?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Понятие "Церковь"

Христианское понятие о Церкви выражено в Символе веры. «Единая, святая, соборная и апостольская церковь» раскрывает своё содержание в иерархии, богослужении, таинствах и в истории. Подобно мириадам клеточек, составляющих наш телесный организм, мы соединяемся в единое Тело Христово, «дабы истинной любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4, 15-16). Клетки тела составляют единство, ибо живут общей органической жизнью тела. Так христиане связаны в Тело Христово единством жизни во Христе: «в Нём живём, и движемся, и существуем». Единство Христовой жизни соединяет нас не механически, не случайно, но органично. Каждая клеточка нашего тела живёт жизнью тела. Каждая клеточка Тела Христова живёт жизнью Церкви, сохраняя своё личностное начало. Каждый из нас является христианином, если живёт во Христе, наполнен Его жизнью. И Христос живёт в каждом христианине: «верою вселяясь в наши сердца, чтобы…исполниться нам всей полнотой Божией» (Еф.3,17-19). В день Пятидесятницы огненные языки разделились, «и почили по одному на каждом из апостолов» (Деян.2,3). Святой Дух сошёл на апостолов в огненной стихии, разделившейся на отдельные языки для каждого из апостолов. Каждый принял дар Духа, ему одному предназначенный для служения, к которому он призван.
Символ веры выражает личную сопричастность Телу Христа словом «соборная». Мы все собраны в Церковь-организм жизни Христовой. Его Тело всегда наполнено Христовой жизнью и приобщает к ней каждого христианина. Мы, многие составляем единое Тело. Каждая клеточка живёт жизнью тела, которому принадлежит. Христианин пребывает в Церкви, пока сопричастен Телу Христову, пока живёт общей с нею жизнью. Какими же узами связаны в единство церкви множество лиц: Христос и народ Божий? Если понятие «единая Церковь» констатирует факт общности, отвечая на вопрос «что?», то понятие «соборная Церковь» объясняет какими узами мы соединены.
Единство Церкви не может быть «каким угодно». Это единство предполагает социальное качество, которое Символ определяет понятием «соборное единство». Соборность утверждает личное начало в церкви, симметричное единству множества. Опыт говорит нам о разных образах единства: случайном, механическом, органическом. Говорит о разных качествах единства. Единство может быть формальным, может быть основано на общности интересов, на насилии и дисциплине. В единство связывает общность преступления, когда подельники повязаны кровью. Единство может быть благодатным или преступным. Поэтому единство требует качественного определения. Символ веры называет социальное качество Церкви соборностью. Двумя терминами Символ веры определяет существо Церкви. Без социального качества единство приобретает неопределённый смысл. Социальное качество «единой Церкви» обосновано признанием каждого члена Церкви личностью, ищущей пребывания в Боге. Соборность утверждает личное начало в Церкви. Каждый христианин является не унифицированной клеточкой тела, но личностью, сознающей свою сопричастность Телу Христову.
Термин «апостольская» указывает на корни Церкви. Из них выросла её иерархическая структура, богословие, богослужение, Таинства и предание. Эти корни до сего дня питают иерархическую преемственность, евангельскую этику, подлинность сложившейся традиции вероучения и пастырства.
Определение «святая» указывает дары и плоды Святого Духа, которые получает чадо Церкви. Церковь святая, ибо в ней пребывает Святой Дух, даруя освящение и преображая творение Божие. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор.12, 4). Каждый употребляющий усилие жить в Духе Святом, приносит «плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал.5,22). Святость является плодом пребывания в Боге. Нравственная ордината выражает качество Церкви и условие пребывания в ней.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
dobry_krot
7 июн, 2010 10:58 (UTC)
То есть, Приход, как часть Церкви, без единения в любви и дружбе, без общины - нонсенс?
adelgeim
7 июн, 2010 16:08 (UTC)
Тело Христово
Приход является не частью Церкви, но Церковью. Так же, как Хлеб, который мы освящаем в Евхаристии, не часть Агнца, а Весь Христос.
Вы правы. Без единства в любви и общении Церковь Христова не мыслится. Об этом говорят слова Апокалипсиса, обращённые к семи церквам и угроза сдвинуть светильник с места его, если не покаются.
simeonus
7 июн, 2010 11:29 (UTC)
Спаси Господи! Очень ясно и понятно. Но когда прочитал, стало грустно. В моей епархии такого единства нет. Особенно это видно на Литургии. Причащаются в лучшем случае 10% храма, соответственно и в остальном такое же «единство». Очень хочется жить полноценной приходской жизнью, и вообще жизнью Церкви, но у нас это никому не нужно( я имею ввиду клир). Отстояли в воскресенье службу, разошлись до следующих выходных и всё. Пробовали с одним единомышленным батюшкой объединить всех через Евхаристию, но кончилось всё для нас это плохо. Батюшку чуть не лишили сана, а меня стали гнать, прямо от Чаши безо всякой причины. Наш владыка считает ,что миряне должны причащаться пять раз в год, в четыре поста и в день Ангела. Так и живём. Я бегаю по разным храмам как заяц, а батюшка притих, куда ему деваться, жена, дети и т.д. Вот такое вот единство.
adelgeim
7 июн, 2010 16:45 (UTC)
Причащение
К сожалению, РПЦ не сформировала общецерковного мнения о причащении мирян. Святые каноны не делают различий в сроках Причащения между клириками и мирянами. Все различия обоснованы частным мнением епископов и духовников. Синодальный период ввёл бюрократические требования и стандартное Причасщение, хотя и тогда существовал противоположный взгляд. Древние отцы призывали к возможно частому Причастию. Василий В. говорит, что много теряют те, кто причащается только в воскресение, среду и пятницу. Для современного мирянина даже такое "редкое" с точки зрения святителя, причащение трудно сохранять. Думаю, грех чинить препятствия ко Причащению. "Не препятствуйте детям приходить ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное".
snegmm
8 июн, 2010 08:43 (UTC)
Евхаристия.История обряда
"К сожалению, РПЦ не сформировала общецерковного мнения о причащении мирян". Для этого хорошо знать возникновение этого обряда, узнать для чего его вводил Иисус, и как его праздновали в первом веке. Хорошая статья от этом: http://www.watchtower.org/u/20080401a/article_01.htm
adelgeim
8 июн, 2010 12:19 (UTC)
Re: Евхаристия.История обряда
В Православии другой взгляд на Евхаристию. Мы исповедуем, что хлеб действительно претворяется в Тело Христово, а вино становится подлинной Кровью Христа Спасителя. Указанная Вами статья излагает протестантский взгляд на Евхаристию.
vlnyj_obschnnk
9 июн, 2010 09:16 (UTC)
Re: Евхаристия.История обряда
Батюшка Павел, благословите.
___Всем низкий поклон и пожелания здоровья и благоденствия!
___Эта статья даже и не протестантская, а иеговистская - а их вряд ли можно называть протестантами. Они ведь не протестуют против искажений христианской веры, как Лютер или Кальвин... Они просто истолковывают всё по своему разумению, насколько мозгов хватает )))
simeonus
8 июн, 2010 16:32 (UTC)
Re: Причащение
Препятствуют почти повсеместно. Если не прямо, то косвенно. И мне кажется это самая главная проблема в нашей Церкви. Все остальные негативные вещи уже вытекают из неё. Ведь если бы мы на Евхаристии действительно были « едиными усты и единым сердцем» , то и в остальном всё было бы совсем по-другому. Знаю один недавно открывшийся монастырь, где на Литургии причащается почти весь храм. Ни в одной из наших самых известных обителей я не чувствовал такой любви к ближнему и не видел таких отношений между людьми. Насельники там удивительно талантливы , сами строят храмы и всё убранство в них делают своими руками. Только там я смог почувствовать, что такое настоящая Литургия, как действительно общее дело. Воистину Господь через Евхаристию преображает нас.
ivanzakij
10 июн, 2010 07:52 (UTC)
просьба
Отче, могли бы Вы продолжить тему Церкви ?
Похоже, что в обсуждениях есть нужда, где-то, как бы, между:
целостностью истин (например, в Вашем этом посте);
и тех страдательных "разрывов", в постах, где много комментариев.
С уважением, Иван.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner