?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Вознесение Христово

Прошло сорок дней после Воскресения из мёртвых. В этот день апостолы собрались на Елеонской горе. Здесь Христос в последний раз беседовал с ними. Отсюда Он вознёсся на небо. На вершине горы Елеонской последний раз коснулись земли стопы Христовы. Последним словом Его было обещание: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,20). Последним Его действием было благословение: "И когда благословлял, отступил от них и возносился на небо" (Лк.24,51). Что же переживали апостолы в этот момент? Они были поражены событием вознесения. Христос воз¬нёсся. Они уже не видели Его, но стояли, не в силах оторвать свой взор от пространства, сокрывшего Учителя. Их привели в себя слова ангелов: "мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, каким видели Его восходящим на небо". (Деян.1,2).
Удивление и растерянность апостолов понятны. Так недавно Он был схвачен иудеями, поруган, осужден и распят... Скорбь и растерянность, страх преследований и одиночество - сколько скорби томило их в те дни. И вот, радость Воскресения. Снова Христос является и беседует с ними. Сперва одни, потом другие приносят радостную весть о Его явлении. Наконец, видят Его все одиннадцать вместе. Один раз, другой, потом пятьсот человек одновременно, и вот, сегодня снова видят, слышат, осязают. Но Христос снова уходит от них. И, кажется, навсегда. Разве не время для растерянности и огорчений? Но что говорит Евангелие? "Возвратились в Иерусалим с великой радостью" (Лк.24.52). Откуда же радость?
Радость легко понять, обратив внимание на последние слова и действия Спасителя. Он говорит: "Я с вами во все дни до скончания века". Но говорит, не оставаясь с учениками, а возносясь. Как же "с вами", если уходишь, Господи? Если Христос возносится телом, то не может пребывать с ними. О каком пребывании идёт речь?
На это отвечает действие Христа - благословение. Христос возносится, благословляя, как бы даруя апостолам своё непрекращающееся благословение. Что такое "благословение"? В буквальном переводе - "доброе", "благое" слово. Какое же слово должно быть самым вожделенным для христианина? Это слово запечатлено в священническом благословении. Благословляя, свя¬щенник складывает пальцы руки в буквы, изображающие имя Иисуса Христа. Самое вожделенное слово - имя Христово. Когда мы просим священника:
«бла¬гослови", он призывает на нас имя Христово. Когда мы целуем его руку, мы целуем изображение имени Иисусова- «именословие». Мы поклоняемся не руке грешного человека, а имени Иисуса, "дабы перед именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Филп.2,10).
Возносясь на глазах учеников, Христос благословляет непрекращающимся благословением Своего имени. В этом смысл обещания Христова. Уходя от учеников плотью, Христос обещает Своё совершенное пребывание в имени. Есть два образа пребывания во плоти и в имени. Пребывание во плоти несовершенно: опосредован¬но и временно. Иная форма пребывания - в имени. Имя - сокро¬венное бытие личности. Её тайна. Некоторые думают, что имя – лишь звук и символ. Имя выражает сокровенную сущность личности: Божест¬венной и человеческой. Это понимание имени важно для правильного понимания многих священнодействий.
В молитвы человек произносит имя Божие и входит в живую связь с Тем, Кого призывает. Бог открывается в Своем имени. Дерзновенно говорит о.Иоанн Крондштадтский: "Имя Божие есть Сам Бог". Такой же смысл имеет призывание святых. Призывая имя святого, мы входим в контакт с личностью того, чье имя призываем. Такой же смысл имеет поминовение живых и умерших. Мы призываем имя, и входим в связь с живой личностью, делясь с ней своим духовным содержанием, радостью или скорбью, получая взамен участие в её духовном бытии. Более того, вынимая частицы просфоры, мы связываем личность с материей, воплощаем душу на время Литургии, даруя ей временное материальное бытие в частице просфоры. Тело Христово, пребывая на дискосе, освящает частицы и связанные с ней души. Частица погружается в чашу, а душа омывается от греха Кровью Христовой. "Oмой, Господи, души здесь поминавшихся Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих" (Молитва на Литургии). Так личность связана с именем.
Вот в чём источник радости апостолов: охваченные скорбью разлуки, они произнесли имя Христа и ощутили Его живое присутствие. Снова и снова произносят Его имя, и благодатное тепло Его личности согревает их прикосновением. Это не только внутренняя уверенность. Пребывание в имени было переживаемым фактом. Им открылась тайна имени Иисусова: Бог пребывает в Своём имени. В этом смысл слов Христа: "Я с вами во все дни до скончания века". Уходя плотию, Он всегда пребывает с нами в Своем имени. Пре6ывание во плоти связывало Его с местом и временем. Живя во плоти, Христос не мог принадлежать многим. В имени Он дарует Себя всем.
Что уверяет нас в действительном пребывании Христа в Своём имени? Имя Его чудотворит, исцеляет и воскрешает мертвых. Апостол Пётр говорит хромому, просившему милостыни у дверей храма: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи" (Деян.3,6).
Имя связывает нас с Богом. Мы встречаемся со Христом в Его имени. В этом общении мы почерпаем силу жить по заповедям, веровать в Евангелие. Почерпаем радость и утешение в скорбях. Имя спасает: "Всякий, кто призовёт имя Господне, спасется" (Деян.2,2I). Великий дар подал нам Христос Спаситель в день вознесения: имя Божие, в котором Он пребывает.
Был великий день. На святой горе
Возносился Спас от земной страды.
И восплакались люди сирые,одинокие, перехожие:
Чем нам жизнь изжить на пустой земле?
Как нам век скончать,Непорушенным?
Молвит слово Спас к меньшей братии:
Надо ль злата вам, надо ль разума?
Надо ль силы вам, люди сирые?
Что нам в золоте, в силе, в разуме?
Крадут золото руки цепкие,
Ловит в сети ум хитрость Змиева
Смерть сметёт с земли силу гордую.
И подал тогда милосердный Спас
Меньшей братии имя Божие.
Не украсть его жадной зависти,
Не пленить его лести хитростной.
Радость вечная, жизнь блаженная,
Неиз6ывный хлеб - имя Спасово.
От него несытый питается,
Делит с братьями свой заветный хлеб,
А сокровище умножается.
Бог пребывает с нами. Мы можем позвать Его, когда придёт беда.
Как некогда Петр, утопая воскликнул: "Господи, спаси меня, погибаю"
И Господь сразу отозвался. Он взял Петра за руку, ввёл в лодку, и они причалили к берегу. Так и нас Господь измет из пучины, введёт в Свой корабль и приведёт к безопасному берегу.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
ivar
14 май, 2010 04:01 (UTC)
С Праздником!
alr_pol
14 май, 2010 12:11 (UTC)
С праздником, отче!
oleg_gavrysh
18 май, 2010 18:53 (UTC)
Очень хорошая проповедь. Спаси Вас Господи!
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner