мусульмане. Православное сознание нашло в аскетизме исключительный путь к духовному совершенству. Этот этический идеал требует отрешиться от общественной жизни «в миру», отказаться от семьи и быта и сосредоточиться на себе самом и своём личном спасении: пустыня, одиночество, вериги, столпничество, в которые не впишется ежедневное хождение на работу и в магазин, хозяйственные хлопоты и воспитание детей. Мирские задачи выпадают за рамки духовной жизни, словно Христос проповедовал монашеский идеал, который состоялся в церкви и породил лик святых. Мы именуем их «преподобными», обозначая высшую степень богоподобия, достижимую только в монашестве. Эта идея пронизывает церковное предание в "житиях" и творениях святых отцов. Следование этому идеалу ставит вопросы, трудные для решении сотериологической проблемы.
Во-первых, не все могут ему последовать. На замечание учеников:
- лучше не жениться. Христос сказал им:
- не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:10-11).
Множество людей не может и не хочет принять этот идеал в качестве личной жизненной задачи. Христос этого не требовал. Монашество остаётся идеалом избранных. На вопрос юноши:
- Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? - Христос сказал:
- если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.- Соблюдая заповеди, можно «войти в жизнь вечную». Евангелие оставляет возможность альтернативного пути. Стяжать спасение можно не только через отречение от «мира». Воздержание требует отречься от зацикленности на себе самом, от себялюбия, духовной жадности. Отречение от самости является христианским подвигом, одинаково необходимым, как в монашестве, так и в семье.
На второй вопрос:
- чего ещё недостаёт мне? - Христос приглашает раздать богатство и за Ним последовать. «Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью» Этот путь показался ему непосильным. Слова Христа не обрекают юношу на погибель:
- трудно войти богатому в Царство Небесное.- Ученики изумились:
- так кто же может спастись? - Иисус, воззрев, сказал им :
- человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19, 16-26).
Слова Христа оставляют надежду «войти в жизнь вечную» через исполнение заповедей. В наши дни многие не готовы «совершенными быти». Христос не обязывает, Христос призывает. К подвигу нельзя принудить. К подвигу ведёт свободный выбор. Иначе подвиг, который совершает человек, превращается в моральное или физическое насилие над человеком. Выбор свободен, пока можешь сам выбирать.
Во-вторых, уход подвижника из «мира» не отменяет жизнь «в миру». Возникает нужда в альтернативном идеале. Благословляя путь Марии, Христос не осуждает Марфу. Как, строить жизнь по Божьему закону и достигать спасения, оставшись в «миру»? Как сочетать заботы о доме и семье со служением Богу? Христос не призывал оставить мир: «не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла»(Ин.17:15). Нужно научиться жить «в миру», оставаясь непричастным злу «мира».
- Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя".
Спасение среди мира возможно. Христос свидетельствует:
- Богу же всё возможно"(Мф.19: 26). Но мы знаем по опыту: трудно осуществить подвиг, необходимый для достижения вечной жизни, как в монашестве, так и в миру. Христос подтверждает этот факт:
- Человекам это не возможно". Удивительный парадокс сознания. Стремясь к совершенству, мы лжём, завидуем, жадничаем, предаём, пьём и блудим, допуская грехи, как простительную неизбежность, которая блекнет на фоне великого идеала. Требуя и не требуя личного подвига, уповая на действие благодати, грехи очищает и покрывает ритуал. Православное сознание отождествляет монашество с подвигом, хотя опыт говорит, что подвиг осуществляется в монашестве так же редко, как и в «миру». Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Какие мы монахи! Мы чёрные головешки». Источник святости христиане всегда видели в Святом Духе. Согласно опыту древних подвижников, человеческий подвиг привлекает благодать: «Царство небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»(Мф.11:12). Нынче подвиг заменён ритуалом. Не на подвиг, а на ритуал опираются поиски совершенства: исповедуемся, причащаемся, рукополагаемся, постригаемся, продолжая грешить, и втайне надеяться на силу ритуала, спасающего и дарующего вечную жизнь. Подмена подвига ритуалом очевидна для всех. Но мы не хотим её замечать, ибо в такой парадигме гораздо комфортнее жить, и сомнения, укрощённые ритуалом, не обременяют нашу совесть.

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
fater_varus
6 май, 2010 02:08 (UTC)
Идет оязычивание Церкви...
shean
6 май, 2010 03:40 (UTC)
*смеется*

В грязной комнате дочь Марии смотрит вокруг без страха.
"Пособи мне, благослови меня, тетка моя Марфа!
Валятся из рук моих даже обручальные кольца,
Все, что я мыла с охотой - так только окно к солнцу,
Да дому и мне самой сумрак и пыль постылы.
Помоги мне, Марии сестра, та, что пекла и мыла".

Жизнь нам дана взаймы. и долг этот спросят вскоре.
Жадничать просто жаль, скопишь одно горе.
Тратит себя ж всяк так, как считает верным:
Кто-то бежит, бежит, чтобы успеть первым;
Кто-то - знайте меня! - давит чужую гордость;
Кто-то, как нитку бус, нижет свою повесть.

Если отмоешь дом, будет чуть-чуть светлее,
Вкусно запахнет в нем - и люди в семье добрее.
Кончатся все равно чистые чашки, сила,
Молодость, красота - но то, что уж было - было.
Мария глядит на небо, глаза ее светятся счастьем,
А Марфа поет на кухне, и режет пирог на части.

adelgeim
6 май, 2010 08:59 (UTC)
Какие замечательные стихи! Спасибо за радость.
vikyakov
6 май, 2010 20:11 (UTC)
Да, дивные стихи. Чьи, Ваши? А еще? Где прочесть?
shean
9 май, 2010 11:08 (UTC)
э, ну да, мои.
боюсь только, что остальные у меня менее, хм, коррректны
http://zhurnal.lib.ru/m/miheewa_anna_wladimirowna/dm1.shtml
hristina_l
6 май, 2010 04:03 (UTC)
Перекос есть. Недавно встретила такую притчу:

"Умер человек и попал на Божий суд. Долго смотрел на него Бог с недоумением и задумчиво молчал. Не выдержал человек и спросил:
- Господи, что с долей моей? Почему Ты молчишь? Я ведь заслужил Царствие Небесное. Я страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял свое тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу Твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - улыбнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю любви?
Вокруг повисло молчание... Бог все так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнес Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он все-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? ДОМ ГДЕ, Я СПРАШИВАЮ!"
nikolay12_1_17
6 май, 2010 05:45 (UTC)
На эту глупую, не христианскую притчу можно ответить словами Христа:
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
(Мф 6:33)
iofan
6 май, 2010 05:54 (UTC)
Понимаете, фраза про искание Царства Божия и правды неочевидна. Что конкретно надо делать-то? Зато возникает ритуал, чётко и однозначно говорящий: делай то и то, и всё будет хорошо. Об этом-то о.Павел и пишет.
Можно даже уточнить, что ритуал и дела суть следствия внутренней личной душевной жизни. Однако есть ли обратная связь, и можно ли через внешние поступки изменить свой внутренний мир - это вопрос.
nikolay12_1_17
6 май, 2010 06:53 (UTC)
Павел Адельгейм все верно написал, но с последним абзацем, начинающимся со слов: "Нынче подвиг заменён ритуалом" я не согласен.
Нынче, как и всегда... И трава была такой же зеленой, и вода такой же мокрой... Просто сам Павел Анатольевич постарел, в этом вся и штука заключается.
hristina_l
6 май, 2010 08:17 (UTC)
В христианстве есть моменты расцвета и моменты упадка. И в монашестве тоже. Независимо от возраста о.Павла.
Кстати, православные христиане не называют священников по имени-отчеству или имени с фамилией.
nikolay12_1_18
6 май, 2010 17:50 (UTC)
Вы правы, но меня терзают смутные сомнения. Ведь м. Евсевий назвал Павла Анатольевича кажется "слугой сатаны" или что-то в этом роде. Я решил до прояснения ситуации воздерживаться от традиционного обращения, чтобы невзначай самому не стать сыном "слуги сатаны".
hristina_l
6 май, 2010 19:24 (UTC)
Если кажется, надо креститься.
nikolay12_1_18
7 май, 2010 05:28 (UTC)
Если без кажется, то было сказано так:
"В своем "Открытом письме о. Павлу Адельгейму", опубликованном в мартовском выпуске вестника Псковской епархии "Благодатные лучи", архиепископ резко высказывается в отношении священника: "Как бы вы не преподносили свои суждения и сколько бы вы не приводили цитат о соборности, о единстве Церкви, и как бы вы лукаво не изощрялись в своей правоте, все-таки вы лжец и слуга отца лжи – дьявола".
Так что вы, уважаемая, называя Павла Адельгейма "отцом" рискуете оказать дочерью "слуги дьявола".
hristina_l
7 май, 2010 17:29 (UTC)
Чтобы ни говорил архиерей - его слова на его совести - если священник не лишен сана, то Вы не должны сплетни носить, а должны говорить так, как положено в Церкви.
nikolay12_1_19
8 май, 2010 15:05 (UTC)
Это не сплетня, а медицинский факт. Про моим наблюдениям, читая то, что пишет Павел Адельгейм, я вижу, что он по многим вопросам очень далек от Православия. Против м. Евсевия у меня нет никаких предубеждений, он выполняет свой долг.
hristina_l
8 май, 2010 15:30 (UTC)
Делайте, что хотите. Я Вас предупредила, а дальше я за Ваши грехи не отвечаю. Сами лишайте людей сана, сами возводите, сами и ответите. Мне эти игры неинтересны. Конец бессмысленной беседы.
nikolay12_1_19
8 май, 2010 16:12 (UTC)
Действительно разговор бессмысленный, женская "логика" не для моего слабого ума.
tapirr
17 май, 2010 11:03 (UTC)
Владыка Архиепископ остаётся в евхаристическом общении с отцом Павлом.Чей же он слуга тогда? Уж не рискуете ли и Вы оказаться тогда в этой компании?
hristina_l
6 май, 2010 07:22 (UTC)
А почему Вы считаете, что Царствие Божие и правда Его заключаются именно в аскетике?:))))
Как раз аскетика существует и в разных религиях, и в восточных учениях.
nikolay12_1_17
6 май, 2010 07:42 (UTC)
Я не согласен с притчей, потому что она первое место ставит мирское, а вот Бог требует искать прежде Царствия Божия. Сколько я видел этих построенных домов-дач. Человек из последних сил на пенсии строит, строит, а потом неожиданно - в ящик, а о Царствие Божием не успел подумать...
hristina_l
6 май, 2010 08:06 (UTC)
Вы не поняли притчу. Она говорит о том, что нужны не сами по себе упражнения, а чтобы они дали результат. Ценность подвижника в том, чтобы он превратил себя в дом Духа Святого (как ценность плотника в том, что он дом построил, а не в том, что молотком себя по пальцам бил), а этот подвижник ничего не достиг, а только возгордился от своих аскетических подвигов.
nikolay12_1_17
6 май, 2010 08:27 (UTC)
Да понял я притчу. Но такой разговор между Богом и человеком надуманный. Кстати, Церковь давно разрешила этот вопрос: оба пути спасительны, а притча как бы их противопоставляет и поэтому она тупая и неправильная.
hristina_l
6 май, 2010 08:35 (UTC)
Притча - это притча, а не репортаж с места событий. Притча поясняет, что важно достичь результат. Если Вы это поняли, то Вы спорите просто для того, чтобы спорить.
На этом разрешите откланяться. Не вижу смысла в продолжении этого разговора.
nikolay12_1_18
7 май, 2010 05:54 (UTC)
Вот в этом "результате" и вся загвоздка... Я слышал, что некоторые протестанты вообще считают, что если ты небогат, то и результат плохой и, следовательно, Бог тебя не любит. А здесь где-то Павел Адельгейм высказался, что болезнь это кара за грехи - тоже плохой результат. Видимо, самый хороший результат у богачей, они же не гвозди вбивают, а целые отрасли промышленности.
hristina_l
7 май, 2010 17:26 (UTC)
Если для Вас результат - золотой телец, то Вы далеки от христианства.
nikolay12_1_19
8 май, 2010 15:06 (UTC)
Это вы сказали, а не я.
hristina_l
8 май, 2010 15:28 (UTC)
Бессмысленный разговор. Прощайте.
iofan
6 май, 2010 05:46 (UTC)
Восхитительно! Буду пересказывать. :)
hristina_l
6 май, 2010 07:26 (UTC)
Я всегда думала, что аскетика вроде тренировок у спортсмена. Тренироваться нужно, но победителем становится тот, кто пробежит быстрее всех, а не тот, кто дольше всех тренируется. А вот до такой замечательной формулировке, как в этой притче, я не могла сама додуматься. Очень мне эта притча понравилась.
adelgeim
6 май, 2010 09:00 (UTC)
Хорошая притча.
adelgeim
11 май, 2010 20:24 (UTC)
ДОМ ГДЕ, Я СПРАШИВАЮ!"
В "житиях" есть та же мысль. Инок рассказывает старцу о своих подвигах: не спит, не ест, носит вериги и проч. Старец послушал, а потом спросил:
- Сделалась для тебя бедность как богатство? - нет.
- Стало тебе порицание как похвала? - нет.
- Научился научился любить врагов как друзей? - нет.
Старец сказал: "Ты ничего не имеешь. Иди трудись".
igor78
6 май, 2010 07:03 (UTC)
"Стремясь к совершенству" "поиски совершенства" ....
по моему сам посыл изначально не верен.
Да и выше ли монашество семейной жизни то же вопрос.
hristina_l
6 май, 2010 07:29 (UTC)
Я думаю, что путь не может быть выше или ниже. Иоанн Кронштадский, Ксения Петербургская, Матрона Московская не были монахами.
hristina_l
6 май, 2010 08:14 (UTC)
Сейчас вспомнила. Кажется, из жития Макария Великого. Явился ему в пустыне ангел и сказал: "Все считают тебя самым великим подвижником, а есть в таком-то городе две женщины, которые в глазах Бога выше тебя". Макарий сейчас же пошел в тот город и нашел этих женщин, чтобы у них поучиться. Женщины оказались самыми обычными, жили в обычном доме, никаких подвигов не совершали. Тогда он стал их упрашивать, чтобы они ему рассказали, в чем их подвиг. И они ему ответили: "Мы поддерживаем мир в доме".

Вся наша духовная литература о макариях, а о женщинах, которые поддерживают мир в доме, пару строчек, да и то в житиях макариев. Вот и создается впечатление, что православие живет только в пустыне или, в крайнем случае, в монастыре. А это совсем не так.
to_be_christian
6 май, 2010 09:51 (UTC)
Это у Вас женщины поддерживают мир в доме. А бывают дома, где наоборот.
hristina_l
6 май, 2010 10:25 (UTC)
Поэтому и надо писать о тех, которые умеют поддерживать мир в доме, чтобы остальные у них учились. Не должна замужняя женщина, мать семейства, брать пример с затворника или пустынника. Надо брать пример с людей одинакового с тобой жития. Естественно, положительный пример.:)
to_be_christian
6 май, 2010 10:44 (UTC)
В Новом Завете, как я думаю, все показано точно и взвешено. Это как хлеб. А все остальное, как дополнительная пища. Все раннехристианские писатели и более поздние Святые (Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский) - везде пишут о первенстве Благовествия Нового Завета и Писания.
Если все привести в соответсвие к Главному, то нет проблем не с жизнеописанием Макария Египетского, ни Марии Египетского.

А если читать только эти жизнеописания, то можно и повредиться.
to_be_christian
6 май, 2010 10:50 (UTC)
- повредиться - в том смысле, если гордыня у человека, впадет в прельщение и будет полагать, что такой же, как и монахи в пустыне.
hristina_l
6 май, 2010 11:21 (UTC)
Человек не должен мериться с другими, кто выше, если он - христианин.
А духовная литература для мирян необходима - именно наставляющая мирян, как мир в доме держать, а не как в затворе сидеть.
igor78
6 май, 2010 12:11 (UTC)
почитайте, интереснейшие размышления http://shpol.livejournal.com/110090.html
hristina_l
6 май, 2010 13:28 (UTC)
Гордость всегда от дьявола, чем бы человек ни гордился - тем ли, что он монах, или тем, что он семью содержит и людям пользу приносит.
Нет преимущества ни в том, ни в ином пути, а важно, куда человек двигается по выбранному им пути - вверх к Богу или вниз к дьяволу.
simeonus
13 май, 2010 11:18 (UTC)
Вся наша духовная литература о макариях
Вот! Простите, что вмешался в Вашу беседу. Совершенно с Вами согласен, мне показалось , что и о. Павел об этом говорит, если я его правильно понял. И это не правильно. Я тоже раньше этим болел, пока не женился. И книги про преподобных хорошие, и творения Святителей многому могут научить. Но вот когда начинаешь жить семейной жизнью, со временем понимаешь, что про тебя в этих книгах как, то нет. И это постоянное чувство ущербности: вот они там, в монастыре это да! А мы семейные, так себе ,прозябаем. Эти паломнические поездки, к каким то старцам монахам. Чему мы там у них хотим научиться?Где почитать хорошую книгу о духовной жизни в семье? Если не ошибаюсь, у о. Александра(Шмемана) есть об этом. Он считает ,что такая ситуация в Церкви , образовалось в тот момент, когда в место белого священства на высшие посты в церковной иерархии пришли монахи. От сюда все эти перегибы. Раньше владыка был семейный человек, конечно, он и к народу был ближе. А теперь они – белая кость, а мы где то там в низу. Им нас и не видно . Церкви нужно изменить ситуацию в этом вопросе. Семья должна занять достойное место в иерархии наших ценностей. Тем более, что так оно и есть.
hristina_l
13 май, 2010 12:05 (UTC)
Re: Вся наша духовная литература о макариях
Я думаю, что надо не меряться, кто выше, а помогать каждому человеку идти по тому пути, который он избрал.
Отцы Церкви учат, что надо брать пример с тех из преуспевших, кто проходит одинаковое с нами житие: киновит с киновита, затворник с затворника, пустынник с пустынника. А у нас зачастую заставляют семейных людей (в том числе и беременных женщин) брать пример с постников и пустынников.
c_bogom_horosho
6 май, 2010 07:56 (UTC)
Похвала достойному
Здраствуйте, отец Павел! Вы настоящий человек и христианин. Дай Вам Бог здоровья и многих лет жизни!
mozgz12
6 май, 2010 17:35 (UTC)
Аминь.
nasto2009
6 май, 2010 18:50 (UTC)
У нас очень много переведено монашеской аскетической литературы но почти нет книг которые рассказывали бы как жить христианину в миру и в семье.А жаль. Идеалом остается монашество, причем в каких-то крайних жизнеотрицающих формах.
lana_sl
8 май, 2010 05:57 (UTC)
Потрясающе, спасибо.
( 48 комментариев — Оставить комментарий )