?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Божественное Откровение являет природу Церкви, получившую догматическое определение на церковных соборах. Догмат о Церкви определяет четыре качества Тела Христова, которые должны раскрыться в практической жизни местной церковной общины.
Как человеческое тело облекается одеждами, так мистическое Тело Церкви выявляет себя в социальном устройстве. Церковь облекается исторической тканью и приобретает эмпирические формы. Эти формы разнообразны, но при всех переменах несут в себе неизменное ядро: догматическое учение, иерархическое устройство, богослужение и таинства. Церковная жизнь не может принимать любые формы, а лишь те, которые соответствуют её сущности и способны выразить её духовное существо. Между ядром Церкви и её историческими формами есть эластичная связь. Церковные каноны формируют эмпирическое устройство таким образом, чтобы наиболее полно осуществить основную задачу домостроительства спасения, ради которой воплотился, умер и воскрес Сын Божий.
Формальная структура выражает существо Церкви, соответствуя меняющимся эпохам исторической жизни. Эта структура должна отражать догматические определения церкви в зеркале социальной жизни. Относительное нельзя абсолютизировать, поэтому формы не могут быть идеальными. Меняются исторические условия, и неизменное существо Церкви меняет формы канонического бытия, чтобы в новых исторических условиях сохранить неизменное ядро. Если Церковь раз и навсегда определит свои эмпирические формы, она оторвётся от исторической жизни, привяжется к определённой эпохе и не сможет исполнять свою задачу в любых исторических условиях. Неизменное существо Церкви каноны связывают с меняющимися условиями, выражая в них подлинное содержание церковной жизни.
Каноническая структура в разные эпохи выглядит по-разному. Одни формы более, другие менее отвечают существу Церкви и содержанию её жизни. Эти формы Церковь не заимствует из внешнего мира, но являет из глубины своего существа, наиболее адекватно выражая своё содержание в новую историческую эпоху.
Новорождённая сошествием Святого Духа, Церковь представляла собой общину христиан, взаимные отношения которых излучали любовь: «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имение и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2,42-45). В этой общине не вставал вопрос о праве и власти.
Но медовый месяц проходит, оскудевает любовь, начинаются будни. Возникает необходимость властного регулирования и его границы. В церкви власть ограничена каноническим правом, защищающим человека от злоупотреблений власти. Мы видим оскудение любви в истории Анании и Сапфиры, в избрании диаконов для справедливого распределения пищи. Особенно заостряются вопросы права и власти в период легализации Церкви и её жизни в лучах императорской милости. Симфония духовной и светской власти требует компромиссов. Уступки силе или выгоде подвергают опасности подлинность существа Церкви. Сделка должна учитывать интересы каждой стороны, создавая опасность измены и подмены.

Comments

( 56 комментариев — Оставить комментарий )
opiano
10 июн, 2010 17:56 (UTC)
вопрос
Вы сказали:". Эти формы разнообразны, но при всех переменах несут в себе неизменное ядро: догматическое учение, иерархическое устройство, богослужение и таинства."
Вы позволите ради полноты правды к вашим словам присолить продолжение:", которые без ядра-любви не являются его полноценными спутниками".
"Мы видим оскудение любви в истории Анании и Сапфиры, в избрании диаконов для справедливого распределения пищи".
Разве диаконы были поставлены не для освобождения апостолов от попечения о столах ради проповеди слова Божия?
babanjka
10 июн, 2010 20:54 (UTC)
Re: вопрос
Имхо, сама нужда в этом справедливом распределении говорит об оскудении любви. Помните, почему, собственно, возникла нужда в диаконах? "В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у еллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании".
ivanzakij
11 июн, 2010 09:12 (UTC)
Re: вопрос
+
спасибо
adelgeim
11 июн, 2010 11:41 (UTC)
Эти формы разнообразны
Любовь нельзя назвать формой. Она может выражаться в формах, но сама любовь является содержанием, наполняющим формы общения. Любовь является необходимым содержанием жизни в Боге, ибо "Бог есть любовь" (1Ин.4,8).
michailam
10 июн, 2010 19:15 (UTC)
Последняя такая крупная сделка в виде "Симфонии" привела в России к Революции 1917 года и к известным всем событиям после её. Будем ждать новой "чистки" или сами вразумимся!? Вопрос риторический.
batushkaroman
11 июн, 2010 05:15 (UTC)
Будем ждать новой "чистки"
Думаю, что ели будет чистка - это хорошо.
Если будет "благоденствие" - антихрист скоро приедет на "лексусе"
adelgeim
11 июн, 2010 11:54 (UTC)
сами вразумимся!?
Очень сомневаюсь, что мы вразумимся. Опыт не подтверждает эту перспективу. Симфония уже действует вновь и всё очевиднее перерастает в какофонию. Отношения с внешними теплеют, а внутренние отношения вымерзают во взаимо-не-понимании.
solunanin
10 июн, 2010 21:19 (UTC)
единый закон, единый король, единая вера
Еще важно, насколько добровольно, осознанно и ревностно-переживательно, принята вера в Христа и в Его Учение. Сколько в истории было примеров, когда вероучение было навязано вождями формально, поверхностно, в меркантильных интересах, - например, в целях лучшей управляемости населением (единообразия подачи и приема команд), для манипулирования мировосприятием простого народа, извращая догматы и спекулируя на суевериях. Надо бы поисследовать, куда могут привести человека (сообщество) тьмы даже самых высоких истин, если навязать ему их "огнем и мечем", или при помощи "ненавязчивого сервиса" братьев-доминиканцев. И еще вопрос, насколько прав а не лев был равноапостольный Владимир Святославович, ТАК преподав нашим предкам Христа. Похоже несовпадение христианских нравственных архетипов, и языческих, рвало социум на части и "во время оно", разрывает на куски и сейчас. «26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.» (Матф., 15).
Може разів зо три над цим ще треба поміркувати.
nik_amurskiy
11 июн, 2010 09:56 (UTC)
Re: единый закон, единый король, единая вера
"Так, Господи, но и псы едят крохи от столов господ своих...".
solunanin
12 июн, 2010 09:52 (UTC)
Re:как же, сытЫ мы уже под завязку
Не знаю, как кто, а я бы предпочел умереть с голоду, чем принять то, как мы распорядились крохами от пяти хлебов. Могу еще понять христианина Маврикия "мочившего в сортире" в 590-м году славянских язычников-князей Ардагаста и Мусокия, с естественно-благородной целью их немножко христианизировать и пограбить. Понимаю, также, христианина Василия II Булгароктона (Болгаробойцу), между побиванием и ослеплением язычников-булгар, кастрировавшего язычников-грузин, армян и абхазов. Принимаю и понимаю неизбежность военных конфликтов между агарянским Арабским халифатом и христианской Византийской империей, в течение VII—XII веков. НО! уже не могу совместить с Христовой любовью 100-летнюю, по-сути внутри-Церковную войну, христиан Франции и христиан Англии с 1337 по 1453 годы, а также Вселенский внутриевропейский конфликт христианских империй 1914-1918 гг. Наконец, до конца дней не приму, апокалиптическую, устроенную - не поворачивается язык назвать их христианами, - назову неохристианоязычниками, - перемоловшую и наполовину меня лично, АРХИ-ХРИСТИАНО-МЯСОРУБКУ, 1939-1945 гг. Да, что там говорить, когда сию секунду христиане "мочат" христиан на Триумфальной, в Приморье, а "общецерковный суд" плюет прямо в душу о. Павлу, и нам с вами вместе с ним. Христу я верю, но "церкви", которая внутри себя позволяет такое - нет!
P.S. Заглянул в Ваш профиль. Чита - один из самых любимых городов планеты. Служил в Новой, Мирной, Безречной, Борзе, Даурии. До сих пор снятся сопки, сплошняком в цветущем Рододендроне даурском. Всего Вам наилучшего.
(без темы) - to_be_christian - 12 июн, 2010 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 12 июн, 2010 16:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 12 июн, 2010 17:04 (UTC) - Развернуть
adelgeim
11 июн, 2010 12:16 (UTC)
треба поміркувати.
Религиозные и нравственные идеалы совсем разные. И принятие "ига Христова" может быть только подвигом, но добровольным. Христиане тоже разрушают дело Христово как своими личными грехами и страстями, так и структурами, которые создаются, вроде на христианских началах, но действуют вопреки им.
ivanzakij
11 июн, 2010 09:07 (UTC)
Очевидно понятно, что есть иерархия ценностей во всём устройстве Церкви, начиная от невидимого в вере и доходит, или должна доходить, до земных организаций структур. И очевидно понятно, что Евангелие говорит о самых высших ценностях. И что наш земной быт и наши земные реалии далеко отстоят от Евангельских требований.
Свобода православного христианина в свободном проявлении своей испорченной грехом природы (и это проявление выражается больше всего в бездеятельности и лени). И свобода православного христианина в свободном проявлении соборности.
Соборность, собрание, екклезия, церковь. Это – не демократия, и это – не власть.
Соборность начинается в Вечере Господней.
Какая власть в Вечере Господней в Евангелии ?! Разделить Его жизнь. Служить, мыть ноги ближнему своему.
Часто люди смотрят на жизнь как на её части "высокого" и "низкого", или всё, что происходит видится либо более высоким, либо более низким. В Вечере есть и то и то. В обыкновенной жизни, в семье, в дружбе, в труде есть и должно быть и то и то. Разделить жизнь и мыть ноги. И даже, если мы не хотим, всё равно, мы разделяем свою жизнь с ближними и окружающими, и спотыкаемся о грязь которую надо мыть. Нет противоречия между "высоким" и "низким".
Где она – соборность ?
Великими Соборами сделаны каноны православной церкви.
Наверное, это как бы, лестница от совершенного Евангелия к земным несовершенным реалиям церквей.
Каноны православной церкви в истине начинаются в своих силах в соборности.
А что сегодня с канонами ? А что сегодня с соборностью ?
Каноны попираются, соборность уничтожается на уровне устава и норм организации церкви.
Скорее всего, соборность "где-то" отличается от норм жизни большинства православных номинальных по названию,
и "где-то" отличается от меньшинства человеческих структур, имеющих в своих мотивациях жажду власти и корыстолюбия, как бы эти структуры не назывались.
Где она – соборность ?
Начинается там где двое или трое, как в Евангелии: " где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." ?
Может быть здесь, может здесь надо приходить к согласию, если кто-то умеет идти к соборности у себя в церкви, значит умеет идти к ней, везде где появляется.
Можно смотреть на интернет, как на сборище мусора человеческих страстей и явлений испорченной природы. А можно смотреть как на письма друг к другу, хоть бы и короткие письма друг к другу, и пусть несовершенные, но заботливые.
"Высокое" и "низкое".
nik_amurskiy
11 июн, 2010 10:00 (UTC)
Согласен с Вами! Многократно согласен!!! И подпишусь под каждым Вашим словом!!!
adelgeim
11 июн, 2010 15:49 (UTC)
короткие письма друг к другу, и пусть несовершенные, но
Согласен с Вашими определениями. Хороший образ "лестницы от совершенного Евангелия к земным несовершенным реалиям церквей".
Евангелие не создаёт ни структуру, ни бюрократическое управление. Административная власть возникла в церкви значительно позже, и вместе с организацией порядка формализовала церковную жизнь. Каноны являют принципы, которые защищают соборность и единство Церкви. Когда нет соборности, возникает неуважение к канонам.
Каноны принимают как правила, коими можно пользоваться, когда удобно. А когда они мешают поступать как хочется, их просто "не замечают". В наше время говорить о соборности Церкви бессмысленно. смысла
nik_amurskiy
11 июн, 2010 10:05 (UTC)
На одном из блогов прочитал: «Частое Причастие – бесовщина». При этом придумали новую ересь – «Любобожие» (имеется ввиду разговоры о любви Бога к человеку и христиан к друг другу), отец Павел Вы подходите под это определение.
adelgeim
11 июн, 2010 17:58 (UTC)
ересь – «Любобожие»
На каком соборе осуждена "ересь" о любви к Богу и ближнему? Это евангельская заповедь. О частом причащении говорит Василий В.
Сразу сноску не найду, но поискать можно.
k4romanolga
11 июн, 2010 10:21 (UTC)
Оскудение любви в Церкви невозможно
Прочитав слова: «Новорожденная сошествием Святого Духа, Церковь представляла собой общину христиан, взаимные отношения которых излучали любовь… Но медовый месяц проходит, оскудевает любовь, начинаются будни…», -

и сопоставив их со словами:

Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы… поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17, 22-23);

как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос… все мы одним Духом крестились в одно тело… вы - тело Христово (1 Кор 12:12, 13, 27);

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8), -

нельзя не увидеть, что первые слова (о медовом месяце) не вполне укоренены в вере Церкви, которая не знает оскудения любви, потому что не изменяется Христос.
adelgeim
11 июн, 2010 12:29 (UTC)
Почему оскудение любви в Церкви невозможно?
Увы, возможно: "И за умножение беззакония, иссякнет любы многих" (Мф.24,12)
k4romanolga
11 июн, 2010 14:08 (UTC)
Re: Почему оскудение любви в Церкви невозможно?
"любы многих" не то же, что любовь в Церкви, любовь Христова: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". (1 Кор 13:8)

«Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви, и любовь есть по существу единственный, ибо все остальные объемлющий, признак Церкви: "Посему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,35). Любовь есть сущность святости Церкви, ибо она "излилась в сердца наши Духом Святым"; сущность единства Церкви, которая "созидает себя в любви" (Еф. 4,16), сущность, наконец, и апостольства и соборности, ибо Церковь всегда и всюду есть тот же и единый апостольский союз - "союзом любви связуемый". Потому, "если я говорю языками человеческими и ангельскими, если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею: нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13,1-3). Ибо только любовь всем "признакам" Церкви - единству , святости, апостольству и соборности - дает всю их значительность и действенность…"
Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992, стр.158
k4romanolga
11 июн, 2010 10:22 (UTC)
Благодать и право несочетаемы
Утверждение: «в церкви власть ограничена каноническим правом…», - применимо лишь к «видимой церкви» из учения о видимой и невидимой церкви, которое названо приснопоминаемым протопресвитером Николаем Афанасьевым «роковым соблазном богословской мысли».

Вслед за этим добрым пастырем можно утверждать, что: «Защищая право вне сферы своего существования и даже в нем нуждаясь, тем не менее внутри себя Церковь отрицает право (…Само собою разумеется, что отсутствие правовых норм в Церкви не означает отсутствия в ней каких либо правил регулирующих ее жизнь. Вопрос идет не о существовании норм в Церкви, а об их природе)».

Власть – любви – в Церкви ничем не ограничена, а иная власть не в Церкви; синтез благодати и права невозможен. Учительное известие о благодати и праве в Церкви из творения приснопоминаемого протопресвитера Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого» можно увидеть здесь http://k4romanolga.livejournal.com/3612.html
adelgeim
11 июн, 2010 17:51 (UTC)
В церкви власть ограничена каноническим правом
Разумеется, право действует в церковной общине, а не в небесной иерархии. Разумеется, право действует в качестве норм церковного устройства. Разумеется, право действует в церкви, но корни права остаются вне церковной ограды. Именно потому церковь пользуется правом, что власть чиновника, не ограниченная правом, становится произволом. Хаос тоже нуждается, чтобы право приводило его в порядок. Взгляды о.Николая Афанасьева разделяю вполне.
Не понял, в чём Ваше возражение, или что хотели сказать.
fi1618
11 июн, 2010 17:52 (UTC)
Re: Благодать и право несочетаемы
«…отсутствие правовых норм в Церкви не означает отсутствия в ней каких либо правил регулирующих ее жизнь.»
Это весьма странное утверждение, если есть правила, то есть и право, которое в данном случае, можно определить, как совокупность правил.
Правда здесь есть два предельных случая; «Государство-это Я!»,--заявил Людовик IV, случай 1. Зеркальное отражение, данного принципа, случай 2. «Право-это Я!». Т.е. речь идет о самодержце. Суть этого принципа отражает армейское злословие: «1. Начальник всегда прав. 2. Если начальник не прав, см. п.1.»
Тогда, действительно, права нет, а есть ничем не ограниченная власть. Поскольку обладатель такой власти, не связан собственными указаниями, для него они значения не имеют, имеет значение, вечно меняющееся намерение.
Ну, вот пример, из мирской жизни; 1998-99г. Правительства РФ, слетали мановением ручки ЕБН, аж, 4 раза, следовательно, Правительство не имеет никаких прав в отношении Президента, в этом случае речь идет не о праве, а неограниченной власти Президента по отношению к Правительству.
Если вы имеете ввиду, такого рода правила, то права никакого нет. Правда и тут все относительно, если смотреть с колокольни Правительства, то речь идет не о праве, а о неограниченной власти, а если смотреть с колокольни обывателя, то речь идет все же о праве, как совокупности правил из армейского злословья.
ivanzakij
19 июн, 2010 08:50 (UTC)
В этой общине не вставал вопрос о праве и власти
Отец Павел!
Мой толи вопрос, толи переживательный крик:
на сегодняшний день, о как хочется, при всей необходимой зрелости понимания реальности вокруг, и испорченности человеческой природы, чтобы совершать своё спасение, - не потерять те мощные силы первой любви, но увы кажущиеся наивными и беззащитными в этом умудрённом зубастом мире, внешнем миру и миру плевел. Как хочется пребывать в такой общине, где не встаёт вопрос о человеческой власти, но беззаветное служение правит в человеческих перипетиях. Как служить этому, как оказаться там.
Я не молод и не ленив, всю жизнь чрезмерно работаю, осваивал новые профессии в этом нашем диком меняющемся обществе, служил в социальной работе, стремился познавать христанство, падал и вставал, познавал свои червоточины, верю и стремлюсь верить. И, всё равно, как будто стою в начале пути, и стою перед огромной горой, непреодолимой и желанной - оказаться там, в этой общине на земле.

( 56 комментариев — Оставить комментарий )