?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Высокопреосвященному Евсевию,митрополиту Псковскому и Великолукскому.
Ваше Высокопреосвященство!
«Снисходя друг другу и прощая взаимно,если кто на кого имеет жалобу:
как Христос простил вас, так и вы»(Кол.3,12-13).
По внушению христианской совести, вновь прошу Вашей милости и терпения к моему настойчивому и многолетнему поиску примирения. Теперь мои усилия обрели поддержку в решении Общецерковного суда. Рекомендательное решение ни к чему не обязывает совесть. Но мнением пяти прелатов, облечённых судебной властью, нельзя пренебречь. Может ли христианин иметь врагов? Может, если Христос Спаситель заповедал:«любите враги ваша». Как понимать слово «враг»? По определению В.Даля, «недоброжелатель»- человек, который желает мне зла, старается причинить неприятности и злорадствует, когда со мной случается несчастье. Христианин может иметь врагов, но сам не может быть врагом никому. Отношение к другому -другу или врагу- которое заповедал Бог, называют «любовь»: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф.5,44). Кто любит и прощает, не может быть врагом. Понятие «враг» в словах Христа Спасителя выражает одностороннее, а не взаимное отношение. Имея врагов, христианин сам не может быть врагом никому. Я отказываюсь быть Вашим врагом и желаю Вам блага. Жития святых Никифора и Саприкия, Тита и Евагрия выражают церковную традицию: благодать Божия оставляет тех, чьё сердце затаило месть и не умеет прощать. Эта новозаветная традиция запечатлена в Священном Писании.
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: не есть от Бога не любящий брата. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца»(1Ин.3,10- 15). «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец. Мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин.4, 20-21).
Если мы верим словам апостола Любви, а не только используем их для проповеди, как может совесть наша оставаться безмятежной, пока в сердце живёт вражда?
Вы и я предстоим одному и тому же Святому Престолу, совершаем Божественную Литургию и зовём: «возлюбим друг друга»! Встаёт неизбежный вопрос: наши слова выражают крик души или ханжество, за которое Христос осуждал фарисеев? Да не будет! Я не подхожу под определение «врага», поскольку постоянно молюсь Богу о Вас, Вашем здоровье и благополучии и желаю Вам искренне прощения и милости от Бога.
Много раз я письменно просил у Вас прощения за огорчение, невольно причинённое публикацией книги. Мои письма к Вам безответны. Только раз Вы ответили на моё покаяние письмом, содержавшим обличения, оскорбления, вечное осуждение на «место, всем клеветникам и диаволу уготованное от вечности» и пожелание «принести всенародное покаяние через средства массовой информации»*(*«Благодатные лучи» №2 (81) 2005 г. стр.9-11).
Понимаю Вашу обиду. Не понимаю её неутолённости в течение восьми лет.
Я давно готов придти к Вашему Высокопреосвященству, чтобы просить примирения, но Вы отказали мне в «кабинетном примирении». Вы требуете, что бы я отрёкся от написанной книги, поскольку считаете её личной инвективой против Вас. Это не верно. Книга состоит из трёх частей. Первая часть раскрывает православную екклезиологию. Вторая часть раскрывает учение о Церкви с позиций действующего Устава РПЦ, а третья показывает, как Устав РПЦ осуществляется и нарушается в практике епархиальной жизни. Достоверность требует свидетельства очевидца, готового отвечать за свои слова. Поэтому я пишу о том, что вижу своими глазами и слышу своими ушами. Разве удивительно, что я привожу факты из жизни Псковской епархии? Когда я служил в Ташкентской епархии, то писал о деятельности архиепископа Ермогена Голубева, которая оставила неизгладимое впечатление. Теперь я служу в Псковской епархии и пишу о Вашей деятельности, которая совершается на моих глазах.
Много раз я писал Вам в своих письмах, докладных записках и прошениях обо всём, что повторила книга. В книге нет ничего нового, о чём бы Вы не прочли в предыдущие годы. Моя книга возникла из внутренней необходимости пережить десятилетнее гонение, воздвигнутое Вами с 1993 года, понять причины и духовный смысл событий недопустимых, но происходящих в церкви Христовой.
Мне пришлось вторично пережить нелепую ситуацию, когда меня вынуждали озлобляться и вытесняли в ряды врагов. В те времена моим злым гением было Советское государство, Коммунистическая партия и их репрессивный аппарат. Логика преследования была проста. Расстреляли дедов и отца, посадили в тюрьму мать. Отсюда вывод-сын должен озлобиться и мстить. Нужны превентивные меры. Вот и поехал восьмилетний преступник в казахстанскую ссылку следом за матерью. А затем, пожизненная опека госбезопасности всюду, где бы ни жил. Выгнали из средней школы, выгнали из Духовной семинарии, препятствовали венчаться, препятствовали служить, осудили, посадили, отрезали ногу – всё было понятно: сын «врагов народа» должен погибнуть, хотя никто из нашего рода не причинил вреда советской власти. Напротив: дед, отец и мать созидали её материальные и культурные ценности.
Впервые моё уважение к епископу подверглось испытанию при ознакомлении с судебным делом, когда я прочёл донос, написанный епископом Макарием Свистуном, другом моей юности. Это была очевидная клевета. Она положена в основу моего приговора. Весь лагерный срок я молился Богу, чтобы мне не озлобиться и благодушно понести крест. Бог услышал мою молитву и даровал мир моему сердцу. Слава Богу за всё.
С Вашим приходом в Псковскую епархию репрессивная история повторилась. Как не задуматься о смысле происходящего? За десять лет совместного служения я Вас ничем не огорчил. Вы не можете сообщить ни одного порочащего меня факта или причинённой Вам обиды. Свои обиды я забыл, когда родилась книга. Ваше Высокопреосвященство!
На закате наших дней вспомним путь, пройденный за 70 лет служения в церкви, и примиримся на пороге грядущего суда Божия! Вместе попросим у Бога прощения грехов, веруя, «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18,19). Благодать и милость Божия да пребудут с Вами, свящ. Павел Адельгейм 20.06.2010 года.
.

Comments

( 55 комментариев — Оставить комментарий )
areksi
21 июн, 2010 05:52 (UTC)
да, это высокое искусство - так мириться, чтобы никаких надежд на примирение не было. "Рабинович не дурак - ИЗВИНЯЮСЬ"...
d_st75
21 июн, 2010 08:11 (UTC)
Вы не правы. "Рабинович не дурак - извиняюсь" - не подходит к данной ситуации. Или Вы считаете, что ради примирения отцу Павлу следует отречься от своей принципиальной позиции (т.е.признать черное - белым)?
adelgeim
21 июн, 2010 10:42 (UTC)
Примирение не означает капитуляцию. Капитулировать я мог сразу, хотя условия капитуляции понятны, и как христианин, принять их не могу. Если я обещаюсь забыть все обиды, я их забываю. Это не значит, что ничего не было: Было! Но я готов начать отношения с чистого листа, яко не быша. Не следует выдавать капитуляцию, которой от меня требуют за примирение.
nik_amurskiy
21 июн, 2010 10:46 (UTC)
Да, уж, батюшка, круто! Вы надеетесь получить ответ?
adelgeim
21 июн, 2010 17:50 (UTC)
Мне не на что рассчитывать, и я ни на что не рассчитываю.
n_ermak
21 июн, 2010 20:15 (UTC)
Тогда можно добиваться встречи с Патриархом во исполнение решения суда, имхо.
sleepost
22 июн, 2010 11:35 (UTC)
Примирительное обличительное письмо...

Очаровательный пример, как не нужно просить прощенья.
chitinets
22 июн, 2010 13:28 (UTC)
otec_pavel - очаровательный пример младостарчества. Как не надо воспитывать и баловать детей в священнической семье.
sleepost
22 июн, 2010 19:02 (UTC)
Младостарчество - это …душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть… (свт. Игнатий).

Где вы у меня подобное усмотрели?
А вы приезжайте на приход наш и посмотрите как меня папенька балует; ежели язык не отымется, обещаю обедом угостить.
chitinets
22 июн, 2010 21:42 (UTC)
За гостеприимство спасибо.
http://adelgeim.livejournal.com/40240.html?thread=848176#t848176
)))
Младостарчество или лжедуховничество в наше время – это, когда молодые и духовно неопытные священнослужители приписывают себе благодатные духовные дары, присущие лишь опытным духоносным подвижникам, старцам.
Ваши безапелляционные и самоуверенные слова: «очаровательный пример, как не нужно просить прощенья» - это и есть свидетельство лжедуховничества, когда вы, может и не сознательно, приписываете себе духовные дары, несомненно, позволяющие видеть правильнее и мудрее очевидца ситуации, которую вы совершенно не чувствуете.
Нравственные основы, конечно, в Вас заложены, но все Ваши слова, не соответствующие месту цитаты из Священного Писания, лишь свидетельствуют, что Вы выросли в тепличных условиях, что даже строгости папеньки Вам кажутся зверством. Вот Ваше противоречие, во-первых, «сора из избы», во – вторых, в Вашем слове тоже нет любви, о которой Вы так много разглагольствовали.
Про таких говорят, в лучшем случае: « свят, да не искусен».
Мужайтесь, набирайтесь опыта. И если хотите по-настоящему познать христианскую жизнь с ее искушениями - Вам нужно вырваться из-под опеки своего отца, который, как бы не был строг с Вами ( может и заслуженно?), но не подвергнет Вас издевательствам, которые позволил себе митрополит Евсевий по отношению к о.Павлу.
sleepost
25 июн, 2010 10:20 (UTC)
Друже, не противоречьте сами себе.
Упрекая меня в "безапелляционности" и в "самоуверенности", сами при этом, аки прозорливец, пишите о моей жизни, будто бы являетесь моим близким родственником.
Иначе откуда такие богатые "познания" о моем детстве и юношестве: "вы выросли в тепличных условиях", "строгости папеньки" и т.п.

Я бы мог, как это распространено в интернете, профессионально изничтожить ваши писания в мой адрес: например, уличить вас в клевете и во лжи (приписывания духовных даров, мнения о моем детстве и семье), но не буду этого делать и просто попрошу вас впредь не писать о моей личной жизни ни слова, так как вы ее не знаете.

Что касается конфликта митрополита Евсевия и отца Павла, то я как был, так и остаюсь при своем мнении:
1. Чтобы не произошло, выкладывать подробности в интернет нельзя, так как это может погубить много неокрепших душ.
2. Если хочешь попросить прощенья, то делай это не публично (так как тем самым ты сводишь шансы на ответ к нулю - ведь, если ты любишь публичность, это не значит, что твой "недруг" ее также любит), а лично.

Подозреваю, что так думают очень многие, просто не хотят вступать в бессмысленные споры с поклонниками отца Павла.
(без темы) - chitinets - 1 июл, 2010 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sleepost - 1 июл, 2010 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chitinets - 1 июл, 2010 20:27 (UTC) - Развернуть
sergey_nikol
22 июн, 2010 18:48 (UTC)
Нормальное письмо. На него можно ответить, если есть желание примириться. Ответить аналогичным образом: повиниться в своей неправоте, если видишь её за собой, а если надо, то спокойно и аргументированно высказать своё несогласие… Такой диалог лучше тихой ненависти.
Ваше Высокопреосвященство, поговорите с о. Павлом.
mikhaltchuk
22 июн, 2010 20:42 (UTC)
К сожалению, письмо это - послание от абсолютного праведника к грешнику.
vnuk_katona
23 июн, 2010 09:39 (UTC)
К сожалению

Тема и вправду сложная.

Поэтому было бы особенно интересно понять Ваше мнение:

1. В чем конкретно (в этом письме) признаки почитания автором:
1.1. себя - абсолютным праведником;
1.2. владыку - абсолютным грешником.

2. Не могли бы Вы привести пример (исторический или самому набросать) такого письма о примирении от гонимого гонителю, которое удовлетворит самую проницательную требовательность? Уверен, что о.Павел воспользуется уроком добронравия.

3. Не могли бы Вы привести пример конкретных шагов Владыки Евсевия, направленных к примерению с о.Павлом, в которых образцово проявилась христианская любовь, пастырская попечительность и забота о церковном домостроительстве?

4. Не обязательный вопрос: не является ли Ваше письмо образцом письма от абсолютного праведника к абсолютному грешнику? Ведь все квалифицирующие признаки налицо.

С уважением,
ВК
mikhaltchuk
23 июн, 2010 10:11 (UTC)
Re: К сожалению
1.1 Безапелляционный тон и отсутствие даже малейшего намёка на то, что автор мог быть хоть в чём-то хоть немножечко неправ. То есть, речь идёт не просто о праведнике, а о праведнике, уверенном в своей праведности. Я не слишком внимательно слежу за этой печальной историей, поэтому, не исключаю, что в каких-то других текстах этот, вопиюще недостающий момент присутствует. Впрочем, допускаю, что покаяние не обязательно должно быть публичным. Но тогда почему обличение - публично?
1.2 Поскольку я такого не говорил (слово "абсолютный" по отношению к "грешнику" Вы мне приписали, очевидно, сгоряча), надеюсь, этот пункт снимается.
2. Во-первых, уверен, что не воспользуется, так как отец Павел, очевидно, несоизмеримо опытнее меня во всех отношениях и все возможные варианты знает гораздо лучше меня.
Всё же, мой вариант (только концептуально, естественно): "Святейший владыко! Прошу простить меня грешного и недостойного раба Божия и поступить со мною данной Вам Богом и Церковью властью.
Приму с радостью Ваше любое решение, как от Самого Христа".
3. Не знаю, так как (цитирую себя):"не слишком внимательно слежу за этой печальной историей". Но владыка Евсевий не обращался к защите общественного мнения, видимо, он в ней не нуждается.
4. Вместо ответа: примерьте этот вопрос на себя. Это обвинение, очевидно, легко множить бесконечно, как в двух стоящих напротив друг друга зеркалах.
vnuk_katona
23 июн, 2010 12:05 (UTC)
Re: пункт снимается
Спасибо за ответ. К сожалению, все основные вопросы остались непроясненными:

1.1. В каком конкретно месте конкретно этого письма Вы увидели признаки почитания о.Павлом себя асболютным праведником? В каких словах и конструкциях конкретно выражена безаппеляционность и отсутствие намеков на свою неправоту?

1.2. Прилагательное "абсолютный" к слову "грешник" Вы не использовали. Но сама конструкция его предполагает. Но суть вопроса от этого не меняется: в каком конкретно месте конкретно этого письма Вы усмотрели отношение к владыке Евсевию как к грешнику (просто грешнику) и соответствующую конструкцию противопоставления?

2. Спасибо за предложенный вариант.

3. Спасибо за ответ. Я тоже, считаю, что владыко не нуждается в защите. Правда, не все его сторонники так считают. Однако, Церковный суд признал обе стороны нуждающимися во взаимном примирении. Поэтому, суть вопроса в том, что критикуемое Вами письмо о.Павла дОлжно было бы сравнить с образцовыми шагами Владыки, который как добрый пастырь, должен был бы подать пример своемому пасомому.

Вряд ли Вы считаете, что владыко безуспешно ищет пути к тайному примирению, а строптивый священник воротит физиономию и убегает от владыки в Интернет.

4. Спасибо за ответ. Именно на ситуацию бесконечных отражений я и намекал.
Кто первый из нас с Вами сформулировал запрещенный вопрос?

mikhaltchuk
23 июн, 2010 12:51 (UTC)
Re: пункт снимается
1.1 Вы хотите, чтобы я указал "конкретно" места, которые отсутствуют в письме? Странная просьба. Именно на отсутствие я и указывал. Вы считаете, что, напротив, присутствуют? Укажите, что я не заметил.
1.2 Собственно всё письмо содержит обличение владыки, в этом его основное содержание. Оставшаяся часть посвящена описанию праведности автора.
3. Готов предположить, что в конфликте в какой-то степени виноваты обе стороны. Вполне возможно, что владыка не достиг ещё вершин святости, но он не просит случайных прохожих, в том числе, и меня стать судьёй, а отец Павел - просит, самим фактом публикации своего текста в открытом доступе, поэтому речь идёт именно о нём. Я, вообще, не взялся бы самовольно судить конфликт внутри священноначалия, разве что на кухне дома.
4. Я не выношу свою личность и свои проблемы на всеобщее обозрение, поэтому и не жду суждений обо мне. Мне для этого вполне хватает тех, кто меня знает лично, а особенно, моего духовника.
vnuk_katona
23 июн, 2010 13:51 (UTC)
Извините за въедливость
Вы произнесли очень важные, но не очень понятные лично мне слова. Я просто хочу, чтобы Вы их пояснили. Мне очень понравилась простая и ясная конкретность Вашего ответа по возможной модели письма. НО остальные пункты так и не прояснились. Наверное, в силу того, что я плохо формулирую.

Попробую еще раз. Чтобы получить конкретный ответ на конкретный вопрос, посвящу отдельному вопросу отдельное письмо.

1.1. Вы сказали "... письмо это - послание от абсолютного праведника к грешнику". Вы не отказываетесь от своего тезиса?

Я просил Вас конкретно указать конкретные места, в которых о.Павел выставляет себя абсолютным праведником.

Вы спрашиваете: "... хотите, чтобы я указал "конкретно" места, которые отсутствуют в письме?"

Мне и, думаю, всем участникам, интересно, какие конкретно слова или выражения присутствуют в обсуждаемом письме и свидетельствуют в пользу Вашего мнения (о том, что о.Павел выставляет себя абсолютным праведником)?

Или Вы уже прочитали текст внимательней и пишете, что такие места (свидетельствующие о надмении собственной праведностью о.Павла)"отсутствуют в письме".

Очень бы хотелось получить простой, не витиеватый ответ; без подколов и прочего.


С ув.,
ВК
adelgeim
23 июн, 2010 18:19 (UTC)
вопросы остались непроясненными
22 июня, трагический день начала войны, получил письмо от архиерея. Владыка обвиняет меня в тех фактах, которые я обжаловал в церк.суд. Кто из нас прав, можно было разрешить в суде, но суд отказался рассматривать мою жалобу, и теперь обсуждение этих фактов может свестись к пустому препирательству:"дурак-сам дурак".
В грубой форме архиерей сообщает, что для примирения я должен признать "сатанинскую, чёрную, ядовитую клевету, распространённую на весь мир в книге "Догмат о Церкви" и покаяться через СМИ перед всем миром, тогда может быть прощение". Речь идёт о безоговорочной капитуляции, которая в рекомендацию ц.суда не вписывается. Письмо пронизано такой яростью, что не только примирение, но даже разговор невозможен.
chitinets
23 июн, 2010 19:38 (UTC)
Re: вопросы остались непроясненными
"22 июня, трагический день начала войны, получил письмо от архиерея"
Знаменательно и показательно!
sergey_nikol
23 июн, 2010 12:26 (UTC)
Re: К сожалению
"К сожалению, письмо это - послание от абсолютного праведника к грешнику."
"Безапелляционный тон и отсутствие даже малейшего намёка на то, что автор мог быть хоть в чём-то хоть немножечко неправ. То есть, речь идёт не просто о праведнике, а о праведнике, уверенном в своей праведности."

К сожалению Ваш безапелляционный тон гораздо заметнее. Даже слова "праведник" уже стало ругательством, а "грешник" звучит как герой.
А между прочим, просит прощения, призывает к диалогу и примирению этот самый ненавистный Вам "праведник", а не возлюбленный "грешник".

"Я не слишком внимательно слежу за этой печальной историей, поэтому, не исключаю, что в каких-то других текстах этот, вопиюще недостающий момент присутствует."

А это вообще шедевр фарисейства. "Не знаю что там было, но о. Павел виноват". Ваша "логика" просто бьёт наповал.


mikhaltchuk
23 июн, 2010 13:03 (UTC)
Re: К сожалению
"Даже слова "праведник" уже стало ругательством, а "грешник" звучит как герой."

Есть место в Евангелии, где описана такая ситуация. Вы имеете в виду её? (Намекну; там идёт речь о мытаре и фарисее).


"А это вообще шедевр фарисейства. "Не знаю что там было, но о. Павел виноват". Ваша "логика" просто бьёт наповал."

Я не пытаюсь всерьёз разобраться во всей этой истории. Я написал только по поводу конкретной публикации, хотя не буду врать, что я совсем не в теме. Про "виновность" отца Павла я вообще ничего не говорил. Речь идёт только об одном тексте, который никак не выглядит попыткой примирения.
В двух словах я подытожил бы его содержание так: меня преследовали негодяи всю жизнь, раньше это была советская власть, а теперь их место заняли Вы, владыко. Простите пожалуйста, что я Вас огорчил этими словами, а также предыдущими обличениями Ваших мерзостей, но это правда, и я от неё не отрекусь. Возможно, это и правда, но при чём здесь примирение?
Re: К сожалению - chitinets - 23 июн, 2010 15:12 (UTC) - Развернуть
Re: К сожалению - chitinets - 23 июн, 2010 19:34 (UTC) - Развернуть
chitinets
23 июн, 2010 15:23 (UTC)
Оскудение любви и ума
http://adelgeim.livejournal.com/42221.html?thread=986605#t986605

Такое банальное поведение архиерея скорее показательнее тем, кто недооценивает Вашу, о.Павел, ситуацию, списывая ее на бытовые разногласия и упрекая Вас в несговорчивости. Для людей, не понимающих, что это противостояние не брата с братом, а истины и лжи, искренности и лицемерия, прощения и злобы, и, наконец, Бога с дьяволом. Заставлять Вас поступиться с совестью ради спокойной жизни, назвать черное белым, а правду ложью может только тот, к кому Христос произнес:

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
А как Я истину говорю, то не верите Мне.
Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога»
(Иоан.8:43-47)


«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»
(Иоан.14:30)

Человек, облекаясь в монашеские одежды, давая обеты Богу, но, не отдавши сердце Богу, незаметно для себя становится сначала собеседником, потом другом лжи, дьявола, что начинает лгать и лицемерить Богу и даже самому себе. Такая закостенелость страшна тем, что в ней совершенно не остается места зрению собственных грехов и покаянию в них. Процесс этот становится необратимым настолько, что его можно назвать духовным дальтонизмом, когда человек просто теряет способность различать даже контрастные цвета. Такая духовная болезнь страшна тем, что она заразна, и ставит под сомнение здоровое видение.
Страшно, что Церковный Суд и Патриарх выгораживают такие болезни, опасные для общества. Весьма прискорбно. Здесь оскудение не только любви, но и ума.
serghinho
9 июл, 2010 09:02 (UTC)
Какие замечательные слова )
( 55 комментариев — Оставить комментарий )