?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Две недели, следующие за днём святой Троицы, Церковь посвящает памяти святых. В прошлое воскресение мы праздновали память всех святых. Сегодня празднуем память святых, возросших в русской земле. Почему за днём святой Троицы следует память святых? Почему эту память мы празднуем? Какая связь между нами и этими праздниками?
Бог пришел спасти "падшее создание Свое". Своим воплощением, Своим учением, жизнью на земле, смертью на кресте и воскресением из мертвых. Спасение человека завершилось сошествием Святого Духа на учеников и апостолов. В чём же состояло спасение? В искуплении греха, освобождении от последствий греха. Главное зло греха в том, что грех расторгает живую связь человека с Богом. Он вырастает между ними стеной. Грех зажимает человеческое сердце как спазма и не даёт ему отвориться для Бога. Как тромб в кровеносных сосудах, как ободранная кора на стволе дерева, грех иссушает человеческую жизнь. Человек отломился от Источника жизни. В него вошла смерть. Спасение в том, чтобы о6новить падшую, смертную природу, дать человеку природу новую, пригодную для вечной жизни. Во-вторых, спасение в том, что6ы прео6разить человеческую личность, "сотворить новое сердце и новый дух" (Иез.I8,23), изменить греховное сознание в жажду нравственного совершенства и чистоты.
Восстановление природы совершилось через Боговоплощение. Приняв человеческую природу, Сын Божий восстановил её первозданную нетленность. Сошествие Святого Духа на апостолов было действием, преображающим человеческое сознание, строящим новую личность "Святым Духом всяка душа живится" (Антиф. 4-гo гласа). Дело Божие совершилось. Но без человеческого ответа оно может остаться всуе. Есть новая природа. Есть новая жизнь. Но человеку предстоит приобщиться к ним. Через участие в жизни Церкви, через её таинства, её молитвы. Через нравственный подвиг очищения, по6еды над грехом.
И тут возникает сомнение. Отозвался ли человек на любовь Божию?
Разве мы не видим вокруг себя жестокость, взаимную вражду, подлости, унижения, оскор6ления, клевету? Разве не осознаём присутствие этого зла в самих себе, свою причастность этому злу? Разве мы не видим, как через всю историю льются человеческие слёзы, человеческая кровь? И чем дальше, тем страшнее, грознее и кровавее войны. И охватывает сомнение: был ли смысл спасать человека? Достоин ли уплаченной цены такой человек? Способен ли он измениться, преобразиться, стать новой природой? Не напрасно ли совершилось дело Божие? Неужели Земля ничего не ответила Небу?
Сегодня Церковь разрешает наше сомнение. Она открывает нам тайну. Мы слышим сегодня церковную песнь: "Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля российская приносит Те6е, Господи, вся святыя, в той просиявшия". Эта тайна Земли, отвечающей Небу, изображена в иконе "Всех cвятыx Русской земли". В верхней части иконы изображена Святая Троица в круге. Ей предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, древние пророки, апостолы, мученики, преподобные. Ниже изображена, посредством рельефа, берёзок и храмов Русская земля с бесконечными сонмами святых. Великий князь Владимир с ликом русских князей, киевские, владимирские и московские святители, преподобные Киево-Печерские, Новгородские и Псковские, Соловецкие, Белозерские, Валаамские... Они выходят из дворцов и храмов, подземелий и пещер, из лесов, степей и гор, чтобы зримо соединиться на иконе в единый организм Россйской церкви. В центр иконы помещён Владимирский образ Богоматери. Она помещена в центре иконы русских святых, как мистическое сердце Русской церкви. Владимирская икона Божией Матери¬сердце русской церкви, как Сама Пресвятая Дeвa является великим материнским сердцем Церкви Христовой. О6раз русских святых раскрывает нам тайну, выраженную в тропаре праздника: дело Божие совершилось не напрасно. Не напрасно была призвана к участию в нем и Русская земля. Земля ответила Небу. Мы сознаём своё недостоинство, но не впадаем в уныние и отчаяние. Мы видим на иконе, как бы на отверзшемся небе сонмы святых, ко¬торые жили на той же земле, на которой мы живем. Они услышали заповедь Божию: "Святы будете, якоже Аз свят" - и отозвались на неё. Святые свидетельствуют, что дело Божие имело смысл. Человек достоин спасения. Человек способен измениться и преобразиться. Дело Божие совершилось не напрасно. Не напрасно за спасение человека уплачена цена кровью Сына Божия. И ещё одну тайну открывает нам праздник: Святые не отстранены от нас ни временем, ни пространством. Они соприсутствуют нам сегодня в церкви и в жизни. "Днесь лик святых предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу", - свидетельствует кондак праздника. Святые молятся за нас, молятся с нами, чтобы и мы не остались глухи к заповеди Божией: "Святы будете, якоже Аз свят есмь" (Лев. 11,44).
Чтобы услышали эту заповедь умом, совестью, сердцем и последовали ей.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
vnuk_katona
8 июн, 2010 00:26 (UTC)
RE: Спасибо, о.Павел

Читали на ночь вслух с семьей.
kruassanchik
22 июн, 2010 06:31 (UTC)
Авторитетный ответ, заманчиво...
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner