?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Высокопреосвященному Евсевию,митрополиту Псковскому и Великолукскому.
Ваше Высокопреосвященство!
«Снисходя друг другу и прощая взаимно,если кто на кого имеет жалобу:
как Христос простил вас, так и вы»(Кол.3,12-13).
По внушению христианской совести, вновь прошу Вашей милости и терпения к моему настойчивому и многолетнему поиску примирения. Теперь мои усилия обрели поддержку в решении Общецерковного суда. Рекомендательное решение ни к чему не обязывает совесть. Но мнением пяти прелатов, облечённых судебной властью, нельзя пренебречь. Может ли христианин иметь врагов? Может, если Христос Спаситель заповедал:«любите враги ваша». Как понимать слово «враг»? По определению В.Даля, «недоброжелатель»- человек, который желает мне зла, старается причинить неприятности и злорадствует, когда со мной случается несчастье. Христианин может иметь врагов, но сам не может быть врагом никому. Отношение к другому -другу или врагу- которое заповедал Бог, называют «любовь»: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф.5,44). Кто любит и прощает, не может быть врагом. Понятие «враг» в словах Христа Спасителя выражает одностороннее, а не взаимное отношение. Имея врагов, христианин сам не может быть врагом никому. Я отказываюсь быть Вашим врагом и желаю Вам блага. Жития святых Никифора и Саприкия, Тита и Евагрия выражают церковную традицию: благодать Божия оставляет тех, чьё сердце затаило месть и не умеет прощать. Эта новозаветная традиция запечатлена в Священном Писании.
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: не есть от Бога не любящий брата. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца»(1Ин.3,10- 15). «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец. Мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин.4, 20-21).
Если мы верим словам апостола Любви, а не только используем их для проповеди, как может совесть наша оставаться безмятежной, пока в сердце живёт вражда?
Вы и я предстоим одному и тому же Святому Престолу, совершаем Божественную Литургию и зовём: «возлюбим друг друга»! Встаёт неизбежный вопрос: наши слова выражают крик души или ханжество, за которое Христос осуждал фарисеев? Да не будет! Я не подхожу под определение «врага», поскольку постоянно молюсь Богу о Вас, Вашем здоровье и благополучии и желаю Вам искренне прощения и милости от Бога.
Много раз я письменно просил у Вас прощения за огорчение, невольно причинённое публикацией книги. Мои письма к Вам безответны. Только раз Вы ответили на моё покаяние письмом, содержавшим обличения, оскорбления, вечное осуждение на «место, всем клеветникам и диаволу уготованное от вечности» и пожелание «принести всенародное покаяние через средства массовой информации»*(*«Благодатные лучи» №2 (81) 2005 г. стр.9-11).
Понимаю Вашу обиду. Не понимаю её неутолённости в течение восьми лет.
Я давно готов придти к Вашему Высокопреосвященству, чтобы просить примирения, но Вы отказали мне в «кабинетном примирении». Вы требуете, что бы я отрёкся от написанной книги, поскольку считаете её личной инвективой против Вас. Это не верно. Книга состоит из трёх частей. Первая часть раскрывает православную екклезиологию. Вторая часть раскрывает учение о Церкви с позиций действующего Устава РПЦ, а третья показывает, как Устав РПЦ осуществляется и нарушается в практике епархиальной жизни. Достоверность требует свидетельства очевидца, готового отвечать за свои слова. Поэтому я пишу о том, что вижу своими глазами и слышу своими ушами. Разве удивительно, что я привожу факты из жизни Псковской епархии? Когда я служил в Ташкентской епархии, то писал о деятельности архиепископа Ермогена Голубева, которая оставила неизгладимое впечатление. Теперь я служу в Псковской епархии и пишу о Вашей деятельности, которая совершается на моих глазах.
Много раз я писал Вам в своих письмах, докладных записках и прошениях обо всём, что повторила книга. В книге нет ничего нового, о чём бы Вы не прочли в предыдущие годы. Моя книга возникла из внутренней необходимости пережить десятилетнее гонение, воздвигнутое Вами с 1993 года, понять причины и духовный смысл событий недопустимых, но происходящих в церкви Христовой.
Мне пришлось вторично пережить нелепую ситуацию, когда меня вынуждали озлобляться и вытесняли в ряды врагов. В те времена моим злым гением было Советское государство, Коммунистическая партия и их репрессивный аппарат. Логика преследования была проста. Расстреляли дедов и отца, посадили в тюрьму мать. Отсюда вывод-сын должен озлобиться и мстить. Нужны превентивные меры. Вот и поехал восьмилетний преступник в казахстанскую ссылку следом за матерью. А затем, пожизненная опека госбезопасности всюду, где бы ни жил. Выгнали из средней школы, выгнали из Духовной семинарии, препятствовали венчаться, препятствовали служить, осудили, посадили, отрезали ногу – всё было понятно: сын «врагов народа» должен погибнуть, хотя никто из нашего рода не причинил вреда советской власти. Напротив: дед, отец и мать созидали её материальные и культурные ценности.
Впервые моё уважение к епископу подверглось испытанию при ознакомлении с судебным делом, когда я прочёл донос, написанный епископом Макарием Свистуном, другом моей юности. Это была очевидная клевета. Она положена в основу моего приговора. Весь лагерный срок я молился Богу, чтобы мне не озлобиться и благодушно понести крест. Бог услышал мою молитву и даровал мир моему сердцу. Слава Богу за всё.
С Вашим приходом в Псковскую епархию репрессивная история повторилась. Как не задуматься о смысле происходящего? За десять лет совместного служения я Вас ничем не огорчил. Вы не можете сообщить ни одного порочащего меня факта или причинённой Вам обиды. Свои обиды я забыл, когда родилась книга. Ваше Высокопреосвященство!
На закате наших дней вспомним путь, пройденный за 70 лет служения в церкви, и примиримся на пороге грядущего суда Божия! Вместе попросим у Бога прощения грехов, веруя, «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18,19). Благодать и милость Божия да пребудут с Вами, свящ. Павел Адельгейм 20.06.2010 года.
.

Comments

( 55 комментариев — Оставить комментарий )
areksi
21 июн, 2010 05:52 (UTC)
да, это высокое искусство - так мириться, чтобы никаких надежд на примирение не было. "Рабинович не дурак - ИЗВИНЯЮСЬ"...
d_st75
21 июн, 2010 08:11 (UTC)
Вы не правы. "Рабинович не дурак - извиняюсь" - не подходит к данной ситуации. Или Вы считаете, что ради примирения отцу Павлу следует отречься от своей принципиальной позиции (т.е.признать черное - белым)?
adelgeim
21 июн, 2010 10:42 (UTC)
Примирение не означает капитуляцию. Капитулировать я мог сразу, хотя условия капитуляции понятны, и как христианин, принять их не могу. Если я обещаюсь забыть все обиды, я их забываю. Это не значит, что ничего не было: Было! Но я готов начать отношения с чистого листа, яко не быша. Не следует выдавать капитуляцию, которой от меня требуют за примирение.
nik_amurskiy
21 июн, 2010 10:46 (UTC)
Да, уж, батюшка, круто! Вы надеетесь получить ответ?
adelgeim
21 июн, 2010 17:50 (UTC)
Мне не на что рассчитывать, и я ни на что не рассчитываю.
n_ermak
21 июн, 2010 20:15 (UTC)
Тогда можно добиваться встречи с Патриархом во исполнение решения суда, имхо.
sleepost
22 июн, 2010 11:35 (UTC)
Примирительное обличительное письмо...

Очаровательный пример, как не нужно просить прощенья.
chitinets
22 июн, 2010 13:28 (UTC)
otec_pavel - очаровательный пример младостарчества. Как не надо воспитывать и баловать детей в священнической семье.
sleepost
22 июн, 2010 19:02 (UTC)
Младостарчество - это …душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть… (свт. Игнатий).

Где вы у меня подобное усмотрели?
А вы приезжайте на приход наш и посмотрите как меня папенька балует; ежели язык не отымется, обещаю обедом угостить.
(без темы) - chitinets - 22 июн, 2010 21:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 23 июн, 2010 09:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sleepost - 25 июн, 2010 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chitinets - 1 июл, 2010 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sleepost - 1 июл, 2010 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chitinets - 1 июл, 2010 20:27 (UTC) - Развернуть
sergey_nikol
22 июн, 2010 18:48 (UTC)
Нормальное письмо. На него можно ответить, если есть желание примириться. Ответить аналогичным образом: повиниться в своей неправоте, если видишь её за собой, а если надо, то спокойно и аргументированно высказать своё несогласие… Такой диалог лучше тихой ненависти.
Ваше Высокопреосвященство, поговорите с о. Павлом.
mikhaltchuk
22 июн, 2010 20:42 (UTC)
К сожалению, письмо это - послание от абсолютного праведника к грешнику.
vnuk_katona
23 июн, 2010 09:39 (UTC)
К сожалению

Тема и вправду сложная.

Поэтому было бы особенно интересно понять Ваше мнение:

1. В чем конкретно (в этом письме) признаки почитания автором:
1.1. себя - абсолютным праведником;
1.2. владыку - абсолютным грешником.

2. Не могли бы Вы привести пример (исторический или самому набросать) такого письма о примирении от гонимого гонителю, которое удовлетворит самую проницательную требовательность? Уверен, что о.Павел воспользуется уроком добронравия.

3. Не могли бы Вы привести пример конкретных шагов Владыки Евсевия, направленных к примерению с о.Павлом, в которых образцово проявилась христианская любовь, пастырская попечительность и забота о церковном домостроительстве?

4. Не обязательный вопрос: не является ли Ваше письмо образцом письма от абсолютного праведника к абсолютному грешнику? Ведь все квалифицирующие признаки налицо.

С уважением,
ВК
mikhaltchuk
23 июн, 2010 10:11 (UTC)
Re: К сожалению
1.1 Безапелляционный тон и отсутствие даже малейшего намёка на то, что автор мог быть хоть в чём-то хоть немножечко неправ. То есть, речь идёт не просто о праведнике, а о праведнике, уверенном в своей праведности. Я не слишком внимательно слежу за этой печальной историей, поэтому, не исключаю, что в каких-то других текстах этот, вопиюще недостающий момент присутствует. Впрочем, допускаю, что покаяние не обязательно должно быть публичным. Но тогда почему обличение - публично?
1.2 Поскольку я такого не говорил (слово "абсолютный" по отношению к "грешнику" Вы мне приписали, очевидно, сгоряча), надеюсь, этот пункт снимается.
2. Во-первых, уверен, что не воспользуется, так как отец Павел, очевидно, несоизмеримо опытнее меня во всех отношениях и все возможные варианты знает гораздо лучше меня.
Всё же, мой вариант (только концептуально, естественно): "Святейший владыко! Прошу простить меня грешного и недостойного раба Божия и поступить со мною данной Вам Богом и Церковью властью.
Приму с радостью Ваше любое решение, как от Самого Христа".
3. Не знаю, так как (цитирую себя):"не слишком внимательно слежу за этой печальной историей". Но владыка Евсевий не обращался к защите общественного мнения, видимо, он в ней не нуждается.
4. Вместо ответа: примерьте этот вопрос на себя. Это обвинение, очевидно, легко множить бесконечно, как в двух стоящих напротив друг друга зеркалах.
Re: К сожалению - chitinets - 23 июн, 2010 15:12 (UTC) - Развернуть
Re: К сожалению - chitinets - 23 июн, 2010 19:34 (UTC) - Развернуть
chitinets
23 июн, 2010 15:23 (UTC)
Оскудение любви и ума
http://adelgeim.livejournal.com/42221.html?thread=986605#t986605

Такое банальное поведение архиерея скорее показательнее тем, кто недооценивает Вашу, о.Павел, ситуацию, списывая ее на бытовые разногласия и упрекая Вас в несговорчивости. Для людей, не понимающих, что это противостояние не брата с братом, а истины и лжи, искренности и лицемерия, прощения и злобы, и, наконец, Бога с дьяволом. Заставлять Вас поступиться с совестью ради спокойной жизни, назвать черное белым, а правду ложью может только тот, к кому Христос произнес:

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
А как Я истину говорю, то не верите Мне.
Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога»
(Иоан.8:43-47)


«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»
(Иоан.14:30)

Человек, облекаясь в монашеские одежды, давая обеты Богу, но, не отдавши сердце Богу, незаметно для себя становится сначала собеседником, потом другом лжи, дьявола, что начинает лгать и лицемерить Богу и даже самому себе. Такая закостенелость страшна тем, что в ней совершенно не остается места зрению собственных грехов и покаянию в них. Процесс этот становится необратимым настолько, что его можно назвать духовным дальтонизмом, когда человек просто теряет способность различать даже контрастные цвета. Такая духовная болезнь страшна тем, что она заразна, и ставит под сомнение здоровое видение.
Страшно, что Церковный Суд и Патриарх выгораживают такие болезни, опасные для общества. Весьма прискорбно. Здесь оскудение не только любви, но и ума.
serghinho
9 июл, 2010 09:02 (UTC)
Какие замечательные слова )
( 55 комментариев — Оставить комментарий )