?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подвиг и ритуал.

Духовная жизнь православия нашла идеальное выражение в личном аскетизме. Он воспринимается как нравственный идеал, которому нет альтернативы. Семейная жизнь воспринимается как снижение нравственной нормы. Это тем более странно, что семья непосредственно установлена Богом, согласно писанию Ветхого и Нового Заветов. Возводя установление монашества ко Христу, мы допускаем очевидную натяжку.
Аскетизм не является отличительной чертой христианства. Его практикуют многие подвижники Востока: йоги, буддисты, мусульмане. Православное сознание нашло в аскетизме исключительный путь к духовному совершенству. Этот этический идеал требует отрешиться от общественной жизни «в миру», отказаться от семьи и быта и сосредоточиться на себе самом и своём личном спасении: пустыня, одиночество, вериги, столпничество, в которые не впишется ежедневное хождение на работу и в магазин, хозяйственные хлопоты и воспитание детей. Мирские задачи выпадают за рамки духовной жизни, словно Христос проповедовал монашеский идеал, который состоялся в церкви и породил лик святых. Мы именуем их «преподобными», обозначая высшую степень богоподобия, достижимую только в монашестве. Эта идея пронизывает церковное предание в "житиях" и творениях святых отцов. Следование этому идеалу ставит вопросы, трудные для решении сотериологической проблемы.
Во-первых, не все могут ему последовать. На замечание учеников:
- лучше не жениться. Христос сказал им:
- не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:10-11).
Множество людей не может и не хочет принять этот идеал в качестве личной жизненной задачи. Христос этого не требовал. Монашество остаётся идеалом избранных. На вопрос юноши:
- Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? - Христос сказал:
- если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.- Соблюдая заповеди, можно «войти в жизнь вечную». Евангелие оставляет возможность альтернативного пути. Стяжать спасение можно не только через отречение от «мира». Воздержание требует отречься от зацикленности на себе самом, от себялюбия, духовной жадности. Отречение от самости является христианским подвигом, одинаково необходимым, как в монашестве, так и в семье.
На второй вопрос:
- чего ещё недостаёт мне? - Христос приглашает раздать богатство и за Ним последовать. «Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью» Этот путь показался ему непосильным. Слова Христа не обрекают юношу на погибель:
- трудно войти богатому в Царство Небесное.- Ученики изумились:
- так кто же может спастись? - Иисус, воззрев, сказал им :
- человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19, 16-26).
Слова Христа оставляют надежду «войти в жизнь вечную» через исполнение заповедей. В наши дни многие не готовы «совершенными быти». Христос не обязывает, Христос призывает. К подвигу нельзя принудить. К подвигу ведёт свободный выбор. Иначе подвиг, который совершает человек, превращается в моральное или физическое насилие над человеком. Выбор свободен, пока можешь сам выбирать.
Во-вторых, уход подвижника из «мира» не отменяет жизнь «в миру». Возникает нужда в альтернативном идеале. Благословляя путь Марии, Христос не осуждает Марфу. Как, строить жизнь по Божьему закону и достигать спасения, оставшись в «миру»? Как сочетать заботы о доме и семье со служением Богу? Христос не призывал оставить мир: «не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла»(Ин.17:15). Нужно научиться жить «в миру», оставаясь непричастным злу «мира».
- Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя".
Спасение среди мира возможно. Христос свидетельствует:
- Богу же всё возможно"(Мф.19: 26). Но мы знаем по опыту: трудно осуществить подвиг, необходимый для достижения вечной жизни, как в монашестве, так и в миру. Христос подтверждает этот факт:
- Человекам это не возможно". Удивительный парадокс сознания. Стремясь к совершенству, мы лжём, завидуем, жадничаем, предаём, пьём и блудим, допуская грехи, как простительную неизбежность, которая блекнет на фоне великого идеала. Требуя и не требуя личного подвига, уповая на действие благодати, грехи очищает и покрывает ритуал. Православное сознание отождествляет монашество с подвигом, хотя опыт говорит, что подвиг осуществляется в монашестве так же редко, как и в «миру». Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Какие мы монахи! Мы чёрные головешки». Источник святости христиане всегда видели в Святом Духе. Согласно опыту древних подвижников, человеческий подвиг привлекает благодать: «Царство небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»(Мф.11:12). Нынче подвиг заменён ритуалом. Не на подвиг, а на ритуал опираются поиски совершенства: исповедуемся, причащаемся, рукополагаемся, постригаемся, продолжая грешить, и втайне надеяться на силу ритуала, спасающего и дарующего вечную жизнь. Подмена подвига ритуалом очевидна для всех. Но мы не хотим её замечать, ибо в такой парадигме гораздо комфортнее жить, и сомнения, укрощённые ритуалом, не обременяют нашу совесть.

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
shean
6 май, 2010 03:40 (UTC)
*смеется*

В грязной комнате дочь Марии смотрит вокруг без страха.
"Пособи мне, благослови меня, тетка моя Марфа!
Валятся из рук моих даже обручальные кольца,
Все, что я мыла с охотой - так только окно к солнцу,
Да дому и мне самой сумрак и пыль постылы.
Помоги мне, Марии сестра, та, что пекла и мыла".

Жизнь нам дана взаймы. и долг этот спросят вскоре.
Жадничать просто жаль, скопишь одно горе.
Тратит себя ж всяк так, как считает верным:
Кто-то бежит, бежит, чтобы успеть первым;
Кто-то - знайте меня! - давит чужую гордость;
Кто-то, как нитку бус, нижет свою повесть.

Если отмоешь дом, будет чуть-чуть светлее,
Вкусно запахнет в нем - и люди в семье добрее.
Кончатся все равно чистые чашки, сила,
Молодость, красота - но то, что уж было - было.
Мария глядит на небо, глаза ее светятся счастьем,
А Марфа поет на кухне, и режет пирог на части.

adelgeim
6 май, 2010 08:59 (UTC)
Какие замечательные стихи! Спасибо за радость.
vikyakov
6 май, 2010 20:11 (UTC)
Да, дивные стихи. Чьи, Ваши? А еще? Где прочесть?
(без темы) - shean - 9 май, 2010 11:08 (UTC) - Развернуть
hristina_l
6 май, 2010 04:03 (UTC)
Перекос есть. Недавно встретила такую притчу:

"Умер человек и попал на Божий суд. Долго смотрел на него Бог с недоумением и задумчиво молчал. Не выдержал человек и спросил:
- Господи, что с долей моей? Почему Ты молчишь? Я ведь заслужил Царствие Небесное. Я страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял свое тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу Твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - улыбнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю любви?
Вокруг повисло молчание... Бог все так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнес Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он все-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? ДОМ ГДЕ, Я СПРАШИВАЮ!"
nikolay12_1_17
6 май, 2010 05:45 (UTC)
На эту глупую, не христианскую притчу можно ответить словами Христа:
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
(Мф 6:33)
(без темы) - iofan - 6 май, 2010 05:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_17 - 6 май, 2010 06:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_18 - 6 май, 2010 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_18 - 7 май, 2010 05:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 7 май, 2010 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_19 - 8 май, 2010 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 8 май, 2010 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_19 - 8 май, 2010 16:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tapirr - 17 май, 2010 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 07:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_17 - 6 май, 2010 07:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_17 - 6 май, 2010 08:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_18 - 7 май, 2010 05:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 7 май, 2010 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_19 - 8 май, 2010 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 8 май, 2010 15:28 (UTC) - Развернуть
iofan
6 май, 2010 05:46 (UTC)
Восхитительно! Буду пересказывать. :)
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 07:26 (UTC) - Развернуть
adelgeim
6 май, 2010 09:00 (UTC)
Хорошая притча.
adelgeim
11 май, 2010 20:24 (UTC)
ДОМ ГДЕ, Я СПРАШИВАЮ!"
В "житиях" есть та же мысль. Инок рассказывает старцу о своих подвигах: не спит, не ест, носит вериги и проч. Старец послушал, а потом спросил:
- Сделалась для тебя бедность как богатство? - нет.
- Стало тебе порицание как похвала? - нет.
- Научился научился любить врагов как друзей? - нет.
Старец сказал: "Ты ничего не имеешь. Иди трудись".
igor78
6 май, 2010 07:03 (UTC)
"Стремясь к совершенству" "поиски совершенства" ....
по моему сам посыл изначально не верен.
Да и выше ли монашество семейной жизни то же вопрос.
hristina_l
6 май, 2010 07:29 (UTC)
Я думаю, что путь не может быть выше или ниже. Иоанн Кронштадский, Ксения Петербургская, Матрона Московская не были монахами.
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 6 май, 2010 09:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 6 май, 2010 10:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 6 май, 2010 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 11:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 6 май, 2010 11:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - igor78 - 6 май, 2010 12:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 6 май, 2010 13:28 (UTC) - Развернуть
c_bogom_horosho
6 май, 2010 07:56 (UTC)
Похвала достойному
Здраствуйте, отец Павел! Вы настоящий человек и христианин. Дай Вам Бог здоровья и многих лет жизни!
mozgz12
6 май, 2010 17:35 (UTC)
Аминь.
nasto2009
6 май, 2010 18:50 (UTC)
У нас очень много переведено монашеской аскетической литературы но почти нет книг которые рассказывали бы как жить христианину в миру и в семье.А жаль. Идеалом остается монашество, причем в каких-то крайних жизнеотрицающих формах.
lana_sl
8 май, 2010 05:57 (UTC)
Потрясающе, спасибо.
( 48 комментариев — Оставить комментарий )