?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несостоявшийся идеал

Века формировали в Церкви идеал подвижника, ушедшего из «мира» во имя личного совершенства и единения с Богом: монаха, пустынника, столпника, юродивого. На второй план отодвинулась не менее важная задача – преображение жизни христианского общества. (Притча о закваске). Эта задача в Церкви так и не состоялась. Социальное служение и забота о «ближнем» стали уделом частной инициативы. В результате монашеский идеал оттеснил задачу спасения «в миру», возможную:
1.через жизнь в семье: «Спасётся через рождение детей, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2, 15)
«Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним» (Деян. 2:39).
2. через служение любви: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2).
3. через жизнь в общине: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2:44). «Вы свет миру, вы соль земли».
В Церкви не сложился идеал «спасения в миру». Семейная жизнь не получила признания в качестве альтернативного пути к Царству Божию, равноценного монашеству. Не сложился лик святых, осуществивших идеал семейной жизни. Скудна церковная литература о подвиге в семье и браке.
Церковный Устав создавался только для жизни в монастыре.
За неимением другого, христианам, живущим «в миру», был положен устав, созданный в монастыре для монахов. В приходской общине, объединяющей христианские семьи, за тысячу лет не сложился устав храмовой жизни. Церковная община, Приход оказались обделёнными вниманием. Церковное созидание до сего дня игнорирует приходскую жизнь, хотя вся церковная жизнь практически существует именно в этой форме. Монашеская жизнь в наши дни экзотична и приносит скудные плоды.
1.Богослужение создано для монастыря и до сих пор не приспособлено к условиям приходского храма. Его время и чин нарушаются в каждом храме по-разному. Исполнить Устав богослужения, поста и праздников без искажений невозможно в принципе. Можно было бы внести разумные изменения. Но никто не берёт на себя ответственность. Искажения оказываются предпочтительнее продуманных изменений.
2.Пост установлен для монастыря. Предписания Устава о посте в приходской жизни выполнить невозможно, и они нарушаются всеми. Например, грудные младенцы не постятся, поскольку не имеют другой пищи кроме материнского молока. Жития святых указывают образец совершенства в отказе младенца от материнской груди по средам и пятницам. А как быть с семинедельным постом? Нарушать невыполнимые требования, каяться и снова нарушать? Или установить требования, выполнимые для «мирян» в соответствии с возрастом, полом и особенностями (например, беременностью), социальным положением и условиями труда?
3.Регламентация одежды, трапезы, возжжения свечей, колокольного звона, бесед и деятельности существует только для монашеской общины. Приходскую жизнь формально приспосабливают к монашеской, но она не становится и не станет таковой, зациклившись на юбках и платочках.
4.Молитвенное правило и время молитвы, последование ко Причащению, поклоны и бдения – исходят из монашеского Устава, игнорирующего брак, семью, детей и особенности семейного быта.
5.В 16 в. спор о монастырском имуществе выявил расхождение двух образов жизни. Преп. Иосиф Волоцкий отстаивал монастырское хозяйство, как средство социального служения: просвещения, благотворения и проч. Преп. Нил Сорский видел задачу монашества в личном подвиге. В романтике монашеского идеала общие симпатии остались на стороне преп.Нила, а церковная практика своеобразно реализует идеи преп.Иосифа.
6.В наши дни разошлись задачи монастырской и монашеской жизни, сохраняя двойственность в понимании монашеского служения. Чёрное духовенство преимущественно живёт не в монастыре, а на приходах и епархиях, ориентируя прихожан на монастырские идеалы и жизненный уклад, не отвечающий практическому образу их жизни. Народ придаёт монашескому руководству больший авторитет даже в проблемах семейной жизни и воспитании детей.
Монашеские требования предъявляются христианам в качестве нормы, которая заведомо не выполнима в «миру» и предполагает неизбежные нарушения. Такое положение ведёт к унынию или отрицанию безнадежной задачи.

Comments

( 72 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
ivar
10 май, 2010 05:03 (UTC)
Так что же делать, батюшка? И потом, не является ли монастырский устав неким эталоном, к чему в миру нужно по возможности стремиться, пусть не во всём, но во многом? Иначе есть большая опастность впасть в самоволие: что хочу, то и ворочу... а ведь из колодца нашей греховной жизни сложно рассмотреть правду.
o_alxndr
10 май, 2010 05:52 (UTC)
не является ли монастырский устав неким эталоном
Нам не эталон нужен, а живой, действующий Устав, годный к исполнению на приходах, как раз чтобы не было самоволия, а было единообразие хотя бы в основах приходской жизни и богослужения.
yjna
10 май, 2010 05:05 (UTC)
Не уверена, что что-то изменится.
adelgeim
10 май, 2010 12:49 (UTC)
Не уверена, что что-то изменится
Устав не панацея, а соразмерность требований с возможностью их исполнить. Кое что изменится: разумное понимание традиции и её акцентов. Преп. Антоний выше других добродетелей ставил рассуждение.
anromashka
10 май, 2010 05:27 (UTC)
Просто все очень высоко и недостижимо... Мне видится в этом Промысел Божий. Если создать Церковь специально для мирян, то мы сгинем.
А вот монашеский идеал и неустроенность земного, если так можно выразиться, мирского существа Церкви отодвигает от нас комфортное спасение и утесняет жизнь. Мне кажется, все это написано в Евангелии - и скорбь в "этом мире", и "тесные врата, ведущие в Жизнь". Если не отождествлять на каком-то архетипическом уровне Церковь земную и Небесную, то и спасение наше становится делом даже для Бога неподъемным. Батюшка, крепоси Вам и избавления от уныния.

mikha_el
10 май, 2010 05:35 (UTC)
"Если создать Церковь специально для мирян, то мы сгинем".

Более чем спорное утверждение. Мирян в церкви быть не может по определению. Есть верные. Проблемы, которое указаны в статье идут как раз от разделения народа Божьего. Заметьте, народ у Бога всегда един.
(без темы) - bojarinja - 10 май, 2010 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anromashka - 11 май, 2010 04:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bojarinja - 11 май, 2010 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anromashka - 11 май, 2010 12:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bojarinja - 11 май, 2010 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anromashka - 12 май, 2010 08:09 (UTC) - Развернуть
mikha_el
10 май, 2010 05:33 (UTC)
опыт общинной жизни
В статье верно указаны коллизии церковной жизни. Однако мы не видим положительный опыт.

Не указаны примеры жизни монастыря в миру и других форм христианских объединений. В качестве примера можно привести общину о. Алексея Мечева и о. Сергия Мечева. Еще более интересен положительный опыт можно обрести взглянув на жизнь трудового братства Н. Неплюева.
hammond_man
10 май, 2010 05:45 (UTC)
Как всем не хочется что-то менять. Для РПЦ МП необходим аналог Второго Ватиканского Собора. Пение всем приходом ввести например, поставить чёткие требования к катехизации перед Венчанием и Крещением. А то получается, таинства продают за деньги... ситуация для меня вообще непонятная. Хотя бы Апостола и Евангелия читать на русском, или на худой конец те службы, которые служатся раз в год, например покаянный канон... А самое главное, заставить священников поголовно получать образования. Иначе это будет крах... А то сейчас внутри церкви бытует мнение, что образование вещь не нужная... а ведь это уже было... было, и церковь ясно высказалась, что это ересь.
feoddora
11 май, 2010 02:40 (UTC)
Знаете, чем опасно подобие Второго ватиканского собора? РПЦ станет понятна людям, они начнут туда идти, а когда освоятся - начнут задавать неприятные вопросы и требовать изменений.
С точки зрения церкви и христианства - это хорошо, а вот относительно политики... Во общем, вы поняли.
(без темы) - hammond_man - 11 май, 2010 05:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - feoddora - 11 май, 2010 06:00 (UTC) - Развернуть
67baneka
10 май, 2010 05:52 (UTC)
да это так. и даже человек что воцерковляется серьезно - если он в браке, или если например эта девушка что хочет семью - чувствует свою как бы ущербность, что вот мол, она ...
mckarlson
10 май, 2010 05:57 (UTC)
Удивительно верная статья!!! Подписываюсь под каждым словом. Спасибо, батюшка, пропиарю в своем журнале!
n_ermak
10 май, 2010 06:17 (UTC)
Проблема общин в том, на мой взгляд, что в ней рано или поздно по некому непреложному духовному закону обязательно объявится иуда, пастырь будет убит или оклеветал и преследуем, а овцы разбегутся, как не раз бывало.

На мой взгляд вопрос общины есть вопрос пастыря подвижника в первую очередь. В этом смысле совершенно не обязательно что-то менять кардинально в Церкви.

Я например, согласен для начала войти в виртуальную общину автора этого журнала, если о.Павел решится на создание таковой.
nikolay12_1_19
10 май, 2010 07:10 (UTC)
Создать виртуальную общину просто и в ЖЖ уже давно реализовано. Просто записывайтесь во френды к хозяину журнала и он будет вас пасти. Может быть, вы даже вы виртуально спасетесь.
(без темы) - n_ermak - 10 май, 2010 09:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12_1_19 - 10 май, 2010 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 10 май, 2010 10:37 (UTC) - Развернуть
laromakaro
10 май, 2010 07:22 (UTC)
"Такое положение ведёт к унынию или отрицанию безнадежной задачи."

Ведёт.
germez_top_bot
10 май, 2010 08:15 (UTC)
Горячая десятка блогеров-трейдеров и финансистов!
Хорошие новости! Ваш пост попал в Горячую десятку блогеров форекс-трейдеров и финансистов.
Примите искренние поздравления! Пусть ваш капитал непрестанно растет и удача сопутствует вам во всех ваших начинаниях!
hristina_l
10 май, 2010 08:51 (UTC)
Очень хорошая статья по самым важным вопросам. Пока эти вопросы не будут решены, ни от каких реорганизаций толку не будет.
vlnyj_obschnnk
10 май, 2010 09:13 (UTC)
Несостоявшийся идеал...
Всем поклон !
___По слову Иоанна Лествичника и мирские "всё доброе, что только можете делать - делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте и БУДЬТЕ ДОВОЛЬНЫ ОБРОКИ жён ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царства Небеснаго".
adelgeim
10 май, 2010 13:14 (UTC)
Несостоявшийся идеал...
Взаимно кланяюсь. Слова преп. Иоанна указывают этический идеал.
Разумеется, ему нужно следовать. Этот этический идеал лежит в основе духовной жизни, равно-мирской и монашеской, а дальше возникают проблемы конкретного осуществления, которые в церковном опыте решались по-разному. Они оставляют каждому свободный выбор пути.
bloggv
10 май, 2010 10:36 (UTC)
Прочитал Вашу заметку и подумал - может быть потому у обычных (не монашествующих) христиан никакой устав не сложился, по причине отсутствия нужды в нём? Зачем загонять в рамки свободу, дарованную Христом? Зачем из Благой Вести кроить новый закон, взамен закона Моисеева?
ludenhoff
10 май, 2010 11:04 (UTC)
Согласен, отче. Перекос в сторону монашеской жизни, дурно понятой, - это было всегда в нашей стране и в нашей Церкви. Я готов согласиться (хотя это и не вполне очевидно), что монашеская жизнь в целом удобнее для личного спасения. Но беда в том, что жизнь в миру, жизнь мирян - т.е. подавляющего большинства верных - обычно рассматривается как нечто терпимое, извинительное, но не более того. Беды, проистекающие отсюда, общеизвестны.

Я недавно писал на смежные темы, но в более практическом ключе: http://www.pravmir.ru/post-bez-prikras
fi1618
10 май, 2010 11:06 (UTC)
Почему Монах идеал, а мирянин только терпим?
Вы констатировали факт, что по какой то причине, идеал монастыря, стал единственным одобряемым образом жизни для вселенского православия, мирская жизнь лишь терпима.
Возникает вопрос: Почему так сложилось за 2 тысячелетия?
У меня есть зачатки мыслей на эту тему, но хотелось бы услышать конструктивный ответ опытных людей.
iofan
10 май, 2010 12:12 (UTC)
Re: Почему Монах идеал, а мирянин только терпим?
Есть предположение такое предположение. Церковь как социальное явление несёт функцию управления массами верующих, обеспечения их чувством причастности к общине. Возможно для мирян уже было не нужно развивать уставы и приходскую жизнь, так как функция контроля людей уже была успешно создана, а более ничего особо и не требуется с этой позиции.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 72 комментария — Оставить комментарий )