?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Умирает Приход

20 лет вкладывали в Приход душу и сердце многие прихожане. Восстановили из руин храм. На колокольне вместо купола росли берёзки. Заново отстроили здание школы. Написали два иконостаса. Провели газ, водопровод и канализацию. Проложили километр электрокабеля и телефонный кабель. Сделали водяное отопление. Приход ожил.
Сложился замечательный хор, 18 певчих, один из лучших в Пскове. Ежедневное богослужение и регулярная проповедь собирали прихожан. Храм был наполнен народом.
Чтобы развалить сложившийся Приход достаточно было сменить настоятеля храма. Некоторые комментаторы возмутились: «Мне непонятно: если сняли с настоятельства, значит, и литургию служить нельзя? Или смысл священства - быть главой прихода, а не совершать великое таинство? Или простой священник, а не настоятель, не может окормлять своих духовных чад?»
В данном случае смена настоятеля убила Приход. Изменилась внешняя и внутренняя обстановка в Приходе. Изменился интерьер. Убрали из храма 80% икон. Все ценные иконы сняты со стен. Развешены литографии. Судьба писаных икон неизвестна. Оконные рамы из красного дерева выкрашены белой краской. Стенные панели из красного дерева выброшены на дрова.
Упразднён хор. По воскресным и праздничным дням поют 4-5 женщин, которых собирают случайно. Спевок нет, и хор не существует. По будним дням поёт и читает одна псаломщица. Так обычно перекликаются священник со псаломщицей в деревенском храме. Оживает храм по субботам, когда поют ученики регентской школы. Скоро каникулы, их не будет три месяца, а дальше… Народа осталось едва-ли четвёртая часть.
Служащие храма и школы заменены. Приходской совет заменён. Приходское собрание заменено. Вместе с бывшим настоятелем из состава Прихода выведены все учредители и члены. Устав Прихода изменён: соборное управление Приходом заменено авторитарной волей настоятеля.
Федеральная служба, регистрировавшая Приход в 1989 и в 1999 годах утверждает: «Этого Прихода не было никогда. Приход возник в 2008 г. с назначением настоятеля Иванова, который является единственным законным членом Прихода». Суд подтверждает: свящ. Павел Адельгейм был Председателем Приходского собрания 20 лет, но не является членом Прихода, как и все другие участники Приходского собрания. Суду понятно, а мы не понимаем, как возможны все эти противоречия.
Словами не описать ощущение развала. Пустота не только внешняя. Внутренняя опустошённость формального богослужения. Изменился дух Прихода. Воля нового настоятеля не считается со сложившимися традициями. Ему необходимо всё изменить по своему. Это переживается болезненно, и большинство прихожан ушли в другие храмы. Настоятель говорит: «Ничего страшного, придут другие».
Спрашиваю: «Почему Вы никогда не посоветуетесь со мной по поводу реконструкций в Приходе и храме?» Отвечает: «А чем вы мне поможете?» Идея сотрудничества, соборных решений настоятелю непонятна. Приходится молча смотреть, как разрушается всё, во что вложены силы, средства и годы жизни. Пока мне позволено служить Литургию, говорить проповеди в свою чреду и окормлять духовных чад. Трудно становится дышать в новой атмосфере. Дышать пока можно, петь не хочется. Сам бы ушёл вслед за прихожанами, да некуда. Годы !!!

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
n_m
20 май, 2009 16:25 (UTC)
Грустно :(
victor_a_k
20 май, 2009 16:27 (UTC)
Ну на устав похоже никто покусится не может , вот vadimb открыл сообщество axios, а надо сообщество бы по изменению устава - в том направлении как вы писали, я бы еще добавил что надо повысить статус настоятеля до несменяемого без суда и выборного общиной, плюс надо суд еще независимый со 2 инстанцией вне епархии...


Ну или как видится все кончится чем-то вроде повсеместного перехъода в КП рано или поздно, ну или еще что хуже...
adelgeim
21 май, 2009 19:21 (UTC)
Статус настоятеля несменяемого без суда, выбранного о
"Мечты, мечты, где..." Некогда церковь была свободна и церковна, и священник несменяем без суда или собственного прошения.... Когда-то!
Что касается выборности, это прерогатива сохраняется для Патриарха и больше ни для кого...Церковный "суд" не жив - не мёртв. Если власть виновата, мёртвым прикинется. Если власть прикажет, оживёт: то ли палач, то ли вампир, то ли чистильщик...
orehovayasonya
20 май, 2009 16:42 (UTC)
Помоги Господи, батюшка! У нас с мужем разогнали приход, который мы собирали 10 лет, уничтожили 3-х годичную иконописную школу, просуществовавшую 12 лет, как полнокровное учебное заведение, разогнали хор из учащихся иконописной школы, а потом и вовсе вытравили нас из епархии. Здание школы, приведенное нами в порядок из небытия, сейчас стоит с выбитыми окнами и размороженным отоплением. Но для нас, как ни странно, все сложилось к лучшему, хотя это странно звучит.
adelgeim
21 май, 2009 19:33 (UTC)
Разогнали приход, уничтожили школу
Это наша общая беда. Но кто же это сделал? Враги, интервенты?
Может татаро-монголы напали и сожгли?
- Нет, простой советский человек, архиепископ!
Угадал?
orehovayasonya
22 май, 2009 08:58 (UTC)
Re: Разогнали приход, уничтожили школу
Да тут к гадалке не ходи! А простые советские люди - попы горячо его в том поддерживали и словом и делом. Хорошо помню архиерейскую службу в нашем храме в первый день Пасхи. С нас потребовали нанять на архиерейскую трапезу ресторан. Помощник благочинного диктовал, какой стоимости и в каком кол-ве должны быть напитки и продукты. Трапеза на 60 человек нам обошлась в 150000р. Это два года назад! После трапезы из 60-ти человек священников и игумений (мирян было человек 5) не нашлось ни одного, кто сказал бы нам спасибо за трапезу или хотя бы даже попрощался. Все холопы знали - мы покойники и любая благодарность нам даже за обед, может бросить на них тень. Ну, т.е. почавкали в корыте, хрюкнули и дальше пошли.

Кстати сказать, светские власти все годы всесторонне поддерживали иконописную школу. Не деньгами, нет. Сначала мэр города выделил не для прихода, а именно для частной иконописной школы огромное двухэтажное здание (1500 кв.м.) бывшей дворянской усадьбы памятник архитектуры. Правда в здании ветры гуляли, но мы его и внутри и снаружи почти полностью привели в порядок, т.е. реставрировали по всем правилам. У нас никогда не было спонсоров. Деньги на ремонт школы и храма зарабатывали вместе с выпускниками школы на написании иконостасов. Еше продали кое что из недвижимости в Москве и тоже вложили в ремонт храма и здания школы. При посягательствах на уже отремонтированное здание со стороны различных предпринимателей, мэрия и представители Охраны памятников говорили: "Иконописная школа - это одна из достопримечательностей нашего города. Мы не дадим ее выселить."

Большая же часть икон и вещей из храма после нашего ухода исчезла. Храм у нас отбирали захватом. Нагнали всех окрестных попов и не дали нам из храма даже забрать личные вещи и семейные иконы. Когда мы храм этот открывали, то никто не верил, что из этих руин что-то можно восстановить. Все иконы в храме были написаны нами, кованные подсвечники сделаны нашим мастером, все шитое - сшито учениками школы. Вот так... Как похоже, то, что у Вас там творится, на то, что сделали с нами. Почерк тот же. Это только у великих людей почерки разные, а у серостей, самоутверждающихся только лишь на том, чтобы раздавить другого, - почерк один.
dain_crusader
20 май, 2009 17:46 (UTC)
Крепости Вам, отец Павел!
Господь не оставит.
origenic
20 май, 2009 18:10 (UTC)
Держитесь! Помоги вам Христос!
tivi_2
20 май, 2009 18:59 (UTC)
Грустная история. А самое в ней грустное - не нова она. То же самое рассказывают и про наш приход. мне он достался в уже "реконструированном" виде, а старожили по сю пору плачут, когда рассказывают о смене настоятеля :(
ludenhoff
20 май, 2009 19:04 (UTC)
Отче, помоги вам Бог! Я вот буквально на днях ушел из прихода, где в течение полугода был помогающим священником (аллегорическое изложение событий - здесь), так и то больно с людьми расставаться. А как вы всё это переносите - не представляю. К сожалению, подобные истории приходится слышать не так уж редко. Но Господь - Он всё видит. И каждому воздаст по его делам.

Крепитесь, отче! Спаси Христос!
adelgeim
21 май, 2009 19:50 (UTC)
аллегория
Христос посреди нас, отче! Спасибо за аллегорию, очень ясная. Сочувствую Вам. Что подобные истории не редкость, приводит в уныние, когда осознаёшь, что происходят в церкви, а не в криминале. Будущее воздаяние не утешает. Вовсе не желаю митрополиту зла ни в этом веке, ни в будущем. Всех благ ему, лишь бы опомнился и не губил приходы и священников.
burbalka
20 май, 2009 21:58 (UTC)
сколько было прихожан? где они все теперь? что делают и что собираются делать?
adelgeim
21 май, 2009 20:02 (UTC)
сколько было прихожан?
Милая Бурбалка! Прихожан было несколько сотен. Они не уехали из Пскова, ходят в другие храмы, иногда навещают. То одни придут, то другие. Делать вряд ли что собираются. А что можно сделать?
Если не знаешь, что делать, лучше подождать, пока придёт идея.
Суетиться не стоит, ещё больше запутаешься. Жаль, церковный авторитет падает. Насилие и замалчивание его не удержит. "Нет ничего тайного, что не стало бы явным". Замалчивание - это бомба. Как пар в котле копится, а потом взрывает котёл.
burbalka
22 май, 2009 07:31 (UTC)
Re: сколько было прихожан?
не знаю, я бы не смогла вот "ходить в другие храмы".
prosto_filja
20 май, 2009 22:53 (UTC)
Как же хорошо всё у Вас! Просто душа радуется
vladl_ua
21 май, 2009 06:11 (UTC)
А почему бы не...
...перейти бы вам в протестанты? Миссионеров с таким рвением опытом примут везде. И душу спасете и Богу послужите!
ailoyros
21 май, 2009 06:25 (UTC)
Господи, помилуй!
mrs_micaw4er
21 май, 2009 07:30 (UTC)
Перепост, однозначно.
chartopoloh
21 май, 2009 08:39 (UTC)
Батюшка, скажите пожалуйста, а приход может хлопотать о смене настоятеля?
adelgeim
21 май, 2009 20:18 (UTC)
Приход может хлопотать...
Приход может только "схлопотать", что его разгонят. Это право епископа обосновано в Уставе РПЦ (гл.11,ст.35). Как священники не нужны, так и прихожане не нужны. В этом основная трагедия РПЦ.
Если бы мы были нужны, епископы так не поступали. Они не понимают, что рубят сук и не поймут, пока не рухнут. Бесправие клира и народа ведёт власть к безответственности. Клир и народ не имеют никаких прав, даже на саму жизнь в церкви. Они до сих пор живут в церкви, потому что епископу не пришло в голову их выгнать оттуда. Бесправны все, и жаловаться некому.
voytkov
21 май, 2009 10:31 (UTC)
Пустота не только внешняя. Внутренняя опустошённость формального богослужения. Изменился дух Прихода. Воля нового настоятеля не считается со сложившимися традициями. Ему необходимо всё изменить по своему. Это переживается болезненно, и большинство прихожан ушли в другие храмы. Настоятель говорит: «Ничего страшного, придут другие».

У нас на приходе тоже так и уже года 4. Зашла речь как то, о том что настоятеля могут перевести, то наверное многие обрадовались... Cкладывается ощущение что люди его не интересуют, приехал-уехал, требы, деньги, а кому не нравится - свободны. Узурпация власти и никакой общины, в общем напоминает на бюро ритуальных услуг, с приближенными в которых есть заинтересованность (кассир, повар и т.д.). Так и живем.
adelgeim
21 май, 2009 20:47 (UTC)
У нас на приходе тоже так...
Вы точно обрисовали ситуацию на приходе. Наше видение совпадает
Приходы РПЦ превращаются в "бюро ритуальных услуг". Очень верное определение. Евангельская и гражданская мораль не востребованы. Да что мораль! Господь Иисус Христос не востребован в приходской и епархиальной жизни, так же как и мы, никому не нужны. «Так говорит Господь Бог: горе пастырям, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы мои по всем горам, и никто не ищет их. Пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! Говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря остались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, а пастыри не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пасти себя самих, и исторгну овец из челюстей их. Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих, и буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез.34, 2-16). Как ветхозаветные пастыри не вслушивались в слова пророка, так и новозаветные пастыри пропускают их мимо ушей.
voytkov
30 май, 2009 18:26 (UTC)
офтоп
Батюшка, глянул тут Вашу биграфическую инфу, так мы с Вами почти земляки :) Я жил в Ташкенте до 1993 года и вот что хотел спросить у Вас. Если помните храм в Чирчике, при въезде в город, при Союзе он был закрыт или действовал? Это пожалуй один из храмов который мне приходилось видеть в детстве, мы проезжали мимо него на выходных, когда ехали на дачу. Мама мне его всегда показывала, из машины, но остановиться и зайти "не дерзали". Еще помню храм на Боткинском кладбище и слыхал про храм в районе госпитального рынка, больше храмов при совке не припоминаю. В 1989 г. начал строиться храм на новом кладбище за Чиланзаром, а в 1991 я впервые там исповедался и Причастился... учительница с школы водила. Да и так вот :)
adelgeim
1 июн, 2009 05:05 (UTC)
Re: офтоп
Из Средней Азии наша семья уехала в 1975 году. На Госпитальном рынке находится Кафедральный Собор Успения Б.М, построенный в 1958 г. архиепископом Ермогеном Голубевым. При мне был крошечный храм на кладбище, где служил о. Федор Семененко. Храм на Узбуме теперь превратился в монастырь. Помню ещё храм в с. Луначарском, на окраине Ташкента. Во всех этих храмах мне довелось служить. Больше сведений не имею.
iso_graf
22 май, 2009 08:52 (UTC)
Лет тридцать назад, в пору моего неофитства, когда меня раздражало в храме почти все: и толстые попы, и примитивные иконы на стенах, и завывание на клиросе вместо пения, - мне отец Тихон Пелих сказал: "Помни: ты приходишь в храм ни к священнику, ни к прихожанам, чтобы пообщаться, ни к иконам, а к Спасителю и Божией Матери. Все остальное - не должно тебя интересовать, пусть хоть стены станут разрушаться." Всю жизнь я следую этому завету старца. А то, что большинство прихожан вашего храма разбежались при первых неприятностях, это говорит о "глубине" их воцерковленности. Значит, их больше интересовало пение или, говоря современным языком, приходская тусовка.
А про "бюро ритуальных услуг" напрасно вы подпеваете комментатору. Это унижает великое множество достойных священников и приходов.
А проповеди у вас замечательные. Жаль, что ваши поклонники не так активно обсуждают их, чем ваши скандально-церковно-политические тексты.
vaysburd
22 май, 2009 13:37 (UTC)
Батюшка, ну Вы же знаете наш опыт (когда епископ разрушает церковь), мы жили в таких условиях 3 года. Без общины и братства здесь действительно все рассыпется. Но вы же можете собираться на квартирах. Этого вам никто запретить не может. А в храм ходить только для участия в таинствах. Главное чтобы люди собирались для общения между собой, а не только с Вами.
В общем, помоги, Г-ди.
sava_ev
24 май, 2009 21:33 (UTC)
У нас в СПб так же было, после смерти митрополита Иоанна, тогда была свободная зарубежка, туда и ушли за настоятелем... (духовным отцом), ездил некогда к знакомому батюшке в Снетогорский монастырь (он раньше в Пюхтицах служил, там и познакомился с ним), думал даже исповедаться у него, что хожу то в зарубежную то в МП, а он сказал: грех ли это, зачем каешься ?
Не первый раз историю подобную вам слышу и вижу, и наша перед глазами стоит...
Жалко, жалко людей, жалко церковь, жалко тех священников, что потом за это все будут отвечать перед Богом. Неужели они не верующие, что не видят что творят???
( 27 комментариев — Оставить комментарий )